Священные растения. Часть первая

                СВЯЩЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

                Часть первая

        – Бабушка, мама читала мне про корову, священное животное в Индии. Интересно, а существуют ли растения священные? – спросила Кира, наклоняясь над розой и вдыхая её аромат.

        – Бабушка Нина ласково улыбнулась и на минуту призадумалась, как бы собираясь с мыслями. По её лицу было заметно, что, перебирая в голове сотни волшебных трав, она искала всевозможные варианты объяснения простого вопроса. Затем легко вздохнув, кивнула головой, словно вспомнила:

        – Давным-давно, милая, человек был ближе к миру растений, умел общаться с ними, как с равными существами. Он наблюдал и изучал их тайные и волшебные свойства и верил, что растения – это посредники между богами и людьми, и у каждого из них – свой характер и свой нрав. И чтобы уберечь себя от зла, наши праотцы в качестве защитников часто использовали различные растения: травы, деревья, цветы.

        – И у всех народов одни и те же священные растения?

        – Нет, конечно. В Библии, например, упоминаются иссоп, фимиам, мирра и пальмовые ветви. У древних славян священными считались дуб, орешник, верба, хмель, омела, плакун-трава и пупавка. В индуизме почитается туласи*.

        – Расскажи мне подробнее о них.

        – Главным деревом славян был дуб. Он ассоциировался с богом-громовержцем Перуном и считался воплощением мирового древа. По представлениям славян и многих других народов крона мирового древа уходит в небесный, верхний мир, корни символизируют нижний, подземный мир, а ствол –  это ось земного пространства, где обитает человек. В славянском фольклоре он ещё был мужским деревом, дающим силу, здоровье и плодовитость. И, как символ силы и власти, от старого вождя к новому передавался дубовый посох. Образ этого могучего дерева напрямую связывался с волей богов, поэтому в древности наши предки творили «суд и правду» под старыми дубами. Молодёжь приходила к дубам «занимать» силу, крепость духовную и телесную, стойкость и сопротивляемость житейским ветрам и громам. Из дуба также выпиливали крест на могилу и саму колоду, служившую гробом. Отсюда и пошло выражение «дать дуба», то есть умереть.

        – Интересно-то ка-а-ак!

        – Орешник же, – продолжила бабушка, – считался младшим братом дуба. Это очень влиятельное дерево с сильным характером. Наши предки прятались под орешник, чтобы не ударила молния, а после окончания грозы прихватывали с собой его веточки, в надежде защитить от молнии свои жилища. Новобрачных осыпали орехами, чтобы брак оказался крепким. Незамужние девушки клали орехи в свои сундучки, дабы накопилось богатое приданое. Орешек, особенно тройной, приманивал богатство и удачу, поэтому его берегли и носили в кошельках.

        А верба – символ непрерывности и постоянства жизни, обновление и возрождение природы после долгой зимы. Это дерево славянского бога солнца Ярилы, его невеста. Гибкая и стройная она считалась и символом женственности.

        – Бабушка, а мама рассказывала, что верба заменила листья пальмы, и стала в наши дни одним из символов праздника Вербное воскресенье. И, похлестывая меня и папу в Вербное воскресенье, говорила, что это отгоняет нечистую силу.

         – Мама права: с нежной пушистой вербой в руках мы обретаем её истинный символ – символ нашей веры, что Христос Воистину Воскрес!
Древние славяне верили, что верба предохраняет людей от козней злых духов, охраняет скот и посевы от всяческих бедствий. А ветка вербы, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в огонь – усмиряет его, а посаженная в поле – оберегает посевы.

        – А хмель? Как он оказался среди священных растений?

        – Есть такой славянский бог – Хмель, покровитель праздничных трапез, бог пчеловодов и медоваров. Его всегда связывали со счастливым супружеством. Жениха и невесту на пороге церкви осыпали шишками хмеля, чтобы новая семья была прочной, детки здоровыми и крепкими, а жизнь – полна достатка, веселья и радости. Цветки его засушивали и использовали как защиту от нечистой силы и сглаза.

        – Понятно. Бабушка, вот ты говорила про «амелу», а что это за растение или дерево? Впервые слышу о нём.

        – Не «амела», а омела, вечнозелёная, –  символ здоровья и молодости. Растёт на берёзах, липах, дубах, каштанах, тополях и разнообразных плодовых деревьях. Поселяется на верхушке дерева или на его ветвях и разрастается зелёным, в большинстве случаев густым кустом. Наши предки считали, что омела появляется на ветках деревьев от молнии, когда Перун хочет не наказать, а наградить. Поэтому, чтобы стать неуязвимыми, перед сражениями и битвами пили напиток из омелы и привязывали её ветки к груди. Охотники брали с собой веточку на удачу, когда отправлялись на охоту. Омелу клали в колыбель ребёнку, чтобы его не утащили феи.
Её присутствие в доме призвано было предохранить дом от грома и молнии, а также от злых духов.

        – Оч-чень интересно, бабушка! Ты так много знаешь и так увлекательно рассказываешь!

        – Спасибо, милая! Думаю, тебе будет интересно узнать ещё кое-что о плакун-траве, растущей по берегам рек и водоёмов. Высокая, стройная, красивая, с листьями, похожими на листья вербы. На них есть устьица, которые выделяют избыток воды при повышенной влажности: трава плачет!  Плакун не просто плачет, она заставляет плакать и злых духов! Её ещё называют «Мать всем травам». Она спасала древних славян не только от укуса змей и бешеных животных, но и от прочей нечисти. Особенно ценился корень.

        И, наконец, пупавка – загадочный цветок, знающий будущее. Её маленькие, скромные цветы с золотистым сердцем и белыми нежными лепестками воспринимались нашими предками как земные звёзды. Звёзды – глаза небесные, а пупавки – глаза земные. И те, и другие смотрят, а значит, видят и знают. Нужно только уметь понимать их язык. В отличие от небесных, земные глаза-звёзды имели длинные ресницы, которые можно потрогать, понюхать, пересчитать. Ну и погадать, конечно. Ты уже, наверняка, догадалась, что это за растение?

        – Несложно, бабушка! Это – прекрасная ромашка!

        – А как ты догадалась, что пупавка – романова трава?

        – Нетрудно, бабуль, – улыбнулась внучка: «Любит – не любит…»

        – Увы, дорогая моя, нужно признать, что из семи священных растений в современном мире только одна ромашка продолжает выполнять свои волшебные функции. Остальные же отвернулись от людей, закрылись в себе, хотя может быть, они и продолжают говорить с нами, только мы их не слышим.

        – Жаль, что мы живём в такое время. Но, наверное, в наши дни существуют и другие растения, к которым относятся с особым почитанием.

        – Безусловно, внученька, но об этом мы поговорим завтра.

        – Хорошо-хорошо, я согласна!


16. 06. 2025.

--  --  --  --  --  --
 
*Туласи – многолетнее травянистое растение или кустарник родом из Индии. Выращивается как однолетнее растение. Листья зелёного или фиолетового цвета, короткочерешковые, продолговато-яйцевидные, редко-зубчатые, длиной до пяти сантиметров. Стебель, листья и чашечки покрыты волосками. Цветки двугубые, белые с фиолетовым оттенком.
В Индии широко применяется в медицине и религиозном поклонении.
Туласи не обладает сильным ароматом, характерным для сладкого базилика, и имеет вкус, похожий на вкус гвоздики.

На фото:
Дуб Штефана чел Маре в селе Кобыля Шолдэнештского района Молдовы. Он считается самым старым деревом в Молдове и охраняется как памятник природы. Возраст дерева – около 700 лет. Согласно легенде, именно под этим дубом после одной из битв отдыхал молдавский господарь. Само село впервые упоминается в летописях примерно в 1456 году.
Дуб продолжает расти, на нём нет сухих ветвей. Дуб раскидистый, в три-четыре обхвата. В окружности он достигает 8 метров, а в высоту – 18. Рядом – бюст господаря и церковь.
В 2008 году национальный банк РМ выпустил серебряную памятную монету «Дуб Штефана чел Маре» номиналом 50 лей. На её реверсе изображено знаменитое дерево и выгравировано «Stejarul lui Stefan cel Mare».

Продолжение следует.


Рецензии
Рецензия на «Священные растения. Часть первая» (Ирина Христюк)

Спасибо, Иринушка! Очередной шедевр!
Придавая одухотворенное состояние Вашим героям,
Вы тем самым приобщаете читателей к сути природы,
его божественное происхождение будь то животное, или
растение. Удивительное тонкое восприятие
окружающей природы. Поддерживаю и считаю, что любую былинку
в природе нужно беречь и быть благодарным
к творению Бога!
С теплом и уважением,

Тамара Петровна Бабушкина 19.06.2025 21:40 • Заявить о нарушении / Удалить

Ирина Христюк   17.12.2025 14:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.