Арктический Варяг!

------------------------------------------

      Публикация посвящается                героическому единоборству советского ледокольного парохода "Александр Сибиряков" с немецким крейсером "Адмирал Шеер" в годы ВОВ на Северном флоте.
------------------------------------------
     Летом 1987 года на наш крейсер "Александр Невский", стоящий у седьмого причала в г.Североморске высадился десант съёмочной группы киностудии "Грузия фильм".


     Так получилось, что вот тогда я впервые заострил своё внимание на боевом подвиге экипажа ледокольного парохода
"Сибиряков". В военно-морском училище я пропустил урок по истории Военно- морского искусства, на котором об этом  говорили.

     Капитан "Сибирякова" был грузин Анатолий Качарава. Поэтому режиссер Отар Коберидзе, знаменитый грузинский актер решил снять фильм  *Операция Вундерланд" на  киностудии "Грузия фильм"*
   

     25 августа 1942 года ледокол "Александр Сибиряков" принял бой с немецким крейсером "Адмирал Шеер".

      
   Через северные моря лежал путь союзных караванов, везших помощь Советскому Союзу. Корабли шли в порты  Мурманска и Архангельска, и дорога эта была полна опасностей. Адольф Гитлер отдал приказ своим адмиралам- покончить с союзными караванами, передав тонкую ниточку, связывающую СССР с партнёрами по коалиции.

    В описываемое время гитлеровские ВМФ развернули операцию "Вундерланд"*. Целью ё было недопущение прохода конвоев союзников в Баренцево море с Востока, морским путём.

    А Карское море для перехвата конвоев был направлен вооруженный до зубов крейсер "Адмирал Шеер". Шесть орудий главного калибра-288 мм, восемь орудий среднего калибра-150 мм, шесть-105 мм и восемь 47 мм зенитного калибра, не считая десяти спаренных "Эрликонов". Кроме того корабль был оснащён двумя четырех трубными торпедными аппаратами 533 мм.


      В планах германского командования было скрытно выдвинуть в район "Адмирал Шеер", и застать караваны судов врасплох. Но планам врагов было не суждено состоятся.

      Планы фашистов сорвал ледокол-снабженец, который в 1941 году стал военным судном, войдя в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии.
На него установили два 76-мм, два 45-мм орудия и два 20-мм зенитных автомата "Эрликон".

    24 августа 2942 года "Сибиряков", выполняя рейс на Северную землю вышел из порта "Диксон". А это время на его на борту находилась команда судна и военный отряд. Всего 104 человека и 349 тонн снабжения.

     Целью рейса была замена персонала, пополнение запаса полярной станции на Северной Земле и организации новой станции на мысе Молотова. Информации о том, что корабль может встретить неприятельский корабль- не было.

    Фашисты, маскируясь, выдавали себя за японское судно. Им не удалось обмануть "Сибиряков", чтобы узнать карту ледовых полей.Тогда они подняли немецкий флаг и решили взять в плен наш ледокол. Немцы были уверены, что "Сибиряков" капитулирует.

    
     Как раз в этот момент к проливу Вилькицкого приближался караван судов, не подозревавших о столь близком соседстве с вооруженным до зубов фашистским пиратом. Значит надо...


     И в этот момент снаряды пушек советского ледокола накрыли палубу "Адмирала Леера", повредив его зенитные орудия. Гитлеровцы открыли огонь из орудий главного калибра.

     Огнем "Шеера" были разбиты два кормовых орудия, убиты артиллеристы, снесена мачта и повреждена радиостанция. Один снаряд попал в носовую часть, где взорвались бочки с бензином и начался пожар.

     Короткая хронология события заняла час десять минут. Быстро меняется обстановка. Снесенная залпом мачта сорвала антенну, и мы потеряли связь с Диксоном. Правда, главный старшина Сараев под огнем противника, словно кошка, вскарабкался по уцелевшей мачте и натянул антенну. Снова застучали ключом радисты Шаршавин и Гайдо. Но не надолго, соообщили, что ведем неравный бой. Еще залп с крейсера, — и радиорубки не стало.

     Как можно оценить, с чем можно сравнить силу воли молодого врача Валентины Черноус, буфетчицы Натальи Римкис, уборщиц Анны Котловой и Варвары Дисневой, нашей пассажирки Дарьи Колкуновой, которые наравне с матросами вступили в единоборство с врагом. Как только начался бой, они превратили кают-компанию в лазарет, в огне и дыму перевязывали раненых, оказывали им помощь. Женщины «Сибирякова» несли свою боевую вахту до того самого момента, когда вражеский снаряд разорвался в кают-компании...

      И, главное, моряки бросались туда, где опаснее всего, по собственной инициативе, по зову своего сердца, которое пылало в тот час у каждого, как пылал  «Сибиряков».

      Один за другим гибли сибиряковцы. Погиб старший штурман Г. Сулаков, смертью храбрых пали штурманы П. Иванов, С. Белых, механики А. Колтаков и В. Паромов, машинист А. Алферов, радист П. Гайдо. Страшной силы взрыв словно подбросил судно.

     Корабль уходил под воду с поднятым военно-морским флагом.

     Помполит, вступивший в командование кораблем после ранения капитана, приказал покинуть судно.  Из 104 человек на борту в спасательной шлюпке собралось 22 человека (в разных источниках цифра почему-то плавает с 19 до 28), включая раненого капитана.

     Отдельного рассказа  заслуживает тот факт, что ни один член экипажа не стал сотрудничать с немцами. И они себя достойно вели в концлагере, вплоть до освобождения нашими войсками. Всё они-Герои!

     В день боя командующий Северным флотом адмирал А. Головко записал в своем дневнике: «По всей вероятности, «Сибиряков» был потоплен, его люди погибли, самоотверженно исполнив свой долг, задержав фашистский рейдер на один час десять минут, но, возможно, и дольше»

     После этого боя крей"Адмирал Шеер" ушёл на ремонт в Норвегию. До конца войны в боевых действиях не участвовал. Он прикрывал отступление немецких войск. И в 1945 году бесславно закончил своё существование, перевернувшись в доке, после бомбёжки британской авиации.
   
*****************************
МЫ-НАСЛЕДНИКИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!
*****************************

17.06.2025г.  г.Североморск
              г.Москва

В 1932 году на "Александре Сибирякове".было совершено впервые в  истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого море в Берингово за одну навигацию.

 * Так грузинская киногруппа оказалась на крейсере "Александр Невский". Там проводили  часть съёмок.

   Я по долгу службы и зову сердца помогал, чем мог, сьёмочной  группе. Размещал на корабле по каютам. Кормил "отборным зерном" их в кают-кампании, обеспечивал подачу воды в правый  офицерский душ и простыни
( в те дни в Североморске  стояла жара 28-30 градусов и артисты обливалась потом).

   А когда съёмки закончилась,  я подарил каждому из 28-и участников по тонкой флотской тельняшке (пришлось ухитриться и с трудом  купить  в Военторге  277). Каждому по шикарной круглой мочалке из пропилена (боцмана крейсерские сплели) и руководству по чеканке ( главный боцман  крейсера был мастер этого дела и в свободное от службы время делал для души).


Рецензии