Пушкин Гоголь Чичиков Коловращение
КОЛОВРАЩЕНИЕМ …
Каким колом где зачем и как этот плут вращал?
В словарях:
Словарь русского языка XVIII века. — Л.: Наука, 1984—... Вып. 10. Кастальский—Крепостца. — С. 99.
КОЛОВРАЩЕ;НИЕ, я, ср. Слав. Действ. по гл. коловращать и коловращаться; круговое, вращательное движение. САР1 I 893. Лунное коловращение, видимое коловратное движение луны. ФРЛ1 II 29.
С тех пор, какие коловращения ни ожидали нас в жизни, мы верны остались своей первой любви. Саянов, Небо и земля. Малый академический словарь
Источник: https://gufo.me/search?term=
Словарь Ушакова
коловращение, коловращения, ср. (книж. устар.). беспрерывное движение, изменение чего-либо; круговорот Круговое вращение, круговорот. «Иван Ильич всё более и более впадал в раздумье и в какое-то коловращение идей.» Достоевский.
Словарь Ожегова
КОЛОВРАЩЕНИЕ, я, ср. (устар.). То же, что круговорот. К. мыслей, событий.
Словарь Ефремовой
Коловращение - Беспрерывное движение, изменение чего-л.; круговорот.
Толковый словарь Кузнецова
КОЛОВРАЩЕНИЕ -я; ср. Книжн. Беспрерывное течение, изменение чего-л.; круговорот. К. идей. К. жизни
Словарь синонимов русского языка
круговерть сущ., кол-во синонимов: 8 вихрь 22 водоворот 24 коловерть 3 коловорот 12 коловращение 9 круговорот 9
Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
КАЛАВАДА Все эти мотивы сопряжены с гл. темой коловращения Времени; ламентации по поводу всесилия Времени с его
Толковый словарь Даля
КОЛО ср. стар. и ныне южн. зап. круг, окружность, обод, обруч; || колесо. || южн. зап. мирская сходка, круп, рода, казачий круг, совет; у южн. славян хоровод. Кола мн. повозка на колесах, телега. Поехал на колах, в телеге. || Коло нареч. южн. зап. коло яросл. арх. коле, коля зап. около, близко, подле, вокруг, в околице, в околотке, по соседству, возле, обапол, в окружности. Коловращать что, обращать кругом, вертеть вокруг, круговращать. коловращаться, страдат. и возвр. по смыслу речи. Коловращенье ср. действ. и сост. по глаг. на ть и на ся. Колвратный, кружащийся, вертящийся, обращающийся вокруг; || *изменчивый, переменный, непостоянный. Коловратность ж. свойство или сост. коловратного. Коловратничать, быть шатким, нерешительным, изменчивым, непостоянным. Коловратничанье ср. действ. это. Коловертный тамб. скорый, проворный, ловкий, расторопный, бойкий; || легкомысленный, непостоянный. Коловерт, коловорот м. водоворот, пучина, вырь, сувой. || Сверло с лебедкою, коленчатая рукоятка с перкою, для сверленья. || Коловерт м. коловерть об. человек коловертный, коловертливый, провор, либо человек непостоянный. || Коловорот, коловрат м. ворот, шпиль, стоячий вал с рычагами, для подъема груза, тяги невода и пр. баран, бочка, навой. || Сверло. || Изгиб, извилина реки, твер. пск. || Человек коловерт, в знач. бестолковый, изменчивый, непостоянный. Коловоротный, к коловороту относящ. Коловратка ж. наливняковое животное Vortex, колесцо.
Волше¬бные Окуля¬ры Это слово, как Вам справедливо заметили, происходит не от слова "кол". Это производное от слова "Коловрат", то есть верховный Бог-Солнце, дающий жизнь всему живому на Земле в славянской языческой мифологии. Или религии, как угодно. Поэтому, в вольном переводе, это движение Солнца по небу.
Это цитата из непроверенных источников, помидорами не кидайтесь.
Итак, дело запахло богами …
(2)
Чичиков у Трауберга намекал то ли на свое божественное, то ли на не менее божественное по своей идее занятие скупкой оптом мертвых душ и их реализацией с большущей прибылью
Бог этого занятия – Коловрат
(2а)
Алиса помогает: https://yandex.ru/search/?text=+&clid=2237730&lr=10758
Коловрат – это один из самых древних символов славян, который олицетворяет ход Солнца и богов, связанных с ним – Сварога и Хорса. Коловрат не является богом, но символизирует солнечных богов в славянской мифологии:
• Хорс — бог Солнца, сын Рода, брат Велеса. Коловрат ассоциируется с его солнечным колесом. otvet.mail.ruNorthernFable.ru
• Сварог — бог-творец, бог мудрости. Считается покровителем восьмилучевого коловрата. russian-history.fandom.comruyan-master.ru
• Даждьбог — бог, связанный с небесным огнём, который символизирует четырёхлучевой коловрат. otvet.mail.rulivemaster.ru
Слово «коловрат» с древнеславянского переводится как «вращение колеса», «круговорот» (коло — круг, колесо, врат — ворот — вращение). Символ представляет собой образ солнца с загнутыми по кругу лучами. livemaster.ruruyan-master.ru
Важно отметить, что символика коловрата не имеет научного обоснования.
(2б)
Амулеты и талисманы Коловрат. Интересные факты о символе
Символика, сходная с коловратом, встречается практически у всех индоевропейских народов. Само слово «коловрат» имеет русское происхождение и с древнеславянского переводится как «вращение колеса», «круговорот» (коло – круг, колесо, врат – ворот – вращение). Однако древние славяне называли словом «коло» не только колесо, но и использовали его в качестве эпитета Солнца («наше солнышко – колоколнышко»). Отсюда другое название коловрата – Солцеворот.
Символ представляет собой чаще всего восьмилучевую свастику с лучами, загнутыми в одну сторону (так же бывает шестилучевой и четырехлучевой свастикой). Лучи могут быть загнуты по часовой стрелке или против, тем самым обозначая вращение колеса посолонь или против Солнца.
Символ, безусловно, очень древний. Однако, по мнению историков, восьмилучевая свастика стала называться коловратом относительно недавно, у самих же древних славян она не носила этого названия. А само слово коловрат имело несколько иное значение – вращающееся, извивающееся, в частности один из видов червей назывался коловратками.
Свастические знаки у индо-европейцев символизировали, прежде всего, солнце, и носили обережный характер.
Безусловно Коловрат – один из самых распространенных древнеславянских символов. Он изображался на щитах древних воинов, изображался на знаменах, на оружие, на ставнях и стенах домов, вышивался на одежде. Как и традиционная свастика, этот символ являлся оберегом, а так же должен был притягивать счастье и удачу. Вероятно коловрат обозначал так же солнечных богов - Ярилу, Сварога, Хорса и Даждьбога.
Коловрат символизирует годовой солнечный цикл, вечное вращение Солнца, как источника жизни.
В трактовках современных неоязычников даются описания свойств нескольких видов коловратов: Четырехлучевой коловрат – земной огонь. Шестилучевой коловрат – знак бога Перуна, его же называют Перуново колесо. Восьмилучевой коловрат – солнечный огонь. Восьмилучевой коловрат, с движением по часовой стрелке, т.е. посолонь, в системе неоязычества называется Колядник. Его значение: солнечная энергия жизни, победа Света над Тьмой и личные победы, перемены к лучшему, соответствует и тому древнему значению этого символа, которое приписывали ему наши предки. Коловрат с движением против часовой стрелки получил название Ладинец и его назначение – служить оберегом.
(3)
Но опустимся с небес и их символики в пушкинскую чернь словесности простого народа… - к версии словаря Даля, которая вращается вокруг кола
Посадить на кол !
И повращать!
По часовой, потом против …
Но было ведь еще и колесование … вид казни
(3а)
https://ru.wikipedia.org/wiki/#cite_note-1
Посаже;ние на; кол — вид смертной казни, при которой приговорённого насаживали на вертикальный заострённый кол. В большинстве случаев жертву насаживали на кол на земле, в горизонтальном положении, а потом кол устанавливали вертикально. Иногда жертву насаживали на уже поставленный кол.
Посажение на кол широко применялось ещё в Древнем Египте и на Ближнем Востоке. Первые упоминания относятся к началу II тысячелетия до н. э. Особое распространение казнь получила в Ассирии, где посажение на кол было обычным наказанием для жителей взбунтовавшихся городов, поэтому в поучительных целях сцены этой казни часто изображались на барельефах. На ассирийских рельефах встречаются 2 варианта: при одном из них приговорённому протыкали колом грудь, при другом острие кола входило в тело снизу, через анус. Казнь широко применялась в Средиземноморье и на территории Ближнего Востока по меньшей мере с начала II тысячелетия до н. э. Эта мера применялась в Мидии (см. История (Геродот, кн.1:128). Известна она была и римлянам, хотя распространения в Древнем Риме не получила, в противовес распятию.
В древнерусском (кон. XV в.) «Сказании о Дракуле воеводе» говорится:
Царь же велми разсердити себе о том и поиде воинством на него и прииде на него со многими силами. Он же, собрав елико имеаше у себе войска, и удари на турков нощию, и множество изби их. И не возможе противу великого войска малыми людьми и възвратися. И кои с ним з бою того приидоша, и начат их сам смотрити; кои ранен спреди, тому честь велню подаваше и витязем его учиняше, коих же сзади, того на кол повеле всажати проходом, глаголя: «Ты еси не муж, но жена».
В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдёт до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть от потери крови наступала очень нескоро. Обычный вариант казни также был очень мучительным, и жертвы корчились на колу по несколько часов.
В Румынии был даже герой – Влад Пронзитель
На Руси подобная казнь применялась со времён Ивана Грозного. Так, в 1614 г в Москве на кол был посажен атаман донских казаков, один из виднейших предводителей казачества в эпоху Смуты Иван Заруцкий.
Из «СООБЩЕНИЕ КАСАТЕЛЬНО ПОДРОБНОСТЕЙ МЯТЕЖА, НЕДАВНО ПРОИЗВЕДЕННОГО В МОСКОВИИ СТЕНЬКОЙ РАЗИНЫМ»
(см. Записки иностранцев о восстании Степана Разина. Т. 1. Л. Наука. 1968):
По той причине великий государь собрал большое войско и, поручив главное начальство над ним князю Юрию Алексеевичу Долгорукому, послал его в конце сентября на врага. Повстречав отряд числом в пятнадцать тысяч человек, князь Юрий Долгорукий вступил с ним в бой, и хотя мятежники сражались храбро и, будучи рассеяны, трижды снова сплачивались, однако же под конец были разбиты и обращены в бегство, потеряв великое множество убитыми, а еще более — взятыми в плен и без промедления подвергнутыми казни. Шесть пушек достались Долгорукому, который, расположившись лагерем близ города Арзамаса, творил строгий суд над мятежниками.
Место сие являло зрелище ужасное и напоминало собой преддверие ада. Вокруг были возведены виселицы, и на каждой висело человек 40, а то и 50. В другом месте валялись в крови обезглавленные тела. Тут и там торчали колы с посаженными на них мятежниками, из которых немалое число было живо и на третий день, и еще слышны были их стоны. За три месяца по суду, после расспроса свидетелей, палачи предали смерти одиннадцать тысяч человек.
По свидетельствам современников Петра I, в частности, австрийского посланника Плейера, именно таким способом расправился российский император со Степаном Глебовым, любовником своей сосланной в монастырь жены Евдокии (см. Устрялов Н.Г. История царствования императора Петра Великого. — СПб., 1859. — Т. 6. — С. 21)
Почему сажали на кол
Ильмир Шакиров
В «старину» людей лишали жизни самыми разными способами – быстрыми и медленными. Вешали, отрубали голову, топили, варили, четвертовали и так далее. Из всех этих интересен метод «посадить на кол». Надо сказать, в те, стародавние времена, когда религия еще была религией, люди еще ЗНАЛИ, что живут МНОГО раз, а посему шибко то и не боялись смерти. Именно поэтому вероятно и были придуманы медленные способы лишения жизни. Но только ли из-за этого?
Выдвинем гипотезу, что сажание на кол было предназначено не только для медленной и мучительной смерти человека, но вполне и направлено на то, чтобы «обесточить» сущность (паразитирующую) обитающую в теле человека.
(в самом деле, как вам такой «туризм» между измерениями?. Вы можете делать все что хотите, а вам за это ничего. Аватар блин. Кстати, те из простецов, кто видит хорошие цветные сны со мной согласится. Про астральных путешественников, как «профи», просто умалчиваю.)
То есть, вместе с телом вполне могла погибнуть и сущность (ну или основательно «разрядиться»*, что для нее не есть гут в ихнем мире). Для сего и применялась вероятно осина либо какое еще дерево вампир. Очень может быть, и само место имело значение, где нибудь в ГПЗ или напротив в «хорошей» зоне.*
(а что? Если рассмотреть распятие Христа, то по тамошним меркам он был, немного «того». Только программа снизошедшая в тело была не «снизу» а «сверху». Какая блин разница какую сущность гнобить?
Проблема Знания в том, КАК его применят. Ножик ведь предназначен колбаску или хлеб порезать. А человек это крайний случай. Но многие даже об этом не думают. Просто хватают и режут. По пьяни.* )
примечания
Осина – В СССР еще знали про осину. Спички были еще из осины, а приклады автоматов ни в коем случае не делались из осины. Были осиновые бани.
(5)
Колесова;ние — распространённый в Античности и Средневековье вид смертной казни, также известный под названием «колёса Екатерины» или просто «колёса». Колесование применялось ещё в Древнем Риме. В Средние века и в начале Нового времени было распространено в Европе, особенно в Германии и во Франции, где считалось самой мучительной (после четвертования) и самой позорной казнью.
Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, и умирал от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса использовали просто деревянную раму или крест из брёвен.
В России этот вид казни известен с XVII века, но колесование стало регулярно применяться лишь при Петре I, получив законодательное утверждение в Воинском Уставе. Колесование перестало применяться в XIX веке.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона поясняет:
Колесование — квалифицированная смертная казнь — было в употреблении еще в Риме времен империи, рано введено было в Германии для убийц, совершивших преступление в засаде, во Франции сверх того и для воров на больших дорогах. Во Франции колесование вошло в употребление сначала в силу обычая, законом же утверждено было при Франциске I. В России К. стало практиковаться в XVII в., в частое употребление вошло при Петре I (стрелецкие казни), который в воинском уставе дал ему законодательное утверждение. Способ К. состоял в следующем: на сделанном из двух бревен андреевском кресте, на каждой из ветвей которого были две выемки, расстоянием одна от другой на один фут, растягивали преступника так, чтобы лицом он обращен был к небу; каждая конечность его лежала по одной из ветвей креста, и в месте каждого сочленения он был привязан к кресту. Затем палач, вооруженный железным четвероугольным ломом, наносил удары в ту часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой. Этим способом переламывали кости каждого члена в 2-х местах. Раздробленного таким образом преступника клали на горизонтально поставленное колесо и переломленные члены пропускались между спицами колеса так, чтобы пятки сходились с задней частью головы, и оставляли его в таком положении умирать. Иногда вместо андреевского креста употреблялись деревяшки с проделанными в них желобками, которые подкладывались под те места тела, где нужно было раздробить кости, а вместо лома палач вооружался деревянным колесом, на одном краю которого, по окружности его, прикреплялась тупая железная полоса. Мучения положенных на колесо продолжались нередко целые сутки, иногда даже до 5 дней, в зависимости от числа ударов и мест, где они были нанесены. Наиболее мучительным К. являлось тогда, когда раздроблялись только руки и ноги, наиболее легким, когда первый удар наносился по шее и таким образом прекращал жизнь преступника (так называемое К. сверху вниз). Иногда раздробленному преступнику отсекали голову, которую втыкали на палке в центральное отверстие колеса. Ср. Сергеевский, «Наказание в русском праве XVII в.» (СПб., 1887).
А. Я.
Профессор А. Ф. Кистяковский в XIX веке так описал процесс колесования, применявшийся в России:
К эшафоту привязывали в горизонтальном положении андреевский крест, сделанный из двух брёвен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращён к небу; каждая оконечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждого сочленения он был привязан к кресту. Затем палач, вооружённый железным четырёхугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленениями, которая как раз лежала над выемкой. Этим способом переламывали кости каждого члена в двух местах. Операция оканчивалась двумя или тремя ударами по животу и переламыванием станового хребта. Разломанного таким образом преступника клали на горизонтально поставленное колесо так, чтобы пятки сходились с задней частью головы, и оставляли его в таком положении умирать[23].
(см. Колесование // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907)
***
ЯПлакал Легенда о Коловрате
Однажды Бату Джучиевич из рода чингизидов и Евпатий Львович Коловрат из рязанских бояр сидели в заштатном баре в Бирюлёво, и смотрели на ноутбуке фильм "Легенда о Коловрате".
- Да ё*б твою мать, - откровенно сказал Бату Джучиевич, отхлебнув "скрюдрайвера". - Такого я не ожидал. Это что, такая изощрённая русская месть вообще, ****ь? За моё нашествие? За наше монгольское в целом свинство: разобрали Рязань на запчасти, и сказали, что так и было?
- Ху*ли сразу месть-то, - в смущении ответил Евпатий Львович врагу земли Русской - Это щас у нас кино такое снимают на бюджетное бабло. Пора бы уже привыкнуть.
Они вздохнули, и заказали суши с лососем.
Они продолжили смотреть кино. И далее Евпатий Львович объяснял Бату Джучиевичу, что в нынешних русских княжествах считают - если снять какое-то ****атство и продавать в обертке патриотизма, то это даже и модно. А то, что дети будут потом думать - у нас на вооружении были православные медведи против крашеных монгольских пидорасов, это даже и правильно. Это очень хорошо.
Поэтому Бату Джучиевич вспомнил, что по некоторым источникам он принял православие, и с чувством перекрестился. И заказал ещё водки. И Евпатий Львович заказал ещё водки. И они приняли на грудь существенно. Даже закусывать перестали, дабы проняло сильнее.
https://www.yaplakal.com/forum7/topic1778171.html
Впервые о Евпатии Коловрате упоминается в «Повести о разорении Рязани Батыем», реальном древнерусском тексте о том, как хан Батый разгромил Рязань. При этом ни один историк наверняка не скажет, жил ли Евпатий на самом деле. Принято считать, что жил, но доказательств тому нет — только упоминание о нем в сказании.
Но в кино Евпатий шибко монголов наколовращал … и застрощал ..
***
Ни Пушкин, ни его проситель проклятый хохол (по Розанову) Гоголь-Яновский, ни их выпестованный в мертвецом русском бизнесе Паша Чичиков, ни его предок – опасный чудак Е.Онегин и понятие не имели как их будут коловращать
Как выразился один Бес в исполнении актера Стоянова:
Коловрат твою мать …
Свидетельство о публикации №225061700201