Остров Пасхи. 21. Загадка Ко-Тето-Кана
Считается, что со временем статуи высекались все больших и больших размеров. Каждое последующее изваяние, установленное на аху, должно было быть выше предшествующего. Венцом этой гонки престижа должен был стать моаи по имени Ко-Тето-Кана. Он же мог быть причиной восстания короткоухих и последующим за этим периодом смуты и свержения моаи с их пьедесталов. Но внимательное рассмотрение всего комплекса задач по воздвижению изваяний на аху вызывает ряд вопросов, которые заставляют засомневаться в приемлемости этой версии.
Очевидно, что моаи устанавливались на аху последовательно и не за один раз. Достаточно взглянуть на аху Тонгарики, на которой стоят пятнадцать истуканов, чтобы отметить факт их разного возраста и значительного разброса по росту. Изготовлены они явно не одной партией и устанавливались на протяжении длительного времени. Похоже, что моаи занимали свои места на аху справа налево, если смотреть на него с фасада. Левофланговые самые молодые и низкорослые! И почему самый высокий истукан в этой шеренге стоит пятым справа, а последний самый худосочненький? А не дошедший до пункта назначения самый длинный моаи? Этот без малого одиннадцатиметровый верзила лежит на спине совсем недалеко от Рано-Рараку. И по состоянию его тела невозможно сказать, что он младше своих родственников, удостоившихся чести воздвижения на аху. Его вели на северо-запад, но примерно через полтора километра он упал и разломался. Из 383 перемещенных моаи истуканов выше восьми метров было не больше дюжины. Значит, не такая уж была большая нужда в высоченных идолах.
Никаких сомнений не вызывает тот факт, что разработка каменоломен Рано-Рараку шла от пологого склона к высокому обрывистому краю вулкана, или слева направо. Первые истуканы вырубались в самых легкодоступных местах у самой верхней кромки косогора у подножия горы. Со временем потребности в идолах росли, и приходилось использовать горный массив с большей эффективностью. Желание взять от горы как можно больше заставляло мастеров углубляться в делювий и закладывать свои мастерские поближе к основанию вулкана. Поколения мастеров сменяли друг друга, приемы обработки камня оттачивались, уверенность в своих силах укреплялась, масштабы деятельности увеличивались. Нет ничего удивительного в том, что в один прекрасный момент ваятели решились замахнуться на поистине величайшее свершение.
Ко-Тето-Кана лежит с правого края каменоломен на выступающем гребне, который ограничен вертикальными трещинами. Из этого гребня можно было бы высечь более десятка весьма рослых истуканов, но мастера предпочли использовать его для одного великана. Когда над ним начиналась работа, никаких действующих мастерских правее от него, естественно, не было. Этот каменный блок был крайним.
Что задумывали островитяне, когда принимали решение высечь этого гиганта, сказать трудно. Возможно, они хотели установить его на ближайшем аху, а затем водрузить ему на голову пукао, которое изготавливалось одновременно с ним? Тогда к нему должен был подходить ров, а его следов нет, его даже не начинали рыть. Вырубать исполина лучше было бы ниже по склону, чтобы облегчить спуск к равнине. С этой же точки зрения, при длине почти в 22 метра, он должен был лежать под тем же уклоном, что и дно спускового рва, то есть его голова должна была быть заглублена в породу. Но ничего этого и в помине нет. Кроме того, его пропорции (отношение роста к ширине плеч) схожи с пропорциями врытых в делювий истуканов, наподобие раскопанного одного из них Туром Хейердалом.
Таких истуканов невозможно перемещать стоймя ни одним из известных ныне способов. А перетащить в лежачем положении не хватит силенок, да и любые деревянные рамы и лестницы будут раздавлены в лепешку под весом исполина. Вкопать у подножия вулкана? Вполне возможно, ведь выкопать котлован глубиной и длиной по 10 метров, вывалив при этом на-гора порядка 550 кубометров грунта, было островитянам, похоже, вполне по силам. Только как это детище дотащить до ямы? Да и ни на одном вкопанном изваянии не было пукао. Оставить в теле горы в виде горельефа? Но гигантское пукао, которое так и не было отделено от тела горы Пуна-Пау, предназначалось именно ему.
И пукао есть, и моаи есть… А аху-то для него и нет. А оно должно было быть огромным и весьма прочным. С определением места установки опять проблема. Единственное подходящее для него место – вершина вулкана Пуа-Катике на полуострове Поике, но туда из-за рельефа местности не попало ни одного, даже самого маленького, изваяния из мастерских.
Остается лишь одно: поставить Ко-Тето-Кана «на ноги» на месте рождения, а затем и увенчать пукао. Для этого под ним надо было вырубить в горе эскарп глубиной по задней стенке в 8–9 метров. Примерный объем вырубки – 450–480 кубометров – не такой уж и невероятный. Чтобы создать самого колосса, необходимо было изъять из горного монолита порядка 200 кубов лишней породы. Разорвав связь верхней половины тела голиафа с горой и понемногу выбирая породу под спиной в сторону основания, можно заставить великана медленно, но самостоятельно встать на ноги. Процесс был бы завораживающим.
Стоящий исполин выглядывал бы из-за гребня склона вулкана, на котором сейчас лежит поленница незавершенных идолов, и был бы виден со всей юго-восточной части прибрежной равнины. А если его развернуть в четверть оборота к востоку, то его лицо озарялось бы первыми лучами восходящего солнца, еще не видимого с равнины.
Высекали богатыря из тела вулкана в вертикальной плоскости с максимально возможным углом подъема, а не в горизонтальной, как подавляющее большинство статуй. Это обеспечивало его последующую установку. Почему нельзя было высечь сразу в положении стоя? Во-первых, гигант оказался бы в глубокой нише, а не на виду со всех сторон, во-вторых, установить на его голову пукао в таких условиях было бы невозможно, в-третьих, нельзя забывать о слоистости здешней горной породы: при такой высоте очень велика вероятность попадания на горизонт пепловых пород, а это гарантированный перелом высекаемого изваяния. Если бы задумка реализовалась, то выглядело бы это просто величественно и было бы очень даже к месту – Бог горы и Покровитель ваятелей. Другого достойнейшего места на острове не найдешь.
Но только ли для этого его задумывали? Что заставило отказаться от завершения поистине грандиозного замысла? Неудача при транспортировке самого длинного верзилы, упавшего недалеко от места рождения и расколовшегося пополам? Осознание физической невозможности завершения поставленной задачи? Ответы на эти вопросы мы не получим никогда. Ясно одно, работа над ним была остановлена сознательно за многие десятилетия до прекращения ваяния статуй в мастерских. Это факт.
Ваятели «перешагнули» через гребень, на котором лежит Ко-Тето-Кана и продолжили вгрызаться в гору, отходя от него все дальше и дальше. Отвалы из забоев, которые находились правее от Колосса Рапа-Нуи, вываливались на левый бруствер стапельного рва. В результате, над нижней частью тела несостоявшегося самого большого идола вырос огромный погребальный холм, укрывший его до самой груди – истукана постепенно хоронили под слоем лишней породы и отработанных рубил. Это означает, что почтения к нему у каменотесов уже не было – они были заняты новыми, более важными делами. Необходимо было повышать рождаемость идолов, и из каменоломен еще громче зазвучал нескончаемый рокот рубил под монотонное пение каменотесов и бесконечный шум соленых ветров.
Для сознательного прекращения работ могут быть три причины.
Первая. Осознание физической невозможности завершения начатого дела.
Вторая. Осознание ошибки проекта и, как следствие, бессмысленности продолжения работ, а может, и отказ от самой идеи.
Третья. Возникновение новой, превосходящей идеи, захватывающей своим величием воображение современников, а то и выводящей общество на новый цивилизационный уровень.
Так какая же из этих причин имела место?
Явно не первая. Она могла бы проявиться в полной мере только после окончательного отделения исполина от тела горы в момент начала транспортировочной операции, как это случилось с Робинзоном Крузо и его пирогой, ведь завершить вырубку исполина ваятелям было под силу.
*– книгу можно приобрести в «СПб Дом книги», на сайте издательства или у автора (с автографом).
https://dk-spb.ru/books/900146302
https://peterburg21vek.ru/products/55464
Схема автора.
Свидетельство о публикации №225061700222