Как выглядит Бог
Если человек не наблюдает и не осязает объект почитания, то ему остается только верить, что он существует. И тогда в сознании возникает целый комплекс проблем, связанных с возникновением, обоснованием и действием веры. Требовалась разработка универсального учения, которое, с одной стороны – формировало бы твердую убежденность в существовании невидимого, а с другой – раскрывало смысл и цель поклонения ему. Это обусловлено тем, что, утратив богообщение в раю, человек лишился видения, или созерцания Бога. В раю Адаму и Еве знания были ни к чему. Все что им нужно было знать, они видели перед собой и поэтому необходимость в логическом познании отпала сама собой, ибо праотцы были превыше всякого знания. По утрате прямого видения Творца, человек был вынужден придумывать Его образ, то есть стремление души к Создателю, никуда не исчезло, а значит требовало визуализации. Ранее я уже говорил, что Премудрость Божия предвидела сотворение человека и его падение. Также на Совете Святой Троицы было предопределено нисхождение в мир и боговоплощение Сына Божьего, ради спасения человечества и победы над дьяволом. Создавая Адама по образу и подобию Своему, Бог учитывал будущее воплощение Сына в Человека Иисуса Христа во всем подобному людям, кроме греха. Таким образом, наше тело было задумано именно таким, каким оно есть, а не иным, поскольку ему надлежало вместить Бога. Человек творился под Бога, Который должен был принять его облик. Это великая тайна приоткрывается нам в словах Христа: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9). Слова страшные и таинственные! По сути, Иисус говорит: вы первые, кто видит Бога лицом к лицу, и теперь знаете, как Он выглядит. Для Моисея это было невозможно в силу испепеляющей мощи божественной энергии. Нельзя было видеть Бога и остаться в живых, как нельзя опуститься на солнце и не быть мгновенно уничтоженным, а сила Бога в неисчислимое количество раз превышает жар солнца. Предвидя необходимость боговоплощения, Бог заложил в творение человека такой конструктив, выражаясь современным языком, который, с одной стороны – позволил бы с честью принять Самого Бога, а с другой – не причинить вреда человеческой природе. Иначе все мгновенно бы погибли. Когда Иисус говорит: «Видевший Меня видел Отца», Он раскрывает великую тайну Божественного домостроительства, приближает человека лицом к лицу с Богом. Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Если в Ветхом Завете непосредственное Божественное Откровение людям осуществлялось в слове, то в Новом Завете оно осуществляется и в слове, и в образе, ибо Невидимый стал видимым, Неописуемый сделался описуемым». Бог – это Святая Троица, Которая имеет Свои личные ипостаси, но единую природу. Соответственно Христос говорит: в Мом лице вы видите Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14:11). Это значит, что визуализация Бога впервые в истории человечества состоялась: лик Христа – это лик Бога во всей Его полноте.
Однако это не антропоморфизм, то есть наделение божества человеческим обликом и поклонение этому образу. Речь идет об одном из проявлений Божественной сущности, ради пребывания среди людей. Не принимая нашего тела, Христос не смог бы воплотиться. Поэтому человеческое естество наилучшее из всех творений Вселенной, как уготованное для принятия Бога. Исходя из этого, можно сказать, что Бог выглядит как человек , но в смысле человеческой природы, в не изображения. В противном случае должен быть бог-негр, бог-азиат или бог-европеец. Это и есть антропоморфизм. Но почему Бог являет Себя миру в образе Сына Человеческого, а не в образе Отца или Духа? Ответ лежит в ипостасных свойствах Каждого из Них. Помимо рождаемости от Отца, Сын по воле Отчей, творит все Духом Святым. И как Творец всего видимого и невидимого мира, Он является человеку в образе Им сотворенным. Принимая нашу плоть, Христос не только побеждает грех и умерщвляет смерть, но и берет за руку падшего человека и возводит его на Небо в лоно Отца. Ране Бог никогда с людьми визуально не контактировал, в силу вышеназванных причин. Но с приходом Спасителя, Господь становится другом и собеседником человеку, говорит с ним лицом к лицу. Этого даже Адам с Евой в раю не знали. Они только слышали Бога, как и Моисей на Синае. Все Евангелие основано на исторической личности Христа, чем Новый Завет и отличается от Ветхого. Живой человек и Бог, Христос вечно присутствует среди людей, делая веру не достоянием исключительно кастового священства или ортодоксальных иудеев, а учением доступным любому, уверовавшему в Него. Если в Ветхозаветной Церкви вера в Бога поддерживалась откровениями пророков и чудесами Творца, то в Новозаветной – эта вера неразрывна с живой личностью Христа, как воплощенного Единого Бога. Поэтому, неверующие во Иисуса и Евангелие, обречены на более жестокие муки, потому что имели возможность уверовать через личное общение с Ним, но не сделали этого, отодвинув от себя Сына Божьего, а значит и собственное спасение.
Все вышесказанное касается внешнего вида Бога, познаваемого органами чувств: зрением, слухом, осязанием. Но есть и более высокий уровень познания – познание духовными очами или внутренним созерцанием. Первое было необходимо в земной жизни Христа, чтобы на века сохранился Его образ для поклонения уверовавшим в Него. Как я уже говорил, человеку в силу его немощи и маловерия, для удостоверения в истине нужны осязаемые чувствами факты. Чтобы верить, он должен видеть лик Того, в Кого верит. Поэтому Христос и запечатлел Себя в нерукотворном образе на плате для царя Авгаря, чем положил начало христианской иконографии. Как мы знаем, к Богу есть два пути: первый заключается в уклонении от зла и борьбе со страстями, а второй – в таинственном богословии, то есть в деятельном богопознании и созерцании. Каждому пути соответствуют своя помощь и поддержка Духа. Идущих путем духовной брани, Господь укрепляет терпением в скорбях и верой в обетованные блага, а вторым – дает Духа Истины и раскрывает природу вещей при помощи «тайноводческого богословия», как его называет Максим Исповедник. Поэтому иконы с изображением Бога, Богоматери, святых – служат помощью первым в богообщении, а лицезрение Бога в себе сподобляются только идущие вторым путем, то есть призванные из совершенных. Прообразом этого, в высшей степени духовного видения, было явление Христа ученикам в блистающем свете на Фаворе. Это евангельское событие легло в основу святоотеческого учения о Фаворском свете или нетварных энергиях Бога. Впервые божественные энергии описал в своих «Гимнах» преподобный Симеон Новый Богослов. Позднее, в XIII в. учение о нетварных энергиях систематизировал и развил святитель Григорий Палама. Если говорить кратко, то его суть сводится к тому, что Бог по Своей сущности недоступен и не познаваем, о чем учит катафатическое богословие. Однако, Он познаваем по Своим действиям. Все тварное и мира горнего, и мира дольнего – является проявлением действия Бога или Его энергиями. Во всяком сущем эти энергии присутствуют – от живой клетки до Вселенной. Достигшие определенного уровня святости подвижники, сподобляются видеть этот Фаворский свет, как Живого Бога, внутри себя особым духовным зрением, подобно ученикам, видевшим Христа на Фаворе в окружении Ильи и Моисея. Для них это намного выше, чем видеть лик Христа на иконах, ибо иконы и Таинства для начинающих, а богопознание и приобщение к Божественному Свету для преуспевающих. Тема Божественных энергий и, неразрывно связанная с ней исихазм и учение Иисусовой молитвы, весьма объема и сложна, поэтому сейчас я о ней распространяться не буду. Для нас главным должна стать уверенность в том, что, во-первых, лицезреть Бога может всякий в Его облике и в Его свете и, во-вторых, Бог познаваем по Своим действиям и проявлением в мире, а значит Он вечно живой и вечно доступный для всех, кто к Нему обращается. Есть еще один важный аспект богопознания. Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Бог не является тем, что Он есть, а тем, что может видеть взирающий". Иначе говоря, каждый видит и познает Бога по-своему, в зависимости от знаний, уровня духовного развития и состояния нравственности.
Свидетельство о публикации №225061700226