Как выглядит Бог

                Этот вопрос стал мучить человека сразу же после смерти Адама и Евы. Наша природа так устроена, что познание мира приходит через чувства: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Ум, заключенный в телесные узы, нуждается в материализации познаваемого. Если объект познания недоступен чувствам и не определяется никаким образом, сознание его воображает. И тогда на основании выдуманного разум сочиняет веру в то, что придумал. Так возникли язычество, пантеизм, многочисленные религиозно-философские учения. Так появились идолы и обряды с жертвоприношениями. По мере развития, человек рисовал и творил богов и духов так, как он это представлял, то есть изготавливал себе подобных по внешнему виду. Были, конечно, и поклонения идолам в виде животных, но опять – таки, это была визуализация природы как объекта культового поклонения (пантеизм). Все попытки людей узнать, как выглядит Высшее существо, ни к чему не приводили. Задавался этим же вопросом и пророк Моисей, на что в ответ от Бога услышал: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Бог действительно невидим и непознаваем для всякой твари. Однако, создавая человека по образу и подобию Своему, Господь закладывал в нем некий отпечаток Себя, который с одной стороны делал его разумным, а с другой давал ориентир жизни – уподобление Создателю. Богословие говорит об образе Божиим, как о наборе божественных свойств, которыми Творец наградил человека: ум, воля, свобода, совесть, стремление к богоподобию. Это совершенно справедливо, поскольку никакая иная тварь во вселенной подобными качествами не обладает. Но это ничего не говорит нам об образе Божьем, как о видимом объекте поклонения.
                Если человек не наблюдает и не осязает объект веры, то ему остается только надеяться, что он существует. И тогда в сознании возникает целый комплекс проблем, связанных с возникновением, обоснованием и действием веры. Требовалась разработка универсального учения, которое, с одной стороны – формировало бы твердую убежденность в существовании невидимого, а с другой – раскрывало смысл и цель поклонения Божеству. Это обусловлено тем, что, утратив богообщение в раю, человек лишился видения, или созерцания Бога лично. В раю Адаму и Еве знания о Боге были ни к чему. Они Его видели перед собой и поэтому необходимость в логическом познании отпала сама собой. По утрате видения Творца, человек был вынужден придумывать Его образ, то есть стремление души к Создателю, никуда не исчезло, а значит требовало визуализации. Мы знаем, что Премудрость Божия предвидела сотворение человека и его падение. Также на Совете Святой Троицы было предопределено нисхождение в мир и боговоплощение Сына Божьего, ради спасения людей и победы над дьяволом. Создавая Адама по образу и подобию Своему, Бог учитывал будущее воплощение Сына в Человека Иисуса Христа во всем подобному людям, кроме греха. Таким образом, наше тело было задумано именно таким, каким оно есть, а не иным, поскольку ему надлежало принять Бога. Человек творился под Бога, Который должен был принять его облик. Это великая тайна приоткрывается в словах Христа: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9). Слова страшные и таинственные! По сути, Иисус говорит: вы первые, кто видит Бога лицом к лицу, и теперь знаете, как Он выглядит. Для Моисея это было невозможно в силу испепеляющей мощи божественной энергии. Нельзя было видеть Иегову и остаться в живых, как нельзя опуститься на солнце и не быть мгновенно уничтоженным, а сила Бога в неисчислимое количество раз превышает жар солнца. Предвидя необходимость боговоплощения, Господь заложил в человека такой конструктив, выражаясь современным языком, который, с одной стороны – позволил бы с честью принять Сына Божьего, а с другой – не причинить вреда человеческой природе. Когда Иисус говорит: «Видевший Меня видел Отца», Он раскрывает тайну Домостроительства, приближает человека к Богук. Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Если в Ветхом Завете непосредственное Божественное Откровение людям осуществлялось в слове, то в Новом Завете оно осуществляется и в слове, и в образе, ибо Невидимый стал видимым, Неописуемый сделался описуемым». Бог – это Святая Троица, Которая имеет три ипостаси, но единую природу. Соответственно Христос говорит: в Мом лице вы видите Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14:11). Это значит, что визуализация Бога впервые в истории человечества состоялась: лик Христа – это лик Бога во всей Его полноте.
                Однако это не антропоморфизм, то есть наделение божества человеческим обликом и поклонение этому образу.  Речь идет об одном из проявлений Божественной сущности, ради икономии спасения. Без нашего тела Христос не смог бы воплотиться. Поэтому человеческое естество наилучшее из всех творений Вселенной, как уготованное для принятия Бога. Исходя из этого,  можно сказать, что Бог выглядит как Его высшее творение – человек, причем вне зависимости от расы, национальности и возраста.  В противном случае должен быть бог-негр, бог-азиат или бог-европеец. Это и есть антропоморфизм. Но почему Бог являет Себя миру в образе Сына Человеческого, а не в образе Отца или Духа? Ответ лежит в ипостасных свойствах  Св. Троицы.
                По воле Отчей, Сын все творит Духом Святым. И как Творец всего видимого и невидимого мира, Он является человеку в образе Им сотворенным.  Принимая нашу плоть, Христос не только побеждает грех и смерть, но возводит падшего человека к престолу Отца. Ране Бог никогда с людьми визуально не контактировал. Но с приходом Спасителя, Он становится другом и собеседником человеку, говорит с ним лицом к лицу. Все Евангелие основано на исторической личности Христа, чем Новый Завет и отличается от Ветхого. Бог и Человек Христос незримо присутствует среди людей, делая веру достоянием не только ортодоксальных иудеев, но и учением человечества. Если в Ветхозаветной Церкви вера поддерживалась откровениями пророков и чудесами Бога, то в Новозаветной – она неразрывна с личностью Христа как воплощенного Бога. Поэтому, неверующие во Иисуса обречены на более жестокие муки, потому что имели возможность уверовать через общение с Ним, но не сделали этого, отринув Сына Божьего, а значит и свое спасение.
                Все вышесказанное касается образа Бога, познаваемого чувствами: зрением, слухом, осязанием. Но есть и более высокий уровень познания – духовными очами или внутренним созерцанием. Боговоплощение  было необходимо и для того, чтобы на века сохранился образ Христа как свидетельство пребывания Бога на земле. Человеку для удостоверения в истине нужны осязаемые чувствами факты. Чтобы верить, он должен видеть Того в Кого верит. Поэтому Христос и запечатлел Себя в нерукотворном образе на плате царя Авгаря, чем положил начало христианской иконографии. Как мы знаем, к Богу есть два пути: первый состоит в уклонении от зла и борьбе со страстями, а второй – в таинственном богословии, то есть в деятельном богопознании и созерцании. Каждому пути соответствуют своя помощь благодати Духа. Идущих путем духовной брани, Господь укрепляет терпением в скорбях и верой в обетованные блага, а вторым – дает Духа Истины и раскрывает природу вещей при помощи тайноводческого богословия, как его называет Максим Исповедник.  Поэтому иконы с изображением Бога, Богоматери, святых – служат помощью первым в богообщении. Лицезрение Бога в себе сподобляются только идущие вторым путем, то есть призванные для служения в Слове. Образом этого стало явление Христа ученикам в блистающем свете на Фаворе. Оно легло в основу святоотеческого учения о Фаворском свете или нетварных энергиях Божества.
                Впервые божественные энергии описал в своих «Гимнах»  преподобный Симеон Новый Богослов. Позднее, в XIII в. учение о нетварных энергиях систематизировал и развил святитель Григорий Палама. Если говорить кратко, то его суть сводится к тому, что Бог по Своей сущности недоступен и не познаваем, о чем учит апофатическое богословие. Однако, Он познаваем по Своим действиям. Все тварное – является проявлением действия Бога или Его энергиями. Эти энергии присутствуют везде и во всякой вещи – от живой клетки до Вселенной. Достигшие определенного уровня святости ученики, сподобляются видеть Фаворский свет, как Живого Бога, внутри себя особым духовным зрением, подобно апостолам на Фаворе. Для совершенных это намного выше, чем видеть Христа на иконах, ибо иконы и Таинства для начинающих, а богопознание и приобщение к Божественному Свету для преуспевающих. Тема Божественных энергий и, неразрывно связанная с ней исихазм и учение об Иисусовой молитве, весьма объема и сложна, поэтому о мы говорить не будем. Для нас главное заключается в том, что, во-первых,  лицезреть Бога может всякий в Его облике и в Его свете и, во-вторых, Бог познаваем по Своим действиям и проявлением в мире, а значит Он вечно живой и вечно доступный для всех, к Нему устремленных. Есть еще один важный аспект богопознания. Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Бог не является тем, что Он есть, а тем, что может видеть взирающий". Иначе говоря, каждый видит и познает Бога по-своему, в зависимости от знаний, уровня духовного развития и состояния нравственности. Важно помнить, что Христос – истинный Бог и истинный Человек, а значит познаваем как Бог в Своих действиях, и как Человек – по святому облику Иисуса Христа.
.


Рецензии