Стремящимся познать жизнь

Вступление.
Данная новелла имела рабочее название «По волнам нравственных писем Сенеки и Библии» и вот почему.
Цитата: «Библия - это книга, написанная под водительством Бога людьми, дающая успокоение в горе, решение жизненных проблем, осуждение греха, возвышение духовной зрелости, так необходимой для решения забот и проблем. Библия отвечает на вековые вопросы: «Как появился человек?»; «Что происходит с жизнью после смерти?»; «Можно ли познать значение и смысл жизни?»».
Философские ответы библейских Пророков на эти вопросы и явились основой христианского учения. Апостолы Христа свои проповеди выстраивали в том числе и на наследии философов Древнего Рима.
Какова историческая ситуация предшествовала зарождению морально - нравственных основ христианства? Цитата: «Ощущение некой «нормы жизни» было присуще римлянам, они всегда поверяли наличные «нравы» установленным староримским нравственно - духовным ценностям, философским и культурным традициям. Всё это сосредотачивалось в республиканском государстве, где долг гражданина был неотделим от долга нравственного, добродетельность выражалась в подвигах на благо республики». Это в полной мере соответствовало постулатам Библии и философическому наследию человечества. Из поколения в поколение передавались эти божественные указания о ценностях человеческой жизни.
Цитата: «Однако та римская республика, в которой и по мере которой сложилась система ценностей, перестала существовать на памяти отцов поколения Сенеки (современник зарождения идей христианства) - при Цезаре и Августе. Республика прекратила своё существование, власть захватили императоры. Система традиционных нравственных ценностей оказалась оторванной от жизни, неприложимой к деятельности. Для подтверждения этих ценностей нужна была какая - то иная санкция, коль скоро нравы республики пришли в полный и омерзительный упадок. Сенека, смотревший на вещи трезвее своих современников, вывод сделал: если та или иная форма государства оказывается преходящей, обречённой на крушение, то не с нею должна быть связана вечная и непреходящая система моральных ценностей. В своём последнем итоговом произведении «Нравственные письма к Луцилию» Сенека гениально раскрыл пути поиска истины и наставления в ней других».
А не находите ли вы, читатель, что и мы живём в эпоху … крушения, предсказанную апокалипсисом? И если следовать логике квантовомеханических законов Ньютона (вскоре нечто аналогичное будет открыто и в … «механике» человеческого общественного сосуществования), то вывод можно сделать: как христианство родилось на базе философских рассуждений периода перехода от республики к империи, так ныне произойдёт возрождение системы ценностей моральных? Тогда, из этого исходя, как говорят, если заблудился в лесу - постарайся вернуться к месту потери маршрута. Этот маршрут - ценности религии.
Религия же - это размышления мудрецов на определённом уровне развития человеческого разума о процессе мироздания, облечённые в систему философских умозаключений, трансформировавшихся в систему верований. Так, каменному уровню соответствовало поклонение истуканам, до космическому уровню - заповедям Моисея в разных интерпретациях, а вот уровню искусственного интеллекта - грядущая синергия Высшего Разума и Божества Единого.
Как на стыке наук рождаются великие открытия, так на стыке религий родится Истина человеческой Души в наступившую эру нового, многополярного Мира.
Итак, новелла - это цитаты из «Нравственных писем к Луцилию» и Библии, формирующие единое целое, в незначительной степени связанное словами автора.
(В вступлении приведены цитаты из предисловия С. Ошерова к книге «Нравственные письма к Луцилию» и предисловия к Библии).

Часть 1. Что есть … Время?
Начнём с вопроса: что вечно под солнцем? Время. В часах измеряется оно? Разве? Тогда почему один день быстро кончается, другой же - через … неделю, не меньше, спать ложимся когда для нас по ощущению длился?
И вообще, время - это Нечто само по себе? Тогда без времени - до Времени ещё что - нибудь было? Вместе с миром возникло ли время? Или, быть может, время было прежде возникновения мира, поскольку было же … Нечто, а значит, было и … Время? Неужели в часах оно измерялось? Ведь как и … Слово, которое в начале было у Бога, всё земное, пригодное для человеков, через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть. 
Вот теперь, призвав здравомыслие, вглядитесь пристально в реальность происходящую и тогда ясно поймёте: время катится по установленному богом закону, но тёмным путём. Сами судите: время пришло - слово … у «хомов» из мычащих уст сорвалось, человеками стали люди и меж собой на языках разных заговорили; другое время пришло - колесо покатилось; время третье приходит - завтра вещие сны начнут люди … смартфонить. А по большому счёту … что было, то и будет; и что делалось, то и делаться будет, и нет под солнцем ничего нового.
Что ещё касается «пути тёмного»? Смертному знать не дано, что завтра с ним будет (к сожалению, даже часы - для точности - не указаны).   
Вот и получается, что от Адама и Евы по … «божьим законом» люди живут и поныне. Это для живущих … библейские тысячи лет - древность седая - седая, а вот для полей же … квантовых - это всего лишь … кибернетическая микронаносекунда, … даже не две … Вечности Вселенской.
А потому человек разумный себе не позволит истину оспорить: у каждого есть предел, но никому не дано знать, близок ли он. Это и есть … «путь тёмный». Ведь даже когда дети растут - невозвратно их жизнь убывает. Но люди уверенность в себе не теряют и «путь тёмный» едва воспринимают. Вот только насколько в юности события и время ускорить мечтают, настолько в старости повременить умоляют. Потому и говорили древние: на всякий день как на последний смотри, да нынешний день - не последний, но и последний - рядом. А значит, старайся, чтобы день каждый был целой жизни подобен. Но помни всегда: сколько не старайся - время бежит быстрее, а жизнь, хоть и кончается в день последний, но уходит - то ежедневно.
Истинно, с рождения каждый должен усвоить: всё в жизни чужое, одно лишь время - твоё. Отвоюй его для себя самого, не позволяй его красть у тебя иль чужим отнимать, живи так, чтобы не зря оно проходило. Ибо всему своё время и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; время насаждать и время посаженное вырывать.
Но … люди - человеки живые, а потому часть жизни тратят они на дела … дурные, на безделье, топят жизнь в суете мелочей, как вдруг! получается так, что жизнь - то не на те дела вся потратилась, да, не на те, которые … «божьим законом» были сокрыты под … «путём тёмным», на который по своей глупости за всю свою жизнь человек так времени и не нашёл от суеты обратиться.
Но есть советы от мудрых. Удержишь в руках сегодняшний день - от завтрашнего меньше будешь зависеть. А кто вечер каждый заканчивает намеченные утром дела - тому и время подвластно. Да, время - песок, не удержишь, но из всех потерь позорней - по собственной нерадивой небрежности. Вот тогда у кого настоящее уходит впустую, тот и зависит от будущего. И становится безрадостной жизнь глупца, если он всё откладывает на будущее. Однако не менее печально и грустно заниматься делами … самих дел ради.
Итак, время катится по установленному богом закону, но тёмным путём. Спорить не будем? Тогда вот истина простая - не стройте наивно расчёты на весь свой век, не владея даже завтрашним днём: как птицам пищу каждое утро бог посылает, так и ваш путь осветит бог - когда время придёт, только во все дни своей жизни как заботливую мать и мудрого отца … слушайтесь Его.   

Часть 2. Что есть предел желаемого?
Услышавшие … мудрого отца с ним соглашаются: беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кому иметь больше хочется. Так предел каков? Низший - необходимое иметь, высший - столько, сколько довольно. Но при этом лучше всё ж таки не забывать, что тот не беден, кому довольно остатка и самого малого. А если даже и в бедности хорошо - тот богат непременно. И ещё не помешает понять, что в прошлом веке живя, был бы всякий с избытком богат, потому как во все века одного и того же хватает для жизни. Ведь не может никто всё иметь, чего хочет, зато всякий может того не хотеть, что иметь для него ну совсем невозможно. Однако святая истина есть. Если людская жизнь подчинена божественным законам и заповедям, то Господь сделает так, что кто собрать сумел много - не будет лишнее иметь; и кто мало - не будет иметь недостатка.
Но разве кто - то другую истину оспорит: для кого ближе запросы желудка - тот к животному ближе? Именно потому в потребительский век каждый должен понять, что желудок - залог свободы немалый, а пища - телу подспорье, но абсолютно не часть его главная. Но даже если, кроме желудка, у человека не было никогда запросов других, то можно на мраморе начертать у порога имя его: ведь он умер задолго до смерти.
С другой стороны, ясно всем, что поздно быть бережливым, когда останется жизни на донышке. И вот чтобы впросак не попасть каждый для себя определиться должен, что больше: много иметь или сколько хочется? В этом случае куда проще ответ: некоторых вещей не имея, узнаём через время, что они и не нужны были вовсе. Зато необходимое - никогда не приедается, право выбора оставляя между вещами лишними и суетными делами. Вывод? Глупым не будь: получив что - нибудь ничтожное, дешёвое и наверняка легко возместимое, не позволяй предъявлять себе счёт.
Конечно, заботиться о себе - природы веление, но только стоит начать потакать - незаметно пороками жизнь начнёт обрастать, потому как для алчности всякий конец - лишь начало. Не зря римляне древние говорили: в хижинах живут - свободные, в дворцах - рабы, ибо наслаждения и нега обнимают лишь ради того, чтобы придушить рано или поздно. И жадность не бывает без кары, хотя она и сама по себе есть немалая кара. Богатство же - куда большая пытка, чем добыча его, ибо тяжек страх внезапно его потерять. И тем не менее, не все богатеющие внемлют вековому предупреждению - излишества научают желать ещё большего. Люди такие жаждут редкое получить и примечательное, пусть даже оно мало и владеть им совсем не обязательно. В случае этом получается так, что когда расточительство доходит до желания по самоцветам ступать - тогда и заканчиваются все нежно ласкающие душу желания.
Только стыд, если он есть, от излишеств удержит, а не добрая воля. А потому для всякого желанного лучшая мера не жаждать - хотеть, взять не сколько хочется - сколько необходимо. И всегда разумнее большее на меньшее поменять лучшего ради. Ибо иметь сколько хочется - никогда не мало, а меньше, чем хочется, - всегда мало: на этих весах и взвешивается изнутри личное счастье, делая одних счастливыми в шалаше, других - в хоромах несчастными. А потому никогда тот беден не будет, кто в долг берёт у себя, когда чего - то недостаёт - ведь тогда любой малости хватит, ибо что не жалеть, что иметь, на поверку -  одно и то же.
Только тогда и велик человек, который посудой глиняной пользуется как серебряной, но не менее велик и тот, кто серебряной пользуется как глиняной. И лучше восхищаться душой, чем имуществом - ведь для души всё тленное меньше её. Ибо как выходишь нагим из материнской утробы, таким и отойдёшь, и от труда своего ничего туда не возьмёшь. И если Бог дал богатство, дал власть пользоваться им и наслаждаться, то нужно помнить всегда - дар этот от Бога.
Что же выходит в итоге? Если человек прожил в богатстве многие годы, но содеянным добром не наслаждалась душа, то перед самой смертью Господь ему скажет: выкидыш счастливей тебя, потому что солнца он живительную теплоту не познал, жизнь зачав во тьме и уйдя в темноту, а вот ты, хоть и прожил долго и сытно, но и ты в темноте могильной сгинешь, живительную теплоту щедрости и добра не познав.

Часть 3. Что есть дружба?
Получается так, кто живёт ни для кого, тот и ради себя не живёт. Впрочем, жизнь - маршрутка, попутчики заходят и выходят, а тебе – до конечной. Правда, иногда в этой толчее остановок и за проезд оплаты внезапно и необъяснимо … дружба вдруг возникает, с годами становясь всё теплее и крепче. Однако, как бывают в музыке хороши и гитара, и флейта - играть на них чтобы - но они ведь человека не делают музыкантом, так и ты не станешь мудрее оттого только, что друзей соберёшь вокруг себя много.
Потому лишним подумать не будет до того, как решиться стать кому - нибудь другом. Зато решившись, принять всей душой нужно друга, с ним как с собой говорить. При этом судить до того, как подружились и прежде разобраться всё же в человеке, а вот подружившись - доверять как себе. Если же кого - нибудь посчитаете другом и при этом не будете верить ему, как себе, значит, вы заблуждаетесь, не ведаете, что есть истинная дружба.
В чём же истинная дружба? Долог путь наставлений и разговоров, но убедителен и краток путь примеров. Говорят, глаза - зеркало души, искренний же смех - черты характера, пусть и голос будет вам приятен. О росте и фигуре … «прекратим бесполезный разговор и включим погромче телевизор»: пусть ум определяет достоинства и недостатки. Но согласитесь: с теми лучше время проводить, кто вас обогатит духовно; и мудрее допускать к себе лишь тех, сможете кого вы сами лучше сделать. При этом не забывайте, что избалованный приятель изнеженность распространит и слабость; богатый -  жадность распалит; лукавый - исподтишка ржавчиной всю душу поразит.
А ещё нужно понимать: денежный столько ящик стоит, сколько денег в него положат, а судно, крупное на реке, крохотным будет в море, и не раз доказано жизнью - верный в малом и во многом верен, а не верный в малом и во многом будет не верен.
Мнение же о человеке слагается из суждений многих, а вот признание - одних только истинно оценивших, именно они настоящими и становятся друзьями. И происходит это так со времён Адама - продавец покупателя морочит, вывешивая товар перед глазами. Потому незачем разговаривать с тем, кто абсолютно не станет вас слушать. А из - за высказываний разнообразия возненавидеть можно собственные уши: ведь из многих пустых кувшинов ничего не наполнишь. Нельзя забывать, что есть ещё и карьеристы, которым не так радостно за спиной у себя многих видеть, как горько глядеть хоть на одного, бегущего далеко впереди. Видит каждый человек чести их закон … куриный, который на лбу их гаденьком написан: клюй ближнего, оправляйся на нижнего, а сам карабкайся вверх.
Но поздно или рано в глазах людей возвышается унижающий себя; возвышающий же сам себя унижен будет; и глуп тот, кто человека ценит по одежде или положению, которое тоже лишь как одежда облекает. Глуп и тот, кто многих боится там, где возможно пройти только поодиночке, либо с верными друзьями. Однако утверждает опыт жизни: с кем сходятся лишь ради пользы, мил покуда полезен, поскольку дружба ради корысти - не дружба, сделка всего лишь.
Правда, между друзьями иногда так бывает, что тем нередко учат обману, что обмана боятся, в чём - то подозревая, - вероломными быть дают право. И вот тогда разве с крика начинается ссора? Чтобы это исключить - произносите те или иные слова в присутствии друга, помня при этом, что порок - и всем верить, и никому не верить, только и того, что первый - благороднее, безопаснее - второй. Измену же другу возможно простить, если ущерб нанесён бездумно, только подлость прощать нельзя - она шаг продумывает каждый.   
Вот опыт жизни ещё: записывающий в книгу долговую и другу услугу, расчёт получит от бога. Презирают таких люди, и конечно, топчут, но мимоходом, без упорства и фанатизма. Жить же следует так, чтобы и себе самому не приходилось в чём - нибудь признаваться, чего даже врагу доверить нельзя. И пусть вошедший в твой дом дивится тебе, а не твоей посуде. Если под силу - говорить нужно храбро с друзьями, если нет - то хоть откровенно. И насколько в силах - лучше отойти от скользкого места, если и на сухом - то стоите нетвёрдо.
Подытожим? Самое верное: стань себе другом - никогда одинок не будешь и не ищи сучок в глазу друга, в своём вынь бревно прежде.

Часть 4. Что есть власть толпы? 
Каковы бы ни были люди, но живут они в социуме, государством называемом. А государство - это толпа, управляют которой лидеры, выбившиеся из неё. Судьбы же этих ... социумов, как и судьбы людей, вертятся колесом, при этом медлителен только прирост, ущерб - тороплив. И что отнято одним народом у всех ещё легче может быть отнято всеми у одного, ибо кто яму копает, тот в неё сам упадёт; кто камни передвигает - тот надсадить себя может; кто колет дрова, тот от них подвержен опасности. А при благосклонности божьей воздвигнутое великим трудом в один день может разрушится и перевернуться вверх дном. Ибо если само в себе царство разделится, не может оно устоять: будет часа довольно, мига, чтобы в бездну низверглась держава великая.
Воля же Бога есть та, чтобы из того, что людям Он дал, ничего не загубили они; им из толпы возвышает правителей, они - то и посылают народы жать то, над чем они не трудились; другие трудились - входят они лишь в труды предшественников и плоды. Однако, вожаков выбирая, человеки не слышат предупреждение древних: если слепой ведёт слепого, то оба в яму упадут. И если два близоруких идут, то оба в тупик забредут. Так же плохо, когда идут два дальнозорких - им суждено спотыкаться, а потому лучше всего людям зрячими быть.
Есть и другая история. Небольшой городок царь обложил великий, но нашёлся в городе мудрый бедняк, своей мудростью городок тот он спас. Однако никто потом о бедняке и не вспомнил: мудрость чужая не впечатляет толпу, но когда бедняк спокойно речь свою вёл - со вниманием слушали люди, нежели крик властелина между глупцами. 
И примета верная есть: какова у людей жизнь, такова и речь. Если мораль и нравственность пошатнулись в государстве и расшатались, если граждане предались удовольствиям, то распущенность речи будет присуща не одному - двум ораторам, но одобрена и принята всеми. Как одержимое стремление к пышности пиров и одежды есть признак болезни, охватившей государство; так и вольность речи, если встречается часто, свидетельствует о падении душ, из которых исходят слова грязные, с радостью воспринимаемые не только слушателями погрязнее, но и хорошо одетой публикой. И вот тогда восхваляют не только речи с изъяном, но и сами изъяны. Все изъяны вводятся в обиход одним - тем, кто об эту пору главенствует в красноречии; остальные ему подражают слепо и заражают непотребностью один другого.
Но во все века люди, сбившись, простите, как стадо в толпу, не экзаменуют … краснобаев красноречивых, не понимают: всякий, делающий злое, свет ненавидит и всячески его избегает, чтобы не обличились дела его злые; поступающий же по правде к свету прямо идёт, дабы дела его были явны, потому что они в Боге соделаны. Но люди на зло ещё от Каина более падки. А стойкость людей и их здравомыслие в том и состоит, чтобы оставаться трезвым, когда весь народ перепился. И будет спасён народ, если найдётся лидер и призовёт прекратить беспробудное пьянство. Ведь ничто так не ускоряет ход корабля, как верхняя часть паруса. Однако и так бывает, что хороший камень пропадает за неимением ваятеля.
Что ещё присуще толпе? Любовь со страхом не уживается. Добрые нравы никогда не меняются, а вот злонравие непостоянно и часто меняется, но к лучшему - никогда. А ещё прикрываются ловко пороки под именем добродетелей: наглость - под прозвищем смелости; лень зовётся умеренностью; за осторожного принимают трусливого. Скупость же и честолюбие пагубнее всего, когда под личиной чистосердечия прячутся. Но позорней всего для толпы - добровольное рабство. И дело даже не в том, сколько господ - рабство всегда одно. Зато рабство презревший и в толпе повелителей будет свободен.
Свободу свою умные ещё так понимают: нет хуже врага, чем толпа. Толпе нужно уподобиться: не признав своим, тебя она и не полюбит. Но кто хочет быть другом толпе, тот становится врагом Богу, ибо только низким путём можно сыскать любовь низких. Как можно вернуть к здравомыслию тех, кого не удерживает никто, а гонит вперёд толпа оголтелая? Как может направлять других то, что само не подчинено правилам? Ведь кто везде - тот нигде. И кто проводит жизнь в метаниях и странствиях, у тех в итоге гостеприимцев множество, а вот настоящих нет друзей.
Каждый может в толпе своим пороком прельстить, либо незаметно испачкать. Дурной в толпе вредит дурному, хуже делая его, страх подстрекая и гнев, унынию потакая, одни лишь наслаждения восхваляя. Многим людям, не дурным даже, там всего хуже, где сошлись многих пороки, их негодность слилась воедино. А потому опаснее нет ничего, чем зрелище и толпа: через наслаждение пороки подкрадываются, через общий экстаз убийственные идеи навязываются. 
Но лишь единицы при этом задаются вопросом: что с государством будет и нравами, если вдруг окончательно взбесится, на добро ополчится целый народ? Непременно это вызовет неприятие, либо тупое и гнусное подражание. Однако человеку добра нельзя никогда злым уподобится оттого, что много в жизни их стало, но и ненавидеть многих нельзя оттого, что им не уподобился. Ибо во все времена застоя и смуты умом недалёкие, боясь бушующей неизвестности, на расхожие вредоносные мысли, как на ненадёжный посох с обречённостью баранов опираются. Покорно же за другими в безмозглой толпе следом идущие ничего не найдут, потому как ничего и не ищут.
Но не всякая цена толпы истинна, ведь истинно красиво не то, что частями отдельными хвалится, а то, что восхищает лишь в целом и к красоте призывает. И не  восхищаются единственным деревом, если лес высоты одинаковой. А потому, как важен один камень, свод создающий, - тот, который замыкает наклонные стены, так и все усилия толпы не сольются воедино без одного целеустремлённого лидера.
История Европы тому примеров много знает, от интриг Древнего Рима отсчёт свой начиная. Безумный самый - царская Россия: до победы над Германией два дня осталось, но как вороньё слетелась клика Родины предателей. Захотелось им лавры императора - победителя себе присвоить и государственную власть захватить сальными руками. Бездарный, но до беспамятства самовлюблённый Керенский возглавил дворян чванливых, зажравшихся буржуинов и бесноватых горлопанов.
Запечатлел навеки Маяковский тот переворот кровавый: «Когда я итожу то, что … в митингующей толпе прожил и роюсь в днях, я вспоминаю одно и то же - бузу … революционную матросов  и  кудрявого обыкновенного мальчика Вову, назвавшего себя Лениным позже, объявляя перепуганному миру: «Невероятной тропкой сердце Маркс и мысль свою зажёг в толпе, февральским одурманенной переворотом!» (Маркс - это тот, кто кровожадную Европу … Русский мир вырезать под корень призывал).   
Но выводов не делает … толпа. И с восторгом диким водружает … не камень - троянского коня меж … стен наклонных государства: убийц, воров, а ныне - гороховых шутов, поверив, что будет создан … надёжный свод над наивными их головами.

Часть 5. Что есть самовоспитание личности?
Во избежание тлетворного влияния толпы мудрецы древние призывали: что угодно богу, то пусть и человеку будет угодно. А сегодня под «богом» люди пусть понимают … некие силы, которые судьбой управляют. Даже упёртые скептики, смерти в глаза заглянув, о спасении, перепуганные вусмерть, … Их умоляют. И ясно всем: чужой смертью не умирают, как и не в свой срок не умирает никто, а значит, этим всем … Нечто повелевает?
Впрочем, для этого управления существенной разницы нет: в преисподней ли быть человеку, иль не быть ему нигде. А вот хорошо умереть - значит опасности избежать жить дурно, ведь жизнь - как пьеса: не то важно, длинна ли она, а то, хорошо ли сыграна. Именно поэтому знать должен каждый: куда идёшь и взялся откуда, что хорошо и что плохо, что ищешь, чего избегаешь. А кто ищет - тот и находит, в ком есть охота, для того и необходимости нет избегать чего - то. Ведь несчастен не тот, кто делает по приказу, а тот, кто делает против воли. И кто занимается делом своим с беспокойством душевным, тот усладу находит в занятии каждом. Именно только тогда не замешкаешься среди живущих и только тогда о тебе не скажут добрые люди: «дерево живёт».
Да бог с ней, с молвой, ведь рано или поздно поймёшь - словно кирпич над головой тебя всю жизнь неотвязно мысль сопровождает: что оставляешь после себя - то не твоё, а потому и после смерти стремись пребыть в жизни - дабы погибели избежать, ещё не успев умереть; дабы не тащиться, живя, мимо жизни. А потому, в жизнь войдя, стремись вернуть ей лучшее, чем получил. Из этого исходя, лишь в одном на жизнь жаловаться ты не вправе: она совершенно не держит тебя. 
Однако разбираться нужно в какой мере стремление вернуть лучшее жизни обязано мудрости, в какой - возрасту: так бывает, что не по годам для мудрости счёт. Мудрость же совет разумный даёт: если твои поступки честны - пусть все о них знают, если постыдны - что толку таить их, если ты сам о них знаешь. Истинно, несчастный ты человек, если не считаешься с этим свидетелем. Но о жизни разговаривая с собой, не помешает быть осторожным: твой собеседник оказаться вдруг может дурным человеком. Потому стесняйся себя и тем человеком станешь, на глазах которого себе грешить не позволишь, поймёшь за что себя уважать. Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше. Но твёрдо знай: беда, когда слишком скоро себе начнёшь нравиться. Сначала обвинителем выступи, обидчиком стань, а уж потом - судьёй и только после всего - ходатаем. Себя уважай непременно, ибо в противном случае и боги причин не найдут тебя уважать, а если ещё и дружить с собой перестанешь, то и дела с тобой, увы, перестанут дружить.
А посему понятно всем: по какой бы дороге ни шёл глупец, у него всегда недостаёт смысла, всякому глупость свою он покажет. Ведь не дано никому выпрямить то, что Господь кривым сделал; никто ничего не может сказать против воли Его. Правда, людям Господь даёт шанс кривое исправить: не скоро вершится суд над худыми делами, оттого люди и не страшатся их совершать.
Но … не по годам мудрые знают: лучше слушать от мудрого обличения, нежели песни глупого. Но горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою. Ибо притесняя других мгновенно мудрый становится глупым, достоинство своё понапрасну теряет. Разъяснять не нужно людям не глупым: достоинство и благородство растёт скорее, чем возникает. А вот наглость - ложный признак величия, хоть и утверждают сердобольные люди: нет порока без оправдания.
Смысл такой же в других словах заложен: больший или меньший круг начертишь - на площади это лишь скажется, отнюдь не на форме. А потому живи и учись не для того, чтобы знать не больше, но непременно лучше. Ведь никто не может всё изучить, что вокруг - изучи столько, сколько изучить интересно - и на этом довольно. Ибо изучая излишнее, можно не осмыслить необходимое, но лучше знать излишнее, чем только поверхностное познать. А вот где нельзя на опыте проверить познание - там следует к познанию постоянно стремиться. И этому учит мудрость от бога: не говори: я богат и ни в чём не имею нужды; ибо не знаешь, что несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг. Лучше приобрети знания, тысячелетиями очищенное, чтобы обогатиться, чтобы видеть, где свет, а где тьма.
Говорят про отвергающих эту мудрость: тупой как баран - бьётся рогами в ворота закрытые при открытой настежь калитке, пока жизнь не затащит в калитку его за рога; упрямый как осёл - не сделает два шага, если вдруг решит, что тяжелейшую поклажу должны разгружать вот на этом самом месте, пока бичами и плетьми не вынудят к месту разгрузки сделать оставшиеся шаги; грязный как свинья - только что вымытый чисто обязательно лужу найдёт и с диким восторгом изваляется в ней по уши.   
Не глупым нужно и другое осмыслить: честные намерения сохранить труднее, чем их возыметь. А посему: только тогда в жизни не будет противоречий, когда поступок не расходится с побуждением, при этом - лучше без успеха остаться, чем без надежды и веры. Ведь в жизни … всякое бывает! И бывает не уверен в себе тот, кого манит надежда, если даже предмет её рядом, и добыть его лёгкого легче. А шествовать будешь ли смелее, если злом с детства беды считаешь? Да и вообще, безумие какое - бежать, когда отступать уже некуда?
Чтобы … бежать не приходилось - разуметь нужно: прошлое подаёт советы на будущее, потому как будущее очень скоро в прошлое переходит. А вот если в деле смотреть только на цель - тогда возможно легко отказаться от лишнего. Поэтому необходимое в будущем скорее найдёшь - ведь ты не будешь излишнее искать в настоящем. И пословицу к себе иногда примеряй: стрелок из лука должен не изредка попадать, но изредка промах давать. А ещё непременно старайся, чтобы было смысла в сказанном больше, чем слов. И лучше тебе не обещать, чем обещать и не исполнить. Если же обыкновение имеешь на грабли свои наступать, то хотя бы не наступай ещё и на чужие. Когда же захочешь чьей - нибудь позабавиться глупостью - не ищи долго: над собой от всей души посмейся.
Да, доблесть не велика, когда выбрасывают за дверь - постарайся тогда сделать так, сам будто уходишь. И пусть всегда будет слово твёрдо твоё: да - значит да, нет - значит нет; а что сверх этих слов, то от лукавого. Ибо что измельчено в пыль, то лишено порядка, а жизнь, хоть и состоит из мелочей, но утонуть в них глупо: мелочи вреда не причинят, докуда вред порознь приносят. И если, зайдя далеко, заметишь, что идти до цели ещё больше осталось, знай, что желание твоё не здравомыслием рождено. И … что? Значит, лучше и не пытаться идти вперёд, если при необходимости вернуться так трудно? Конечно же нет! Тот может всё, чего хочет, кто не считает, будто больше он может, чем должен, если ещё понимает ясно: людям никогда не укротить и себе подчинить судьбу и природу. Ибо как любое искусство лишь подражает первозданной природе, так все дела человеческих рук - предопределению … божьему.
Что же, сделаем вывод? Понимающий скажет: самый полновластный тот, кто властвует собою, но не много справедливых к людям и значительно меньше - к судьбе и богам. А потому жить с людьми нужно так, будто бог всех и всё видит, говорить с богом так, будто внимательно слушают люди. Не противься злому: если из -  за мелочи глупец ударил в левую щёку - обрати к нему правую; если хитрец рубашку захочет взять - верхнюю отдай и одежду. Таковых не суди, да не судим будешь и в ответ расправу совершить не спеши - предоставь Богу, поверь, ужасней твоей она будет. О грозящей от человека опасности думай так, чтобы и о другом не забыть человеке: на одного гляди так, чтобы тебе не повредил он; на другого - чтобы не повредил ему ты. Просящему - дай и от хотящего занять - не отвращайся. Не твори твоей милостыни пред людьми с тем, чтобы они её видели: иначе не будет награды от Бога. Прощай людям их согрешения, дабы Бог простил твои, да как себя возлюби ближнего. Люби врагов твоих, молись за них, но за Родину, честь свою и достоинство как за родную мать любимую по колено в крови сражайся.    

Часть 6. Что есть некоторые правила жизни?
Оттого люди скверны, что не оглядываются на свою жизнь. Увы - так было всегда. Да, поздно жизненный опыт приходит и разному учит, но вот природа знание даёт сразу и всем одинаково. В чём же знания эти? Блага, разумом данные, прочны и постоянны, не идущие на убыль; путеводители они в пучине жизни. Все мирские - мнимые; при этом - всего лишь слуги. Только этими знаниями пренебрегли сегодня люди и всё в телегу потребления … мнимую свалили.
Но если в искусственного разума век блогеры в ... «телегах» своих протаскивают … не от бога - от себя … некие «путеводители жизни», то это вовсе не означает, что люди ушли далеко от бронзового века, когда о набеге губителей их жизней наши предки узнавали, узрев костёр на сторожевой башне доброго соседа. Ведь мирское мирским же и осталось, а вот что же с благами … Разума сталось? Неужели … путеводители жизни … в «телеги» пересели? Неужели «читая река воды жизни, светлая как кристалл - жаждущий пусть приходит и берёт воду жизни даром», воцарение которой в апокалипсисе человечеству предрекали, как в песке в соцсетях бездушных растворилась?
Задерживают ли воду, утекает ли она - не важно, если цел источник - Разум, который вопросы мышления о благах земных воедино соединяет с духовными благами, научая, что учиться добродетели - это значит отучатся от пороков: ведь никто с ношей не выплывает. Добродетель ничего не делает по необходимости, ей нельзя разучиться, а потому мудрому довольно и самого себя, чтобы жить блаженно, а не для того, чтобы жить.
И значения не имеет, велик ли … добродетели огонь, важнее он куда упадёт: мокрое не загорится, а сухое даже от искры ярко вспыхнет. Поэтому праведный во все века сражается не ради того, чтобы жить свободным, а ради того, чтобы среди свободных жить. Поэтому не ободряют солдат, на смерть идущих ради детей, матерей и жён. Поэтому понимают: посадивший вековые деревья в их тени не отдохнёт. Поэтому щедрые поговорку знают: отпускай хлеб свой по водам - найдёшь через много дней его опять. Поэтому умирает безмятежным таким же, каким родился, только тот, кто добродетельность постиг, ибо жить правильно - всем доступно и по силам, а вот жить долго - никому.
Да, плохо, когда жизнь кажется горькой, но хуже, когда она ненужной кажется. Ещё хуже, когда победившего мечом побеждают пороки. Как говорят люди: спальня светлая, но ночью она становится тёмной - так идут на плохое либо из боязни худшего, либо на хорошее в надежде, ради которого однажды стоит прожить терпеливо плохое. Но в жизни бывает и так, что душой нечестивый неправду зачал, был злобой чреват и родил ложь; рыл ров и выкопал, и упал в яму, которую приготовил - злоба его, злодейство и ложь на его же голову обратились.
А ещё так бывает, что надменно люди пренебрегают неизбежную кару от бога: «не взыщет»; во всех их помыслах: «нет никакого бога»; в сердце своём говорят они всюду: «не поколеблюсь и мне зла не случится». Но от Адама знают мудрые люди: только тех Господь препоясывает силою и верный путь устрояет, кто Его хранит пути, укрепляющих душу, и кто не отступает от … путеводителей жизни, простых умудряющих. Поэтому так древние говорили: языком не торопись своим, и сердце да не спешит пред Богом слово произнести; потому что Бог - на небе, а ты - на земле; потому слова твои да будут немноги.
Вот поэтому порицания заслуживают и те, что всегда чем - то обеспокоены, и те, что всегда спокойны, однако всё должно сочетаться: и любителю покоя действовать нужно, и деятельному - в покое побыть, ибо даже самое полезное на лету не принесёт пользу.
Но … «по любому» рабам лучше не уподобляться, у которых одна только цель - еду и удовольствия себе любой ценой раздобыть. А ещё нужно не забывать, что немощна всякая страсть вначале, но лучше и легче её к себе не подпускать, чем потом всеми силами из жизни изгонять. Ибо постоянное стремление к источникам веселья и наслаждения - неизбежная причина будущих потерь и страданий. И всегда в итоге получается так, что труп и тот, кто разложился в самодовольстве, и тот, кого везут в катафалке. Знаменитый поэт про трупов таких сказал однажды: «здесь обитает странный люд: талант небесный, свыше данный, за «раз послушать» отдают». Но ведь … этого люда счастье, как и талант, с небес даётся только.
Счастье же, если о мере забыть, само себя душит: где меры нет, там и срок короток. В случае этом подтверждают умудрённые жизнью: несчастнее всех счастливцы. И несчастен человек, если и тот, кому завидуют, завидует тоже. А потому неразумный, счастья достигнув, долго его не удержит. И не следует считать счастливцем того, кто зависит от счастья: гнаться за счастьем изо всех сил последних совершенно никакой необходимости нет. Ибо нет пути, который бы не кончился, потому чрезмерное счастье находит в самом себе для страха причины.
Эти причины для грусти повод дают: радость - начало будущей скорби, ибо жизнь - чередование белого и чёрного, и кто порадует - тот и огорчит. А вот кто знает, что непременно порадует его - тот на произвол других не отдаёт счастье своё, ведь радость, не будучи чужим подарком, не подвластна и произволу чужому.
Так что важней: умение приобретать или умение беречь? 
Не хвалитесь тем, к чему сами рук не приложили. Или вы не знаете, что неровной дорогой взбираются к почестей вершине? Истинно, оглянувшись назад, лишь тем дано увидеть свой путь пологим, кому удача снизошла с самих небес. Однако, как бегуну нужен ободряющий зритель, так нужно в жизни стремиться к тому, чтобы один мог принести, другой извлечь пользу. А ещё в жизни нужно закон моряков крупными буквами для себя написать: хорошо закреплённый на корабле груз в шторм его не потопит. И опасается капитан корабля не бедствий, а желает крепкой команды, всегда готовой их одолеть, ведь на словах и самый робкий утверждает, что он отчаянно храбрый. К этому лишним добавить не будет: как древесина ничего не даёт кораблю, хотя корабль - из дерева, так и день сам по себе ничего не даёт человеку, хотя вся его жизнь - дни отдельные.
Если же вы ежедневно пороки свои защищаете - вы их любите, предпочитая извинять, а не изгонять. «Не хотим» - причина; «не можем» - предлог. Поэтому не ставьте в защиту себе: повзрослевшего не переделать - только мягкое лепят. Помните, что никогда не поздно себе сказать, заглянув глубоко в свою душу: никто не вливает вина молодого в мехи ветхие - иначе молодое вино прорвёт мехи, и вино вытечет; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.
И что же мы имеем в «сухом остатке» … мехов новых? Путеводители жизни о благах, Разумом данных, тысячелетиями человеков призывают простую заповедь не забывать: если раб, мечтая о благах мнимых, так себе скажет: «не скоро придёт господин мой» и с пьяницами начнёт выпивать, - то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и подвергнет одной участи раба своего вместе с пьяницами. И не иначе.

Часть 7. Что есть власть фортуны?
Трудна участь человека, ибо он бессилен перед роком, божеством и случаем. И безопасного времени нет: самых воздержанных болезнь настигает, самых здоровых - чахотка, кара - самых невинных.
Оспаривать … посмеем?
Действительно, над нравами фортуна не властна, ибо нравы сам себе создаёт человек каждый, и тем не менее, иногда к занятию всё же случай приставляет. Так и есть: фортуна находит не реже, чем находят её; ежели фортуна что - то отнимет - она это сама дала прежде. А вот что будет - люди не ведают, а что быть может - знают, впрочем, знай не знай - случится всё равно. И против сего средств не найти, ибо это свыше … предопределено.
Только люди предначертания эти не воспринимают всерьёз, хотя их, кто услышать готов! Бог предупреждает и, если того не заметят, в другой раз: в ночном видении Он у человека открывает ухо и запечатывает Своё наставление, чтобы отвесть человека от пагубного предприятия и гордыню излишнюю удалить, чтобы отвесть его душу от пропасти и от поражения его жизнь оградить. 
А ещё по делам человеков Бог поступает: сильных не силою изгоняет, злых злом к добру обращает, хитрых их же хитростью … надувает, мудрых глупостью поучает. Да и вообще, прежде, нежели Бог образовал человека во чреве, Он его освятил делом его, потому знать должен каждый: по жизни пойдёт туда, куда Он пошлёт; будет делать то, что Он повелит.
И это так происходит: пред каждым рожденным Бог Ангела Своего посылает, который идёт впереди и верную указывает дорогу. Великое горе тем, кто не слушает голос своего … «навигатора» - планиды своей - и сворачивает с подсказанного пути по своему недомыслию и недоумию, ибо тем самым он рвёт… «нить оптоволоконную», которая с судьбой, данной Богом, тесно счастье его и умиротворённость увязывает, как в материнском утробе - пуповиной.
Воистину так! А ещё есть люди, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились, они - то и есть гении каждый в своё время и в своей отрасли. Ибо рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух. И дух этот дышит, где хочет, и голос слышишь, а не знаешь, откуда приходит и уходит куда. Истинно, каждый, в смертной плоти рожденный, слышит этот голос … «оптоволоконный», когда с собой по душам говорит. И только от Бога рожденные, в голове своей гениальные стихи услышав, иль формулы, иль невообразимые открытия гениальность свою так людям поясняют: всё, что создано мною, создано не мной - … Небом, а я всего лишь … талантливый исполнитель земной. Научно или как - то иначе не могут это … гении объяснить. 
Да, не может человек на себя ничего принимать, если с неба ему не будет дано. Есть по этому поводу древняя притча. О прибыли рассуждая, два решили купца: «Завтра отправимся в город другой и там год поторгуем». Обокрали их дочиста ночью. Бедолагам мудрецы наутро сказали: «Вам ли откуда знать, что завтра случится с вами? Поэтому отныне вы должны так рассуждать: если будет угодно Богу и живы будем, то завтра непременно в другой город пойдём».
А это ещё что такое? Ужели без помощи … некоего бога не возвысится над фортуной? 
Не парьтесь, опровергая. На это есть правило простое: нет нужды богу повиноваться, если с ним соглашаешься и от всей души за ним следуешь, а не … по необходимости.  Но прежде нужно понять, что многим будешь повелевать, если разум повелевает тобою. Только это научит не быть рабом ни у обстоятельств, ни у неизбежности, ни у случая - это и есть свобода … от бога.
Если ещё порассуждать, то вывод можно сделать: только философия силы даёт подчиниться добровольно фортуне, философия же научит следовать божества веленьям и случая превратности сносить. Нужно ещё и знать, что судьба даёт тех вещей начала, которым люди сами дают дурной исход или хороший. Так, мужественный всегда готов воскликнуть: «Что же ты медлишь, фортуна? Нападай!». А здравомыслящий скажет себе: «Поспеши с решением, пока не вмешалась высшая сила и не отняла возможность придать делу хороший исход». Не навязчиво юношу призовёт философия: «Подбирай примеры не ради упражнения ума, но ради укрепления духа». Про таких будет впору сказать: даже не пытайтесь гуся дождём напугать, ибо для них - всё … «с гуся вода».
Но кто сам непрочен, у того прочного нет ничего. Для таких опасение приближающегося шторма не так страшно, как желание укрыться в расщелинах скалистого берега. Бывалые моряки не шторма боятся - предательства, казалось, суши надёжной, от воды в отличие - каменной и очень твёрдой. 
Нет причин, однако, для смятения, хоть налетают беды, откуда их не ждали. А потому в своей душе не то предвосхищать надо, что происходит часто, напротив - худшее самое, если только не хотеть пасть духом, поражаясь необычному как небывалому, помня при этом, что всё фортуне подвластно и богу. Неоспоримо: на смерть и забвение обречены все смертных … создания, а жизнь, как ни крути, всё - таки … бренна.
Но при всей бренности жизни жалко и глупо беды бояться заранее, ибо кто раньше страдает, чем нужно, тот больше страдает. Впрочем, что всякий день  может произойти, случиться может и сегодня, зато чего задолго ждём, то легко переносим и просто.
А главные причины надежды и страха - к настоящему неумение приноровиться и привычка далеко вперёд засылать свои помыслы: в долгой дороге и дождь, и грязь неизбежны. Вот потому, если избавиться хочешь от ожидания беды, представь, что она пришла сегодняшней ночью, отыщи избавления меры разумно и страх спокойно свой взвесь. Но, с другой стороны, что жалеть о потерянном, что боятся потери - одно и то же, если не предвидеть беспечно, что предвидеть возможно; если не стараться предотвратить удар прежде. Стал кран водопроводный в вашей ванной подтекать - вы что будете делать?
Да, ужасна мука, когда жгут тебя, но она ещё ужасней, когда жжёшь ты сам себя. Ведь даже самый робкий предпочёл бы один раз упасть, чем висеть всё время. И каждый несчастен настолько, насколько несчастным себя полагает. Ты перестанешь боятся, если и надеяться перестанешь. При этом, даже остановиться и не мчаться за ветром попутным - уже немалое дело. Но стыдно, несясь по течению, опешивши, вдруг спросить себя: как же я попал сюда? И что толку править конём, пока тебя самого несут необузданные страсти? И что толку побеждать в борьбе, когда гнев тебя самого побеждает? 
Что же, бессилие перед фортуной оспаривая, всё же вынуждены мы признать: в жизни ничего не происходит случайно, ибо случайным … Господин Случай управляет, а вот главное при этом - своевременно … «управление» это понять и правильные сделать выводы. И ещё никогда не забывать - всегда Случай нечто новое избирает, безжалостно глумясь и нежданно настигая беспечно подзабывших … Всесилие Его.
А ещё неблагодарно не чувствовать обязанным себя за то, что получил однажды, хоть потом и утратил; и если неизбежное неожиданно миновало - поспеши удачей посчитать. И помнить всегда: для человека нет ничего лучше, как наслаждаться делами своими, потому что это - доля его; ибо кто приведёт посмотреть на то, что будет после?

Часть 8. Что есть власть мудрости?
Если бы люди рождались разумными, потеряла бы лучшее мудрость, что заложено в ней, и принадлежала бы к вещам совершенно случайным. Ибо человека делает мудрым то же, что богов - богами. Мудрости этой глубину никогда не постичь искусственному разуму, жизнь которому не богом даётся - человеком всего лишь. А вот сама жизнь человеческая изначально и в целом - милость богов, благою же делает её философия, которой больше, чем богам обязаны люди, настолько, насколько благо в жизни - дар лучший, нежели жизнь тленная.
Философия людям богами ниспослана, которые никому! не дали познания её рождения в разуме, но абсолютно всем - к ней способность. Только философия, исследуя зло и добро, душе указывает к небу дорогу, к духовности призывает и святости.
Лишь философия позволяет мудрость познать и наставления жизни, понять разума изречения; правила усвоить благоразумия, правды и правосудия; рассудительность дать простым людям, смышленость и знание. Послушает мудрый и умножит познания, советы мудрые разумный найдёт, ибо мудрость и наставления только глупцы презирают. Но от Адама и Евы не устаёт … Небо задавать человекам вопрос: «Доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут буйством услаждаться? доколе глупцы ненавидеть знание будут?».
И вот чтобы мудрым стать, необходимо всё божественное и человеческое познать. Тайна же мудрости в том, что она не идёт к человеку сама, но лишь себе самому ею каждый обязан и от другого её никогда не получит. Зато от чужого независима мудрость и не ждёт милости она ни от людей, ни от фортуны. Как девять месяцев людей материнская прячет утроба, приготавливая жить в другом месте, так и за весь срок богом отпущенной жизни, люди для рождения нового зреют, ведь иначе с Небом не выдержать встречу, с обжигающей тайной бесчисленных звёзд. Ведь только те к встрече со звёздами и небом на смертном одре будут готовы, кто душу к этой трепетной встрече при жизни готовил, грязь из неё изгоняя, жестокость и низость. Это и есть тысячелетняя мудрость - это и есть среди звёзд к другой, квантовой жизни готовность. 
Но Небо и звёзды твердят всегда людям: мудрости нельзя научиться - только постичь её можно. А потому размышлениями о жизни урывками нельзя заниматься, и однажды, обогнав простых смертных, от богов не намного отстанешь. Станешь при своей слабости богов обладать бесстрашием, станет твой век так же долог, как вечность божья, ибо медлительный век человеческий - только пролог к жизни … во Вселенной квантовой.
Постигшему мудрость все времена станут мысли доступны. И вот тогда, как в хоре все голоса в единый сливаются, так мысли всех веков при размышлении о прологе к жизни квантовой в сознании в многоголосое придут согласие, советы мудрые давая разуму. Поэтому преклониться спешите перед всем, что мудрость создала, обогащайте великое это наследие, чтобы к потомкам оно перешло. Жившие раньше для этого сделали многое; нужно взирать на них благосклонно и мысли их чтить, словно богов … Слово, понимая при этом, что те, кого ушедшими мним, только раньше … квантовыми частичками вознеслись во Вселенную.
Гласит древняя мудрость: в руках богов - власть, между людьми - согласие, до тех пор нерушимое, пока не разрушит алчность всякую общность, причиной бедствий становясь для тех даже, обогатила кого. Ибо Господь уловляет мудрецов их же лукавством и хитрый совет становится тщетным. Он замыслы коварных разрушает и руки не довершают злодейские предприятия. Он ум у глав народа отнимает, оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути и нет дорог. И тогда они днём тьму встречают, ходят в полдень ощупью, как ночью. Но благо той земле, царь которой благороден и князья которой вовремя едят для подкрепления, а не для толстопузого пресыщения.
Помните? Сказал Бог царю Соломону: за то, что ты не просил богатства и славы, а просил премудрости себе и знания, дам тебе их; а богатство и славу приобретёшь с Моей помощью. А потому есть заповедь для руководителей ранга любого: править - не властвовать значит, а обязанность исполнять, ибо только так мудрость позволит уберечь счастье своё и людское. Мудрость эту философия рождает, подчиняя жизнь порядку, поступками управляя, сидя у руля среди пучин, волнами гонимых, путь к победе направляет.
Однако всему своё время. И приходит время искать и время терять во все времена смены эпох. Пришло время - народ потерял морально - нравственную философию царской России, философию найдя коммунизма; младодемократы … сами помните что они с СССР натворили. В такие времена лихие не от мудрости спрашивают люди простые: отчего это прежние дни лучше нынешних?
Мудрость же обратное утверждает: не будь рабом предшественников, но единомышленником, правильно делай выводы. Лишь начав размышлять и философствовать о жизни, молодой человек по дороге к мудрости шагает: философия - в пути, мудрость - в его окончании.
Но что бы и как бы там ни было, веселись, юноша, в юности твоей, да вкушает сердце твоё радости, когда ходишь по своему пути и по очей твоих видению; только знай, что за всё это на суд Господь тебя приведёт. Тогда возвратится прах твой в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу (в квантовую вечность по - новому).
Не помешает молодости помнить: мудрых слова - вбитые гвозди, составители их - от единого пастыря. Мудрость веков широким своим одеянием отбрасывает копья и даже обратно их в того посылает, кто во злобе метнул. Ибо от пороков философия избавляет, а не чужие обличает; не чураться учит общепризнанных законов, норм и обычаев; призывает мудрым быть, но напоказ не выставлять себя мудрого, неприязнь не вызывая. Научит она не предаваться греху и безумию: зачем губить себя; зачем умирать не в своё время?
Мудрость постигшему по душе станет то, что есть у него, глупость же постоянно страдает, не удовлетворяясь тем, что имеет. Не понимают человеки, что тело для духа - бремя, покуда не явится философия: она - то и отпустит дух от земного к небесному. Как художник, утомив глаза в плохо освещённой мастерской, на улицу выйдя, даёт глазам вольным светом насладиться, так поднимающий к небу глаза всей душой, всем духом своим познает, что любовь - это Свет Неба, это Свет Бога, это Свет Квантовый.
Мудрости дано понять, что пребывающая в любви душа незримо пребывает в Боге, но тогда и Бог в ней пребывает - эта … Любовь мир спасает. Ибо любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Но только высокой душе дано … Любовью свою жизнь наполнить!

Часть 9. Что есть душа?
Душа. Какова она? Откуда, когда возникает, как долго существует, меняет ли обиталище, или суждено ей только однократное рабство в смертном теле, а потом, отпущенная на волю, бродит она … наночастицей по вселенной … квантовой? Познает ли себя, лишь расставшись с телом и ввысь удалившись? Это мы непременно узнаем ... после смерти. В этом и есть сокрытое таинство души, призывающее человеков к … Разумному, Доброму, Вечному, Квантовому. 
Как солнечные лучи, хоть и касаются земли, пребывают там, откуда исходят, так, видимо, и души посланы на землю затем, чтобы люди познали божественное, участвуя в их жизни как нечто лучшее. Умом мы душу в себе ощущаем, хоть не знаем ни природы её, ни пребывания места.
Да, Создателем предусмотрено так, чтобы с душою ум воедино был слит, создавался ею и ей же повиновался, жизненный закон от неё получая. Поэтому люди должны понимать: то же место, что в мире бог, занимает в человеке душа. А для бога настежь всё: в наших Он присутствует душах, в наши замыслы свободно проникает. Но не говорите: «проникает», будто Он из наших душ отлучается когда - нибудь! Так, один человек однажды возмутился тем, что в городе жара и в сердцах сказал: в другой город уйду. Наивный - солнце над ним всюду.
Увы, разум не всегда душе диктует, распределяя по важности её желания, потому не понимают люди: довольно ли ими прожито определяют не дни и годы, а чистота и свежесть души. Ведь долго прожить - у бога во власти, а вот вдосталь прожить - во власти чистой души. Душа дурная всё оборачивает к худшему, даже пришедшее как наилучшее. И кто черпает жизнь дырявой душой - у того всё выливается. Нестойкую же душу нельзя вверять ни вину, ни красоте, ни лести. А вот душа разумная всё приятное встречает с благодарностью, всё неприятное - с мужеством. И должны человеки помнить всегда: где сокровище их - там будут их сердце и душа. Потому как какая человеку польза, если он с жадностью ненасытной весь мир приобретёт, а душе своей безвозвратно и жестоко навредит?
И утверждающий, будто душа только в оковах плоти держится, а едва отделившись тотчас в пространстве растворяется, всё же старается, безбожник! и после смерти остаться при жизни: ушедшие живы, пока о них память жива. Вот потому память о великих, добрых и честных людях не менее благотворна, чем их присутствие в жизни.
Предоставьте мёртвым мёртвых хоронить, но поминайте ушедших из жизни как живых ... 
Да, древние мудрецы для души лекарства нашли - живущим ныне отыскать их достаточно, как применять и когда. Была бы только на то воля. А ещё мудрецы призывали: пусть ваша душа трудится как пчела медоносная, собирая нектар прекрасного, но в себе лишь тем восхваляется, чего добилась сама. И если что - то восхитит, пусть душа стремиться быть как сын похожей, а не как портрет: ведь мёртв портрет.
Когда же молят бога о ясности разума и здоровье душевном, о телесном же после - ничего чужого не просят. Ведь менять надо не небо, а душу, ибо пороки всегда где - то рядом. Да, для здоровья тела многое нужно, а вот душа сама себя закаляет, достаточно одного лишь желания. И если душа  видит свои недостатки, которых прежде не знала, свидетельствует это о том, что к лучшему обратилась она. Именно так излечивается душа от рабства телесного раз навсегда. Истинно, не ради такой малости рождаются люди, чтобы быть своему телу рабом.
Научитесь хранить радость в себе, ибо веселье только морщины разглаживает; истинно же радуется не тот, кто просто смеётся, а тот, у кого душа окрыляется и возносится.
Любите разум, эта любовь - против испытаний оружие, средство для укрепления души и духа, истинный источник радости. Помните всегда: богом жизнь одна дана, одну и отнимет. И умирают не потому, что хворают, а потому, что живут. Исцелившись, уходят не от смерти, а всего лишь от нездоровья.
А жизнь - сложна и многообразна, иногда её тяготы - не благо. Но что же тогда благо? Презрение к тяготам - мужчине не должен пот быть страшным. Погружение в тяготы - женщину не должны обременять семейные хлопоты. Понимать нужно при этом, что не на радость любое благо, если им обладать в одиночку.
Но как в темноте держат птиц, откармливаемых для пира, так и откармливающие себя ничем от птиц таких не отличаются - настолько же темно в их душах. Не для темноты есть глаза! И если прозреешь вдруг - да будешь тогда подобен Богу, да снизойдёт тогда на тебя благодать и покровительство бога во всех делах твоих и победах над злом и лютых врагов происками. И если в жизни что - то пошло не так - не печалься и духом не падай, надейся - радость вернёт тебе Бог и душе твоей молодость.
В молодости же следует копить, в старости - пользоваться. Чем в молодости душу наполнишь - тем в старости утешен будешь. Ведь старостью называют возраст усталости, а не полной немощи: возраст замечает тело, но отнюдь не душа. Сравните: свеча, догорая, ярко вспыхивает. И разве погашенной свече хуже, чем до того, как зажгли? Ведь и тут и там - итог один: свеча останется свечой.

Часть 10. Что есть дух?
Если душа - это радость от вкусной пищи или, скажем, волнение от взгляда ехидного … тёщи, то что же такое … дух? Дух - это где, как, когда? А просто всё: когда по трубе водопроводной течёт вода - понятно нам и даже видно. А как электричество течет по проводам? Не видно нам. Но стоит лишь в электросеть насос включить водонапорный, как сразу вода из всех кранов … как эмоциями души забрызгает!
Что ж, невидимое такое и примем за основу в наших … о духах рассуждениях, коль скоро проявления души понятны нам и видны? Сегодня, однако, важнее людям невидимое видеть, чем видимое наблюдать: невидимое - вечно, а видимое - временно всего лишь.
А пока мы можем понять и принять: в нас заключён некий божественный дух, наблюдатель и страж всего хорошего и дурного, - и как мы с ним обращаемся, так и он с нами. Об этом тысячелетия … Великие ушедшие так рассуждали: в каждом человеке добра обитает один - но ведаем кто - из бессмертных. Только не придают этому значения должного смертные, лишь только те, кого … «бог поцеловал в темечко», с благоговейным трепетом взирая на бессмертное небо, на котором люди простые замечают лишь облака кучевые.
И вот если дух и праведность божьи в душах людей - то тело мертво для греха (мы понимаем: побуждение грех совершить - это видимое). Истинно, дух жив для возвышения в душе благодати (а как мы благодать - любовь увидим?). Эта божественная истина возвещается не от человеческой мудрости изученными словами, но услышанными древними мудрецами от Духа Святого. Что касается … голоса «Духа Святого» - его человек каждый слышит, когда рассуждать начинает о завтрашнем дне - это так называемый «внутренний голос» с ним … говорит. Однако определимся: этот внутренний голос зовёт и грех совершить и благодать в душе разбудить. Рассуждая так следует понимать: до предела сейчас взгляд упрощён на наши души, обитающие в нашем духе.
Для большего понимания вернёмся к истокам жизни. Помните, … «вначале было Слово» и Слово то было сказано первенцам Адама. Разве нет? Так вот, … некий «внутренний голос» библейским Пророкам божественную мудрость жизни … «под запись» диктовал, соображая духовное с духовным (невидимое Вселенной - с невидимым людским). А значит, … Продиктовавший Слово человеков призывал возвысить … видимые смертные тела до уровня … невидимого Духа Святого, с рождения живущего в душах человеков, … если бездумно и цинично они его не умерщвляют жестокосердием своим. Ибо вкусив запретный плод, зародила Ева противоречие: плоть желает противного духу, а дух - противного плоти. Дела плоти известны: вражда, зависть, распри, ненависть, убийства, пьянство. Плод же духа: любовь, радость, мир, милосердие, материнство, вера.
Да, сложно всё и противоречиво. Ведь и любовь без плоти не бывает, как и ненависть дух ожесточает. Вот как противоречия эти первоисточники мудрости распределяли: груз плоти дух угнетает, подвижности его лишая, ибо что поднимает дух, то помогает и телу. А потому, в душе притесняя потребности тела, - для духовного место человек освобождает. И чтобы был сильным дух - хотеть научить следует душу того, что требуют обстоятельства, помнить при этом: чтобы держать душу в узде, сперва должен остановиться бег тела.
Вот тогда вдруг люди поймут, что в том великое наслаждение есть, чтобы совершенствовать душу, но куда большее наслаждение от созерцания духа, возвышенного и свободного. Потому как потребности души всем доступны и достижимы - они обеспечиваются природой; духовные же потребности требует долгих, кропотливых и постоянных усилий.
Истинно, живущие духом, по духу и поступать должны. Если же людям говорят о … видимых грехах земных, а они того не желают видеть, - как они увидят, если скажут им о … невидимой духовности квантово - небесной?  Но сегодня человеки на погибель свою цинично отвергают божью истину - большей частью своей великая душа принадлежит тому миру, откуда она снизошла. В невидимое перестали вглядываться люди, а потому про многих из них можно с грустью и сожалением сказать: дерево живёт. Ибо душа, помышляя о небе, растёт и вбирает в себя нечто свыше - от Бога. Правда, здесь нужно сложность невидимого понимать, допустим, когда молятся на незнакомом языке, то, хотя дух и молится, но ум - то остаётся без плода. Это объясняется тем, что не духовное возвысит человека прежде, а душевное, а уж потом, после «взлёта» души, - духовное: тогда ум насладится плодом, когда за сердце возьмут с молоком матери впитанные о … Родине слова.
Ибо никто не знает, что в душе другого, кроме самого духа человеческого, данного от рождения. Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего. Потому нужно принимать не духа тленного мира сего, но Духа Святого от ... Продиктовавшего Слово.
Резюмируя, скажем: каждому рождённому архиважно достичь тех духовных высот, ради которых … Бог родил его на … Свет божий, квантовый, дабы на смертном одре своим близким сказал человек: Жизнь светла и прекрасна! Ведь ещё никому не удавалось забрать с собой … скарб нажитый. Только сильному духу свойственно и в бедности быть богатым, и о счастье в бедах мечтать, мужественно переносить все лишения, муки и тяготы.
И вот тогда в сердце зазвучат трёхтысячелетней молитвы слова: «Властитель неба, мой отец, веди меня куда захочешь! На всё готовый за тобой последую не мешкая. Ежели не захочу - тогда со стонами идти придётся, грешному. А  упирающийся во век ничтожен, желающий богов исправить, но не себя, заблудшего». 

Завершение.
Происходящее в мире за последние несколько лет всё больше убеждает мировых лидеров, что лучше «исправить себя, заблудшего», потому как всё чаще приходится «со стонами идти, грешному». Соответственно некая ретроспектива … квантовости законов Ньютона, применительно к неопровержимому факту свершения предвозвещенного апокалипсисом, с каждым мировым событием становится всё ярче и рельефней.
Всё ярче и рельефней становится и необходимость сближения мирского взгляда с нравственными ценностями и постулатами мировых религий и верований на вопросы человеческого общежития. А потому Сенеку желательно услышать, ведь что - то знал он, когда через тысячелетия живущим ныне совет давал: «древние мудрецы для души лекарства нашли - живущим ныне отыскать их достаточно, как применять и когда».
А мудрость - это «вбитые гвозди» от … Высшего Разума. От Него Пророки знания получали: Сенека говорил о семенах, которые в различную почву упали; Христос о тех же семенах своим ученикам известную притчу поведал. Пожалуй, оба они повторили … Мысли своих дедов и прадедов, отыскивая … «лекарства для души».
Но для нас, сегодняшних, не важно кто … Мысль Великую о «лекарствах для души» озвучил, куда важней кто бы в жизнь … Её скорей внедрил, пока мы всем … Миром от бездуховности, … не умерев ещё даже, не погибли, и чтобы о нас потомки не сказали ... «жили … некие деревья».
А может, попробуем сами? Ибо … «дело рук утопающих — дело рук самих утопающих».
Для этого Сенеку перефразируем: «если общественная мораль во все времена оказывается преходящей, обречённой на крушение, то она должна рано или поздно стать вечной и непреходящей». И произойти это должно тогда, когда … «система традиционных нравственных ценностей окажется оторванной от жизни, неприложимой к наступившей реальности».
И … эта реальность уже наступила - Апостол Богослов её предрёк для живущих ныне: «И родит жена (Россия) Верного и Истинного, который праведно судит и воинствует. И скажет он … в 2007 году в Мюнхене: се, творю новую землю и новое небо, ибо прежние минуют».
Как, по - Вашему, сотворена ли «новая земля» … многополярная, к которой Путин вот уже без малого 20 лет … Земле как Прометей освещает дорогу?
Бездарно и глупо не лейте воду на мельницу Америки и Евросоюза - сотворена.
Лучше задумайтесь, что именно вот в … этом Божественная Квантовость … и заключена!
Воистину, выполнил миссию свою … «Верный и Истинный» в части предвозвещенной апокалипсисом Богослова … «новой земли».
Упорствующие атеисты и опустившиеся в инфантильность, … бездумно примкнувшие к ним смертные простые, - пусть ещё … посмеиваются - их, подслеповатых, проблема, пока вдруг не прозреют … нежданно даже для себя.
Простим их? Бог простит, если … нужным посчитает, лишь бы они сами себя простили, прозреют … когда.
Мы же с вами, возжелавшие Богом ниспосланное увидеть, взгляд свой обратим к предвозвещенному … «новому небу» - не так давно новой эпохой Путин это … небо назвал.
Итак, «Новое небо - это Единство Бога с человеками. Бог будет обитать в их душах, от Престола Его будет исходить чистая река воды жизни, светлая как кристалл - жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром. И на новом небе будет воздвигнут новый город. В новом городе 144 тысячи гуслистов запоют новую песнь на слова … Вечного Евангелия».
«Город» - это … «система нравственных ценностей». «Престол» - это медиа всевозможные. «Новая песнь» - это … Заповеди Любви и Добра - вечная и непреходящая … Истина Высшего Разума, предопределённая стать … Единой для верующих и атеистов, для мусульман и христиан, она и есть … «чистая река воды жизни; жаждущий - верующий пусть молитвами Её боготворит, желающий - атеист пусть добродетельностью своей Её крепит».
Феномена квантовости Вселенной не зная (от нас в отличии!), тысячелетия Пророки … Квантовый Высший Разум … «Господом Богом Вседержителем» называли.
Ужели не услышат, живущие ныне, … Слово Пророков, от самого Адама начиная: Истина Высшего Квантового Разума — ЕДИНА?
Не переживайте, услышат, - уж скоро … на гуслях - смартфонах заиграют и запоют 144 тысячи гуслистов … Песнь Истины Единой.
Ибо не за горами - Победа СВО. И вот тогда Путин, рожденный … не только миссию выполнить … «Верного и Истинного», но и стать … «Сидящим на коне белом, из уст его будет исходить острый меч, чтобы с Престола им поражать души народов; воинства небесные последуют за ним».
И возглавит Сидящий на коне белом 144 - тысячное … воинство в эпоху нового Неба - депутатов, богословов, политологов, блогеров, писателей и волонтёров, которые выйдут на «берег стеклянного … смартфонного моря (интернет), смешанного с огнём (борьба за Души), и запоёт вместе с ними весь … Мир спасённый песнь … Истины Высшего Разума, которой до них никто не мог научиться».
Что же, «неправедный пусть ещё … пока делает неправду; нечистый пусть ещё … пока сквернится». А вот праведным следует начать … по куплетам Песнь Истины Высшего Разума собирать, дабы с Её Престола бережно Материнская Молитва божественно на весь Мир зазвучала!
Ибо без дел Вера Православная мертва; и не возвеличиться … Патриотизму Путина без возвышения в человеческих Душах Истины Единой.


Рецензии