Рассказ мамы

Моя мама, Вера Ивановна Ершова, родилась в 1924 году в Челябинске, позже семья жила в шахтёрском городе Копейске. Я тоже родилась недалеко от Копейска, но о моей уральской родине мне было известно немного. Поэтому однажды я поставила перед мамой диктофон и попросила рассказать о времени её молодости, о событиях той поры, о посёлке, в котором мы жили. Её воспоминания я потом переписала в тетрадку, а ныне, четверть века спустя, с удивлением замечаю, сколько же там всего интересного.

                Кулацкий посёлок

В 1933 году в Копейск на поезде привезли много кулаков и сгрузили их у железнодорожного полотна. Сначала они долго сидели там на своих узлах. А рано утром начали энергично рыть землянки. На этом месте они основали поселение, которое в народе так и называли: «кулацкий посёлок». Люди стали работать на шахте, получали деньги и постепенно строили свои дома.

Другая группа кулаков разместилась вблизи Копейска в деревне Малая Ивановка. Лишённые при раскулачивании личного имущества, переселенцы организовали общее, коллективное подсобное хозяйство. Они интенсивно работали на полях и учредили колхоз – сельскохозяйственную артель «Вперёд». Значительным их достижением стало строительство посёлка, сооружённого среди берёзовых лесов. Со временем ему дали название Берёзово, а сначала именовали просто: посёлок колхоза «Вперёд».

Председателем колхоза работал Николай Ефимович Лапов. В 1931 году он был приговорён к раскулачиванию и выселению из Горьковской области. Имел среднее профессиональное образование, которое получил в двухгодичной сельскохозяйственной школе. Благодаря его знаниям и организаторским способностям, колхоз «Вперёд» стал успешным многопрофильным хозяйством, там сеяли зерновые, выращивали овощи, развивали животноводство, строили коровники, жилые дома.

                Уралочка и крымчанин

Мама происходила из исконно русской рабочей семьи. Её отец Иван Силантиевич Ершов трудился рабочим на крупных заводах Челябинска. В юности мама получила профессию счетовода (бухгалтера) и работала в Копейске на шахте, начисляла зарплату шахтёрам. В военные годы сотрудников шахты на короткий срок отправляли в расположенный поблизости колхоз «Вперёд», который кормил регион продовольствием, но рабочих рук в хозяйстве не хватало. В 1944 году, когда мама была там в командировке, местный бухгалтер заметил её профессиональные знания и обратился к председателю колхоза Н.Е. Лапову: «Давай оставим эту девушку». Николай Ефимович умел подбирать кадры и нашёл аргументы. Майя, лучшая мамина подруга из Копейска, тоже сказала: «Оставайся, здесь кормят хорошо». В то время это был весомый аргумент, и с 1945 года Вера Ершова работала бухгалтером в колхозе.
 
Мой отец Виктор Иосифович Канцлер – уроженец Симферополя, он родился в 1921 году в обеспеченной и интеллигентной семье. Глава семейства Иосиф Яковлевич окончил юридический факультет Московского университета, работал в Симферополе адвокатом и юрисконсультом, был женат на Марии Ивановне Шлее – представительнице большой династии крымских немцев, занимавших до революции видное положение в Крыму. Отец Марии, Иван Матвеевич Шлее, состоял депутатом Симферопольской городской Думы.

Немецкая национальность жёстко повлияла на жизнь Виктора Канцлера. В начале войны он был студентом Московского инженерно-строительного института, но в апреле 1942 года его репрессировали по национальному признаку и мобилизовали в «рабочие колонны»: содержание в лагерях, питание по нормам ГУЛАГа, тяжёлый принудительный труд в условиях ограничения свободы.

Отца отправили в лагерь, сформированный в Копейске, он работал забойщиком в угольной шахте. Про лагерь отец нам ничего не рассказывал, только горько вздыхал. Но я расспросила маму, она побывала там вместе с подругой Майей, когда обе девушки работали на шахте (у Майи был пропуск). «Российские немцы работали в шахте по 12 часов, cпецодежду им не давали, они донашивали своё, поэтому в лагере на нарах валялись чёрные от угля грязные лохмотья. Им выдавали только чуни – галоши из толстой резины», – рассказала мама.

В конце войны отца перевели из Копейска в колхоз «Вперёд», где понадобился грамотный паренёк. Он работал учётчиком полеводческой бригады, ходил с саженью по полям, производил измерения и вычисления. Здесь он окреп после физического истощения в лагере. По словам отца, он выжил чудом, переселение в деревню спасло ему жизнь. В колхозе он изучил бухгалтерию и со временем был назначен на должность главного бухгалтера. В этом уральском селе с красивым русским названием Берёзово он встретил Веру Ершову, в 1946-м они стали супругами.

                Сельский  быт

С 1948 года мама работала бухгалтером детского дома, затем – секретарём Берёзовского сельского совета, избиралась депутатом. Она легко освоила деревенский быт, у нас были овцы, корова, поросёнок, куры. Позже мама окончила курсы кройки и шитья и шила наряды всем домочадцам. Благодаря её способностям и трудолюбию, у меня в детстве были премиленькие платьица. С какой-то удивительной лёгкостью она несла весь груз забот. Как всё успевала? Объяснить это можно только большой любовью.

Вспоминая о жизни в 1950-е годы, мама рассказывала, как они с отцом искренне радовались жизни под мирным небом, с радостью спешили в сельский клуб на танцы, сочиняли хлёсткие частушки, вместе с детьми ездили на маёвки к Солёному озеру.
По данным сохранившейся характеристики за 1953 год, отец оформлял стенгазеты, рисовал плакаты для клуба и производственных помещений. Замечу, что в юности он учился рисованию у академика живописи Николая Семёновича Самокиша, с которым они жили на одной улице, ныне эта улица в Симферополе носит имя художника.

                Достижения колхоза

В 1950-е годы колхоз «Вперёд» уверенно занимал лидирующие позиции в крае по производству молока и молочных продуктов, в хозяйстве получали высокие урожаи овощей и зерновых культур. Постепенно увеличивались доходы колхозников, на трудодни каждому во двор сгружали (сколько положено) зерно, овощи, яйца. Урожай колхозного сада тоже раздавали колхозникам в счёт трудодней. «В то время жадности у людей не было, как теперь», – подытожила мама.

В 1955 году колхоз «Вперёд» стал участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) в Москве. Многие колхозники побывали тогда в столице, делегатами были бригадиры, животноводы, доярки. Заместитель председателя колхоза Александр Пересыпкин и главный бухгалтер Виктор Канцлер приезжали в Москву вместе с жёнами, жили в гостинице. Председатель Николай Ефимович Лапов руководил всей организационной работой, на Выставке в столице экспонировался огромный стенд «Колхоз «Вперёд», освещавший достижения успешного уральского хозяйства. Одна из фотографий отображала денежные доходы колхозников, в кадре показали денежные купюры, моего отца и кассира, выдававшего пачки денег, подпись под снимком гласила: «Главный бухгалтер привёз деньги колхозникам».

Виктор Канцлер возглавлял бухгалтерию колхоза до конца существования этого крупного аграрного хозяйства. В марте 1961 года богатый и передовой колхоз «Вперёд» власти реорганизовали в совхоз с тем же наименованием, при этом административный центр перенесли из села Берёзово в строящийся неподалёку посёлок Октябрьский. Так завершилась 30-летняя история (1931 – 1961) колхоза «Вперёд». Короткий славный путь, отмеченный многими достижениями.

                Заключение            

Эту историю мама рассказывала по памяти, не опираясь на документы. Её рассказ я дополнила некоторыми уточняющими сведениями и датами. В завершение, ещё несколько фактов.

В январе 1956 года советские немцы были сняты со спецучёта в органах МВД. Прожив в Челябинской области 23 года, Виктор Канцлер смог вернуться в Крым, работал главным бухгалтером совхоза. В большом семейном кругу родители отметили 40-летие их супружеской жизни, через год отца не стало. Когда я получила справку о его реабилитации, мама долго и горько плакала (отца уже не было в живых).

А на закате своей жизни мама вдруг сказала: «Оказывается, я – СЧАСТЛИВЫЙ человек: у меня хорошие дети».



               


Рецензии