Астана подражает Киеву

В последнее время в Казахстане происходят события, свидетельствующие о готовности республики максимально отстраниться от России. Той самой России, которая три года назад предотвратила там госпереворот и буквально оставила во власти президента Касым-Жомарта Токаева. Видимо, в то время нестабильности Москве следовало озаботиться судьбой северной части страны, а не отдельно взятого многовекторного политика?
Начало июня выдалось в Казахстане богатым на значимые события. Сначала Астана и Лондон утвердили план военного сотрудничества на 2025–2026 годы – договор подписывали в столице королевства. Как сообщалось, стороны будут делать акцент на «миротворческой, языковой подготовке и обучении казахстанских военнослужащих в высших военно-учебных заведениях Великобритании».

Документ был завизирован 6 июня, а уже 8-го числа Токаев совершил резкое кадровое движение. Он взял и отправил в отставку министра обороны Руслана Жаксылыкова. Официально такое решение, немало удивившее экспертов и, надо полагать, самого генерала, никак не комментировалось. А ещё Астана решила не объяснять и такой замеченный наблюдателями феномен, как исчезновение за день до увольнения Жаксылыкова с сайта минобороны сообщения о соглашении с Лондоном.
Жаксылыков возглавил мин­обороны 19 января 2022 года, вскоре после подавления массовых беспорядков. Во время бунта он командовал Нац­гвардией и оказался чуть ли не единственным казахстанским силовиком, однозначно поддержавшим Токаева. Теперь срок благодарности президента, очевидно, вышел, да и мог ли высокий руководитель оставить на важном посту симпатизирующего России генерала, коль скоро армию Казахстана начнут пополнять обученные британцами офицеры?
В 2022-м его власть висела буквально на волоске. Спасли Жаксылыков и своевременно введённый контингент ОДКБ. Теперь, получается, на смену Организации Договора о коллективной безопасности в Казахстан приходят британские советники. И можно предположить, что следующий мятеж Младшего жуза будет иметь для Токаева более интересные последствия, чем подавленный.

Теперь, когда Астана перестала играть в многовекторность, вполне допустимо порассуждать о вероятном будущем Казахстана. Стоит ли России вмешиваться в очередной гражданский конфликт между жузами с неясными для себя выгодами или действовать в своих интересах и получить понятный приз?
В 2018 году писатель Эдуард Лимонов предлагал «предъявить претензии на половину территории Казахстана» и «взять в Российскую Федерацию целый пояс городов к югу от российско-казахской границы, начиная с Уральска через Семипалатинск и включая Усть-Каменогорск, и таким образом включить в себя и Южный Алтай», и вообще «отхватить весь запад нынешнего Казахстана, от берегов Каспийского моря до моря Аральского». Пару лет спустя депутат Госдумы Вячеслав Никонов в эфире федерального ТВ творчески развил данную мысль, отметив, что «Казахстана просто не существовало» и вообще его территория – «большой подарок со стороны России и Советского Союза». Эти слова вызвали бурю возмущения на землях «большого подарка», парламентарию пришлось брать свои слова назад, но идея-то никуда не делась.

Равно как никуда не делись и русские Казахстана, заселявшие его нынешнюю территорию с XVI века. Сначала по реке Яик (сегодня Урал), чуть позднее – пришедшие на Рудный Алтай (сейчас в пределах Восточно-Казахстанской области), затем – основавшие там крепости Семипалатную и Усть-Каменогорскую. Доходили наши предки и до современных южных границ Казахстана, где был основан город Верный (нынче Алма-Ата) и было учреждено Семиреченское казачье войско.
Так что может помешать России в момент очередной смуты заявить о защите прав соотечественников и направить контингент уже в помощь не Токаеву, а людям, которые определённо оценят такой жест?


Рецензии