В Библии нет небогословских текстов

В последние несколько лет повторяю на своих уроках (я преподаю экзегетику), что между экзегетикой и гомилетикой должно находиться богословие. Раньше я с результатами изучения текста сразу садился за подготовку проповеди, сейчас стараюсь между этими двумя большими процессами помещать еще один – тот, который Дэвид Хелм называет «богословское размышление».

В последнее время начал в разных учебниках по герменевтике, экзегетике, гомилетике и богословию замечать высказывания об этом. Пока я не осознал важного этого на практике, проскакивал мимо таких абзацев. Почему-то сущности и методике богословского осмысления содержания текста посвящены обычно буквально строки или максимум абзацы. Сейчас вот у Рэя Даннинга нашел тоже полстранички об этом.

«<...> мехи богословия, питавшего Ветхий Завет, наполнились доверху (исполнились) личностью и деяниями Христа и нового Израиля, Церкви <...> решающим звеном в использовании Библии становится раскрытие той богословской структуры, которой обусловлен текст. В Библии нет небогословских текстов. Однако часто выражение лишь одной богословской идеи занимает большое текстовое пространство (особенно в Ветхом Завете), и в этих случаях нам нет необходимости записываться в число страдальцев от экзегетической близорукости, которые пытаются выжимать по отдельному откровению из каждого стиха. Так они скатываются непосредственно к аллегоризации. <...> Чтобы подготовиться к богословскому экзегезису текста, надо, кроме всего прочего, осознать структуру библейского богословия в ее совокупном единстве (см. гл. 1 о библейском богословии как дисциплине)».

17.06.2025


Рецензии