Репетиция пассакалии

 
Вам приходилось видеть когда-нибудь, уважаемые читатели,  органиста - элегантного, в концертном фраке, с бабочкой - расстреливающего, как в тире, из автоматической винтовки людей? Живых. Или из пушки? Или запускающего по живой цели баллистическую ракету - по детскому саду, театру, школе, роддому? Нет? Интересно, почему ни один даже маломальски известный органист не занимается таким популярным общественным ремеслом, как охота на живое разумное создание? Ремеслом, в которое вовлечены миллионы. Почему ни одному органисту в мире не приходит подобное в голову? И каких, извините  за любопытство, известных органистов вы вообще-то знаете? Хотя бы одного? Можете назвать - наших современников или тех, кто оставил заметный след в истории органной музыки? Наверное, вам точно уж известен  самый великий из существующих на планете, во Вселенной - Иоганн Себастьян Бах - виртуоз-органист,  композитор восемнадцатого столетия. Гений полифонист всю жизнь, фанатично, без устали... нет-нет, не дроны запускал, не ракеты наводил, не роддомы с театрами бомбил... Он писал музыку, день за днём, с детства и до старости, до последнего своего издыхания, даже на смертном одре. Он практически ослеп, трудясь над органной табулатурой. И на нотах последней своей хоральной прелюдии, неоконченной, умирающий гений написал: "Предстаю, Господи, пред троном Твоим". А знаете, откуда мне это известно?  Я узнала об этом на стрельбище? Или, быть может, возле ракетной пусковой установки? Или в перерыве между автоматными очередями при наступлении на укрепления противника? Да нет же, конечно. В другом месте. В другом мире, в непревзойденной, возвышенной и изысканной обстановке. Она еще кое-где случается, к счастью. Неизвестно, как на нашей маленькой (по космическим масштабам) Земле сосуществуют два таких разных и странных мира: музыка и ракеты. Их создают разные люди. И линии их судеб пересекаются только один раз - в момент запуска и попадания ракеты в цель. В живую цель. Произведения, гениальные, как вы понимаете, создают в одном единственном числе. А ракеты штампуют в несметном количестве. Но их объединяет, да, да, эти такие контрастные, разные сферы то, что они создаются... для всех. И музыка, и ракеты...
О последних словах Баха я узнала на фестивале "Bach-fest", проходившем в девяностые годы в городе Сумы - от органиста и лектора Ореста Коваля. Великий  Иоганн никогда не бывал в Сумах. Здесь жили и творили в  прошлом поэт Денис Давыдов, писатели Куприн и Чехов. Имени Чехова в Сумах назван театральный республиканский фестиваль, усадьба-музей на Луке, установлен памятник в городском парке.  Архитектор
Карл Шольц, немец по происхождению, создал в начале двадцатого века в Сумах архитектурную жемчужину, визитную карточку города Свято-Троицкий собор. Финансирование строительства было приостановлено после смерти мецената Харитоненко. А с приходом к власти большевиков Троицкий собор был превращен... в складское помещение. В шестидесятые годы многие православные храмы по приказу первого секретаря ЦК Хрущева были взорваны. Уничтожить Троицкий собор помешала внезапная отставка первого секретаря, прозванного в народе "Хрущебой". В восьмидесятые годы собор реставрировали и открыли как... органный зал.
Орган Rieger Kliss с 48 регистрами, был построен чешской фирмой в городе Крнов в 1986 году и установлен в Троицком соборе в 1989г. Чешские мастера скурпулезно рассчитали размеры органа, высоту труб, акустические возможности инструмента - согласно величественной архитектуре собора.
И органный зал сразу же зажил бурной творческой жизнью. Здесь начали свою творческую карьеру органист - М. Чичерин, выпускник Ленинградской консерватории и О. Коваль, выпускник органного отделения Киевской консерватории, преподаватель Сумского музыкального училища, идейный вдохновитель и организатор сумских международных фестивалей Organum и Bach-fest. Город запестрел афишами приглашённых отечественных и зарубежных музыкантов. Слушатели валили валом. В этом великолепном соборе состоялись и мои первые авторские концерты в 1993-1994 годах, где прозвучали органные сочинения "Соната-вокализ для сопрано и органа" в 4 частях -  исполнители Орест Коваль (орган), Людмила Рекуненко (сопрано), лауреат премии им. Шевченко, солистка Донецкой оперы, преподаватель Сумского педагогического университета. И цикл органных миниатюр "33 полевых цветка" для органа (солист О. Коваль) и слайд-фильма (фотограф - бард и поэт Виктор Сыроватский).  Однако ветер перемен то и дело вносит коррективы во все сферы нашей жизни, культурные в том числе. И в 2007 году орган был перенесен в здание филармонии, а Троицкий собор передали православной церкви. Филармония, расположенная в центре города, на центральной  улице имени святых Петра и Павла, до 1917 го была Дворянским собранием, в котором гастролировали с концертами оперные знаменитости - Шаляпин, Собинов, Лемешев. Надо ли говорить, что характеристики органа, перенесенного из Троицкого собора в здание филармонии, заметно изменились - трубы урезали, акустика филармонического некупольного зала повлияла на качество звука. Но фестивальная органная жизнь, пусть в ином качестве, в городе продолжалась. Знал бы великий маэстро Бах, что его музыка и через три века будет звучать в далеком живописном городе на Псле, в исполнении лучших органистов, на одном из лучших в Европе органе. Знал бы, что уже в двадцать первом веке молодая солистка филармонии Елена Когут, несмотря на полномассштабное вторжение армии соседнего государства и угрозу оккупации, будет продолжать концертную деятельность и репетировать его самое известное произведение Пассакалию и фугу до минор. И что репетиция, назначенная на утро Вербного воскресенья, не состоится по той причине, что Елену Когут убьет баллистическая ракета  Искандер-М. Запущенная 448 ракетной бригадой, дислоцирующейся в Курской области. Бравыми молодыми ракетчиками, ни разу в жизни не слышавшими ни одной органной фуги,  не написавшими ни одной пассакалии, не сыгравшими ни одной прелюдии, но фанатично запускающими тысячи ракет, каждый день - по живым людям.  Иоганн Бах писал Пассакалию для всех, у кого есть слух и сердце. Чтобы люди слушали божественную музыку и верили в прекрасное. Творили прекрасное. Божественная, совершенная музыка Баха звучит более трехсот лет. Она звучит повсюду. Во всех уголках планеты. И в органном зале Храма Успения Пресвятой Богородицы в Курске. Да, в том  самом Курске, где дислоцируется 448 ракетная бригада. В гастрольной афише органного зала Храма - 22 июня 2025 года:
Андрей Шейко, Москва,
Бах Пасскалия и фуга До минор


Рецензии