Пуританский брак

 ПУРИТАНСКИЙ БРАК
Аноним

Прежде чем у человека появилось какое-либо иное призвание, он был призван быть мужем... Сначала мужчина должен выбрать свою любовь, а затем он должен полюбить свой выбор... Муж и жена - партнеры, как два весла в лодке.
Генри Смит

Возможно, нет лучшего примера кальвинизма в действии, чем жизнь пуритан дома. Их взгляды на брак и более широкую семейную жизнь были библейскими, позитивными и щедрыми. Их труды 1 раскрывают эту точку зрения, и многие ученые подтверждали ее на протяжении многих лет. 2 Поэтому стоит лучше понять кальвинистскую идею домашней жизни.
У пуритан был удивительно здоровый взгляд на брак. Вот описание брака Ричардом Бакстером: «Это милость иметь верного друга, который любит тебя всецело... которому ты можешь открыть свой разум и сообщить свои дела... И это милость иметь такого близкого друга, который будет помощником твоей душе и... пробуждать в тебе благодать Божию». 3 Джон Дод и Роберт Кливер выразили это так: «Твоя жена предназначена для мужчины: как маленький Сигор, город убежища, куда можно бежать во всех бедах: и нет мира, сравнимого с семьей, кроме мира совести». 4 Джон Даунэйм говорит, что  « Бог, Учредитель брака, дал жену мужу, чтобы она была не его служанкой, а его помощницей, советчицей и утешительницей». 5 А Джон Коттон пишет: «Женщины - это существа, без которых нет комфортной жизни для мужчины: о них верно то, что обычно говорят о правительствах, что плохие лучше, чем никакие». Хотя некоторые называют брак «необходимым злом», Коттон продолжил, сказав, что на самом деле он является «необходимым добром». 6
Пуритане основывались на учении Реформации в своем отношении к браку. В проповедях и длинных трактатах они излагали библейские цели, процедуры, принципы и практики, охватывающие каждый момент брака.

Цели брака

Пуритане согласились с реформаторами в том, что Писание санкционирует три цели брака, все из которых направлены на высшее благо славы Божьей и продвижение Царства Божьего на земле. Согласно Книге общих молитв , целями брака являются: (1) рождение детей, (2) сдерживание и исправление греха и (3) взаимное общество, помощь и утешение. Некоторые ранние пуританские труды о браке сохраняли этот порядок, но пуритане постепенно переместили третью цель на первое место, как это было кодифицировано в 1640-х годах вестминстерскими богословами в «Исповедании веры» (24.2): «Брак был установлен (1) для взаимной помощи мужа и жены (Быт.2.18 ); (2) для размножения человечества законным потомством и Церкви святым семенем ( Мал.2.15 ); и (3) для предотвращения нечистоты ( 1 Кор.7.2,9 ) » . 7 Поздние пуритане больше сосредоточились на предписании Быт.2.18 о браке ( «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» ), чем на повелении Быт.1.28  плодиться и размножаться.
Первая цель брака, таким образом, заключается в том, чтобы обеспечить товарищество и взаимопомощь. Генри Смит говорит, что это Божий путь «избежать неудобства одиночества, обозначенного в этих словах: «Нехорошо человеку быть одному»; как будто он сказал: Эта жизнь была бы несчастной, утомительной и неприятной для человека, если бы Господь не дал ему жену, чтобы она разделяла его беды». 8 Уильям Гоудж, чей увесистый труд «О домашних обязанностях» стал классикой среди пуритан, а также распространенным свадебным подарком, больше фокусируется на взаимопомощи в браке, которая вытекает из товарищества. Это включает в себя задачи деторождения, воспитания детей и управления семьей, как во времена процветания, так и невзгод, а также здоровья и болезни. 9 Благодаря такому общению, говорит Уильям Перкинс, «супруги могут лучше и удобнее исполнять обязанности своего призвания ( Притч.31.11-13 ) » . 10 Все это должно служить «на благо естественной и духовной жизни человека», пишет Джон Робинсон. 11
Вторая цель брака - деторождение и созидание Церкви через благочестивое воспитание детей. Пуритане считали, что рождение детей - это не просто личное дело, которое решается между мужем и женой. Скорее, с их точки зрения, дети - это дар Божий, посредством которого верующие должны служить семье, церкви и государству. Гоудж отмечает, что христиане должны иметь детей, «чтобы мир мог умножаться: и не просто умножаться, но законным потомством и отдельными семьями, которые являются семенем городов и содружеств.... также, чтобы в мире Церковь могла сохраняться и распространяться святым семенем (Мал.2.15 ) » 12
Третья цель брака, как говорит Гуж, заключается в том, чтобы мужчины и женщины «содержали свои сосуды в святости и чести» и избегали блуда ( 1 Кор.7.2,9 ). Гоудж продолжает: «Брак - это убежище для тех, кто находится в опасности своего спасения из-за порывов искушений похоти». 13 Брак - лучшее и самое освященное решение искушения блуда.
В своем акценте на физических целях брака пуритане не обесценивали его духовную цель. Они подчеркивали, что супружеская любовь должна оставаться подчиненной любящему Богу. Джон Уинтроп в письме, написанном своей жене вскоре после их брака, называет ее «главным из всех утешений в надежде на спасение». 14 Коттон предостерегает от «ошибки не стремиться к более высокой цели», чем сам брак, и призывает людей смотреть на своих супругов «не с точки зрения их собственных целей, но чтобы они были лучше приспособлены для служения Богу и приближали их к Богу». 15

Процедура вступления в брак

Пуританская процедура заключения брака состояла из шести шагов. Первым был период узнавания, симпатии и любви друг к другу. Это могло быть инициировано самой парой, родителями или друзьями. Но мудрые молодые люди спрашивали совета как у родителей, так и у друзей относительно возможных брачных партнеров. В любом случае, любовь является основой с точки зрения пуритан, поскольку она способствует установлению связей. Как говорит Гуж, «взаимная любовь и хорошая симпатия друг к другу подобны клею». Этот клей будет поддерживать пару в браке, поскольку «любовь нелегко ослабнет из-за любых испытаний». 16
Во-вторых, существовал договор о браке, который был обязательством вступить в брак. Этот договор был более обязывающим, чем наша современная форма помолвки. Гуж описывает его так: «Этот договор , заключенный справедливо , является началом брака». Держась за руки перед свидетелями, каждая сторона клялась: «Я верно обещаю выйти за тебя замуж в надлежащее и удобное время». 17 Библейское подтверждение такого договора включало примеры дочерей Лота, которые были «обручены мужьям, (хотя) они, как говорят, не знали мужа» ( Быт.19.8,14 ), и Марии, которая описана как «обрученная дева» ( Лк.1.27 ). 18
В-третьих, контракт официально объявлялся общине в три последовательных воскресенья. Эти объявления давали возможность любому члену церкви, у которого были законные возражения против брака, высказать их через надлежащие церковные каналы. Если возражений не было, предполагалось, что церковь предоставила «молчаливое одобрение» браку.
В-четвертых, брак должен был быть публично торжественно оформлен религиозной церемонией, которая состояла из того, что пастор принимавал брачные обеты и произносил короткую проповедь, за которой следовало гражданское празднование. Гоудж описывает гражданское празднование как «все те законные обычаи, которые используются для установления внешней торжественности (свадьбы) , как встреча друзей, сопровождающих Жениха и Невесту как в Церковь, так и из нее, облачающихся в лучшие одежды, сидящих и с другими знаками радости: на что мы имеем прямое разрешение из Слова Божьего». 19
В-пятых, после церемонии в доме жениха был пир, где «могли быть предложены остроумные вопросы и сомнительные загадки». 20 Вопросы и загадки, которые задавались, были полезными и стимулировали интеллект; ничего непристойного не допускалось, в отличие от часто двусмысленных комментариев и ритуалов, которые происходят на многих современных свадьбах.
В-шестых, и в-последних, брак заключался посредством полового акта. 21

Принципы брака

Пуритане основывали брак на двух основных библейских принципах: принципе Христа-Церкви и принципе завета. Эти принципы, возможно, являются основными факторами, стоящими за упорядоченностью, устойчивостью и счастьем пуританских браков.

Принцип Христа-Церкви.

Книга Гоуджа « О домашних обязанностях» основана на Еф.5.21 - 6.9 , где описываются обязанности мужей, жен, родителей, детей, хозяев и слуг. Однако перед тем, как подробно описать эти обязанности, Гоудж дает вступительную главу на 133 страницы, в которой фраза за фразой объясняет этот отрывок из Священного Писания. Он излагает главный принцип брака - муж должен любить свою жену, как Христос любит Церковь, а жена должна оказывать почтение и повиновение своему мужу, как Церковь оказывает повиновение Христу.
Главенство мужа над женой соответствует главенству Христа над Его Церковью ( Еф.5.23 ). Поскольку Христос любит Свою Церковь, муж должен любить свою жену абсолютно (ст. 25), намеренно (ст. 26), реалистично (ст. 27) и жертвенно (ст. 28-29). 22 Он должен проявлять «истинную, свободную, чистую, преизобильную, постоянную любовь» к своей жене, питая и лелея ее, как Христос делает это со Своим собранным народом (ст. 29). 23 Поскольку любовь Христа к Его Церкви всеобъемлюща, муж не может любить свою жену адекватно, потому что, будучи грешником, он всегда будет не дотягивать до совершенной любви Христа (ст. 25). Но любовь Христа к Своей невесте должна быть образцом и целью мужа. 24 Такая любовь будет служить «как сахар, подслащивающий обязанности власти, которые принадлежат мужу», чтобы его любящая жена могла легче подчиняться ему. 25
Учитывая современные карикатуры на пуританство, важно отметить, что мужья-пуритане редко были шовинистами и тиранами. Моделируя главенство мужа по образцу главенства Христа в церкви, пуритане понимали, что мужской авторитет был скорее обузой ответственности, чем билетом на привилегии. Главенство было лидерством, основанным на любви ( 1 Пет.3.7 ).
Поскольку церковь смиренно и безоговорочно подчиняется Христу, подчинение жены мужу означает, согласно Исааку Амброузу, что она должна проявлять почтение и «подчиняться» своему мужу во всем, за исключением случаев, когда ее муж действует вопреки Богу и Его заповедям (ст. 22-24). Этот принцип остается верным, даже если ее муж «сын Велиара» ( 1 Цар.2.12 ) - т. е. имеет сложный характер. Амброуз пишет: «Жена должна быть кроткой, мягкой, нежной, послушной, даже если она будет замужем за мужем нечестивым». 26
Для пуритан подчинение было не столько вопросом иерархии, сколько функцией. Бог назначает роль и обязанность лидерства мужу не потому, что он выше своей жены, а просто потому, что Бог делегирует эту власть ему, а не ей. Робинсон объяснял главенство следующим образом: Бог создал мужчину и женщину духовно равными, и когда оба впали в грех, она не стала более отвращенной, чем он, от изначальной доброты. Однако в браке один из двоих должен иметь окончательный авторитет, поскольку возникнут различия, и поэтому один должен уступить и обратиться к другому; это Бог и природа возлагают на мужчину. 27
Пуритане считали, что жена должна подчиниться добровольно. Если муж принуждает к подчинению, отношения проиграны. Подчинение должно быть оказано женой как часть ее послушания Христу. Таким образом, ее честь и свобода признать мужа своим главой. И муж, и жена должны сосредоточиться на  собственных обязанностях, говорили пуритане. Если мужья проявляют мало любви к своим женам, они не должны ожидать от них большого подчинения и почтительности; аналогично, если жены проявляют мало почтения и послушания к своим мужьям, они не должны ожидать от них большой любви. 28

Принцип завета.

Исходя из этого принципа любви и подчинения, пуритане придавали большое значение принципу брака как завета (Мал.2.14 ). Эдмунд Морган резюмирует их точку зрения: Каждый настоящий брак, начиная с первого, основывался на завете, на который требовалось свободное и добровольное согласие обеих сторон... С начала времен ни одному мужчине и женщине не было позволено устанавливать условия, на которых они соглашались быть мужем и женой. Бог установил правила брака, когда Он праздновал первый брак, и с тех пор Он не вносил в них никаких изменений. Завет брака был обещанием подчиняться этим правилам без условий и без оговорок. 29 Морган продолжает цитировать Сэмюэля Уилларда: «Многие другие Заветы связаны создателями, но все обязанности этого Завета (назначены) Богом. (Поэтому) когда муж и жена пренебрегают своими обязанностями, они не только причиняют вред друг другу, но и провоцируют Бога, нарушая Его закон»

1. ^ Richard Adams, “What are the Duties of Parents and Children; and how are they to be Managed According to Scripture?” Puritan Sermons 1659-1689 (Wheaton, Ill: Richard Owen Roberts, 1981), 2:303-358; Isaac Ambrose, Works of Isaac Ambrose (London: Thomas Tegg & Son, 1872); Richard Bax¬ter, “The Poor Man’s Family Book,” in The Practical Works of Richard Baxter (Morgan, Pa.: Soli Deo Gloria, 1996), 4:165-289; Paul Bayne, An Entire Commentary upon the Whole Epistle of St. Paul to the Ephesians (Edinburgh: James Nichol, 1866), 491-563; Robert Bolton, General Directions for a Comfortable Walking with God (Morgan, Pa.: Soli Deo Gloria, 1995), 262-281; Thomas Boston, “Duties of Husband and Wife; Sermon XXIII,” in The Works of Thomas Boston, ed. Samuel M’Millan (Wheaton, Ill: Richard Owen Roberts, 1980), 4:209-218; John Bunyan, “Family Duty,” Free Grace Broad¬caster, 170 (1999): 15-28; John Cotton, A Meet Help: Or, a Wedding Sermon (Boston: B. Green & J. Allen, 1699); John Dod and Robert Cleaver, A Godly Form of Household Government (London: Thomas Man, 1598); Thomas Doo¬little, “How May the Duty of Daily Family Prayer be Best Managed for the Spiritual Benefit of Every One in the Family?” in Puritan Sermons, 1659-1689, 2:194-272; Thomas Gataker, “A Good Wife God’s Gift,” “A Wife in Deed,” and “Marriage Duties,” in Certain Sermons (London: John Haviland, 1637); Thomas Gataker, A Marriage Prayer (London: John Haviland, 1624), 134-208; William Gouge, Of Domestical Duties (Pensacola: Puritan Reprints, 2006); Matthew Griffith, Bethel: or, a Form for Families (London: Richard Badger, 1633); George Hamond, The Case for Family Worship (Orlando: Soli Deo Gloria, 2005); Matthew Henry, “A Church in the House,” in Complete Works of Matthew Henry (Grand Rapids: Baker, 1978), 1:248-267; Wil¬liam Perkins, “Christian Oeconomy,” in The Work of William Perkins, ed. Ian Breward (Appleford, England: Sutton Courtenay Press, 1970), 416-439; John Robinson, The Works of John Robinson, vol. 3 (Boston: Doctrinal Tract and Book Society, 1851); Daniel Rogers, Matrimonial Honour. (London: Th. Harper, 1642); Henry Scudder, The Godly Man’s Choice (London: Matthew Simmons for Henry Overton, 1644); Henry Smith, “A Preparative to Mar¬riage,” in The Works of Henry Smith (Stoke-on-Trent, England: Tentmaker Publications, 2002), 1:5-40; William Whately, A Bride-Bush or A Wedding Sermon (Norwood, N.J.: Walter J. Johnson, 1975); and William Whately, A Care-Cloth or the Cumbers and Troubles of Marriage (Norwood, N.J.: Walter J. Johnson, 1975).
2. ^ J. Philip Arthur, “The Puritan Family,” The Answer of a Good Conscience, Westminster Conference, 1997(London: n.p., 1998), 75-94; Lawrence J. Bilkes, “The Scriptural Puritan Marriage” (unpublished paper for Puritan the¬ology class at Puritan Reformed Theological Seminary, Grand Rapids, Mich., 2002); E. Braund, “Daily Life Among the Puritans,” The Puritan Papers: Volume One, ed. J. I. Packer (Phillipsburg, N.J.: P&R, 2000), 155-166; Francis J. Bremer, The Puritan Experiment: New England Society from Bradford to Edwards (New York: St. Martin’s Press, n.d.), 176-180; Catherine A. Brekus, “Children of Wrath, Children of Grace: Jonathan Edwards and the Puritan Culture of Child Rearing,” in The Child in Christian Thought, ed. Marcia J. Bunge (Grand Rapids: Eerdmans, 2001), 300-328; Ezra Hoyt Byington, The Puritan in England and New England (Boston: Roberts Brothers, 1897), 221-277; J. T. Cliffe, The Puritan Gentry: The Great Puritan Families of Early Stuart England (London: Routledge & Kegan Paul, 1984), 63-82; W. Gary Crampton, What the Puritans Taught (Morgan, Pa.: Soli Deo Gloria, 2003), 62-72; Gaius Davies, “The Puritan Teaching on Marriage and the Family,” The Evangelical Quarterly, 27, no. 1 (Jan. 1955): 19-30; John Demos, A Little Commonwealth: Family Life in Plymouth Colony (Oxford: Oxford University Press, 1970), 82-106, 181-190; Daniel Doriani, “The Godly Household in Puritan Theology, 1560-1640” (Ph.D. dissertation, Westminster Theological Seminary, 1985); Christopher Durston, The Family in the English Revolution (New York: Basil Blackwell, 1989); Alice Morse Earle, Customs and Fashions in Old New England (Detroit: Omnigraphics, 1990); “Form for the Confirmation of Marriage Before the Church,” in Doctrinal Standards, Liturgy, and Church Order, ed. Joel R. Beeke (Grand Rapids: Reformation Heritage Books, 1999), 156-158; Philip J. Greven, “Family Structure in Andover,” Puritanism in Early America, ed. George M. Waller (Lexington, Mass.: D. C. Heath and Co., 1973); William and Malleville Haller, “The Puritan Art of Love,” Huntington Library Quarterly, 5 (1942): 235-272; Charles E. Hambrick-Stowe, “Ordering Their Private World: What the Puritans did to grow spiritually,” Christian History, 13, no. 1 (1994): 16-19; Graham Harrison, “Marriage and Divorce in Puritan Thinking,” The Fire Divine, Westminster Conference, 1996 (London: n.p., 1997), 27-51; Erroll Hulse, Who are the Puritans: And What do they Teach? (Darlington, England: Evangelical Press, 2000), 139-142; James Turner Johnson, A Society Ordained by God: English Puritan Marriage Doctrine in the First Half of the Seventeenth Century (Nashville: Abingdon, 1970); M.M. Knappen, Tudor Puritanism: A Chapter in the History of Idealism (Chicago: University of Chicago Press, 1965), 451-466; Edmund Morgan, The Puritan Family: Religion and Domestic Relations in Seventeenth-Century New England (New York: Harper & Row, 1966); Steven Ozment, When Fathers Ruled: Family Life in Reformation Europe (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1983); J. I. Packer, A Quest for Godliness: The Puritan Vision of the Christian Life (Wheaton, Ill.: Crossway, 1994), 259-273, 355–356; Neil Pronk, “Puritan Christianity: The Puritans at Home,” The Messenger (Sept. 1997): 3-6; Helen Ratner, “The Puritan Family,” Child & Family, 9, no. 1 (1970): 54-60; Darrett B. Rutman, Winthrop’s Boston: A Portrait of a Puritan Town, 1630-1649 (New York: W. W. Norton Co., 1972); Leland Ryken, Worldly Saints: The Puritans As They Really Were (Grand Rapids: Zondervan, 1986), 39-54, 73-88; Levin Ludwig Schucking, The Puritan Family: A Social Study from the Literary Sources (New York: Schocken Books, 1970); Lawrence Stone, The Family, Sex and Marriage in England 1500-1800 (New York: Harper & Row, 1977); and Margo Todd, “Humanists, Puritans and the Spiritualized Household,” Church History, 49, no. 1 (1980): 18-34.
3. ^  Quoted in Ryken, Worldly Saints, 42.
4. ^ Dod and Cleaver, A Godly Form of Household Government, 125.
5. ^  John Downame, The Plea of the Poor (London: Edward Griffin, 1616), 119.
6. ^ Cotton, A Meet Help, 14.
7. ^ Westminster Confession of Faith (Glasgow: Free Presbyterian Publications, 1994), 103. Голландская реформатская литургия конца шестнадцатого века уже приняла тот же порядок, хотя и более описательно: «Первая причина в том, что каждый верно помогает другому во всем, что относится к этой жизни и лучшей. Во-вторых, чтобы они воспитывали детей, которых Господь даст им, в истинном знании и страхе Божьем, для Его славы и их спасения. В-третьих, чтобы каждый из них, избегая всякой нечистоты и злых похотей, мог жить с доброй и спокойной совестью».
8. (Doctrinal Standards, Liturgy, and Church Order, 156). Cf. Ryken, Worldly Saints, 48.
9. ^  Smith, “A Preparative to Marriage,” in The Works of Henry Smith, 1:5.
10. ^ Gouge, Of Domestical Duties, 152.
11. ^ Perkins, “Christian Oeconomy,” in The Works of William Perkins, 420.
12. ^ Quoted from the Works of John Robinson, in Charles H. and Katherine George, The Protestant Mind of the English Reformation, 1570–1640 (Princeton: Princeton University Press, 1961), 268.
13. ^ Gouge, Of Domestical Duties, 152.
14. ^ Ibid.
15. ^  John Winthrop, Life and Letters of John Winthrop, 2nd ed., ed. Robert C. Winthrop (Boston: Little, Brown & Co., 1869), 1:159.
16. ^  Cotton, A Meet Help, 12.
17. ^ Gouge, Of Domestical Duties, 143.
18. ^  Ibid, 144.
19. ^ Ibid., 147. Для примера контракта, который включает в себя приверженность основным христианским доктринам и изложение Десяти заповедей в контексте супружеских обязанностей, Kenneth L. Parker and Eric J. Carlson, “A Treatise of a Contract Before Marriage,” in ‘Practical Divinity’: The Works and Life of Revd Richard Greenham (Aldershot, England: Ashgate, 1998), 339-348.
20. ^  Gouge, Of Domestical Duties, 148-149.
21. ^  Ibid., 152
22. ^ Morgan, The Puritan Family, 30-31; Arthur, “The Puritan Family,” 79.
23. ^ Ambrose, Works of Isaac Ambrose, 130.
24. ^ Gouge, Of Domestical Duties, 31.
25. ^  Ibid.
26. ^ Ibid., 94.
27. ^ Ambrose, Works of Isaac Ambrose, 133.
28. ^ Quoted in Ryken, Worldly Saints, 76.
29. ^ Gouge, Of Domestical Duties, 96-97.
30. ^  Morgan, The Puritan Family, 30.
31. ^  Quoted in Morgan, The Puritan Family, 30.
32. Quoted in John Blanchard, The Complete Gathered Gold (Darlington, England: Evangelical Press, 2006), 405.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии