Выражение о непонимающем турке отменяется

В 2014-2019 гг. впервые встретился с турком-месхетинцем. Пять лет назад он поступил на наш факультет политеха, где я читал лекции по микро-и макроэкономике. Но как-то не придавал внимания, что у меня учится турок, поскольку фамилия его была Гасанов. Подумал, наверное, татарин - такой жгуче рыжий мальчик. Вроде «хвостов» по экзаменационным сессиям     не имел, на моих занятиях всегда мелькал своей рыжей головой, занимался так между тройками и четверками. А на пятом курсе он неожиданно для меня записался ко мне для выполнения выпускной дипломной работы. И как научный руководитель начал интересоваться им, когда он назвал свое имя Алимурат. Спросил его на всякий случай, кто он по национальности. Алимурат ответил, что он турок-месхетинец. Вот, думаю, впервые в жизни придется руководить турком. А ведь нерадивым ученикам раньше говорили:
- Что ты как турок, ничего не понимаешь! – думаю, вдруг подведет он меня. Хотя вроде бы не совсем хорошо, но учился обычно без долгов. Да и общался он с хорошими студентами из Новокуйбышевска. Но думаю, они же ездят на одной  той же электричке. То есть определенные сомнения в способностях Алимурата 
Как-то спросил Алимурата:
- Откуда ты приехал к нам в университет?
- Я почти, что  уже местный из Новокуйбышевска.
- А до этого, где жили, не в Средней ли Азии?
- Да, там я родился и учился в школе в городе Чарджоу.
- И как же ты очутился здесь почти, что в Самаре?
- А нас туркмены выгнали из Чарджоу. Помните, наверное, события конца 80-х годов в Ферганской области Узбекистана. Нас узбеки и туркмены выгнали, а куда нам ехать, было не понятно. Нас же переселили когда-то из Грузии в Среднюю Азию. Мы там уже прижились и вдруг перед распадом Советского Союза туркмены решили почему-то от нас избавиться.

Мне тут же стало ясно, почему турок-месхетинцев туркмены решили выгнать из республики. Вспомнил, что в те дни восемьдесят девятого года я отдыхал в Подмосковье в молодежном доме отдыха «Елочки». Путевку мне в университете предложили «горящую», в четырехместном номере. На мое недовольство и за отказ брать такую путевку, да еще в молодежном лагере, в профкоме меня все-таки уломали.
- Ну, понимаете, горит путевка. Все отказались от нее, поэтому выручайте, берите, вы еще не старый, да и может быть, там попроситесь в двухместный  номер с доплатой.

Купил предложенную путевку, приехал в этот Дом отдыха, и мне отказали в просьбе поменять номер. Навали причины, что у них двухместных номеров практически почти нет. Пришлось поселиться  в четырехместном номере. И здесь в этом номере оказался молодой туркмен по имени Надыр, представившийся при знакомстве, что он рабочий железнодорожного депо в Ашхабаде и одновременно секретарь комсомольской организации цеха. Из его уст впервые услышал о турках-месхетинцах. Он с жаром убеждал меня, почему они хотят изгнать турок из Средней Азии и из Туркестана. Мол, мы работаем на заводах, на стройках и в депо, а турки все по устраивались в торговле и на рынках. Они обирают и обманывают нас, нарушают общественный порядок и когда в стране происходит перестройка, мы избавимся от них. На мои возражения, ну кто же должен и торговать! Почему вам не вытеснять их постепенно из торговли и налаживать собственную торговлю и тем самым поспобствовать их вытеснению в другие отрасли народного хозяйства, Надыр горячился и был категорически против турок. Мне не помогли и доводы, что ему как комсомольскому секретарю, надо останавливать молодежь от воинственной борьбы против турок, ведь когда-то они были переселены к вам, они уже прижились у вас и нельзя их насильно выживать. Надо же вашим властям думать, как установить взаимопонимание между туркменами  и турками, а не рубить с плеча. Однако, по-моему,  не переубедил Надыра. И пока мы спорили с ним, там уже начались погромы и убийства. В результате по распоряжению правительства СССР начался вывоз 16 тысяч турок-месхетинцев из республик Средней Азии в шесть областей РСФСР (См.: Назад в СССР: Ферганские погромы (май-июнь 1989 года).
Была ли тогда еще Куйбышевская область в числе этих шести областей, не знаю, но вот так семья и Алимурат оказались в Новокуйбышевске. И возможно Алимурат был напоминанием мне за то, что выступал за справедливое разрешение проблемы турок. И вот последовало наказание, пришлось руководить  дипломной работой турка-месхетинца. Надо сказать, что турок оказался смышленым человеком, и первый вариант дипломной работы представил вовремя. Спросил его:
- Сам работу писал, или друзья помогли?
- Половину сам написал, а другую помог мне написать студент Тужилкин – честно признался Алимурат.

Но думаю, если отличник Тужилкин приложил руку, то работа будет нормальной. Но прежде чем читать ее попросил проверить на антиплагиат. При проверке на антиплагиат оказалось, что она не дотягивает до нормы самостоятельности автора. Пришлось внимательно ее читать и определять, что можно сделать для улучшения ее содержания и повышения до нормы самостоятельности студента. Где-то с неделю он приезжал ко мне домой, и мы пытались устранить недостатки. Он быстро схватывал мои замечания и предлагал на некоторые из них вполне приемлемые ответы. При моем участии  мы находили правильные формулировки для рукописи дипломной работы. Алимурат отлично владел компьютером и очень быстро их печатал, что очень радовало меня. В результате к последним срокам защиты дипломных работ работа Алимурата была закончена, вместе с презентацией и текстом на защиту. Он защитил работу на оценку «хорошо», получив квалификацию экономиста по специальности экономическая безопасность. В результате турок-месхетинец опроверг бытующее у нас в народе утверждение «что ты как турок, ничего не понимаешь». Поэтому, на мой взгляд, что пора отменить это бытующее мнение и перестать его использовать. Турки, как и русские, татары, осетины, чеченцы, удмурты и другие народы и народности России имеют высокие способности к учебе, но некоторые из них ничего не могут усвоить не потому, что они турки, а потому, что «лентяи» или обладающие низкими способностями.               


Рецензии