Кришна, Камса и волшебство III Глава 20
— Для проведения всех этих опытов нужна дополнительная энергия. Скажите, как волшебник может накопить энергию? — начал Сандипани Муни. Ребята задумались, а Судама ответил:
— Нужна аскеза.
— Правильно, аскеза! Только так мы накопим нужную силу. И чем труднее она, тем лучше потом результат. Сейчас на один час мы предадимся аскезе — медитации на звук «ом». Я буду петь, а вы молча слушайте. Примите позу лотоса. Вытяните спину ровно. Готовы? — он оглядел всех и начал:
— Ом…
Его супруга негромко заиграла на вине полуденную рагу. Ребята старались сосредоточиться на звуке. То и дело прилетал ветерок и шелестел ветвями пальм, защищающих их от горячих лучей. Когда час закончился, музыка смолкла, и гуру встал.
— Медленно откройте глаза!
Ребята открыли.
— А теперь мы с вами зажжём соломинку. Возьмите в руки одну. Всё делайте медленно, будто вы под водой. — Ребята послушно взяли. — А теперь смотрите на кончик, представляя, что он загорелся.
У Кришны сразу вспыхнула и задымилась травинка, и он решил её охладить и дыхнул холодным ветерком. Таким, что на конце образовался иней.
Ещё у четырёх мальчиков получилось зажечь соломинку.
Гуру был доволен.
— Видите, сила поднакопилась — и некоторые из вас уже смогли добыть немного огня. Для других будет легче, наверное, не с температурой работать, а с силой тяжести. Возьмите камешек. Смотрите на него около минуты, представляя его тяжёлой горой. Потом попробуйте поднять, если почувствуете вес, позовите кого-нибудь проверить вас.
Ребята смотрели на свои камешки, пытаясь увидеть в них гору.
Бала отвлёкся, вспоминая, как брат поднял Говардхан, и у него опять ничего не получилось. Камешек оставался очень лёгким.
— Баларама, ты просто очень сильный, дай-ка я попробую поднять твой камень, — Кришна схитрил, он сделал тяжёлым свой камень, а заодно и его. Потом попробовал поднять и показал, что не может это сделать.
— Гурудев, у Баларамы камень не поднимается! — закричал он, махая руками, чтобы привлечь внимание.
Учитель подошёл и попробовал сдвинуть маленький, с ноготок, камешек и не смог.
— Да, у тебя получилось, Баларама! У кого ещё? — он попробовал толкнуть камешек Кришны, но тоже не смог. Одарив его улыбкой, гуру пошёл к другим.
Никто больше не смог выполнить этот трюк.
— У вас всех, кто не смог, будет ещё время отработать эти вещи и сдать мне до конца второго года.
Бала смотрел на свой гладкий чёрный камень, и ему стало казаться, что у него есть глаза и рот.
— Смотри, Канха! — зашептал он, потянувшись к руке Кришны, а тот уже сосредоточенно смотрел на камень, чуть улыбаясь.
— Да у него глаза есть, Бала! — поддержал он.
— Смотри, смотри, они открываются, Кришна! — Бала подскочил, встал на четвереньки перед камнем и вытаращил глаза. Камень смотрел прямо на него карими блестящими хитрыми глазками не моргая. И вдруг он улыбнулся.
— Кришна, ты видел? — зашептал Баларама. Кришна погладил Балараму по голове:
— Братишка, ты, кажется, перегрелся. Очнись!
И вдруг брат понял, что открывает глаза. Он увидел, что сидит на поляне под пальмами, а рядом Аджай, Судама и Кришна и все смотрят на него.
— А где камень? — спросил он, растерянно потирая лоб.
— Какой камень? — весело спросил Канха.
— Ты смог сделать камень тяжёлым, а потом сидел и слушал учителя, урок закончился, ты пошёл с нами сюда и… — стал рассказывать Судама, а Аджай его перебил:
— И мы заметили, что ты в какой-то прострации. Что с тобой?
— Я не знаю, — Бала недоумевал. Камень с глазами в воспоминаниях был таким настоящим!
Кришна не выдержал и расхохотался:
— Я тебя загипнотизировал, брат, да! Ты был под гипнозом, дружище! Ха-ха-ха!
Через секунду Бала свалил его с ног и сел сверху, грозя кулаком:
— Сделаешь такое ещё раз и…
Ребята стащили его со смеющегося Канхи и держали, пока он не успокоился.
На следующий день учитель позвал их на урок, который посвятил теории. Сандипани Муни долго рассказывал ученикам о йогах, живущих в горах, которые могут стоять раздетые при морозе многие годы, не шевелясь, и другие интересные случаи про аскезы и чудеса мира. А после учил, как маленькое сделать большим и наоборот. Кроме братьев это смогли повторить, как всегда, немногие.
Через неделю учитель объяснял ребятам, как создавать разные магические предметы. Начался урок, и он попросил дать какое-нибудь уникальное кольцо.
Кришна снял своё с большим лунным камнем и передал гуру. Тот взял и тут же бросил назад ему в руки:
— Зачем мне уже заряженная магией вещь?
Парнишка в недоумении оглядел колечко. Он не замечал там никакого волшебства. «А, наверное, девочки заворожили кольцо, чтобы я от них никуда не делся!» — засмеялся Канха. Учитель, всё ещё вопрошая, смотрел на него, и он ответил:
— Гуру Махарадж, простите меня! Я не знал. Наверное, это мои подруги-пастушки применили любовную магию, чтобы защитить меня от других девушек, — он опять засмеялся.
— Дай-ка мне его ещё раз! — Гуру нахмурился.
— Возьмите, пожалуйста! — Канха протянул серебряный перстень с белым дымчатым, где-то в глубине переливающимся радугой лунным камнем.
Учитель, осторожно поднеся к губам, прошептал что-то и получил лёгкий удар током. Скорее вернул Кришне и произнёс:
— Кришна, это магическое кольцо имеет очень мощный заряд, и оно предназначено только для тебя. Оно может выполнять какое-то одно действие, на которое его зарядили. И это не оберег! Такое не сотворят простые пастушки, на такое способен только настоящий сильный колдун или колдунья! — и про себя ещё добавил: «Интересно, что это за действие такое, на что перстень заряжен?»
— Я не знаю, — честно ответил Кришна. «Что же такое задумали девочки? Что может это кольцо?»
— А можно это как-то узнать? — спросил Судама.
— Да! — учитель смеялся. — Можно. Если спросить у той колдуньи. Ну хорошо. Кто даст нормальное кольцо для урока?
Баларама вручил своё с изумрудом. Гурудев положил его на ткань перед собой и стал нашёптывать на него какие-то слова, водя над ним руками. Потом встал, отдал хозяину и сказал:
— Баларама, твоё кольцо стало волшебным, оно теперь заряжено! Секрет его в том, что оно сможет будить тебя за час до рассвета.
Все рассмеялись. Утренний подъём для многих был проблемой, и для Баларамы тоже.
— Сейчас я вам расскажу, как заряжать предметы, — продолжал учитель. — Очень важно, чтобы вы для начала очистили предмет, например, положив его на сутки в соль либо в воду из святых источников. Затем вы сами, омывшись и прочитав гаятри-мантру, должны сесть перед предметом и, закрыв глаза, медитировать на звук «ом». После представить, что предмет должен делать, и, открыв глаза, взглянуть на него. Как бы покрыть предмет своим мистическим взглядом. Потом закрыть и повторить мантру ещё и вновь повторять всё раз за разом, так сто восемь раз.
Число сто восемь не простое и используется, если надолго надо зарядить вещь, ещё есть число семьдесят два — это, сами понимаете, не слишком надолго и не слишком сильно, другое число — двадцать шесть, совсем слабое, и на один — два раза работы. А вот ещё три цифры — семь, три и один. Это для очень сильных волшебников, они могут и с одного раза заколдовать. По моим данным, по тому, как я вас вижу, тут только один ученик такой! — гуру быстро взглянул на Кришну. — Остальным надо повторять двадцать шесть, семьдесят два или сто восемь раз это упражнение. Затем быстро завернуть вещь в чистую ткань и оставить ещё на сутки в тёмном, скрытом от всех месте. Вы всё поняли? Какие будут вопросы?
Ученики молчали, и Сандипани Муни дал им задание сегодня начать создавать такой волшебный предмет.
Ребята разошлись. Многие побежали за предметами, другие — к Кришне.
— Какой предмет ты будешь заряжать? — спрашивали они его. Кришна задумался:
— Неважно, какой предмет, друзья, важно, как и для чего! — засмеялся мальчик. — Тут и предметов-то нет никаких.
— А вот чем не предмет? — показал Судама на пальмовый лист, упавший перед ними.
— Хорошо, давайте попробую, — он взял его и понёс, чтобы помыть в озере.
— Постой, Канха! — закричал Баларама. — Там же не святой источник!
— Почему? — спросил тот, продолжая идти в направлении озера.
— Потому что никто не говорил, что он святой, — объяснил Бала, уже сам сомневаясь в своём ответе.
Кришна забрался по горной тропе и, подойдя к водоёму, объявил:
— Друзья, внимание! — Несколько мальчиков, которые собирались помыть свои предметы, остановились, удивлённо глядя на него.
— С этого момента я объявляю озеро святым источником! — он снял сандалии и дотронулся стопой до воды. В этот момент по глади воды пошла дрожь и озеро на миг засияло.
Канха весело окунул лист пальмы перед ошеломлёнными ребятами и стал карабкаться на гору.
— Ты куда? — крикнул Баларама.
— Медитировать, заряжать лист! — ответил Кришна, скрывшись за каменистым уступом.
После полудня он спустился и подошёл к Балараме, который, взяв для него обед, ждал в хижине, пытаясь не съесть пищу Канхи. Он смотрел на неё, представляя, как сила второй порции войдёт в него и он станет таким могучим, что…
Тут показался Кришна и, заметив пищу, бросился на неё со словами:
— Спасибо, брат! Спасибо!
И поев совсем немного, откинулся на стену:
— Бала, ты что, еду зарядил?
— Я? — удивился тот. — Нет, ничего такого! Я просто ждал тебя.
— Ты зарядил, это магия! Я так наелся, что ух! Могу горы двигать! Надо учителю сказать!
— Как так? Я же ничего не делал! — Баларама не понимал. — Дай-ка крошки хоть доем!
Он облизал тарелку брата и вдруг почувствовал такую сытость, как была только по большим праздникам во Врадже. Он стукнул по глиняному полу хижины, и земля затряслась. С пальм посыпались финики и кокосы. Глиняный домишко чуть не развалился.
— Господи! — воскликнул он. — Неужели это сделал я?
— Да, брат, ты тоже можешь колдовать, видишь? Думаю, что мы теперь неделю есть не захотим, — Кришна обнял брата за плечо.
Учитель узнал об этом и собрал всех, чтобы Баларама поделился, как он так смог.
День прошёл незаметно. Ребята легли спать, довольные своими успехами в магии.
Канха предвкушал, как они быстро закончат учиться, отправятся во Вриндаван и смогут там оставаться по крайней мере до тех пор, пока не кончатся два года, отведённые на их учёбу.
На следующий день Гуру Махарадж спросил:
— А кто ещё смог зарядить свои предметы? — но дети молчали, лишь мальчик по имени Абхай выкрикнул:
— Но ведь сутки-то ещё не прошли!
— Да, да, конечно! Но, может, кто, как Баларама, смог добиться эффекта раньше? — не унывал учитель, осматривая сидящих перед ним ребят.
— Кришна! Ты как?
— Гурудев, всё, что вам будет угодно! — с этими словами парнишка встал и поднёс ему лист пальмы, сложенный вдоль.
— На что он заряжен?
— Гуру Махарадж, если когда-нибудь вам будет нечего есть, вы откроете его — и на нём всегда окажется порция риса! Только надо проголодаться как следует! — добавил он, с улыбкой глядя на воодушевлённого такой новостью учителя.
— Я должен буду проверить! — сказал он и, бережно взяв лист, попросил Кришну сесть на место и посмотрел на остальных:
— Буду ждать ваших волшебных предметов, а сегодня я расскажу, как узнать, есть ли магия на предмете. Помните, взяв кольцо Кришны, я сразу определил, что оно магическое?
Дети закивали. Им было очень интересно то, что говорил гуру, и многие сидели с открытыми ртами.
— Так вот, чтобы определить это, мы должны каждый день фокусировать своё внимание на чистых вещах. Какие чистые вещи могут быть? — спросил он ребят, и кто-то выкрикнул:
— Дхоти!
Все засмеялись, и гуру тоже.
— Это хорошо, что дхоти у нас чистые. А ещё что?
— Роса, — крикнул Аджай.
— Да, капля росы — чистота мира. А ещё?
— Озеро в горах, — сказал Судама.
— Да, это озеро чистейшее! — согласился учитель. — А ещё что?
— Руки после мытья, посуда, — сказал Абхай.
— Мы чистые после купания! — смеялся Баларама.
— А что ещё, Кришна? — Сандипани Муни хотел, чтобы именно он сказал. Кришна встал, посмотрел с улыбкой на ребят и сказал:
— Наша совесть! Она чистая, поэтому наши улыбки чистые, наши слова и поступки, ребята.
— Молодец, мальчик! — Сандипани не знал, как его за что-нибудь поругать, он просто находился рядом с ним в полном блаженстве и забывал о том, что учитель не Кришна, а он сам.
Он пытался вспомнить, к чему всё это говорил:
— А, да! Так вот, когда мы будем фокусироваться каждый день на чистых вещах, то научимся видеть загадочные. Кришна, дай, пожалуйста, своё кольцо.
Парнишка протянул ему перстень с лунным камнем.
— Видите, от него как бы идёт какое-то неопределённое загадочное что-то. Трудно объяснить. Нельзя сказать, что оно не чистое, но и грязным не назовёшь, оно какое-то сложное. Чувствуете? Мы концентрировались на чистом, теперь вы должны заметить магию!
Кто-то из детей вскрикнул:
— Да, я чувствую!
— Да!
— Хорошо. Кришна, возьми, — он отдал перстень и продолжил занятие, объясняя детям, что знал об этих явлениях и обнаружении магии в предметах и пространстве, а потом в людях и стихиях.
День прошёл опять на волне постижения и обнаружения новых способностей у ребят. Было очень интересно и продуктивно. Всем очень нравилось учиться.
На следующий раз они пытались говорить на языке магов, шептать и делать пасы руками.
Судама смог заколдовать свой узелок, чтоб он никогда не был пустым и хотя бы горсточка риса всегда была там.
Аджай — свою расчёску, чтобы голова всегда была бодрая и не клонило в сон на занятиях, другие тоже произвели заговоры предметов, и оставалось только ждать, у всех ли сработало.
В следующий раз учитель повествовал о том, как звуками мантр передвигать камни и строить цветочные корабли для полётов.
— Прежде всего надо научиться рисовать, потому что проект корабля должен быть грамотным. Знаете, и камень можно заставить лететь, но мы не идём лёгким путём. Попросим для начала благословений у самого гениального зодчего Вишвакармы! — учитель прочитал благоприятную молитву Всевышнему, поклонился и после обратился к Вишвакарме.
Целый день они изучали простые способы изображения предметов, а на следующий — чертили корабли для полётов. Как объяснил Сандипани Муни, корабли поднимаются в воздух благодаря совершенно невероятному сплаву цветков тыквы и меди, из которого они сделаны.
— Я разобью вас на пары, и вы создадите свои корабли. Сначала это будет чертёж. Когда я одобрю его, то расскажу, что дальше.
Учитель разделил ребят на группы и удалился к себе.
От задания все были в восторге. Ребята понимали, что не может всё сразу получиться и через два месяца уроки повторят, но даже сейчас уже кое-что начинало двигаться! Только Кришна и Баларама всё делали с первого раза, и, похоже, их обучение заканчивалось. Их чертёж напоминал эльфийский корабль со стеблями тыквы, листом-парусом и большим лотосом на корме. Он был среднего размера, по сути, там могли поместиться два-три человека, не больше. Но всё в корабле было уникальным: и фонарь-колокольчик в виде цветка, и руль — пестик лотоса, на котором семена — кнопки управления.
Когда Сандипани Муни разглядел все детали, то пришёл в восторг!
— Это дивный корабль, которого ещё никто и никогда не видел! — сорвалось с его уст. — Хорошо, завтра на рассвете нашими с вами усилиями он уже будет парить в воздухе, как, я надеюсь, и некоторые другие тоже… — он обвёл взглядом своих учеников.
— Ура! — закричали ребята. У многих вышли не очень красивые судёнышки, и Кришна всем помог, поправляя кривоватые линии и подавая идеи по планировке деталей.
Многие всю ночь сидели за чертежами, и к брахма-мухурте, которая наступает примерно в три часа ночи, их созвал к озеру гурудев.
Он рассадил их по склонам берегов, как в амфитеатре, по центру которого на глади озера и должен был появиться первый корабль. Учитель призвал всех несколько минут пропеть «ом». Затем он подошёл к Кришне:
— Я думаю, твой корабль будет первым, — его глаза с радостью взирали на мальчика, чуть освещённого тусклой лампадой. — Начни немедля! — тут учитель повернулся ко всем и поведал мантру, от которой и должен был появиться корабль. Те ребята, которые трудились на кухне, натаскали сюда гору цветков тыкв с огорода, а медь прибыла накануне и теперь лежала повсюду в виде листовых полос.
— Кришна, попробуй, запомнив свой рисунок, представить его на этом озере, прямо перед собой, чувствуя, что он живой и ощутимый. При этом громко повторяй мантру, которую я дал, — он затих, всматриваясь в озёрную гладь, которую нарушал плеск водопада.
Канха посмотрел на чертёж. Потом на воду. Руки сами поднялись, как бы вырисовывая его контуры. Мантра полилась потоком из его уст…
Гуру призвал детей к тишине, так как предчувствовал, что крики восторга могут помешать действию. Баларама затаил дыхание. Сквозь тьму, немного освещаясь звёздами, начинало вырисовываться нечто. Какие-то толстые стебли проявились в воздухе, двигаясь и оплетая самих себя, тянулись в разные стороны. Листы меди поднялись с берегов и, летая вокруг будущего корабля, тая, перетекали в него вместе с цветами.
Все еле-еле сдерживали крик восторга, видно было, как нечто растительное и в то же время медное, блестящее постепенно приобретало очертания корабля.
Кришна на миг замолчал и снова продолжил, повернув вертикально ладонью. Тут же большой лист-парус водрузился на палубе. Мачта была как шип розы. Всё создавалось в полёте, и ребята сидели, разинув рты.
В какой-то момент действо закончилось и Кришна замолчал. Корабль громко шлёпнулся на воду.
Наконец, все закричали, больше не в силах сдерживаться:
— Джай Кришна! Джай Баларама!
— А я-то что? — удивился брат, сидевший у ног мальчика с чертежом в руках.
— А ты, — сказал Канха, потрепав Балу по волосам, — хорошо помогал!
— Молодец, Кришна! — учитель прыгнул в воду и, подсвечивая лампадой, стал осматривать корабль. — Всё хорошо, думаю, нет, я уверен, он полетит! — Сандипани Муни вышел на берег и повернулся к ученикам: — Теперь следующий, давайте вы, Абхай и Аджай! Запомнили мантру? — гуру призвал к тишине и ещё раз повторил её.
Кришна же не мог дождаться, когда можно будет управлять кораблём.
— А где же нам его создавать, тут же всё место занято? — спросил Аджай.
— О, да! Надо, чтобы Кришна и Баларама сели в свой летающий аппарат и перенесли его куда-нибудь, поближе к ашраму! — это было то, чего так долго ждали братья. Они бросились в ледяную воду, даже не замечая её температуры. Бала вскарабкался внутрь лодки и подал руку Кришне. Они сели рядом на кресло из шёлкового упругого загнутого лепестка, и Канха мысленно включил приборы. Панель на пестике лотоса загорелась разноцветными кнопками-семенами и подсветила восторженные лица ребят.
— Гуру Махарадж, как этим управлять-то? — недоумевал Баларама. В это время Кришна коснулся кнопки и, потянув слегка руль на себя, плавно и бесшумно взлетел, прижимая брата к спинке давлением воздуха.
Внизу кричали и аплодировали мальчишки. Сандипани Муни радовался больше всех. Его любимый ученик опять удивил его!
Кришна поднял корабль над деревьями, и тут первые рассветные лучи начали рассеивать тьму, освещая путь.
— Как ты это делаешь? — недоумевал Баларама, пока Канха кружил над пальмами ашрама в поиске места стоянки.
— Бала, просто! На, возьми руль! — он убрал руки, и брат, испугавшись, крепко вцепился.
— А дальше что? — он смотрел на кнопки и не мог понять.
— Ты просто реши, куда надо, и руки сами нажмут на нужные приборы! Ты почувствуешь!
Брат на миг задумался, а потом вспомнил небольшую площадку за ашрамом и обеими руками коснулся по очереди всех зелёных кнопок, потянул слегка руль, и корабль плавно двинулся в нужном направлении. Приземляясь, они как бы отталкивали руль в обратную сторону и нажимали на жёлтую кнопку. Мягкая посадка порадовала их, и, вылезая, друзья думали об одном: только бы ещё полетать!
Кришна посмотрел на брата. Его взгляд с хитрецой говорил именно об этом!
— Айда кататься! — воскликнул он, и Бала не мешкая запрыгнул вслед за братишкой внутрь.
— Можно только я поведу?
— Да, Бала, конечно!
Они взлетели опять. Полёт был абсолютно беззвучный, и их не могли засечь. Они набрали высоту, на которой было видно, как ребята, которые остались готовить завтрак, носили кухонную утварь и дрова.
— Летим из ашрама! — сказал Канха, показывая на восход. Баларама мягко повернул руль, и корабль двинулся вперёд. Горы остались позади, а впереди довольно засушливая пустыня.
— Вот бы домой сейчас вернуться! — вздохнул Кришна, понимая, что надо ещё остаться.
— Да, — согласился Бала, — но при такой малой скорости мы быстро не обернёмся туда и обратно!
— Согласен. Мы с тобой построили летающий виман для небольших полётов. Слышал, как гуру рассказывал о других виманах, которые летают между планетами и даже мирами?
— Да, Канха! Но нам с тобой такой не нужен.
— Да, нас и этот бы устроил, если бы свободы было побольше, — Кришна задумался, а потом игриво сказал:
— А может, просто удерём?
— Нет, Канха, так нельзя! — нахмурился брат. — Ты же понимаешь, мы должны закончить обучение, и про дакшину не забывай. Гуру столько нам дал, мы должны его хоть как-то отблагодарить!
— Это да! — Кришна взял руль. — Дай-ка я!
Они тут же набрали скорость и, резко повернув назад, двинулись к ашраму.
Когда приземлились, почувствовали чарующий аромат пищи с кухни и весело побежали туда.
Через некоторое время они смогли полетать ещё несколько раз, когда гуру посылал их за продуктами в деревню, но потом корабль просто исчез, как и все остальные.
— Я убрал их подальше, — объяснил учитель. — Мы здесь должны учиться другим вещам, а не только воздухоплаванию! Многие из вас уже закончили этот курс, а другие ещё будут тренироваться.
Свидетельство о публикации №225061801073