Чья вера правильная?

ЧЬЯ ВЕРА ПРАВИЛЬНАЯ?

Уже несколько дней не отпускают мысли о скандале, связанном с проповедью бывшего настоятеля Сочинского подворья Валаамского монастыря схиигумена Гавриила Виноградова и реакцией на неё заместителя начальника ГВПУ ВС РФ, Героя России, генерал-лейтенанта Апти Алаутдинова. В своей примерно 20-минутной проповеди о. Гавриил, приведя мусульманскую веру, как образец сплоченности, походя назвал её «неправильной». Это возмутило боевого генерала-суннита, проливавшего свою кровь за Россию, потерявшего на кавказских войнах близких и родных людей, посвятившего свою жизнь борьбе с организованной преступностью на Кавказе и ныне - одного из активнейших участников СВО России на Украине. На оскорбление религиозных чувств своих собратьев-мусульман генерал-лейтенант, вспылив, ответил личным оскорблением в адрес священнослужителя РПЦ. Всё это было записано на камеру и выложено в интернете.
Руководство РПЦ отреагировало на инцидент моментально, сняв схиигумена Гавриила с должности настоятеля подворья и предписав ему удалить из соцсетей его проповеди, подающие, так или иначе, повод к разжиганию межрелигиозной и межнациональной розни.
Не беря на себя смелость вмешиваться в  конфликт двух известных и авторитетных представителей мировых духовных учений, памятуя, что, по словам святого царя-пророка Соломона (Сулеймана), почитаемого и в христианстве, и в исламе, «хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору» (Притч. 26), позволю себе всё-таки высказать своё отношение к данному инциденту.
Очень часто бывает, что говоря за истину, человек начинает говорить против самого себя. Так и у меня вертится на языке фраза известного булгаковского персонажа: «Да не согласен я… Ни с тем, ни с другим».
В проповеди своей о. Гавриил  демонстрирует знание богословия и истории, прекрасную осведомлённость о деятельности мировой закулисы и её основных представителей. Так что наименование «дебил», присвоенное ему А. Алаутдиновым, тут никак не подходит.
Единственное, что несколько удивляет в его словах о «мусульманской угрозе» (кстати, эта тема очень популярна в православной среде, и о. Гавриил не является её открывателем), это то, что живя на юге, в Сочи, где мусульман в процентном отношении гораздо больше, чем в Москве, он в качестве примера приводит московских мусульман. Очевидно, что проповедь была рассчитана не на местных прихожан, а говорилась «с прицелом» на общероссийский резонанс. Возможно, что употреби о. Гавриил вместо слова «неправильная» слово «не православная», это не возмутило бы так Героя России, генерал-лейтенанта Алаутдинова.
Возмущение его понятно - он и его товарищи проливают за Россию кровь на передовой, а курортный батюшка из Сочи объясняет отдыхающим, что вот, идёт война , мусульмане воюют за Россию, их вера - неправильная, а наша с вами - правильная, мы здесь отдыхаем, лечимся, молимся Богу, и христианской крови не проливаем.
Думаю, что я в таком случае на месте чеченцев и дагестанцев, воюющих на передовой, просто прекратил бы воевать и поехал бы отдыхать в Сочи.
Как говорится, слово - не воробей.
Нашлись, конечно, защитники и у о. Гавриила. На генерал-лейтенанта решило подать в суд общественное православное движение «Сорок сороков». Впрочем, боевые генералы соображают быстро - и Алаутдинов принёс свои извинения.
На этом, казалось бы, и исчерпался инцидент на Сочинском подворье, произнесенная на котором проповедь чьей-то заботливой рукой была предоставлена заместителю начальника ГВПУ РФ России.
Осадок в душе остался лишь  от того, что , в общем-то, о. Гавриил только озвучил тему, уже десятки лет гуляющую в российской церковной среде и берущую начало с 1991 года - момента начала изгнания русских из бывших республик Средней Азии , и, чуть позднее - с 1-й Чеченской войны.
Однако же, мой личный опыт общения с мусульманами в Азербайджане во время 1-й Карабахской войны, заставляет меня несколько расширить расхожую фразу о том, что «в окопах атеистов нет». Да, в окопах все  - верующие, но там также нет ни христиан, ни мусульман, ни иудеев. Если угодно «ни иудея, ни эллина». На войне есть НАШИ и ВРАГИ. И российское общество медленно, но неуклонно, под беспилотными ударами и диверсиями ВСУ входит в «окопное» состояние. И решающим вопросом в нынешнем противостоянии является не вопрос, чья вера правильная: христиан или мусульман, а чья вера сильнее: вера наша или вера врага.

НИКОЛАЙ ЕРЁМИН

18.06.2025


Рецензии