Маяковский. Смерть Поэта

"С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.
Вот и сейчас как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло".

В. Высоцкий

---

"Эй, вы!
Небо!
Снимите шляпу!
Я иду!
Глухо.
Вселенная спит,
положив на лапу
с клещами звезд огромное ухо".

В. Маяковский 1914

==============================

А. Эйдук "Цветы ЧК"

На вашем столике бутоны полевые
Ласкают нежным запахом издалека,
Но я люблю совсем иные,
Пунцовые цветы ЧеКа.

Когда влюбленные сердца стучатся в блузы,
И страстно хочется распять их на кресте,
Нет большей радости, нет лучших музык,
Как хруст ломаемых и жизней и костей.

Вот отчего, когда томятся Ваши взоры,
И начинает страсть в груди вскипать,
Черкнуть мне хочется на Вашем приговоре
Одно бестрепетное: "К стенке! Расстрелять!"

Считается что это стих члена коллегии ВЧК А. В. Эйдука, напечатанный в тифлисском сборнике "Улыбка Чека". Но это не совсем верно, Эйдук был автором более короткого и более кривого стиха из шести строк...но несомненно "бестрепетная идея" была  именно его...4 июня 1938 г. Эйдук был арестован как троцкист. Расстрельный список, в который был включён Эйдук, завизировали лично Сталин и Молотов. 28 августа Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к смерти. На основе Указа ВЦИК от 1.12.1934 приговор был приведён в исполнение немедленно.

В 1944 году сотрудник НКГБ, "беседуя" с опальным писателем М.М. Зощенко, спросил того, считает ли он ясной причину смерти Маяковского, на что писатель достойно ответил: "Она и дальше остается загадочной…"

На фотографии представлена первая посмертная  маска Маяковского, сделанная скульптором К Луцкием. Эта маска считается неправильной. Поскольку когда Луцкий её снимал, он испортил поэту лицо и того пришлось перед похоронами гримировать несколько часов?!! Как вам?

Обратите внимание: нос поэта явно сломан, под правым глазом хорошая гематома.
Если вы посмотрите на подобные маски других Великих людей – они прямые, ровные, а у Маяковского она какая-то скособоченная, кривая (причем этим грешат оба варианта).

Вторым (правильным) скульптором, снявшим посмертную маску с Маяковского, на следующие сутки после смерти был...Сергей Меркуров (наверное Вы догадались: на этой маске нос у Маяковского уже не сломан).

Я не понимаю…голову Маяковского, что, нельзя было ровно положить? Обязательно нужно было её чуть-чуть склонить на правый бок?  Или тут совсем другое...хоть и сообщают что мозг Маяковского, который находится сегодня в Москве в "Институте Мозга" не повреждён, но лично у меня глядя на первую маску, возникают вполне себе обоснованные сомнения: "А действительно ли это мозг Поэта-Маяковского? Может это мозг какого-нибудь безымянного слесаря Иванова?"

Т.е. был ли всё-таки второй (первый?) выстрел поэту в висок или нет? Если выстрел был, тогда становится вполне объяснимо и то, почему лицо Маяковского нужно было немного повернуть на бок. Цель простая - скрыть входное отверстие от пули.

Официально считается, что Маяковский выстрелом себе в сердце поставил точку над решением своих личных проблем.  Но соответствует ли это действительности? Ведь Маяковский в посвящении "Сергею Есенину" (на смерть поэта), абсолютно четко озвучил свою позицию по поводу самоубийства:

В этой жизни
помереть
не трудно.
Сделать жизнь
значительно трудней.

Сделать жизнь для Маяковского было гораздо Приоритетнее. А ведь доведение до самоубийства (что вполне может быть в случае с Маяковским) самоубийством не является.  Ведь так?

В протоколе составленном милицией (по обнаружении тела поэта) указывается что Маяковский лежал на спине (т.е. он  упал на спину, как действительно случается при выстреле себе в грудь). Но... как мы видим, согласно маске снятой с лица Маяковского скульптором К. Луцкием у поэта был сломан нос (кстати этот факт не был указан в протоколе) и притом очень сильно сломан, т.е. одно из двух или Маяковского (перед тем как застрелить) убийца ударил по лицу, либо же он упал не спиной, а лицом вниз. И при таком сломанном носе (как на посмертной маске поэта) у человека должно быть обильное кровотечение, но в милицейском протоколе о каком-то кровотечении из носа Маяковского ничего не сказано…Там еще очень темная история с пистолетом из которого был произведён выстрел… с запиской - почему она была написана карандашом, а не ручкой (причём за двое суток (!!) до выстрела)...не понятна и личная заинтересованность руководителя секретного отдела ГПУ Я. Агранова (который, кстати засветился ранее и с убийством поэта Гумилева-(*), а в последствии был расстрелян!!). Одни вопросы, вопросы, вопросы. Получим ли мы когда-нибудь на них ответы?

--------

Да…одно дело обыватель разуверившийся в идеалах революции, совсем другое дело - Великий пролетарский Поэт, перестающий быть рупором Партии !!! т.е. популярнейшая в народе личность, которую всем ставят в пример. В которой ПОЭТ внутри, вдруг начинает побеждать безродного космополита.

ТАКОЙ Маяковский системе был не то, что не нужен, а просто ВРЕДЕН!!

Скорее всего…Маяковского посетило тоже самое что раннее, было и у Блока и у Есенина - запоздалое прозрение…увидев, что космополиты вытворяют в СССР он отказывается от своих прежних убеждений ( которые ранее он коротко и ясно сформулировал: "Чтобы в мире, без Россий, без Латвий, жить единым человеческим общежитием"!!)

Если это так, то это просто форменный кошмар для любого властьимущего советского космополита того времени, считающего поэта своим личным (ПОЭТИЧЕСКОГО РОДА) оружием. Что может быть страшнее вышедшего из подчинения "поэтического автомата", способного пристрелить своего хозяина?

Ну ладно Блок – дворянин, что с него взять? Человек чести, он Родину свою не продаст.

Ну ладно Есенин – крестьянин. Человек "малообразованный". Ему на Земле и надо работать, а не стишками баловаться.

Ну ладно Гумилёв - человек образованный, знающий много, ОФИЦЕР!!

Но…Маяковский!!! МАЯКОВСКИЙ!! Как? КАК? Он же…король КОСМОПОЛИТОВ!! И…даже он (ОН!!) вдруг изменяет свою позицию, не подчиняется приказу и отказывается "стрелять" своим стихом в русский народ?!! КАК ПОСМЕЛ!!???

В один из приездов в Париж Маяковский  говорит Ю. Анненкову, следующие слова…" коммунизм, идеи коммунизма, его идеал, это - одна вещь, в то время как "коммунистическая партия СССР", очень мощно организованная... и руководимая людьми, которые пользуются всеми выгодами "полноты власти" и "свободы действия", это - совсем другая вещь" Т.е общежитие, конечно общежитием, но зачем Вы мне скажите уничтожать большинство русских или латышей? А оставшихся в живых...лишать своих корней и превращать в общечеловеков-евроамериканов?!! Зачем?!! Мы и так все с вами живем в одном большом общежитии...на планете Земля!!
 
***

В. Маяковский "Война и мир" (отрывок)

Хорошо вам.
Мертвые сраму не имут.
Злобу
к умершим убийцам туши.
Очистительнейшей влагой вымыт
грех отлетевшей души.

Хорошо вам!
А мне
сквозь строй,
сквозь грохот
как пронести любовь к живому?
Оступлюсь -
и последней любовишки кроха
навеки канет в дымный омут.

Что им,
вернувшимся,
печали ваши,
что им
каких-то стихов бахрома?!
Им
на паре б деревяшек
день кое-как прохромать!

Боишься!
Трус!
Убьют!
А так
полсотни лет еще можешь, раб, расти
Ложь!
Я знаю,
и в лаве атак
я буду первый
в геройстве,
в храбрости.

О, кто же,
набатом гибнущих годин
званый,
не выйдет брав?
Все!
А я
на земле
один
глашатай грядущих правд.

Сегодня ликую!
Не разбрызгав,
душу
сумел,
сумел донесть.
Единственный человечий,
средь воя,
средь визга,
голос
подъемлю днесь.

А там
расстреливайте,
вяжите к столбу!
Я ль изменюсь в лице!
Хотите -
туза
нацеплю на лбу,
чтоб ярче горела цель?!

***

Фактически Маяковский был похоронен дважды… Второй раз как Поэт, когда его творчество стали  растаскивать на лозунги и цитаты. И второго Маяковского так и не появилось!! Нет, были конечно же подражатели и последователи ( и лучший из них - Семён Кирсанов) но…ни один из них (на мой взгляд) так и не сумел подняться до уровня Маяковского.

***

«Вечернюю! Вечернюю! Вечернюю!
Италия! Германия! Австрия!»
И на площадь, мрачно очерченную чернью,
багровой крови пролилась струя!

Морду в кровь разбила кофейня,
зверьим криком багрима:
«Отравим кровью игры Рейна!
Громами ядер на мрамор Рима!»

С неба, изодранного о штыков жала,
слёзы звезд просеивались, как мука в сите,
и подошвами сжатая жалость визжала:
«Ах, пустите, пустите, пустите!»

Бронзовые генералы на граненом цоколе
молили: «Раскуйте, и мы поедем!»
Прощающейся конницы поцелуи цокали,
и пехоте хотелось к убийце — победе.

Громоздящемуся городу уродился во сне
хохочущий голос пушечного баса,
а с запада падает красный снег
сочными клочьями человечьего мяса.

Вздувается у площади за ротой рота,
у злящейся на лбу вздуваются вены.
«Постойте, шашки о шелк кокоток
вытрем, вытрем в бульварах Вены!»

Газетчики надрывались: «Купите вечернюю!
Италия! Германия! Австрия!»
А из ночи, мрачно очерченной чернью,
багровой крови лилась и лилась струя.

В. Маяковский "Война объявлена"

**

Слово -
полководец
человечьей силы.
Марш!
Чтоб время
сзади
ядрами рвалось.
К  старым дням
чтоб ветром
относило
только
путаницу волос.

В. Маяковский (на смерть С. Есенина, отрывок)

**

Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой -
и солнца!

**

Кажется,
рухну с помоста дней.
Я душу над пропастью натянул канатом,
жонглируя словами, закачался над ней.

***

Даже его хулиганское творчество, где присутствует ненормативная  лексика и то на порядок искреннее и честнее произведений многих современных авторов будет:

Вы любите розы, а я на них срал!
Стране нужны паровозы,
Стране нужен металл.

**

Я в Париже живу как денди.
Женщин имею до ста.
Мой х..й, как сюжет в легенде,
Переходит из уст в уста.

**

Чувства в кулак, волю в узду!
Рабочий, работай!
Не охай!
Не ахай!
Выполнил план - посылай всех в п...ду!
А не выполнил -
Сам иди на х...й!

**

Стоит баба с жопой метр на метр
В очереди за продовольствием.
Отрастить бы себе х..й
В километр
И доставить ей
Удовольствие!

***

ПОДРАЖАНИЕ МАЯКОВСКОМУ

А давайте с вами  немного пофантазируем на тему того, как бы мог ответить новый, изменившийся Маяковский, старому Маяковскому, Маяковскому – космополиту?

Сначала войдём в образ:

"Владимиру Маяковскому"

Пусть звучит Его голос
Коротко и ясно…
Как…выстрел.
Без экивоков и…
Кривотолков
Чтобы слово поэта
Ядрами в сердце рвалось.
Чтоб было…
Как раньше
Когда в пролетарское ухо…
С размаху и…
Прямо в мозг
Со всей могучей силою
Поэта-атланта.
Вбивал...сам Маяковский
Свой огненный
Стихо-гвоздь.

И вот, что в итоге получилось:

"Маяковский, Маяковскому"

Эй, Вы!!
Товарищ наивный,
Товарищ вчерашний.
Любите возносить до небес…
космополитов
А сегодняшний Я…
На них…СРАЛ!!
Стране нужны Герои,
Нужны Патриоты,
Для вдоха-выдоха
Ей нужен
Высший
Пример и Идеал.

-----

(*) - Николай Гумилёв мёртв? Нет, Николай Гумилёв жив! И жив не только в сердцах почитателей его поэтического гения.

Андрей Лазарчук, Михаил Успенский написали роман - "Посмотри в глаза чудовищ". В котором во плоти, в наше время, в Сибири живёт и работает на благо людей великий поэт Серебряного века. Спасённый из застенков ЧК таинственной магической организацией, могущий "солнце останавливать словом", он стал "бойцом невидимого фронта" в войне со всякой нечистью, угрожающей спокойному существованию человечества.

Из мира в мир, из эпохи в эпоху, вооруженный то мечом, то автоматом "узи", уничтожая нечисть и нежить, странствует светлый рыцарь Николай Гумилев. Он вовсе не был расстрелян в августе 1921 года, хотя его имя и внесли в расстрельные списки. Гумилев остался жить, чтобы исправить то что все эти годы вытворяли с Россией… Он был посвящен в тайные знания, приобрел невообразимое могущество и даже получил дар вечной молодости, но взамен ему пришлось превратиться из поэта, избранника Музы, в отважного бойца с беспощадными чудовищами, стремящимися уничтожить наш мир...

Написанный двумя талантливыми авторами роман вобрал в себя лучшие грани творчества М. Успенского и А. Лазарчука.

Н. Гумилёв "Слово".

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

---

Н. Гумилёв "Волшебная Скрипка"

            "На шее гибкой этот микрофон
            Своей змеиной головою вертит
            Лишь только замолчу-ужалит он!!
            Я должен петь до одури, до смерти"
            
            В Высоцкий

***

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой; под белеющим буруном,
И когда пылает запад и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, -
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу - ты смеешься, эти взоры - два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

---

Д. Андреев из серии "КРЕСТ ПОЭТА". Посвящение Н. Гумилеву

...Ах, зачем эти старые сны:
Бури, плаванья, пальмы, надежды,
Львиный голос далекой страны,
Люди чёрные в белых одеждах...
Там со мною, как с другом, в шатре
Говорил про убитого сына,
Полулёжа на старом ковре,
Император с лицом бедуина...

Позабыть. Отогнать. У ручья
Всё равно никогда не склониться,
Не почувствовать, как горяча
Плоть песка, и воды не напиться...
Слышу подвига тяжкую власть
И душа тяжелеет, как колос:
За Тебя – моя ревность и страсть.
За Тебя – моя кровь и мой голос.

Разве душу не Ты опалил
Жгучим ветром страны полудённой,
Моё сердце не Ты ль закалил
На дороге, никем не пройдённой?

Смертной болью томлюсь и грущу,
Вижу свет на бесплотном Фаворе,
Но не смею простить, не прощу
Моей Родины грешное горе.
Да, одно лишь сокровище есть
У поэта и у человека
Белой шпагой скрестить свою честь
С чёрным дулом бесчестного века.

Лишь последняя ночь тяжела:
Слишком грузно течение крови,
Слишком помнится дальняя мгла
Над кострами свободных становий...
Будь спокоен, мой вождь, господин,
Ангел, друг моих дум, будь спокоен:
Я сумею скончаться один,
Как поэт, как мужчина и воин.

---

Остается добавить, что Гумилев, как и многие поэты, оказался пророком. В стихотворении "Рабочий" (из книги "Костер", вышедшей в июле 1918 года) есть такие строки:

Он стоит пред раскаленным горном,
Невысокий старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганья красноватых век.
Все его товарищи заснули,
Только он один еще не спит:
Все он занят отливаньем пули,
Что меня с землею разлучит.
Пуля, им отлитая, просвищет
Над седою, вспененной Двиной,
Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, она пришла за мной..

Единственно, что не угадал Гумилев,- это название реки: в Петрограде течет не Двина, а Нева.

Георгий Иванов приводит слова Сергея Боброва (в пересказе М. Л. Лозинского) о подробностях расстрела Гумилева: " - Да... Этот ваш Гумилев... Нам, большевикам, это смешно. Но, знаете, шикарно умер. Я слышал из первых рук (т. е. от чекистов, членов расстрельной команды). Улыбался, докурил папиросу... Фанфаронство, конечно. Но даже на ребят из особого отдела произвел впечатление. Пустое молодечество, но все- таки крепкий тип. Мало кто так умирает..."


Рецензии
Произведение "Маяковский. Смерть поэта" возвращает читателей или пытается возвратить в то страшное время, когда красный террор уничтожил всех тех, кто мешал КОМИНТЕРНу. Как жаль, что Маяковский не читал большевисткой литературы, он бы понял, что ему, дворянину, не место в Советской России. Это помещику Ленину можно было вести пролетариат к победе миролвой революции. В музее Маяковского, котороый рядом с книжным магазином "Глобус" обученный экскурсовод всем разъясняет, что Маяковский застрелился, но я не верил, вступил в полемику. И вот, подтверждение. Владимр Дан напомнил о странностях посмертной маски Маяковского. Убит! Он и должен был убит! Ведь он понял что происходит! Мы знаем о смерти Маяковского от тех, кто его и убил, также как в случае с Есениным. Из его стихов и других произведений, из жизни совсем не видно, что он хотел убить себя. Хотя и здесь, как в случае с Есениным, мы не знавем и не узнаем что написал поэт в последние дни его жизни. Как жаль, что жизнь великого человека была остановлена, он не успел написать свои главные произведения.

Петр Безворотный   16.11.2025 00:30     Заявить о нарушении
Вы абсолютно правы...

Владимир Дан   17.11.2025 12:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.