Маяковский. Смерть Поэта

"С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.
Вот и сейчас как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло".

В. Высоцкий

---

"Эй, вы!
Небо!
Снимите шляпу!
Я иду!
Глухо.
Вселенная спит,
положив на лапу
с клещами звезд огромное ухо".

В. Маяковский 1914

****

В 1944 году сотрудник НКГБ, "беседуя" с опальным писателем М.М. Зощенко, спросил того, считает ли он ясной причину смерти Маяковского, на что писатель достойно ответил: "Она и дальше остается загадочной…"

На фотографии представлена первая посмертная  маска Маяковского, сделанная скульптором К Луцкием. Эта маска считается неправильной. Поскольку когда Луцкий её снимал, он испортил поэту лицо и того пришлось перед похоронами гримировать несколько часов?!! Как вам?

Обратите внимание: нос поэта явно сломан, под правым глазом хорошая гематома.
Если вы посмотрите на подобные маски других Великих людей – они прямые, ровные, а у Маяковского она какая-то скособоченная, кривая (причем этим грешат оба варианта).

Вторым (правильным) скульптором, снявшим посмертную маску с Маяковского, на следующие сутки после смерти был...Сергей Меркуров (наверное Вы догадались: на этой маске нос у Маяковского уже не сломан).

Я не понимаю…голову Маяковского, что, нельзя было ровно положить? Обязательно нужно было её чуть-чуть склонить на правый бок?  Или тут совсем другое...хоть и сообщают что мозг Маяковского, который находится сегодня в Москве в "Институте Мозга" не повреждён, но лично у меня глядя на первую маску, возникают вполне себе обоснованные сомнения: "А действительно ли это мозг Поэта-Маяковского? Может это мозг какого-нибудь безымянного слесаря Иванова?"

Т.е. был ли всё-таки второй (первый?) выстрел поэту в висок или нет? Если выстрел был, тогда становится вполне объяснимо и то, почему лицо Маяковского нужно было немного повернуть на бок. Цель простая - скрыть входное отверстие от пули.

Официально считается, что Маяковский выстрелом себе в сердце поставил точку над решением своих личных проблем.  Но соответствует ли это действительности? Ведь Маяковский в посвящении "Сергею Есенину" (на смерть поэта), абсолютно четко озвучил свою позицию по поводу самоубийства:

В этой жизни
помереть
не трудно.
Сделать жизнь
значительно трудней.

Сделать жизнь для Маяковского было гораздо Приоритетнее. А ведь доведение до самоубийства (что вполне может быть в случае с Маяковским) самоубийством не является.  Ведь так?

В протоколе составленном милицией (по обнаружении тела поэта) указывается что Маяковский лежал на спине (т.е. он  упал на спину, как действительно случается при выстреле себе в грудь). Но... как мы видим, согласно маске снятой с лица Маяковского скульптором К. Луцкием у поэта был сломан нос (кстати этот факт не был указан в протоколе) и притом очень сильно сломан, т.е. одно из двух или Маяковского (перед тем как застрелить) убийца ударил по лицу, либо же он упал не спиной, а лицом вниз. И при таком сломанном носе (как на посмертной маске поэта) у человека должно быть обильное кровотечение, но в милицейском протоколе о каком-то кровотечении из носа Маяковского ничего не сказано…Там еще очень темная история с пистолетом из которого был произведён выстрел… с запиской - почему она была написана карандашом, а не ручкой (причём за двое суток (!!) до выстрела)...не понятна и личная заинтересованность руководителя секретного отдела ГПУ Я. Агранова (который, кстати засветился ранее и с убийством поэта Гумилева, а в последствии был расстрелян!!). Одни вопросы, вопросы, вопросы. Получим ли мы когда-нибудь на них ответы?

--------

Да…одно дело обыватель разуверившийся в идеалах революции, совсем другое дело - Великий пролетарский Поэт, перестающий быть рупором Партии !!! т.е. популярнейшая в народе личность, которую всем ставят в пример в которой ПОЭТ внутри, вдруг начинает побеждать космополита.

ТАКОЙ Маяковский системе был не то, что не нужен, а просто ВРЕДЕН!!

Скорее всего…Маяковского посетило тоже самое что раннее, было и у Блока и у Есенина - запоздалое прозрение…увидев, что космополиты вытворяют в СССР он отказывается от своих прежних убеждений ( которые ранее он коротко и ясно сформулировал: "Чтобы в мире, без Россий, без Латвий, жить единым человеческим общежитием"!!)

***

Это просто кошмар какой-то для любого властьимущего космополита, считающего поэта своим личным (ПОЭТИЧЕСКОГО РОДА) оружием. Что может быть страшнее вышедшего из подчинения "поэтического автомата", способного пристрелить своего хозяина?

Ну ладно Блок – дворянин, что с него взять? Человек чести, он Родину свою не продаст.

Ну ладно Есенин – крестьянин. Человек "малообразованный". Ему на Земле и надо работать, а не стишками баловаться.

Ну ладно Гумилёв - человек образованный, знающий много, ОФИЦЕР!!

Но…Маяковский!!! МАЯКОВСКИЙ!! Как? КАК? Он же…король КОСМОПОЛИТОВ!! И…даже он (ОН!!) вдруг изменяет свою позицию, не подчиняется приказу и отказывается "стрелять" стихом в свой русский народ?!!

В один из приездов в Париж Маяковский  говорит Ю. Анненкову, следующие слова…" коммунизм, идеи коммунизма, его идеал, это - одна вещь, в то время как "коммунистическая партия СССР", очень мощно организованная... и руководимая людьми, которые пользуются всеми выгодами "полноты власти" и "свободы действия", это - совсем другая вещь" Т.е общежитие, конечно общежитием, но зачем Вы мне скажите уничтожать большинство русских или латышей? А оставшихся в живых...лишать своих корней и превращать в общечеловеков-евроамериканов?!! Зачем?!! Мы и так все с вами живем в одном большом общежитии...на планете Земля!!
 
***

В. Маяковский "Война и мир" (отрывок)

Хорошо вам.
Мертвые сраму не имут.
Злобу
к умершим убийцам туши.
Очистительнейшей влагой вымыт
грех отлетевшей души.

Хорошо вам!
А мне
сквозь строй,
сквозь грохот
как пронести любовь к живому?
Оступлюсь -
и последней любовишки кроха
навеки канет в дымный омут.

Что им,
вернувшимся,
печали ваши,
что им
каких-то стихов бахрома?!
Им
на паре б деревяшек
день кое-как прохромать!

Боишься!
Трус!
Убьют!
А так
полсотни лет еще можешь, раб, расти
Ложь!
Я знаю,
и в лаве атак
я буду первый
в геройстве,
в храбрости.

О, кто же,
набатом гибнущих годин
званый,
не выйдет брав?
Все!
А я
на земле
один
глашатай грядущих правд.

Сегодня ликую!
Не разбрызгав,
душу
сумел,
сумел донесть.
Единственный человечий,
средь воя,
средь визга,
голос
подъемлю днесь.

А там
расстреливайте,
вяжите к столбу!
Я ль изменюсь в лице!
Хотите -
туза
нацеплю на лбу,
чтоб ярче горела цель?!

***

Фактически Маяковский был похоронен дважды… Второй раз как Поэт, когда его творчество стали  растаскивать на лозунги и цитаты. И второго Маяковского так и не появилось!! Нет, были конечно же подражатели и последователи ( и лучший из них - Семён Кирсанов) но…ни один из них (на мой взгляд) так и не сумел подняться до уровня Маяковского!!

***

«Вечернюю! Вечернюю! Вечернюю!
Италия! Германия! Австрия!»
И на площадь, мрачно очерченную чернью,
багровой крови пролилась струя!

Морду в кровь разбила кофейня,
зверьим криком багрима:
«Отравим кровью игры Рейна!
Громами ядер на мрамор Рима!»

С неба, изодранного о штыков жала,
слёзы звезд просеивались, как мука в сите,
и подошвами сжатая жалость визжала:
«Ах, пустите, пустите, пустите!»

Бронзовые генералы на граненом цоколе
молили: «Раскуйте, и мы поедем!»
Прощающейся конницы поцелуи цокали,
и пехоте хотелось к убийце — победе.

Громоздящемуся городу уродился во сне
хохочущий голос пушечного баса,
а с запада падает красный снег
сочными клочьями человечьего мяса.

Вздувается у площади за ротой рота,
у злящейся на лбу вздуваются вены.
«Постойте, шашки о шелк кокоток
вытрем, вытрем в бульварах Вены!»

Газетчики надрывались: «Купите вечернюю!
Италия! Германия! Австрия!»
А из ночи, мрачно очерченной чернью,
багровой крови лилась и лилась струя.

В. Маяковский "Война объявлена"

**

Слово -
полководец
человечьей силы.
Марш!
Чтоб время
сзади
ядрами рвалось.
К  старым дням
чтоб ветром
относило
только
путаницу волос.

В. Маяковский (на смерть С. Есенина, отрывок)

**

Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой -
и солнца!

**

Кажется,
рухну с помоста дней.
Я душу над пропастью натянул канатом,
жонглируя словами, закачался над ней.

***

Даже его хулиганское творчество, где присутствует ненормативная  лексика и то на порядок искреннее и честнее произведений многих современных авторов будет:

Вы любите розы, а я на них срал!
Стране нужны паровозы,
Стране нужен металл.

**

Я в Париже живу как денди.
Женщин имею до ста.
Мой х..й, как сюжет в легенде,
Переходит из уст в уста.

**

Чувства в кулак, волю в узду!
Рабочий, работай!
Не охай!
Не ахай!
Выполнил план - посылай всех в п...ду!
А не выполнил -
Сам иди на х...й!

**

Стоит баба с жопой метр на метр
В очереди за продовольствием.
Отрастить бы себе х..й
В километр
И доставить ей
Удовольствие!

***

ПОДРАЖАНИЕ МАЯКОВСКОМУ

А давайте с вами  немного пофантазируем на тему того, как бы мог ответить новый, изменившийся Маяковский, старому Маяковскому, Маяковскому – космополиту?

Сначала войдём в образ:

"Владимиру Маяковскому"

Пусть звучит Его голос
Коротко и ясно…
Как…выстрел.
Без экивоков и…
Кривотолков
Чтобы слово поэта
Ядрами в сердце рвалось.
Чтоб было…
Как раньше
Когда в пролетарское ухо…
С размаху и…
Прямо в мозг
Со всей могучей силою
Поэта-атланта.
Вбивал...сам Маяковский
Свой огненный
Стихо-гвоздь.

И вот, что в итоге получилось:

"Маяковский, Маяковскому"

Эй, Вы!!
Товарищ наивный,
Товарищ вчерашний.
Любите возносить до небес…
космополитов
А сегодняшний Я…
На них…СРАЛ!!
Стране нужны Герои,
Нужны Патриоты,
Для вдоха-выдоха
Ей нужен
Высший
Пример и Идеал.


Рецензии
Замечательно, но "Маяковский, Маяковскому", сейчас так бы никогда не написал.
Я однажды спросил у жены, а что бы сейчас Высоцкий сказал о нашем времени?
- А он бы жил во Франции, он и при жизни жил всё время за границей.
Думаю, и Маяковский послал бы на хер своего тёзку, живя в Америке, или в Европе,
и точно, был бы иноагентом.

Вячеслав Горелов   18.06.2025 19:54     Заявить о нарушении
Железная логика:))! Если жена сказала, то это стопудово неопровержимая истина. Только вот моя жена другого на этот счет мнения:). Как быть? И последний вопрос - а много у нас сегодня такого уровня творческий Личностей, как Маяковский, или Высоцкий, которые уехали и живут сегодня на Западе и считаются в России иноагентами? Желательно с примерами.

Владимир Дан   19.06.2025 08:39   Заявить о нарушении
Сразу на ум пришло, Григорий Чхартишвили, Борис Гребенщиков, ну, и Макаревич тоже не дурак был, особенно в молодости. А Маяковский, так я сам Маяковский:
Это сэлфи ночью без вспышки,
Повезло, поймал момент,
Разбегаясь, мелькают мыслишки,
Во бля, надо же...интеллигент!

Итак:

Белый боярин бодался бойко,
Белая баба била баклуши.
Буха'ет боров, гремит койкой,
Бойтесь Бога, берегите души!

Ревёт рупор, ранит речь,
Роскошные позы призывно манят,
Рекам рявкнули: - Ровно течь!
Ржавый револьвер голодно лает.

Если во взглядах есть расхождение,
Применят сразу и пряник,и кнут,
Повезёт-получишь прощение,
Но вилку в глаз всё равно воткнут!

Шутка, конечно, но в каждой шутке есть только доля шутки.

Вячеслав Горелов   19.06.2025 15:23   Заявить о нарушении
Вы сделали своим списком моей жене день:) Она так давно не смеялась. Как их всех можно сравнить с Маяковским, или Высоцким? Не дотягивают они до их уровня. И очень сильно не дотягивают.

Владимир Дан   19.06.2025 17:01   Заявить о нарушении
Увидел вчера ваше последнее замечание, которое вы удалили. Решил всё же вам ответить. Читал я много чего из Бориса Акунина. Советую к прочтению цикл его книг "Семейный альбом": Необычная семейная сага, приправленная небезынтересными рассуждениями о крайне важных вещах. Достоинство, самореализация, любовь, смысл жизни и место в ней каждого человека.

Каждый роман охватывает примерно десятилетие.
"Аристономия" — революция и Гражданская война. Наиболее насыщенная событиями часть цикла! Интеллектуальные "неуловимые мстители" практически. Молодость Антона Клобукова. Трактатная часть — формула правильной жизни достойного мужа.
"Другой путь" — двадцатые. Любовь Антона Клобукова. Трактатная часть — виды любви и любовь, как другой путь самореализации человека.
"Счастливая Россия" — годы Большого Террора, кровавая гэбня и доклады кружка мечтателей "Какой будет счастливая Россия будущего".
"Трезориум" — Великая Отечественная и дневник гениального педагога. Книга про сына Антона Клобукова, Рэма. Злоключения педагога в варшавском гетто очень трогательны. Трактатная часть — типизация личностей детей для полного раскрытия их потенциала.
"Медвежатница" — пятидесятые, уже после смерти Сталина. В диалогах Антона Клобукова и создательницы эгохимии подается еще одна система типизаций личности.
Помимо судьбы Антона Клобукова в цикле рассказывается и ещё об одном персонаже, Филипе Бляхине. Своеобразном «злом двойнике» и антиподе Клобукова. Там, где Антон пытается сделать наиболее правильный выбор, пусть и в ущерб себе, Бляхин проявляет чудеса изворотливости и приспособленчества. Беспримесный карьерист, негодяй и мерзавец.

Если следовать логике цикла, нас может ждать ещё семь романов, по штуке на десятилетие. Не буду придираться. Не так много качественных семейных саг на фоне Большого Двадцатого Века и на российском материале существует, чтобы сетовать на какие-то мелочи.

Но не могу не отметить, что последний роман цикла - "Собачья смерть" хуже предыдущих, он вышел у Акунина скомканным каким-то. Скорее всего это связано с тем, что Акунин использовал труд "литературных рабов", либо же с Отречением автора от своей Родины (после всем известных событий на Украине февраля 2022 года). В результате такого предательства в творческих людях погибает что-то эфемерное, изначально заложенное в природе их таланта Свыше, та самая изюминка, которая прямо влияет на качество их произведений. В результате уровень их работ заметно снижается. Хотите верьте, хотите нет, но тогда Муза тоже от литератора-предателя… отрекается. Достаточно тут вспомнить творческую судьбу советского поэта Иосифа Бродского. После того как он уехал из СССР, из года в год он стал писать всё хуже и хуже. И он сам прекрасно ощущал как капля за каплей вытекает из него поэтический талант, и переживал по этому поводу. Вот какой под конец жизни, диагноз он сам себе поставил – "Рассудок мой теперь как решето, а не Богами налитый сосуд".

А что касается нашей темы разговора, то Акунина никак нельзя сравнивать ни с Маяковским, ни с Высоцким, по одной простой причине - он не поэт, а писатель. Но даже как писателя его никак нельзя ставить в один ряд с лучшими советскими и русскими писателями.

Владимир Дан   20.06.2025 10:18   Заявить о нарушении
"Аристономия", "Трезориум" , читал, но я имел в виду "История российского государства".
А что касается нашей темы разговора, то кто будет определять,кто дотягивает, а кто нет, и кого можно ставить в один ряд? Тем более, что Маяковский, мой любимый поэт, а Акунин мой любимый писатель (из русских)?
Это может только ваша жена определять.

Вячеслав Горелов   20.06.2025 16:45   Заявить о нарушении
Со всем к вам уважением, но ваш Любимый писатель это не значит, что он Великий писатель. Это не аргумент.

Это Ваша жена может клеить на Маковского с Высоцким ярлык релоканта и иноагента. А вы это выдавать за истину в последней инстанции. Моя жена такого не может себе позволить. Грех это. Это при том, что Маяковский ваш любимый поэт!! А вы его в грязи измазываете. При жизни и у Маяковского и у Высоцкого была возможность остаться заграницей, но они этого не сделали.

Что касается Величия Акунина, то я тут абсолютно согласен с моей женой, ибо у неё есть с Кем его творчество сравнить. От себя замечу, что настоящие Великие русские писатели не пользовались трудом литературных "негров". А Акунин явно пользуется их услугами. Акунин это целая команда авторов, которые работают под одним брендом. Если проанализировать последние романы Бориса Акунина (а также циклы: фантастика, детская книга, шпионски роман), то становится совершенно очевидным, что на него пишет "литературный негр" или даже целая литературная бригада. Потому как стиль его многих произведений настолько разительно отличается от того же "Азазеля".

И я не против литературных "негров", если получается качественная литература- флаг в руки. Надо просто открыто об этом заявлять, но тогда и гонорары будут значительно меньше. Акунин - это Великий Предприниматель, а не Великий Писатель. Романы у него умные. А сам человек он недалекий, даже глупый. Пранкеры вывели его на чистую воду.

Но это ещё пол беды. Ни один действительно Великий русский писатель так не оскорблял русский народ, как это делал в своих романах Акунин
Все, что он пишет и говорит о России, может сослужить неплохую службу для целей, от литературы далеких.

Судите сами. Устами персонажа своего романа "Турецкий гамбит" Б. Акунин заявляет о России следующее: "Ваша огромная держава сегодня представляет главную опасность для цивилизации. Своими просторами, своим многочисленным, невежественным населением, своей неповоротливой и агрессивной государственной машиной… Миссия русского народа — взятие Царьграда и объединение славян? Ради чего? Ради того, чтобы Романовы снова диктовали свою волю Европе? Кошмарная перспектива! Вам неприятно это слышать, мадемуазель Барбара, но Россия таит в себе страшную угрозу для цивилизации. В ней бродят дикие, разрушительные силы, которые рано или поздно вырвутся наружу, и тогда миру не поздоровится. Это нестабильная, нелепая страна, впитавшая все худшее от Запада и от Востока. Россию необходимо поставить на место, укоротить ей руки".

Собственно, именно это, практически слово в слово, и повторяют сегодня западные политики, решившие "судить Россию за Украину".

Русские у Акунина - почти всегда алкаши, придурки, или воры. Вот всего лишь несколько примеров:

"Статский советник":

"Эх, народишко, только подобрать, где плохо лежит".

"Пиковый валет":

"Волосы дивного блекло-русого цвета, как у подавляющего большинства славянского туземства. Черты мелкие, невыразительные, глазки серо-голубые, нос неясного рисунка, подбородок слабохарактерный. В общем, взору задержаться абсолютно не на чем. Не физиономия, а чистый холст, рисуй на нем что хочешь".

"Статский советник":

"Все вышло, как положено: пожгли синагогу, пошарили по хатам, кому ребра намяли, кого за пейсы оттаскали, а к вечеру, когда в шинкарском погребе отыскались припрятанные бочки с вином, кое-кто из парней и до жидовских девок добрался. Возвращались еще засветло, унося тюки с добром и пьяных".

"Статский советник":

"От досадного воспоминания Эрасту Петровичу сделалось совсем тошно.
- Да, мерзавцев и дураков в государстве много, - нехотя сказал он.
- Все или почти все. А все или почти все революционеры – люди благородные и героические, - отрезала Эсфирь и саркастически спросила. - Тебя это обстоятельство ни на какую мысль не наводит?
Статский советник грустно ответил:
- Вечная беда России. Все в ней перепутано. Добро защищают дураки и мерзавцы, злу служат мученики и герои".

"Коронация":

"Ничего интересного, – ответил Фандорин, подавив зевок. – Самый обычный Сенька. Зарабатывает продажей газет на кусок хлеба да еще на водку своей пьющей мамке».
Вот такой интересный складывается у писателя портрет типичного русского.
Показательна в этом смысле книга "Турецкий гамбит". В ней Россия представлена агрессивной страной, с нелепой армией и придурковатыми генералами.
Один из них выведен в романе под именем Соболев – практически прямые ассоциации со славным русским героем, генералом Михаилом Дмитриевичем Скобелевым. У Б. Акунина этот генерал выглядит попросту идиотом.

Он настойчиво требует от Фандорина - при толпе иностранных корреспондентов - доложить заведомо секретные сведения. Фандорин бодро докладывает, что Осман-паша собирается занять Плевну. А Соболев тупо переспрашивает: "Что за Осман? Что за Плевна?".

Это выглядит так, если бы Георгий Константинович Жуков переспросил: "Что за Манштейн? Что за Сталинград?".

Писателя нисколько не смущает, что не может же командующей русской армией не знать таких элементарных вещей. Фандорин у него терпеливо втолковывает генералу, как школьнику: "Осман – главный и лучший турецкий полководец, Плевна – важный стратегически пункт...".

По историку Б. Акунину, описываемая в романе война вообще никому не нужная и бессмысленная, он ни слова не говорит о том, что на самом деле русские мужественно вступились за болгар и сербов, которых турки безжалостно вырезали.
Откуда же у него такое презрение к России?

Акунин любит больше Японию. Именно поэтому он и стал релокантом и иноагентом. Маяковский с Высоцким любили больше Россию. Кстати, в переводе с японского слово "акунин" означает "негодяй", в чем, признается, герой одного из романов писателя.

Владимир Дан   23.06.2025 10:04   Заявить о нарушении
«Что-то заговорили о патриотизме. Наверное, опять проворовались»;

«Законы государства строги, но смягчаются необязательностью их выполнения»;

«Только в России есть места, где все времена переходные»;

«Железная дорога во всём мире служит для передвижения. А у нас ещё и для
воровства»;

«Увы не прошло и полчаса, а я уже понял, что самое время водку пить»;

«Народу чего-то хотелось: то ли прав и конституции, то ли хлебушка с икрой
красной, то ли ободрать кого-нибудь»;

«Российская власть будет приниматься народом благосклонно, пока держит людей в изумлении»;

«Многие не видят различия между понятиями Отечество и Их превосходительство»;

«Россия – богатое государство, обширное и обильное. А люди живут здесь глупые,
все мрут с голоду в таком сытном месте»;

«Если я проснусь через сто лет, то всё равно узнаю, что в России и сейчас воруют и пьют».

Салтыков-Щедрин

Вячеслав Горелов   24.06.2025 20:33   Заявить о нарушении
не был ни релокантом ни иноагентом.

Владимир Дан   25.06.2025 10:04   Заявить о нарушении