Резервация

Как жили защитники родины в середине 90-х

От автора.

В тридцати минутах езды от вокзала автобусом 112 маршрута расположен посёлок Харитоново, называемый в военных документах "гарнизон Липовая аллея". Официально посёлок является жилой зоной военного городка, территорию которого делят три "хозяина". Хозяева - командиры частей: мотострелкового полка,  разведбата, инженерно-саперного батальона знаменитой сорок пятой миротворческой дивизии,  а также  инженерно-саперной бригады Выборгского корпуса.
Впрочем термин "хозяева" мало подходит для для вышеупомянутых командиров, так как внешний вид городка являет собой образец бесхозяйственности. По сути, городок есть своего рода резервация, в которую волею судеб и прихоти старших военных начальников помещены наши бывшие советские, нынче - российские граждане. Они составляют население этой своеобразной резервации, разнородное, разобщённое, как всё наше общество.
До грачёвской реформы вооружённых сил преобладающее большинство населения составляли военнослужащие и их семьи, а также пенсионеры. Позднее, после массового увольнения из армии офицеров и прапорщиков, преобладать стали пенсионеры вооружённых сил СССР и Российской Федерации вместе с семьями, военнослужащие и личности, поменявшие свои городские квартиры на захудалое жильё в городке. Разнородность и разобщённость населения городка усугубляется по мере развития военных "реформ" господина военного министра и многочисленных вершителей народных судеб из числа ныне здравствующих политиков.

Мотострелковый полк, входящий в состав упомянутой дивизии прирастает кадрами, ибо чеченская война постоянно требует новых её участников. Кадры являются к новому месту службы обременённые семьями, детьми и домашним скарбом. И вот уже казарма, полупустая ранее и холодная теперь, постепенно заполняется офицерами с жёнами и детьми. В городке таких семей пока шесть.
26 семей военнослужащих нуждаются в получении двух и трёхкомнатных квартир, ещё 26 человек нуждаются в общежитии. Но вот беда: домов в городке теперь не строят. Последнее, что было построено в городке, 75-квартирный жилой дом, возведённый в разгаре перестройки полуграмотными стройбатами. Не строят в городке теперь ничего, даже таких вот неудачных гарнизонных близняшек, придуманных при царе горохе дядями из военного ведомства. Не строят потому, что не финансирует никто активно расформирующуюся армию, не строят потому, что никому этого давно не надо кроме тех самых  военных, живущих в казармах и на частных квартирах соседнего поселка Селезнёво. Не строят и потому, что городок Харитоново где-то в далёких верхах признан не перспективным.
Если откровенно, строить дома не позволяет имеющаяся древняя, дряхлая котельная, призванная обеспечивать положенные плюс 18° в квартирах, не "тянет" и очень скоро сама протянет ноги. Из пяти котлов в рабочем состоянии пребывают только три. Эти три котла пытаются обеспечить теплом детский сад и около четырех сотен квартир. Топлива котельной требуется весьма изрядно и пожирает она его прямо с колёс, а резервов не имеется.  Температура во многих квартирах от 6 до 14°.
 
Второй объект инфраструктуры - трансформаторная подстанция, возведённая почти одновременно с последним домом. По тому, сколько раз в месяц в домах вырубается электричество, можно достоверно судить о техническом состоянии трансформатора и остального ему сопутствующего. Электрики часто жалуются на состояние силовых кабелей, предохранителей и нехватку необходимых комплектующих. Этот объект тоже не выдержит дополнительной нагрузки.

Третий объект - водонасосное хозяйство. Парадокс: находясь, грубо говоря, на воде, городок испытывает нехватки этой самой воды. Добавим - питьевой воды, ибо технической, для употребления внутрь непригодной, навалом. Справедливости ради стоит отметить, что каким-то воинским начальником в городок прислана среди суровой зимы бурильная машина, возле неё копошатся злые мужики,  пытающиеся с матами добыть эту воду с глубины 120 м. 
В неспешной жизни городка уже была точно такая же машина. После неё осталась покосившаяся каменная постройка, огороженная, как и положено армии в армии, забором из колючей проволоки на бетонных столбах. С тех пор сменилось много командиров и в штабе корпуса. Столбы, проволоку помаленьку растащили местные огородники. А что? Халяву народ любит. 
Газ в городок привозят. Иногда, когда он имеется в городе на газонаполнительной станции. Приезжает машина, перекачивает газ в  ёмкости, зарытые в землю. Сколько перекачивает - неизвестно. Одно ясно даже школьнику:  газа надолго не хватает; погорит недельку-другую в  плитах и вновь пропадает на месяцы. Более запасливые и мудрые жители городка держат в резерве электроплитки, запасные баллоны с газом, самовары и кипятильники, чтобы картошку сварить да чайку вскипятить. Самые "талантливые" приспособились резервный баллон с газом подключать к стационарной плите через переходник. А что, нормально получается. Лишь самые отчаянные устанавливают мощные четырёхконфорочные электроплиты с духовками включаемые, в дни отсутствия газа. Один инидивидуум установил в квартире проточный нагреватель мощностью... 11 кВт. Так вот, в такие дни напряжение в сети без того нестабильное и низкое, садится до такой степени, что изображение в телевизоре бледнеет и сворачивается. Провода и предохранители не выдерживают такой нагрузки и идиотизма их хозяев.

Газ для городка счастье. Как правило,  он используется для приготовления пищи, попутно для обогрева, сушки белья, приготовление пойла для многочисленной живности и тому подобное. Работники КЭЧ Выборгского района пытались навести хоть какой-то учёт владельцев живности для взимания дополнительной оплаты за расход газа, но безуспешно. Счётчиков  газовых в квартирах не устанавливают, хотя необходимость в них очевидна. Давно уже закончились времена бесплатного топлива; капитализм он учёт любит и контроль более,  чем развитой социализм, построенный в отдельно взятой.
Так что счётчики всякие просто необходимы. Поставить их тоже можно, но за свои кровные. Цена, правда, "кусается"...
 Летом 1995 года стоимость счетчика составляла около полумиллиона рублей. Несложные расчёты жильцов показывают, что расход газа в месяц на семью из трёх человек никак не превышает 8 кубометров. Короче, через год стоимость прибора окупается. Одно вот смущает: молва народная гласит о том, что счётчиками КЭЧ района должна обеспечить за счёт своих средств. Впрочем, стоит ли ломать копья из-за счётчиков, если газа в домах чаще нет чем есть.

Четвёртым объектом городка можно смело назвать дорогу, по которой ежедневно обязаны ходить автобусы и своевременно разводить народ на работу и в школу. Транспорт и дорога в сознании жителей городка понятия неразделимые. Проблемы, связанные с ними, можно смело назвать первоочередными и самыми больными. Дорога, ремонтируемая работниками соответствующей организации включительно до посёлка Селезнёво, далее плавно переходит в разряд военной , а стало быть ничейной. Этот ничейный кусок дороги не ремонтировался довольно давно.
Сам городок, уютный ранее и заброшенный теперь, постепенно стал превращаться в огромную бесплатную автостоянку.  Было время, когда у жителей городка постоянных и временных, числелось  полтора-два десятка автомобилей. И стояли они в гаражах. И был асфальт между домов, и были площадки с песочницами и качелями для сопливой малышни, с течением времени, с  ростом благосостояния народа, стал изменяться облик городка и превратился он в теперешнюю резервацию. Первыми стали пояаляться и завоевывать для себя жизненное автомобили. Они занимали дорожки и дороги промеж домов. Разрастаясь, автомобильное стадо переселилось на газоны и площадки, подмяв под свои резиновые колёса песочницы и лавочки. Автомобиль из средства роскоши став средством передвижения, подешевел до такой степени, что в нескольких местах городка остались лишь разворованные останки того, что ранее гордо именовалась автомобилем.
Вслед за авто появились "братья наши меньшие" - собаки. Иметь собаку стал как-то престижно. Это вроде своеобразная визитной карточки жителя городка: по породе пса можно судить о доходах и запросах того или иного индивидуума. Так вот все эти мопсики, барбосы и пудели, гулявшие ранее в сопровождения хозяев и на поводках, теперь прочно и надолго обосновали территорию городка, добросовестно и обильно удобряя её помётом. Утром жителей поднимает на работу и в школу мощный собачий оркестр, а днём народ всех возрастов и профессий с изумлением наблюдают за совокуплениями или грызнее собачьей братии. И нет на сей день в городке такого места, в которое можно ступить, не попав ногой в собачье дерьмо.

 Есть в городке ещё один "хозяин". Самый скромный и незаметный. Это КЭЧ Выборгского района, работающая в городке через свой орган ДУ-2. Скромность этого хозяина происходит от недостатка средств, а незаметность вытекает из отсутствия какой-либо заметной работы. Этот последний (а может быть первый) хозяин должен и обязан поддерживать порядок в городке и жилой его зоне. Это на налоги и квартплату, собираемую со всех нас, должны содержаться в порядке асфальтовые дорожки городка, подъезды домов, освещаться территория и ремонтироваться электро щитки. Короче, много чего должна делать родимая КЭЧ и ее орган ДУ-2. В  последнее время данная организация озабочена лишь собиранием квартирной платы с наиболее обеспеченной части населения городка, ибо наименее обеспеченной части - брать больше нечего. Народная молва гласит: если тебе нужна какая-нибудь бумажка или справка заплати за квартиру.  Сервис при этом как на западе: платить можно прямо на месте, минуя Сбербанк. Парадоксально, но верить приходится: за жильё ветшающее день ото дня, платить надо всё больше и больше.  А плата за отопление, точнее за его отсутствие, ещё выше.  Например, затопление (читай за отсутствие отопления) 3-комнатной квартиры необходимо
заплатить около 50.000 руб ежемесячно и так круглый год.
В самом военном городке (где казармы) порядок худо-бедно поддерживается, особенно, если ожидается приезд высокого чина. Асфальт не обновляет, а вот столбики подкрасит свеженькой красной и белой краской, обновят наглядую агитацию, не забыв при этом на ордене боевого Красного Знамени закрасить надпись "за нашу советскую родину ". Глупо.  Глупо и недальновидно закрашивать Историю. Впрочем, точно так же глупо выкрашивать стены подъездов домов в защитный колер. Эти и многие другие глупости превращают нас в аборигенов, а жилища наши в резервацию. А может быть, я не прав?


Рецензии