Ревизор Н. В. Гоголя в акварелях Д. Н. Кардовского
В 1929 г. «Государственным издательством» (Госиздатом, Гизом) РСФСР был выпущен набор открытых писем с типами комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Комплект состоял из 25-ти пронумерованных цветных открыток размером 15х11 см, помещённых в коленкоровую папку. На открытках были представлены все действующие лица знаменитой пьесы. Подписи на адресной стороне дублировались на французском языке. К изданию прилагалось исследование литературоведа и критика И.М. Машбиц-Верова (1900-1989) «О типах Ревизора». Кроме того в наборе был вкладыш – отдельный листок со списком открыток. Тираж комплектов составил 10 тысяч экземпляров, стоимость набора – 2 руб. 50 коп. Изображения были напечатаны новейшим для того времени офсетным способом.
В СССР это был первый набор открыток, выпущенный как единое самостоятельное издание. Открытые письма, объединённые одной темой, в качестве розничных изделий сериями выходили и прежде в царской России, и в те же 1920-е гг. В дореволюционный период комплекты открыток выпускались иногда в форме блокнота с перфорацией по левому краю. Каждую можно было оторвать и отправить по почте. Издавались подобные комплекты и альбомами по несколько штук на листе (тоже отрывные с перфорацией), и сложенными «гармошкой». Но одним сборником в папке с приложением сопроводительной статьи – такое было впервые. Традиция с вложением «вкладыша» как обязательная просуществовала до 1970-х гг. Постепенно она была вытеснена приёмом размещения текста на внутренней стороне обложки.
Подведомственный Наркомпросу Госиздат, основанный в 1919 г., был коммерческим предприятием и одновременно являлся культурно-просветительным учреждением. Он располагал самой мощной в Союзе производственной базой и постоянно повышал качество своей полиграфической продукции, а также развивал собственную книготорговую сеть. На тот момент Госиздат выпускал около половины всей товарной литературной продукции в СССР и по масштабу и разнообразию своей деятельности считался крупнейшим издательством в мире. Председателем правления Госиздата с 1927 г. был назначен ректор Московского института народного хозяйства Артемий Багратович Халатов (1894-1938), сыгравший, как считается, важную роль в становлении системы политической цензуры, «печатая исключительно произведения, отвечающие политике И.В. Сталина и прославляющие действия ВКП(б)».
Творчество Н.В. Гоголя вызывало большие сомнения у партийных чиновников. 3 марта 1927 г. у памятника Гоголю на митинге революционных писателей всерьёз обсуждался вопрос: «Нужен ли Гоголь советским людям, или пора его выбросить на свалку истории?» Сталин, как известно, относился к писателю лояльно, хотя и путал его с Гегелем. Образ Гоголя был перелицован советской пропагандой и отныне политике партии не противоречил. Новая власть бесцеремонно использовала Гоголя как «литературного генерала», превратив его «в инструмент государственного контроля над литературой». Его тексты нередко редактировались в соответствии с направлением партийного курса. Иллюстрации художников, созданные по произведениям Гоголя, тоже цензурировались и их могли запретить к публикации. Так ещё в XIX веке репрессиям цензуры подвергались некоторые рисунки Агина и Боклевского.
Изготовление набора открыток гоголевских типов было доверено Госиздатом московской Типолитографии им. т. Дунаева, специализировавшейся на печати военно-топографических карт. Типография находилась по адресу: Большая Полянка, дом 9. До 1917 г. предприятие принадлежало саксонским подданным братьям Мениертам (Менертам). Вся техническая часть (литографская, типографская, гравировальная, столярная, слесарная и прочие мастерские со всем оборудованием), а также школа художников-гравёров и фотографов, находившаяся при типографии, и само здание были экспроприированы советской властью. Осуществляли весь технологический процесс по изготовлению комплекта открыток специалисты, обученные и работавшие ещё при Мениертах. Начальником типографии, курировавшим заказ, тогда был «военнослужащий» Эммануил Моисеевич Штеренгоф (1897-1938), впоследствии – директор 1-й Образцовой типографии. Через девять лет и Халатова и Штеренгофа, отвечавших за выпуск данного набора, постигла одна участь – оба были как «вредители» арестованы и расстреляны.
Надпись на обложке комплекта сообщала: «РЕВИЗОР. СЕРИЯ ОТКРЫТЫХ ПИСЕМ Д.Н. КАРДОВСКОГО». Автором акварельных рисунков, опубликованных на открытках, был выдающийся иллюстратор произведений русской классики, художник и педагог Дмитрий Николаевич Кардовский. Он родился 24 августа (5 сентября) 1866 г. в дворянской семье в поместье Осурово Ярославской губернии недалеко от Переславля-Залесского. Среднее образование получил во Владимирской гимназии, которую окончил в 1886 г. Учился в петербургской Академии художеств у П.П. Чистякова и И.Е. Репина. В 1896-1900 гг. совершенствовал своё мастерство в Мюнхене. Звания художника был удостоен в 1902 г. С 1903 г. преподавал в Академии художеств. Был одним из учредителей «Нового общества художников». С 1907 г. – профессор Академии художеств. С 1911 г. – действительный член Академии художеств. В 1919 г. жил в Переславле-Залесском, состоял членом Переславль-Залесского научно-просветительного общества.
Самые известные работы Кардовского в области книжной иллюстрации – рисунки к «Каштанке» А.П. Чехова, цикл иллюстраций к «Горю от ума» А.С. Грибоедова. Как иллюстратор он обращался к произведениям русской и зарубежной классики – повестям Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», роману «Война и мир», басням И.А. Крылова, рассказам И.С. Тургенева, романам: «Пётр I» А.Н. Толстого, «Соть» Л.М. Леонова, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, поэме «Русские женщины» Н.А. Некрасова и многим другим.
В 1920 г. Кардовский переехал в Москву, где преподавал в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН). Несколько лет работал в московском Малом театре, где служил главным художником и декоратором, создавая эскизы костюмов и декорации к пьесам. В 1922 г. разработал эскизы костюмов к постановке на сцене театра пьесы Гоголя «Ревизор». Эти эскизы были не первым обращением художника к творчеству Н.В. Гоголя. Ещё в 1904 г. он создал серию из 24 иллюстраций к повести писателя «Невский проспект».
В работе над новым циклом акварельных рисунков к «Ревизору» художник определял для себя главной задачей «представить максимально полные характеристики всех действующих лиц комедии». Кардовский «вылепил характеры персонажей настолько выразительно, что каждый из них превратился в законченный психологический и социальный тип». В музеях театров Москвы, а также в Третьяковской галерее хранятся исполненные им многочисленные рисунки костюмов и декораций к постановкам разных лет, в том числе и эскизы к «Ревизору», получившиеся исключительно удачно, как отзывались о них критики: «органически связанными с произведением».
В 1929 г. рисунки с типами из «Ревизора» коллегией Госиздата было принято решение выпустить в виде комплекта почтовых карточек. Издание стало с тех пор библиографической редкостью. В год выхода открыток художник получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В том же году в Москве состоялась «Выставка картин московских и ленинградских художников, посвящённая 25-летию художественной и педагогической деятельности проф. Д. Н. Кардовского».
При жизни художника о его творчестве был опубликован ряд критических статей и очерков. В 1926 г. К. Кузьминский писал о Кардовском, что «в своих иллюстрациях и театральных постановках он избегал пользоваться, хотя бы в качестве подсобного материала, работами своих предшественников, и всегда искал материал для своих произведений в живой натуре или в портретах современников». «Однако, – продолжал Кузьминский, - несмотря на все старания избегнуть чужого влияния, Кардовскому в данном случае это не совсем удалось. Дело в том, что наш художник, по собственному его признанию, считает, что лучшими иллюстраторами Гоголя являются Агин и Боклевский. Последний ему особенно нравится, как изобразитель гоголевских типов в портретах. Изображение некоторых персонажей он считает идеальным. … И вот, увлечение этим художником, по нашему мнению, для Кардовского не прошло бесследно. Невольно, сам того не замечая, он подпал под влияние Боклевского, по крайней мере, в изображении некоторых персонажей из «Ревизора». Городничий, Марья Антоновна, почтмейстер, жандарм в изображении Кардовского имеют несомненные черты сходства с этими же персонажами в изображении Боклевского. Заметно также и влияние Агина».
О художественной деятельности Кардовского в 1933 г. в издательстве «Всекохудожник» вышел сборник монографий. Их авторами были его ученик, теоретик и преподаватель графики Н.Э. Радлов (1889-1942); художник, общественный деятель и академик А.В. Григорьев (1891-1961); искусствовед и критик, исследователь психологии творчества А.В. Бакушинский (1883-1939). Бакушинский, детально изучивший произведения Д. Н. Кардовского, в том числе оригинальные акварели с гоголевскими типами, включая не вошедшие в комплект открыток, в развёрнутой рецензии, касающейся рисунков к «Ревизору», характеризовал их как явление, «выдающееся в истории иллюстративного искусства».
В 1933-1934 гг. Д.Н. Кардовский преподавал во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. В 1941-1943 гг. жил в Переславле-Залесском. Умер 9 февраля 1943 г. Похоронен на территории переславского Горицкого монастыря.
Гоголевские типы Кардовского неоднократно публиковались в книжных изданиях, они воспроизводились и литографским способом, и в качестве гравюр. Впоследствии отдельные эскизы появлялись на открытках («Советский художник», 1959, 1964). В 2013 г. по инициативе московского музея и библиотеки «Дом Н.В. Гоголя» акварели Кардовского были переизданы в наборе из 18 открыток. Оригиналами для копирования послужили не подлинные рисунки, а офсетные образцы из букинистического комплекта 1929 г. Так что издание Госиздата по качеству воспроизведения изображений, сделанных непосредственно с акварелей художника, до сегодняшних дней остаётся непревзойдённым.
Свидетельство о публикации №225061801309