086 Т. Старлз 1926-2017гг

Первую в мире пересадку печени осуществил наш гениальный ученый -трансплантолог Владимир Петрович Демихов. К сожалению, выполнять операции на людях он не мог, у него не было ни помощников, ни соответствующих условий, ни медицинского образования. Однако еще в 1948 году он выполнил первую в мире успешную пересадку печени у собак.
Первые опыты по пересадке печени от человека к человеку хирурги проводили в  гетеротопическом варианте, то есть в помощь "родному" органу подсаживалась донорская печень. Но, несмотря на успех технического выполнения самой операции, ее результаты нельзя было признать удовлетворительными, так как довольно быстро развивалась атрофия пересаженной печени. Только через 10 лет была выявлена основная причина развития атрофии печени -  это невозможность сохранения портального кровотока в донорском органе. Эта проблема не возникает при аутотопической (ортотопической) трасплантации, предполагающйй помещение донорского органа (или его части) на место удаленного органа реципиента. В настоящее время, говоря о пересадке печени, мы имеем в виду именно такие операции.
Томас Старзл  родился в семье редактора газеты и писателя-фантаста Романа Фредерика Старзла. В детстве мечтал стать священником, но после смерти матери от рака молочной железы решил стать врачом. Окончил Вестминстерский колледж, Миссури с присуждением степени бакалавра биологии. После окончания университета Нотр-Дам с отличием, Старзл поступил в медицинскую школу Нортвестернского университета, где написал диссертацию и получил степень доктора медицины и доктора философии. В его диссертации был сделан значительный вклад в исследование электрической активности мозга.

Сразу после завершения интернатуры и резидентуры, Старзл начал преподавать и заниматься исследовательской работой в различных медицинских учреждениях, включая университеты Джона Хопкинса, Чикаго и Колорадо. В 1962 году он провел первую операцию по трансплантации печени на животном, то есть попытался повторить операцию Демихова.

1 марта 1963 года в США под руководством хирурга Томаса Старлза была осуществлена первая аутопическая пересадка печени от человека к человеку: печень 5-летнего ребенка с опухолью мозга была пересажена другому ребенку, на 2 года младшему, страдающему билиарной атрезией. Хотя технически эта операция была произведена безупречно, маленький пациент умер через 5 часов. В дальнейшем ученым были проведены еще десятки подобных операций, после которых максимальный срок жизни больных составлял не более 12 месяцев. Причиной смерти каждого из них стала коагулопатия (нарушение свертываемости крови), причину которой длительное время не удавалось понять. В последующем оказалось, что основной причиной посттрансплантационной коагулопатии являлось отторжение пересаженного органа. И только при введении в практику иммуносупрессивной терапии, т.е.  препаратов предотвращих отторжение трансплантированных органов и тканей, эту проблему удалось в какой-то мере решить. Был предложен препарат азатиоприн - который был добавлен к преднизолону и антитимоцитарному глобулину. В результате  продолжительность жизни больных после операции по пересадке печени немного увеличилась.
Как уже сказано, первые операции по трансплантации печени прошли неудачно, пациенты ли погибали на операционном столе из-за массированной  неконтролируемой кровопотери, или же хоть и переживали саму операцию, но ни в одном случае не прожили более трех недель после нее.

Несмотря, по словам самого Старзла, на «столь мрачную картину», работа не была прекращена, шел активный поиск причин неудач и путей их преодоления. Ситуация изменилась, начиная с лета 1967 года. В 1967 году под руководством Томаса Старлза была проведена первая успешная аутопическая пересадка печени, что послужило началом отсчета в истории трансплантологии печени в мире.
Из семи пациентов, оперированных в период с 23 июля 1967 г по 17 марта 1968 г., трое оставались живы в течение 9, 2 и 1 месяца, другие четверо умерли через 2, 3, 4 и 6 месяцев. Следует подчеркнуть, что, за исключением одной 16-летней больной, возраст остальных реципиентов не превышал 2 лет (от 13 до 24 месяцев), а вес составлял от 7,5 до 10,8 кг.

К концу 1972 года было оперировано уже 42 пациента, а результаты трансплантаций были представлены в журнале Transplantation Proceedings. Более года после трансплантации прожили 11 (26%) реципиентов, все остальные умерли раньше. По сегодняшним меркам подобный результат никак не может считаться приемлемым, но 50 лет назад, когда под сомнение ставилась сама возможность успешной пересадки печени, полученный результат был настоящей победой.

Тщательно проведенный анализ собственного опыта позволил команде Старзла полагать, что в качестве основного показания для трансплантации печени следует считать ее заболевания неопухолевой природы. Большинство первых реципиентов имели распространенное злокачественное поражение и отсутствие шансов на длительное выживание без пересадки печени. С одной стороны, это этически оправдывало выполнение новой операции. Однако даже те из них, кто пережили ранний послеоперационный период, вскоре умерли от рецидива опухоли. В то же время пациенты без онкологии имели существенно лучший отдаленный прогноз.

Разбор осложнений послеоперационного периода и причин неблагоприятных исходов привел к мысли, что выживание реципиентов может быть улучшено за счет совершенствования хирургической техники, в первую очередь при реконструкции желчеотведения. Была улучшена не только операционная техника, но стали  использоваться новые методы  иммуносупрессии для предотвращения отторжения органов. Вместо азатиоприна или в комбинации с ним стал использоваться новый  иммунодепрессант циклофосфамид.  Командой Старлза были разработаны технические приемы в изъятии, консервации и трансплантации донорских органов.

После первой успешной трансплантации печени в 1967 году, Старлз перебрался в университет Питтсбурга, где организовал  первый в мире центр трансплантологии, который уже к концу 1980-х годов ежегодно осуществлял около 500 трансплантаций печени в год.
С момента первой успешной трансплантации печени, тысячи пациентов перенесли подобные операции.  Средняя продолжительность жизни после трансплантации печени стала достигать 10 лет.
Больше чем в половине случаев пересадка части печени проводится от родственного донора — отца, матери либо другого родственника первой линии. У живого донора берется только часть печени (левая доля) и пересаживается реципиенту. К счастью, такое самопожертвование не слишком опасно для здоровья. Печень является единственным органом, который может самовосстанавливаться. И трансплантат и оставшаяся часть печени донора обычно вырастают до нормальных размеров в течение нескольких недель.
Однако в некоторых случаях, когда невозможно найти живого родственного донора или же он не подходит по медицинским показаниям, выполняется пересадка от умершего донора. Родственная трансплантация печени лучше для пациента: донора обследуют заранее, эта операция становится плановой, выполняется не в выходные и не ночью, к ней тщательно готовятся.
Томас Старлз выступил автором или соавтором более чем 2130 научных работ, 4 монографий, 292 глав в научных сборниках.

Умер Томас Старлз в 2017 году, прожив 91 год. Чтобы прожить долгую и насыщенную жизнь он считал основополагающими 3 фактора: питание включающее много овощей, фруктов и неочищенных злаков; регулярная физическая активность; постоянная интеллектуальная работа.
На данный момент трансплантология настолько хорошо развита, что только в одном только институте Томаса Старзла выполняется каждый год около 600 операций по пересадке печени, а во всем мире – это тысячи операций ежегодно. В СССР первая трансплантации печени была выполнена в феврале 1990 г. в Москве. Когда-то отнесенная по праву к категории самых сложных трансплантационных хирургических вмешательств за последние два десятилетия эта операция стала рутинной процедурой во многих центрах мира, в том числе и в России. Ее высокая эффективность демонстрируется показателями годичной выживаемости реципиентов — 88%, а пятилетней — 75%.  Теоретически  же считается, что пересаженная печень может прослужить человеку всю его жизнь, поскольку генетически этот орган способен функционировать 120–130 лет.


Рецензии