Персонажи Гоголя в рисунках П. М. Боклевского

ПЕРСОНАЖИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н. В. ГОГОЛЯ В РИСУНКАХ П. М. БОКЛЕВСКОГО


В конце XIX века в России в  продаже появилась серия почтовых карточек с изображениями персонажей поэмы «Мёртвые души» и повести «Старосветские помещики» Н. В. Гоголя. Рисунки были воспроизведены способом фототипии с цитатами из произведений, характеризующими изображённого на открытке литературного героя. Тексты были выгравированы мелким каллиграфическим почерком. Серия насчитывала не менее 30-ти открыток. Карточки были выпущены под грифом «Всемирный почтовый союз. Россия» без указания издателя и автора рисунков. По изображённым на рисунках гоголевским типам без труда можно было угадать их автора, известного в те времена художника Петра Михайловича Боклевского. 
Боклевский П. М. (1816-1897) – выдающийся иллюстратор русской классической литературы второй половины XIX века. Родился в селе Елшине Рязанской губернии в семье отставного подпоручика, участника походов 1812 года. Не получил систематического художественного образования. Сначала он закончил юридическое отделение философского факультета Московского университета, потом, живя то в столице, то в провинции, занимался у разных преподавателей (в том числе в 1845 году был вольнослушателем у Карла Брюллова в Санкт-Петербургской Академии художеств), но «нигде не удерживался, всюду наживая неприятности своим вызывающим поведением и особенно злыми карикатурами».
Известность ему принесли выпущенные альбомом литографские иллюстрации к «Ревизору» Н. В. Гоголя (1863). Затем Боклевский создал серию «типов» из гоголевских «Мёртвых душ» (1860-е). Впервые 23 рисунка к «Мёртвым душам» были напечатаны в 1878 году в петербургском журнале «Пчела», издаваемым художником М. О. Микешиным. Несмотря на грубую ремесленную работу гравёров, воспроизводивших рисунки для печати, опубликованные произведения приобрели широкую популярность. В последствии те же рисунки лучше или хуже гравировались мастерами разного дарования, без согласия автора многократно переиздавались в журналах и отдельными изданиями, в том числе на почтовых открытках. Однажды в 1883 г. Боклевский попытался возбудить дело о нарушении авторских прав, но хлопоты не привели ни к каким результатам.
Кроме сочинений Гоголя, П. М. Боклевский иллюстрировал произведения И. С. Тургенева (1869), Ф. М. Достоевского (1881), П. И. Мельникова-Печерского (1882). Эти работы тоже пользовались успехом, но явно уступали иллюстрациям к Гоголю.
Рисунки художник выполнял обычно «свинцовым карандашом с растушёвкой», иногда пастелью. В молодости в 1840-е гг. он увлекался портретной миниатюрой – на слоновой кости акварелью и темперой писал портреты. Некоторые художественные приёмы письма по кости в дальнейшем он применил в своих графических произведениях.
К сожалению, многие из созданных художником рисунков не сохранились. В 1850-е гг. Боклевский два года провёл за границей, пешком исходил Францию, Италию, Испанию и Швейцарию. Во время путешествия он сделал множество зарисовок народных типов, костюмов, архитектурных сооружений, собрал немало старинных изданий и рукописей. Но отправленный в Петербург морским путём багаж с бесценным художественным материалом бесследно исчез. Ещё одна невосполнимая потеря произошла в 1869 г. В доме художника в Рязанской губернии случился пожар, уничтоживший всё имущество и с ним большое количество иллюстраций.
Как иллюстратор «Мёртвых душ» Боклевский открыл новую страницу в истории гоголевской иллюстрации. Художник создал ряд психологически точных портретов героев поэмы, в которых соединил черты, характерные для того или иного социального типа. На первый план в его портретной галерее выступает гоголевский «комизм типов, а не комизм положений». «Я помню их, - говорил Боклевский о гоголевских героях, - я помню их совершенно таких, я их встречал в то время в массе кругом. Это не карикатуры, нет, это живые люди».
«Дополнить типы гениального писателя теми чертами, которые были не в его средствах, дополнить работу пера работою карандаша, перевести язык одного искусства на язык другого, вообще такой труд требует больших сил и не может назваться лёгким, - писал о творчестве художника его современник. – Кажется, всё это люди знакомые, с которыми когда-то встречался. В них хочется вглядываться…» [1]
Другой исследователь творчества Боклевского отмечал о его персонажах: «В образе Чичикова Боклевский подчеркнул обусловленное текстом кажущееся сходство с Наполеоном. Сквозь внешнюю приятность и лоск проступают черты вкрадчивого, настороженного хищника. Рядом с образом энергичного, предприимчивого Чичикова контрастно выглядит Собакевич, типичный представитель «поместных»… Собакевич подозрителен и насторожен, как лесной зверь, встревоженный в глухой чаще. Мечтатель и прожектор Манилов изображён в состоянии блаженной праздности. Ноздрёв – пышущим здоровьем молодым человеком с лихо закрученными усами… Коробочка в ночном чепце, на лице расчётливой старухи выражение изумления и некоторой оторопелости, вызванной необычным предложением о продаже мёртвых душ. Особый интерес представляет лист под названием «Губернский Олимп», где Боклевский дал групповое изображение губернских чиновников. Запечатлённые образы чиновной иерархии – от губернатора до полицмейстера – представляют серию острых и метких психологических характеристик». [2]
В 1880-х годах в Нижнем Новгороде у Боклевского состоялось знакомство с писателем В. Г. Короленко, который впоследствии так отозвался о художнике: «Лично я сохранил воспоминания о красивом старике с молочно-белыми волосами и печатью какого-то особенного артистического изящества. Я видел оригиналы его иллюстраций к «Мёртвым душам». Это были рисунки карандашом и соусом, в старинной манере, с необыкновенно тонкой отделкой. При тогдашнем средстве воспроизведения рисунков эта тонкость передачи совершенно исчезала, и… когда автор увидел свои рисунки изданными в альбоме – для него это было истинное горе… Вот, к сожалению, всё, что сохранилось в моей памяти от двух-трёх свиданий с этим замечательным художником. Лучших иллюстраций к Гоголю после рисунков Боклевского (в оригинале) я не встречал, а Павла Ивановича Чичикова я уже и не представляю, как в образе, данном Боклевским».
Последние годы жизни мастера были тяжелы из-за бедности и болезней. Над новыми рисунками с гоголевскими типами он продолжал работать до самой своей смерти. Умер П. М. Боклевский в Москве в 1897 году в возрасте 81 года.
Созданные Боклевским образы гоголевских персонажей и спустя 150 лет после их появления не утратили своей остроты. Типичны они не только как русские физиономии времён «Мёртвых душ». При неспешном рассмотрении этих типов современный зритель непременно узнает в них если уж не себя, то, во всяком случае, кого-то из своих соседей или знакомых.


Рецензии