Знаменитые клипера
Увлекательное это занятие – собирать коллекционные тарелки. Конечно, они различаются по темам, но мы остановимся на морской. Серия тарелок под названием «Знаменитые клипера» изготовлена в 1981 году с клеймом фирмы Франклин Порцелан. Эта американская компания, ставшая частью Франклин Минт, специализировалась на выпуске коллекционного фарфора в ограниченных количествах, была основана в 1970 году. Производство фарфора сосредотачивалось в разных странах.
На приведённом коллаже в верхнем ряду, на первой из них – клипер «Nightingale» («Соловей»). Он построен в Англии в 1851 году на портсмутской верфи Сэмюэля Хэнскомба и назван в честь оперной певицы из Швеции – Енни Линд, которую называли «шведским соловьём». Она была очень известной в то время исполнительницей оперных арий в Европе, а в 1850 году её успешные выступления в Америке стали памятными и сравнимыми с соловьиным пением.
После продажи в США клипер ходил с пассажирами в Австралию, порт Сидней, а затем использовался как чайный на рейсах Шанхай – Лондон.
На второй – клипер «Red Jacket» («Красный мундир»), построен в Америке, на верфи Джорджа Томаса «Дьякон». Своё название получил в честь легендарного вождя индейцев племени сенека штата Мэн, героя войны за независимость США. Впрочем, более подробно о нём можно узнать из моего очерка «О клипере, красном мундире и индейце – ирокезе».
Третья тарелка верхнего ряда представлена клипером «Flying Cloud» («Летающее Облако»). Детище легендарного создателя «гончих океанов», так называли тогда быстроходные клипера, пересекающие океаны с материка на материк, - Дональда Мак – Кэя. Это был величественный корабль, превосходивший ранее построенные им суда.
Итак, во втором нижнем ряду, слева – клипер «Great Republic» «Великая Республика», созданный тем же Мак – Кэем, ставший самым большим клипером в мире (1853 г.). Он строился для перевозки большого количества пассажиров и грузов между Америкой и Австралией. Узнать больше о клиперах Мак – Кэя можно из моего очерка «Создатель гончих океанов».
Завершает второй нижний ряд тарелка с изображением клипера «Patriarch» «Патриарх» ( показана и её обратная сторона). Это 31 судно, построенное Вальтером Худом и компанией в Абердине, Шотландия в 1869 году. Первый клипер с железным корпусом, предназначавшийся для абердинской White Star Linе. Ходил с грузами из Лондона в Сидней, обычно затрачивая от 74 до 79 дней.
К сожалению, удалось найти только 5 тарелок и описать их, полная коллекция насчитывает 12. Однако, рассматривая имеющиеся, не перестаёшь удивляться, как мастерству художников – оформителей, так и таланту кораблестроителей, создавших эти быстроходные корабли, преодолевающие океаны под всеми парусами, а на память приходят строки:
«…Волны весёлой пену, давным – давно
Не режут клипера, и парусам давно
Несут на смену дым тысяч труб
Солёные ветра…»
P.S. Был даже такой клипер «Blue Jacket» «Голубой жакет», о нём – в очерке под тем же названием
К сожалению, портал не может разместить коллаж с описываемыми выше тарелками, слишком велико разрешение приводимого фото.
17 июня 2025 г. Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №225061801336
А интересно, как у них, на такой высоте, паруса ставились, и убирались, вручную,
или были уже механизмы? И какие были бытовые условия команды,(обитаемость) при таких размерах?
Вячеслав Горелов 18.06.2025 20:20 Заявить о нарушении