Знаменитые клипера

                ЗНАМЕНИТЫЕ   КЛИПЕРА


Увлекательное  это  занятие – собирать  коллекционные  тарелки. Конечно, они  различаются  по  темам, но  мы  остановимся  на морской. Серия  тарелок  под  названием  «Знаменитые  клипера»  изготовлена  в  1981  году  с  клеймом  фирмы  Франклин  Порцелан. Эта  американская  компания, ставшая  частью  Франклин  Минт, специализировалась  на  выпуске  коллекционного  фарфора  в  ограниченных  количествах, была  основана  в  1970  году. Производство  фарфора  сосредотачивалось  в  разных  странах.

На  приведённом  коллаже  в  верхнем  ряду, на  первой  из  них – клипер  «Nightingale»  («Соловей»). Он  построен  в  Англии  в  1851  году  на  портсмутской  верфи  Сэмюэля  Хэнскомба  и  назван  в  честь  оперной  певицы  из  Швеции – Енни  Линд, которую  называли  «шведским  соловьём». Она  была  очень  известной  в  то  время  исполнительницей  оперных  арий  в  Европе, а  в  1850  году  её  успешные  выступления  в  Америке  стали  памятными  и  сравнимыми  с  соловьиным  пением.
После  продажи  в  США  клипер  ходил  с  пассажирами  в  Австралию, порт  Сидней, а  затем  использовался  как  чайный  на  рейсах  Шанхай – Лондон.


На  второй – клипер  «Red  Jacket»  («Красный  мундир»), построен  в  Америке, на  верфи  Джорджа  Томаса  «Дьякон». Своё  название  получил  в  честь  легендарного  вождя  индейцев  племени  сенека  штата  Мэн, героя  войны  за  независимость  США. Впрочем, более  подробно  о  нём  можно  узнать  из  моего  очерка  «О  клипере, красном  мундире  и  индейце – ирокезе».


Третья  тарелка  верхнего  ряда  представлена  клипером  «Flying  Cloud»  («Летающее  Облако»). Детище  легендарного  создателя  «гончих  океанов», так  называли  тогда  быстроходные  клипера, пересекающие  океаны  с  материка  на  материк, - Дональда  Мак – Кэя.  Это  был  величественный  корабль, превосходивший  ранее  построенные  им  суда.

Итак, во  втором  нижнем  ряду, слева – клипер  «Great  Republic»  «Великая  Республика», созданный  тем  же  Мак – Кэем, ставший  самым  большим  клипером  в  мире  (1853  г.). Он  строился  для  перевозки  большого  количества  пассажиров  и  грузов  между  Америкой  и  Австралией. Узнать  больше  о  клиперах  Мак – Кэя  можно  из  моего  очерка  «Создатель  гончих  океанов».

Завершает  второй  нижний  ряд  тарелка  с  изображением  клипера  «Patriarch»  «Патриарх»  ( показана  и  её  обратная  сторона). Это  31  судно, построенное  Вальтером  Худом  и  компанией  в  Абердине, Шотландия  в  1869  году. Первый  клипер  с  железным  корпусом, предназначавшийся  для  абердинской  White  Star  Linе. Ходил  с  грузами  из  Лондона  в  Сидней, обычно  затрачивая  от  74  до  79  дней.

К  сожалению, удалось  найти  только  5  тарелок  и  описать  их, полная  коллекция  насчитывает  12. Однако, рассматривая  имеющиеся, не  перестаёшь  удивляться, как  мастерству  художников – оформителей, так  и  таланту  кораблестроителей, создавших  эти  быстроходные  корабли, преодолевающие  океаны  под  всеми  парусами, а  на  память  приходят  строки:
                «…Волны  весёлой  пену, давным – давно
                Не  режут  клипера, и  парусам  давно
                Несут  на  смену  дым  тысяч  труб
                Солёные  ветра…»


P.S. Был  даже  такой  клипер  «Blue  Jacket»  «Голубой  жакет», о нём – в  очерке  под  тем  же  названием
К сожалению, портал не может разместить коллаж с описываемыми выше тарелками, слишком велико разрешение приводимого фото.

17  июня  2025  г.                Вячеслав  Прытков
 


Рецензии
А я всю жизнь мечтал пройти на таком клипере по трём океанам.
А интересно, как у них, на такой высоте, паруса ставились, и убирались, вручную,
или были уже механизмы? И какие были бытовые условия команды,(обитаемость) при таких размерах?

Вячеслав Горелов   18.06.2025 20:20     Заявить о нарушении