Приложение. Хакуун Ясутани Роши
В последней части этой лекции я расскажу историю Эньядатты, которая упоминается в Рёгон (Шурангама)-сутре. (Во время путешествия из Индии в Японию Ваджрадатта, наполовину безумный крестьянин, упомянутый в сутре, превращается таинственным образом в прекрасную девушку Эньядатту). Это очень умная притча, которая, если вы внимательно поразмышляете над ней, прояснит многие малопонятные аспекты буддизма.
Это происшествие, как говорят, случилось во времена Будды. Правда это или вымысел, я не знаю. Во всяком случае Эньядатта была очень красивой девушкой, которой больше всего нравилось любоваться собой в зеркале каждое утро.
Однажды, глядя в зеркало, она обнаружила, что у неё нет головы. Почему именно в это утро, в сутре не говорится. Тем не менее, потрясение было настолько велико, что она обезумев стала метаться кругом, требуя, чтобы ей сказали, кто забрал её голову.
«У кого моя голова? Где моя голова? Я умру, если не найду её!» - кричала она. Хотя все убеждали её: «Не глупи, твоя голова у тебя на плечах, там, где всегда была» она отказывалась этому верить.
«Нет, её там нет! Её там нет! Наверное, кто-нибудь забрал её!» - вопила она, продолжая свои безумные поиски. Наконец, её подруги, уверенные, что она сошла с ума, приволокли её домой и привязали к столбу, чтобы она не причинила себе вреда.
Быть связанным - это почти все равно, что выполнять дзадзен. Когда тело обездвижено, сознание приобретает определенный покой. И хотя оно все ещё чем-то отвлечено, как сознание Эньядатты было занято мыслью, что у неё нет головы, телу, все же, не дают разбрасывать его энергию.
Постепенно близкие подруги убедили Эньядатту, что её голова была все время на месте, и она наполовину поверила этому. Её подсознание начало допускать мысль, что, возможно, она была введена в заблуждение по поводу потери своей головы.
Одна из подруг внезапно стукнула девушку по голове, после чего Эньядатта, от боли и неожиданности, вскрикнула: «Ой!»
«Вот твоя голова! Вот твоя голова!» - воскликнула подруга, и Эньядатта тотчас же поняла, что она заблуждалась в том, что потеряла свою голову, в то время как та была все время при ней.
Аналогично, удары в дзадзен - крайне важны. Физическая встряска с помощью специальной палки, кёсаку, или словесная, из уст проницательного наставника в нужное время, если поторопиться, то не будет эффекта – может привести к Самосознанию. Для подстегивания годится не только кёсаку. Когда вы достигли определенной ступени в своём дзадзен, сильный шлепок рукой также может подтолкнуть ваше сознание к восприятию его истинной природы - другими словами, к просветлению.
Когда это случилось с Эньядаттой, она так обрадовалась, что начала носиться повсюду, восклицая: «О, она здесь! Я нашла, наконец, свою голову! Я так счастлива!»
Это и есть экстаз кэнсё. Если у вас подлинный кэнсё, вы не сможете заснуть от радости две или три ночи. И, тем не менее, это - полусумасшедшее состояние. Быть переполненным от радости, найдя голову, которая была у вас с самого начала, по меньшей мере странно. Не менее глупо радоваться, обнаружив свою Исконную природу, с которой вы не расставались.
Когда радость улеглась, Эньядатта избавилась от своего полубезумного состояния.
Свидетельство о публикации №225061801704