Казаки и море
Как и все потомки Золотой Орды, казаки прекрасно обладали искусством верховой езды. Однако в Средневековье и лошади были другими, и тактика кавалерийских сражений отличалась. Слава казаков как лучших представителей легкой кавалерии мира появится во второй половине XVII века, когда калмыки переселятся в европейские степи. Смешиваясь с казачеством, они передадут казакам многовековые навыки верховой езды, отточенные на просторах Монголии и Китая. К этому времени казаки выведут 92 новые породы лошадей и адаптируют тактику конных боев, перенесенную от монголов. Однако первоначально их слава основана на морских подвигах!
Существует широко распространенное мнение, что до Петра I Россия не имела флота. Загляните в любой учебник по истории — уверитесь в этом. Но при этом многие не замечают очевидного противоречия: на Черном море, без малого три века, царили казацкие корабли, несмотря на отсутствие государственного флота. Казаки считались плохими русскими — разбойниками, беглецами, однако они сохраняли мечту вернуться в московское подданство, прося прощения за свои «моровые проделки», когда у России не было флота. Кроме того, казаки плавали по сибирским рекам на простых, но функциональных стругов, в то время как европейцы с их совершенными судами не осмеливались покидать свои воды. Это создает неразрешимое противоречие: либо в России имелся казачий флот, но не государственный, либо казаки представляли собой сопредельное государство.
Даже уточнение, что в России до Петра I не существовало государственного военного флота, не устраняет противоречий. Оставим историков с их вопросами и вернемся к казакам, потому что их слава началась с моря. В течение трех столетий казаки доминировали на Каспии, Азовском и Черном морях. Их струги и чайки достигали берегов Алжира, Стамбула и Рима, сдерживая натиск турок, крымцев, генуэзцев и венецианцев на Причерноморье. Для этого было важно наличие большого и хорошо организованного населения, развитая экономика и высокий уровень традиционного кораблестроения и мореходства. Но откуда все это у беглецов? Замечается, что реки Днепр, Дон и Волга были исторически важными путями — здесь еще плавал Геродот. Эти места стали колыбелью развития навыков мореходства, где традиции кораблестроения не прерывались.
Общины бродяков и хазаров, жившие на реках и островах, имели свои плавсредства, а древнегреческие колонии дополняли эти традиции. Дракарами плавали варяги, среди которых были не только норманны, но также карелы и новгородцы. Славяне населяли не всю длину Днепра, а на Дону обитали тюрки, тогда как по Волге — угрофинны и снова тюрки. Забывается также, что предки казаков обживали прибрежные зоны не только ради рыбалки, но и спасаясь от беды. Можно утверждать: в причерноморских и приазовских степях обитающее население сохранило и развивало мореплавательские навыки. Эти традиции существовали с античных времен, обогащаясь новыми знаниями и изобретениями, поэтому некоторые казацкие навыки родом как от древнерусских мастеров, так и от новгородцев, а также от западноевропейских мореходов. Это подтверждается тем, что казаки составляли морские карты, которые пользовались большим спросом у турков и венецианцев, господствовавших на морях в то время. Знания казаков, унесенные на север, были приумножены в их путешествиях по ледяным морям и сибирским рекам.
Более того, Петр I одерживал свои морские победы благодаря казацким стругам и галерам. Его новый флот, созданный с большим трудом и затратами, оказался малоеэффективным. Как же функционировал казачий флот? Обычно казаки совместными усилиями строили струги или чайки. Мастеров-корабелов было много, а каждому казаку была подвластна работа с деревом. Казацкие суда использовались как для военных целей, так и для рыбалки. Например, чайки, описанные французским инженером Бопланом в 1632 году, имели долбленую основу и были обшиты досками. Их длина достигала 18 метров, ширина варьировалась от 3 до 3,6 метра, а глубина, по Боплану, могла составлять до 2,4 метра, хотя, вероятно, на самом деле она не превышала 1,5 метров. Чайки были оборудованы двумя рулевыми веслами на носу и корме, а также 10–15 парами гребных весел, мачтой и парусом. Суда донских казаков — челны или струги, похожие на чайки, были описаны Крюйсом в начале XVIII века. Их длина колебалась от 15 до 21 метра, ширина 5,4-6 метров (более правдоподобной представляется меньшая ширина). Челны также имели два рулевых и 8-20 пар гребных весел, мачту и парус.
Вице-адмирал Корнелий Крюйс, служивший в России по приглашению Петра I, оставил описание тактики казаков во время операций. По его словам, «суда донских казаков не имеют палуб... Они обвязывают свои суда пучками тростника, что служит защитой от ружейного огня. Суда одномачтовые с рейным парусом, который ставят только при попутном ветре; в большинстве случаев используется гребля, с количеством весел от 18 до 40 на одном челне. Казаки с их помощью успешно преследуют не только татар, но и турок, умея неожиданно нападать как с суши, так и с моря. Чтобы не опрокинуться, они привязывают к бортам пучки тростника. Раньше донцы не брали с собой оружия, но за последние годы начали использовать фальконеты; однако казацкие шаткие суда не могли нести тяжелые орудия и выдерживать сильный огонь. Казаки часто действуют против купеческих судов и вооруженных галер в основном ночью или в условиях тумана. В другое время даже небольшое количество пушечных выстрелов могло бы их уничтожить, так как они обычно идут близко друг к другу, не имея возможности разойтись. Туры не видят большой пользы в завоевании казацких челнов: им нужны живые казаки, которых можно было бы поработить. Это иногда удается, но только в морских сражениях, а не у берега, потому что казаки мастерски управляют судами и, выбравшись на сушу, становятся труднодосягаемыми. Они искусно спрятали свою добычу, топят суда, а затем извлекают их снова из воды. Обычно они хорошо одеваются, но в море надевают старую одежду. Турки, в свою очередь, готовясь к бою, наряжаются в дорогую одежду и украшают себя золотом и драгоценностями».
Во время морских походов казаки брали с собой небольшой запас продуктов (сухое мясо, сушеную и соленую рыбу, сухари, просо и толченый сухой хлеб) и бочки с пресной водой. Употребление вина строго запрещалось, и нарушение этого «сухого закона» наказывалось весьма сурово: по обычаю их привязывали к грузу и бросали в воду или топили, что считалось позорной смертью. Погибших не хоронили на православных кладбищах, а оставляли на перекрестках, где, по верованиям, их души находились под властью нечистых сил. На этих небольших судах казаки, не имея ни компаса, ни карт, управлялись днем по солнцу, а ночью — по звездам, совершали походы по Азовскому и Черному морям, нападали на прибрежные татарские и турецкие поселения, доходя до Синопа, Трапезунда и Константинополя. «Чудо, как можно противостоять бурному морю на таком хрупком судне, обвязанном хворостом...»
Я видел своими глазами, как буря поднимала и рассеивала их, но казаки тут же вновь выстраивались в строй и продолжали двигаться в прежнем порядке. Их отвага во время морских операций просто невероятна: для нападения на вражеские корабли они выбирали ночное время и плохую погоду. Окружив вражеское судно своими ладьями, они старались подняться на борт по лестницам, а в случае сопротивления — пробивали борта и топили вражеские корабли. Как свободные люди, а не как галерные невольники, полномочия которых ограничены, донские казаки исполняли свои обязанности с немалым рвением, управляя веслами с величественной мощью и под звуки песен, их ладьи мчались как современные пароходы, преследуя одно судно за другим, следуя за движением атаманского корабля. Впереди шла атаманская ладья, откуда иногда раздавались сигналы, указывающие направление, изменения паруса или собиравшие казаков для краткой беседы. Никому не нужно было подгонять или ободрять, поскольку нерадивых и ленивых не было; каждый выполнял свои обязанности согласно своим возможностям и умениям. На каждой ладье находился свой пятидесятник — старшина, выбранный остальными казаками. К таким походам относится поиск походного атамана Ивана Богатого под Царьград в конце правления Алексея Михайловича, когда донские казаки в числе 1000 человек не только сожгли предместья Царьграда, но и на обратном пути потопили 10 турецких судов, захватив богатую добычу. Синоп и Трапезонт в Малой Азии также часто становились объектами морских казачьих операций. Неудивительно, что положение донского казака среди русского народа в XVII веке было весьма привлекательным. Образ казака производил неотразимое впечатление на простых людей и горожан. На сытых, сильных конях, набравшихся ловкости на ладьях и смелости от охоты на зверей, они смотрели на смерть с отвагой, жаждали славы русского народа, и представлялись украинцам настоящими богатырями. Лучшие донские казаки, старшины, благодаря своей врожденной сметливости или беседам зимой со думскими боярами и дьяками посольского и малороссийского приказов при царях Михаиле и Алексее, понимали те государственные задачи, которыми могли служить родине, несмотря на свою малочисленность.
Примечательно, что тактика морских операций казаков, включающая скрытные и быстрые движения, скоротечные бои и отступление на мелководье, недоступное для крупных вражеских судов, имеет схожесть с древнерусскими военно-морскими операциями на юге. С другой стороны, некоторые элементы их действий можно увидеть и в ранних морских предприятиях Петра I на Балтике в начале XVIII века. Именно казаки на своих судах стали первопроходцами Сибири; достаточно вспомнить струги Ермака, кочи Дежнева, открывшего пролив между Америкой и Азией, и дощаники Хабарова, сражавшегося с китайцами на Амуре. Интересно, что Иван Грозный, стремясь создать флот на Балтике, называл датского капера Карстена Рода, который служил ему и грабил польские и шведские суда, не иначе как атаманом. Во время войны со Швецией в 1656-1661 годах под руководством Алексея Михайловича планировался морской поход на Стокгольм, в связи с чем на Дону собрали 570 опытных морских казаков. Один из командующих русскими войсками на Неве, Сила Потемкин, вышел в Финский залив и захватил шведский «полукорабль» у острова Котлин вместе с пушками и знаменами. Однако запланированное мероприятие не состоялось из-за изменений в общей ситуации. Опыт казаков в мореплавании, безусловно, сыграл важную роль в замыслах Петра I, когда в начале своего царствования он выбрал Дон в качестве базы для создания русского флота.
Казачьи группы на стругах выходили в море так далеко, чтобы ни изменник, ни шпион не могли покинуть струг и предупредить врага о нападе, принимая решение о направлении плавания. Выбирался походный атаман, которому с этого момента подчинялись безоговорочно. Уточнялись сигналы для связи. Обычно для боевых действий выбирали ненастные, темные ночи со штормами. Казачья флотилия на стремительных стругх окружала вражеские корабли или приближалась к береговым крепостям, осуществляя быстрые атаки. В абордажном бою казаки не имели равных противников. Турки напрасно строили крепости в устьях Днепра и Дона и перекрывали реки цепями — казаки перетаскивали струги по суше на огромные расстояния. Например, преодоление переволоки из Дона в Волгу (42 километра 97 метров по песчаной местности, где сейчас находится Волго-Донской канал) занимало всего два дня, при этом казаки несли на плечах не только струги, но и всё вооружение, боеприпасы и снаряжение. Современники отмечали, что казаки знали море «как свои пять пальцев», «читали звёзды, как книги» и могли определить местоположение своего судна даже по вкусу воды. Мы сохранили множество имен героев. Например, атаман Иван Богатый с тысячей казаков сжёг пригород Царьграда и уничтожил 10 турецких боевых кораблей на обратном пути. Пётр Осипов завоевал Азов у турок в 1638 году. Казаки проявили храбрость как на стругх, так и на суше. Также известно о казаке Софрониусе (так его имя записывали в документах), который служил под английским флагом. В 1615 году он прибыл на остров Ай (ныне Индонезия) по заданию Ост-Индской компании, чтобы организовать закупку мускатного ореха. Ему удалось завоевать доверие местных жителей, что обычно было сложно для европейцев, так как им уже мешали колонизаторы-голландцы. Софрониус провёл на острове более года, занимаясь строительством укреплений и отражая нападения голландцев, которые в конечном итоге захватили остров. Во время возвращения в Европу он погиб в бою с голландским судном 21 марта 1617 года. Таким образом, казаки воевали не только в Черном море, их ценили как мореплавателей и храбрых воинов на разных флотах. Но сколько казаков погибло и попало в рабство! С оружием в руках они шли в Крым, Царьград и Синоп, штурмовали и захватывали города, но потом снова приходилось возвращаться, отбиваясь от преследователей и прорываясь на Дон и Днепр… Дно Днепра, Дона, Яика и Волги поистине усыпано казаками. Приморские казаки никогда не были конниками; они были моряками и рыбаками и оставались таковыми до недавних времён.
Использованные материалы: книга Б. Алмазов "военная история казачества".
Свидетельство о публикации №225061800296