Пуля в сердце или как Христос убил смерть

                В Пасхальном тропаре есть слова: «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ», а на часах поется: «Смертию смерть разруши». И та, и другая молитва воспевают победу Сына Божьего над смертью. Всю тайну воскрешения Христова, равно как и значение боговоплощения Спасителя, человеку познать не дано. Я хочу остановиться лишь на одном аспекте этого величайшего акта Божественного домостроительства – победы Христа над смертью. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно выяснить, что такое смерть, и как она была уничтожена. Священное Писание и церковная наука  относят возникновение смерти на момент преступления заповеди "Не вкушай". Так, апостол Павел пишет: «Ибо одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим.5:12). Так же считали и отцы Вселенской церкви. В общепринятом смысле человек состоит из души и тела. С научной точки зрения, смерть – это прекращения биологических и физиологических процессов живого организма, то есть тела. Так гласит физиология. Помимо обычной смерти, православная антропология содержит понятие «Смерть духовная» или, как ее еще называют, «Смерть души». На этом вопросе нужно остановиться более подробно. Как известно, наше тело было сотворено из праха земного: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19), – предсказывает Господь Адаму. Прах – это земля, и в нее каждый возвращается после смерти. В беседе с помещиком Н. Мотовиловым, преподобный Серафим Саровский говорит, что прах, из которого был сотворен Адам взят с Голгофы, на которой будет распят Спаситель. Взятое от земли, по закону природы, в землю и возвращается, ибо все тварное подлежит тлению и разрушению. Плоть Адама в раю, была, конечно, не такой как наша. Она предназначалось для вечной жизни и не нуждалась в пище, воде, тепле, уходе и так далее. Потребность в этом вместе с болезнями и смертью, праотцы унаследовали вместе с «кожаными ризами», когда их тела приобрели свойственный нам вид.
                До потопа у людей не было национального или расового отличия. И лишь в семействе Ноя человечество получило эти разделения. Если с происхождением тела все понятно, то с возникновением души не все так просто. На эту тему до сих пор идут богословские споры, а ересь Оригена о предсуществовании душ живет и процветает до сих пор. Святитель Григорий Богослов в «Слове на Пасху» говорит: «Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство…видимая и невидимая природы [тело и душа]…из сотворенного уже вещества [материи], взяв тело, а от Себя вложив жизнь, что в слове Божием известно под именем души и образа Божия». Под «жизнью», в данном контексте, он понимает не бытие твари, а жизнь души. «От Себя вложив жизнь» означает наделение Адама божественными свойствами – образом и подобием, о чем повествует Книга Бытия: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). Глагол «стал» свидетельствует о рождении человека, которое не прекращается и не закончится вплоть до конца света. «Живая душа» – свидетельство о ее бессмертии и возникновении в момент сотворения или зачатия. И если о человеке Бог говорит: «возвратишься в землю, из которой ты взят», то есть  умрешь телом, то о душе такого определения нет. В раю Адам и Ева возделывали сад и  восхваляли Бога. Им не нужно было заботиться о здоровье, одежде, питье и прочем, поскольку, поскольку благодать Духа заменяла им все. Поэтому  органы чувств, необходимые человеку на земле, в раю не были востребованы. Блаженное состояние праотцов могло продолжаться вечно, если бы не грехопадение и последовавшее за ним изгнание. В момент преступления заповеди и вкушения запретного плода произошло событие планетарного масштаба, поколебавшее все силы небесные – с грехом в человека вошла смерть. Важно понимать, как это случилось. Смерть, сама по себе, как объективная реальность, не существовала, так же как не было зла до падения Люцифера. О моменте зарождения зла в Первом Ангеле Света я подробно говорил в беседе «Падение Люцифера и ангелов».
                В Адаме и Еве этот процесс повторился в той же последовательности. С преступлением заповеди, от Адама и Евы отходит благодать, и душа, а вместе с ней и тело, подвергаются порче. Начинается процесс разрушения созданного для вечной жизни человеческого естества. Это тление  стало передаваться по наследству в силу первородного греха. Поэтому каждый человек несет в себе метастазы смерти. Но если с разрушением тела все ясно, то вопрос об участи души гораздо сложнее. Кончина человека – явление буквальное и видимое, а смерть души – понятие образное, невидимое и до конца необъяснимое.  Под ее гибелью Отцы  понимали низвержение человека в такое состояние, в котором он теряет возможность покаяния, а значит – исправления и спасения. Вследствие этого, душа обрекается на вечную смерть, под которой понимаются не биологические процессы, а вечные муки. Происходит не уничтожение души, а ее переход в иное качественное состояние, состояние ужаса, плача и страданий. Так будет вплоть до скончания мира, после чего муки грешника станут реальными, физическими, поскольку его душа воссоединится с телом. Тьма кромешная и царство мертвых были уделом любого, вплоть до прихода Спасителя. Человек рождался, жил, умирал и неизбежно следовал в преисподнюю. При этом, никакие заслуги или добродетели, совершенные при жизни, не учитывались. Для всех конец был один – шеол. Справедливости ради нужно отметить, что даже в аду не у всех одинаковая участь и не все подвергаются мучениям. Христос говорит: «В дому Отца Моего обители многи суть» (Ин.14:12). Этот касается не только рая или места блаженства праведников. Примечательно, что преподобный Исаак Сирин вкладывал в эти слова более глубокий смысл: «Спаситель не разность мест, но степени дарований назвал многими обителями». Это касалось всех мест загробной жизни, ибо нет ничего во Вселенной, где не было бы Бога, а значит и Его Дома: «аще взыду на небо, Ты тамо еси, аще сниду во ад, тамо еси» (Пс.138:8). Человек жил под страхом смерти и геенны, которая безгранично властвовала над душой, ибо ад – это царство дьявола. Этот порочный круг разорвало человеколюбие Божие, по которому Создатель решил взыскать погибшее и вернуть утраченное.
                Еще до сотворения мира состоялся Предвечный совет Святой Троицы, на котором было решено послать Сына Божьего в мир, ради спасения людей. Это случилось еще до Адама, поскольку Бог знал о грядущем падении человечества. О пришествии в мир Христа и Его искупительных заслугах сказано много. Для нас важно понять, как это привело к уничтожению смерти, то есть к разрушению того миропорядка, в котором она властвовала безгранично. Всякий несет в себе первородный грех и грешит непрестанно,  ибо  жить и не грешить не может никто. Со смертью грех уничтожался, а душа подлежала преисподней, по закону первородного греха. Никто не мог приобщиться к Божеству или спастись, поскольку: «Что общего у света с тьмою» (2Кор.6:14). Для разрушения власти диавола и уничтожения смерти душу необходимо было избавить от греха, то есть поставить ее вне юрисдикции ада, говоря современным языком. Человеку это было невозможно. Но что невозможно человеку, возможно Богу. Поэтому Сын Божий воплощается в девственную утробы Богородицы, которая и до, и во время, и после родов оставалась неповрежденной. Об этом пророчествовал за 800 лет до рождения Христа пророк Исайя: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14).
                Девство Пресвятой Богородицы свидетельствует о том, что зачатие и рождение Иисуса Христа были явлением Божественной силы, а не действием нашей природы. В силу этого, Богочеловек Христос не имел первородного греха как рожденный сверхъестественным способом. Преподобный Максим Исповедник говорил: «Рождением Христа были упразднены законы падшей природы». Иначе говоря, она стала безгрешной и бесстрастной, не подверженной тлению и смерти, поскольку в зачатии и рождении отсутствовал первородный грех полового влечения. Не согрешил Иисус и во время земной жизни, хотя был таким же человеком, как и мы. Человечество было необходимо Сыну Божьему для схождения во ад и его уничтожения, ибо только человеческая душа могла туда попасть. Преисподняя, не могла не принять всякого, кто покидал этот мир, даже если бы и захотела, ибо закон ада был безусловным. После крестной смерти Христос, оставаясь, как человек во гробу, одновременно, как Сын Божий, сходит во ад. И как только это случилось, шеол ужаснулся, ибо понял, что обрек себя на погибель, ибо Сын Божий, в отличие от человека, был без греха, а значит диавол не имел над Ним власти. Но было поздно. Приняв безгрешного, ад нарушал собственные законы, чем запустил процесс самоуничтожения, как это произошло с Люцифером. Геенна приняла в себя инородное тело, если так можно выразиться, которое ее и погубило, как пуля в сердце. Этот процесс мгновенно набрал необратимую силу, разрушившую врата и оковы ада.
                В буквальном смысле это означает, что закон, по которому человек обрекался в преисподнюю оказался ничтожным. Ад перестал быть самовластным и подчинился Христу, и теперь только Сын Божий решал, кто наследует его, а кто минует. Это стало возможным по нескольким причинам. Во-первых, приняв Невиновного, преисподняя «заглотила наживку», как образно говорят святые отцы, а заглотив ее, обрекла себя на уничтожение. Безгрешный во аде находится не может, и, если Он туда попал, значит ад перестал быть местом пребывания грешников, то есть утратил свое предназначение. Дьявол, искушая Иисуса в пустыне не знал, Кто перед ним. Однако, он чувствовал смертельную опасность, исходящую от сына Иосифа и Марии, и поэтому использовал все средства для погубления Христа. Его задачей было вынудить Иисуса согрешить и если не делом, то хотя бы мыслью, но в этом сатана и не преуспел. В итоге, геенна стала инструментом в руках Промысла Божьего. Во-вторых, после разрушения ада, Христос воскрес в свойственном нам человеческом теле. В силу этого, каждый умерший воскреснет, как и Христос.  Условно, воскрешение происходит в два этапа: сначала душа отходит на частный Суд, а после Второго Пришествия,  все тела от Адама и Евы воскреснут для Всеобщего Суда. Как и почему это происходит, и в каких телах кто воскреснет – это отдельная тема. Как-нибудь вернемся и к ней. Сейчас лишь необходимо отметить следующее. По учению Григория Богослова и Максима Исповедника, при конце мира воскреснут и придут ко Христу все, но не все станут частью тела Христова. Одни наследуют блаженство в Царствии Небесном, а другие – вечные муки в геенне. Верные придут на Суд Христов, чтобы оправдаться, а грешники, чтобы осудиться. Для нас важно, что смерть уничтожена воскресением Христовым. Из причины погибели и вечных мук она превратилась в средство спасения и путем к вечной жизни. В этом и заключается смерть смерти, превратившей зло во благо.
                В заключении необходимо отметить, что знание природы смерти, посмертной участи души и тела, являются необходимым условием спасения. Каждому дана возможность стяжать вечное  блаженство либо «плач и скрежет зубов» во мраке преисподней. Все зависит от свободного произволения. Кто отвергает посмертную участь души, а таковых на самом деле нет, ибо самый закоренелый атеист боится смерти, тот сам обрекает себя на вечные муки.


Рецензии