Пуля в сердце или как Христос убил смерть

                В Пасхальном тропаре есть слова: «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ», а в молитвословии Пасхальных часов читаем: «Смертию смерть разруши». И та, и другая молитва воспевают победу Сына Божьего над смертью. Всю тайну воскрешения Христова, равно как и значение боговоплощения Спасителя, человеку познать не дано. Я хочу остановиться лишь на одном аспекте этого величайшего акта Божественного домостроительства – победы Христа над смертью. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно выяснить, что такое смерть, и как она была уничтожена. Священное Писание и церковная наука  относят возникновение смерти на момент преступления заповеди "Не вкушай". Так, апостол Павел пишет: «Ибо одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим.5:12). Этого же догмата придерживались все учителя и отцы Вселенской церкви. В общепринятом смысле человек состоит из души и тела. С научной точки зрения, смерть – это прекращения биологических и физиологических процессов живого организма, то есть тела. Смерть – явление необратимое. Так гласит физиология. Помимо смерти тела, православная антропология содержит понятие «Смерть духовная» или, как ее еще называют, «Смерть души». На этом вопросе нужно остановиться более подробно. Наше тело изначально было сотворено из праха земного: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19), – заповедует Господь Адаму. Прах – это земля, в которую всякий возвращается после смерти. В беседе с помещиком Н. Мотовиловым, преподобный Серафим Саровский говорит, что прах, из которого был сотворен Адам взят с Голгофы, горы, на которой потом будет распят Спаситель. Взятое из земли, по закону природы, в землю и возвращается, ибо все тварное или созданное, подлежит тлению и разрушению во времени. Плоть, которую получил Адам в раю, конечно, была не такой как наша. Она предназначалось для вечной жизни и не нуждалась во всем том, в чем нуждаются наши тела: пище, воде, тепле, уходе и так далее. Потребность во всем этом вместе с болезнями и смертью, праотцы унаследовали вместе с «кожаными ризами», то есть после грехопадения, когда их тела приобрели современный вид. И такое тело получают все из поколения в поколение, вплоть до скончания века.
                До потопа все люди выглядели примерно одинаково, сохраняя отпечаток той былой славы, которой Адам и Ева вынесли из рая. И лишь после спасения Ноя с его семейством человечество получило расы. Если с происхождением тела все понятно, то с возникновением души, а главное – времени ее рождения, не все так просто. На эту тему до сих пор идут богословские споры, а ересь Оригена о предсуществовании душ жива и бурно процветает и поныне. Святитель Григорий Богослов в «Слове на Пасху» говорит: «Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство…видимая и невидимая природы [тело и душа]…из сотворенного уже вещества [материи], взяв тело, а от Себя вложив жизнь, что в слове Божием известно под именем души и образа Божия». Под «жизнью», в данном контексте, он понимает не бытие твари, а жизнь души. «От Себя вложив жизн» означает акт творения человека, как существа разумного, о чем повествует Книга Бытия: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). Глагол «стал» свидетельствует о рождении человека, которое не прекращается и не закончится вплоть до конца света. «Живая душа» – свидетельство о ее бессмертии и возникновении одновременно с зачатием. И если о человеке Бог говорит: «возвратишься в землю, из которой ты взят», то есть  умрешь телом, то о душе такого определения нет. Эта основа православной науки о спасении и посмертной участи души. Изначально, Адам и Ева должны были пребывать в раю, возделывать сад и восхвалять Бога. Им не нужно было заботиться о здоровье, одежде, питье и прочем, поскольку в этом не было необходимости. Более того, им и пища была не нужна, поскольку благодать Духа заменяла им все; то есть чувства и потребности, необходимые человеку на земле, в раю были не востребованы. Такое состояние праотцов могло продолжаться вечно, если бы не грехопадение, за которым последовало изгнание из рая. В момент вкушения запретного плода с нашими прародителями, произошло события планетарного масштаба, поколебавшее все силы небесные. С совершением греха, в человека вошла смерть. Здесь важно понимать, как это произошло. Смерть, сама по себе, не имела никакого бытия и как объективная реальность не существовала, так же как не существовало зло до падения Люцифера. О моменте зарождения зла в Первом Ангеле Света я подробно говорил в беседе «Падение Люцифера и ангелов».
                В Адаме и Еве этот процесс повторился в такой же последовательности. С момента нарушения заповеди «Не вкушай», от Адама и Евы отходит благодать, и душа, а вместе с ней и тело, лишенные ее вечной животворящей силы, начинают «гнить» изнутри, то есть начинается процесс разрушения созданного для вечной жизни человеческого естества. Так же начинает гнить плод, упавший с ветки на землю. Это тление  стало наследственным уделом человечества. Каждый вновь рожденный несет в себе раковые метастазы смерти. Но если со смертью тела все ясно, то вопрос о смерти души гораздо сложнее. Кончина человека – явление буквальное и видимое, а смерть души – понятие образное, невидимое и до конца необъяснимое.  Под гибелью души святоотеческое предание понимает низвержение ее в такое состояние, в котором она уже теряет возможность обращения к Богу, а значит – исправления и спасения. Вследствие этого, душа обрекается, зачастую и при жизни на земле, на вечную смерть, под которой понимаются не биологические или физиологические процессы, а вечные муки в геенне. Происходит не уничтожение души, а ее переход в иное качественное состояние, состояние ужаса, плача и страданий. Так было и будет вплоть до Всеобщего Суда, после чего муки грешника станут реальными, физическими, поскольку его душа воссоединится с телом. Так был предопределен ход человеческой истории вплоть до воплощения Сына Божьего. Человек рождался, жил, умирал и неизбежно следовал в преисподнюю. При этом, никакие его заслуги или добродетели, совершенные при жизни, не учитывались. Для всех конец был один – преисподняя. Справедливости ради нужно отметить, что даже в аду не у всех была одинаковая участь и не все несли мучительные наказания. Христос говорит: «В дому Отца Моего обители многи суть» (Ин.14:12). Этот касается не только рая или места блаженства праведников. Это касалось всех мест посмертного пребывания души, ибо нет ничего во Вселенной, где не было бы Бога, а значит и Его Дома: «аще взыду на небо, Ты тамо еси, аще сниду во ад, тамо еси» (Пс.138:8). Человек всегда жил под страхом смерти и геенны, которая безгранично властвовала над телом и над душой, ибо ад – это удел дьявола. Так могло бы продолжаться вечно, если бы не человеколюбие Божие, по которому Создатель решил взыскать погибшее и вернуть утраченное.
                Еще до сотворения мира состоялся Предвечный совет Святой Троицы, на котором было решено послать Сына Божьего в мир, ради спасения человека. Это было еще до Адама, поскольку Бог знал о грядущей судьбе человечества после падения прародителей. О пришествии в мир Христа, Его искупительных заслугах, и спасении людей сказано много. Для нас важно понять, как это привело к уничтожению смерти, то есть к разрушению того миропорядка, в котором она ранее властвовала безгранично. Всякий человек несет в себе первородный грех от рождения и грешит после рождения, вплоть до смерти, ибо  жить и не грешить он не может. Со смертью грех уничтожался, а душа им отравленная, подлежала снисхождению во ад, ибо ничто греховное не могло общаться или соприкасаться с Божественным: «Что общего у света с тьмою» (2Кор.6:14), – говорит апостол Павел. Для разрушения власти диавола и уничтожения смерти необходимо было, чтобы душа умершего не имела никакого греха, то есть была бы вне юрисдикции ада, говоря современным языком, или – неподсудна ему. В силу греховного естества ни один человек не мог избежать оков ада. Поэтому промыслом Божьим совершается воплощение Сына Божьего в девственную утробы Девы Марии, которая и до, и во время, и после родов оставалась не поврежденной. Об этом пророчествовал за 800 лет до рождения Христа пророк Исайя: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14). Девство Пресвятой Богородицы свидетельствует о том, что зачатие и рождение Спасителя были явлением Божественной силы, а не проявлением страстной человеческой природы. В силу этого, Богочеловек Христос не имел первородного греха как рожденный сверхъестественным способом. Не согрешил Он и во время земной жизни, хотя и оставался таким же человеком как и мы. Этим соблюдались условия схождения души во ад, ибо только человеческая душа могла туда попасть. Преисподняя, по установленному порядку и в силу данной ей власти, не могла не принять всякого, кто покидал этот мир, даже если бы и захотела, ибо закон ада был безусловным. После крестной смерти Христос, оставаясь, как человек во гробу Иосифа Аримофейского, одновременно, как Сын Божий, сходит во ад. И как только это произошло, ад ужаснулся, ибо понял, что принял того, кого принимать был не должен, не имел права, ибо Сын Божий был без греха, то есть диавол не имел над Ним власти, в каковой находились все грешники. Но было поздно. Приняв безгрешного, ад нарушал собственные законы, чем запустил процесс самоуничтожения, как это произошло с Люцифером. Геенна приняла в себя инородное тело, если так можно выразиться, которое ее и погубило, как пуля в сердце. Этот процесс мгновенно набрал необратимую силу, разрушившую врата и оковы ада.
                В буквальном смысле это означает, что закон, по которому души усопших обрекались в преисподнюю оказался ничтожным. Ад перестал быть самовластным и подчинился Христу, и теперь только Сын Божий Своим праведным судом решал, кто наследует его, а кто минует. Это стало возможным по нескольким причинам. Во-первых, приняв Невиновного, преисподняя «заглотила наживку», как образно говорят святые отцы, а заглотив ее, обрекла себя на уничтожение. Безгрешный во аде находится не может, и, если Он туда попал, значит ад перестал быть адом, то есть местом пребывания грешников, а значит утратил свое предназначение. Дьявол, когда искушал Иисуса в пустыне не знал, Кто перед ним. Однако, он чувствовал смертельную опасность, исходящую от сына Иосифа и Марии, и поэтому использовал все средства для искушения Христа. Его задачей было вынудить Иисуса согрешить и если не делом, то хотя бы мыслью, но в этом сатана так и не преуспел. В итоге, геенна стала инструментом в руках Промысла Божьего и Его Страшного Суда. Во-вторых, после разрушения ада, Христос воскрес в Своем человеческом теле, то есть в нашем. В силу этого, каждый умерший воскреснет со Христом в своем теле.  Условно, воскрешение происходит в два этапа: сначала ко Христу отходит на Суд душа, а после Его Второго Пришествия,  все тела от Адама и Евы воскреснут для Всеобщего Суда. Как, что и почему это происходит, и в каких телах кто воскреснет – это отдельная тема для разговора. Как-нибудь вернемся и к ней. Для нас важнейшим является тот факт, что смерть уничтожена воскресением Христовым. Как следствие греха и разрушения, она превратилась в переходную форму от временной жизни к вечной. В этом и заключается убийство смерти Спасителем, превратившее ее во благо. Жизнь после смерти, образно говоря, можно представить в виде сна. Во сне человек все видит, все помнит, общается с давно ушедшими, перемещается, обоняет запахи, видит красоты и ужасы. В общем испытывает все то, что испытывает в теле, когда бодрствует. Есть множество описанных случаев исхода души из тела, после которого человек оживает, имея точное  представление о загробном мире.
                В заключении необходимо отметить, что знание механизма смерти, посмертной участи души и тела, являются необходимым условием спасения и той целью, ради которой человек живет и имеет возможность стяжать вечные  либо блаженство, либо мучения. Зная это, каждый имеет возможность выбора пути. Кто отвергает посмертную участь души, а таковых на самом деле нет, поскольку самый закоренелый атеист боится смерти, тот сам себя обрекает на вечные мучения. Я поверхностно коснулся учения Православной церкви о смерти. Детальное изучение всех его аспектов и подвига Христа займет годы и составит бесчисленные тома богословских трудов, ибо каждое новое открытие будет порождать следующее.


Рецензии