Рассказ шестой. Сталинград
об итогах Сталинградской битвы
и о том, как правильно жарить семечки.
1
Ура!!!
Окончен восьмой класс!
Осталось классный час отсидеть и всё!
Свобода!!! Каникулы!!! Лето!
Правда предстоит экзамены сдавать! Будь они не ладны!
Ладно ещё сдают экзамены те ребята, которые после восьмого класса из школы уходят. Это понятно. Закончил школу – отчитайся! Но таких как я зачем терзать? Ведь я до конца, до десятого класса учиться буду. Я же в лётное хочу поступать. А туда только после десятого класса берут. И, естественно, после десятого класса опять обязательно экзамены сдавать будем. Получается тех, кто после восьмого класса уходит, только один раз терзают. А над такими, как я, которые десять классов заканчивают – два раза издеваются!
Где справедливость?
* * *
Наша классная руководительница Ирина Ивановна записала мелом на доске расписание экзаменов и консультаций, а также подробно рассказала о планах на лето.
Летом намечается поездка в Волгоград.
Мы всем классом ждём этой экскурсии. Ведь это не просто один из городов Советского Союза.
Это – Сталинград!!!
Так этот город раньше назывался. Давно, ещё до тысяча девятьсот шестьдесят первого года. Я тогда ещё даже не родился. Зачем переименовали? Вероятно, кому-то очень слух это название резало. Почему люди бывают такие ограниченные? Или сами ничего достойного сделать не могут и борются с названиями и памятниками? Думают, заменят название и сотрут величие подвига? Да ты хоть вообще убери название – не сможешь из памяти людей вычеркнуть героическое прошлое наших предков. Если бы не наши родители, бабушки, дедушки – нас бы вообще не существовало. Все тогда от мала до велика встали на защиту нашей Родины. Нашего могучего любимого Советского Союза. Кто-то воевал, а кто-то в тылу работал. Из класса, в котором моя мама училась, всех мальчиков на фронт забрали. Ни один не вернулся. А мама моя горы земли поволжской перелопатила, копая противотанковые рвы и окопы на пути фашистских полчищ к Сталинграду. Ей даже государственную награду вручили как труженице тыла.
Я с детства мечтаю побывать на месте сталинградской битвы! Для меня это реально святая земля!
И вот этим летом мы всем классом собираемся на экскурсию. Правда, оказалось с нами не смогут поехать те ребята, которые уходят из школы после восьмого класса. Как сказала Ирина Ивановна: «Им надо готовиться к поступлению в учебные заведения».
- Нам предстоит по внеклассному чтению проходить роман Юрия Бондарева «Горячий снег». – Ирина Ивановна доводит до нашего сведения важную информацию. - Это эпохальное произведение, посвящённое сталинградской битве. Вы все должны понимать какая великая честь нам выпадает - побывать на этой святой земле, и мы не имеем права показать себя с плохой стороны. Поэтому в эту поездку поедут только самые достойные ученики нашего класса, те за кого не придётся краснеть ни мне, ни нашей школе.
Конечно же я и мои друзья оказались теми недостойными представителями нашего класса, которых ни в коем случае нельзя показывать в приличном обществе.
Недостойными оказались все, кроме Кости.
Со слов Ирины Ивановны, Костя учится в нашей школе всего лишь год и не успел ещё полностью раскрыться. Но она убеждена, что Костя - мальчик положительный, но слабохарактерный и попал под негативное влияние. И она, как классный руководитель, приложит все усилия и не позволит такого потенциально положительного мальчика, как Костя, сбить с правильного пути. Она будет за него бороться!
* * *
Мы сидим в беседке в центре поселка и подкалываем друга. Наш гогот, наверное, на всём посёлке слышно.
- Ну что Костян, рассказывай, как прогибался!
- Костян, куда Ирину поцеловал-то? Разок или регулярно?
- Не ссы, Костян! Один раз – не Гандурас!
- Да ладно вам, пацаны! – Косте неприятны были эти нападки, да и сама ситуация казалась довольно неприглядной. Костя был пацан правильный, ничем от нас не отличался, а залётов у него было ничуть не меньше, чем у любого из нас. – Просто моя мамашка эту экскурсию организовала, вот и поставила условие, чтобы меня обязательно в поездку взяли. А вообще она на весь класс экскурсию оформила. Потом оказалось Ирина мужа своего берёт, да дочь, да ещё со школы три «достойные» училки увязались. Вот и не хватило пять мест. Мама тоже возмущена. Говорит, дали бы сразу список больше, да хоть на десять человек, - она бы заявку на всех оформила. А так, сколько ей Ирина дала численность, на такую группу она и заявку написала. Конечно муторно на душе. Вроде бы и не виноват, а косяк за собой чую! Не сердитесь, пацаны! Я проставу принёс! Мировую!
Костя достал из школьной дерматиновой сумки бутылку «Золотой осени» - дешёвое креплёное вино, именуемое в простонародии «Зося».
- Да всё нормально, Кость! Никто тебя ни в чём не винит, - успокоил я друга. – Просто досада в том, что всю жизнь мечтаю побывать на сталинградской земле. А тут облом. Жаль!
- А мне так пофиг! – Вступил в разговор Жорка. – Я с родителями на море поеду! Куда лучше! А там что? Что я Волгу не видел?
- Да нет, Жор, ты не прав. Ты хоть представляешь, что такое Сталинград? Что такое сталинградская битва? Вы только вдумайтесь, пацаны, бойня двести дней продолжалась. Потери с нашей стороны более миллиона составили. Полмиллиона погибли и еще больше ранены были. Я считал, приблизительно, там получается каждые сутки порядка пяти тысяч человек погибало или ранены были. Вы представьте только, нашу Развилку полностью за два дня уничтожить. Как пишут – Волга была красной от крови. Такой плотный огонь был, что пули между собой сталкивались. Я видел фотографию – пуля в пуле торчит. А ты говоришь: «А там что?»
- Егор, а с фашистской стороны какие потери? – поинтересовался Костя.
- Да там ещё больше! Их порядка полутора миллионов нашмаля;ли. А остальным ласты скрутили, да вон по Москве провели, чтобы все видели. Потом моечные машины улицы отмывали от этой фашистской мрази, что бы их духу не было на Московских улицах.
- Ну и хрен с ними! Так им и надо! – сказал Жорка, отпивая из бутылки.
2
После сдачи экзаменов мои друзья, те, которые оказались недостойны ехать с классом на экскурсию, разъехались на лето – кто на море, а кто в деревню.
Остальные одноклассники готовились к поездке в Волгоград.
У моих родителей этим летом отпуска не было, и мы никуда не планировали ехать отдыхать. Мне предстояло это лето провести в одиночестве, если не все лето, то уж ближайший месяц однозначно.
Вечером к нам домой пришла Ирина Ивановна. Я сидел в маленькой комнате и читал книгу. Мне не хотелось видеть учительницу, и я сидел тихо, словно меня нет дома.
Ирина Ивановна беседовала с мамой за круглым столом в большой комнате.
- Мария Захаровна, Вы знаете, что наш класс едет на экскурсию в Волгоград. Ведь это очень важная поездка и хочется, что бы всё это осталось в памяти. Я хочу оформить фотоальбом по результатам экскурсии. Запечатлеть наших детей. Что бы навсегда в памяти осталось.
- Вы всё правильно делаете, Ирина Ивановна! Обязательно надо фотографировать, чтобы дети, когда выросли, могли вспоминать поездку. Да и сейчас могли рассказать об экскурсии тем, кто не смог поехать.
- Да, только вот понимаете, должен был мой муж с нами ехать. Он же профессионально фотографирует. Но только сейчас стало известно, что он не сможет. И у нас освобождается одно место. Вот я и решила, что вместо моего мужа должен Егор ехать. Уверена, что весь наш класс прислушается к моим доводам и никто не будет возражать против кандидатуры Вашего Егора. Он же фотографирует и просто обязан ради интересов коллектива поехать на экскурсию в Волгоград. Ведь кто-то же должен зафиксировать нашу поездку, кто-то же должен фотографировать?
Да, я фотографирую и фотографирую хорошо.
Ещё в далёком детстве мне мой дядька подарил фотоаппарат «Зоркий» и я щёлкал всё подряд. А год назад мне мама купила не просто фотоаппарат, а настоящую профессиональную зеркальную камеру «Зенит». И я не просто фотографирую. Я сам и пленку проявляю и фотографии печатаю. Мама мне и журнал «Фото» выписывает, и записала меня на курсы в заочный институт искусств. Я там занимаюсь. Я им по почте отправляю свои фотографии с описанием параметров съёмки, проявления, печати, а они мне рекомендации выдают и задания различные. В общем – всё серьёзно, по-взрослому.
- Я не знаю, Ирина Ивановна! – Ответила мама на вопрос собеседницы. – Как Егор захочет. Если захочет – пусть едет, я не возражаю.
В душе моей росло негодование. Значит, когда она захотела мужа с дочкой за счёт класса прокатить на экскурсию и надо было место освободить – Егор не хороший, Егору коленом под зад. А как только у неё возникла проблема, так и Егор сразу стал положительным!
Я не выдержал и вышел из своего укрытия.
- Мама, ты что, мы же договорились к тёте Клаве ехать. Она же уже ждёт нас!
- Ну, я подумала, вдруг ты захочешь с классом поехать. А я бы с тётей Клавой договорилась обо всём.
У меня очень мудрая мама и всегда стоит на моей стороне. Она почувствовала, что мне нужна её поддержка и подыграла мне в спектакле, даже не понимая цель моего выступления.
Когда Ирина Ивановна ушла, мама спросила:
- Егор, мы же не собирались ехать к тёте Клаве. Мы же вообще этим летом никуда не поедем. Может тебе всё же сто;ит поехать с классом. Ты же хотел в Волгоград съездить. Ты же ждал этой экскурсии. А сейчас учительница тебе предлагает с классом поехать, а ты отказываешься. Я не поняла тебя!
- Да и не надо меня понимать! Всё хорошо! Спасибо тебе! – я обнял маму.
Как хорошо, когда уткнешься маме в коленки и она гладит тебя по голове.
Так тепло и спокойно.
3
Скучно летом одному.
Друзья разъехались.
Брат в армии.
Мама на работе.
С утра ухожу в лес на полянку и сижу целый день один на пенёчке. То выжигаю на пеньке с помощью увеличительного стекла, то что-нибудь вырезаю, то книжку читаю.
А сегодня от скуки и безделья начал ловить жуков-пожарников и на спичке жарить. Много в лесу таки жуков. С чёрными крыльями и красной головой, сантиметр-полтора длиной. Нацеплю на иголку, обожгу спичкой со всех сторон и складываю в кучку.
По тропинке мимо моего пенька идёт паренёк с посёлка. Пашкой звать. На пару лет меня младше.
Честно – мне этот парнишка не симпатичен. С гнильцой он. Он порой мелких обижает. Однажды мне даже пришлось физически ему обосновать, что такое хорошо, а что такое плохо. Мальчишку родители в магазин за хлебом отправили. А Пашка у него деньги забрал. Сказал, что потом вернёт. А мальчишка маленький. Стоит и плачет. Пришлось догнать Пашку и доходчиво убедить вернуть мальчику деньги.
- Здоро;во, Егор! – поздоровался подошедший парень.
- Привет!
- Ты что тут делаешь?
У меня в голове сразу же созрел план как развести парнишку. Если развести не получится, то хоть вместе посмеёмся.
- Да вот, семечки попробовал пожарить, да неудачно – сжёг! – Показал я на горку жаренных жуков. Они и вправду выглядели как жжёные чёрные семечки.
- Дай попробовать? – произнес Пашка и взял одну «семечку». - И правда сжёг, даже невозможно очистить. Если только прямо так, с кожурой есть.
- А я тебе про что! Только я не могу с кожурой – мне не нравится!
- А семечек то много у тебя?
- Да нет, вот кучка осталась небольшая! – ответил я.
- Так если ты не хочешь, дай мне! Я прямо так с кожурой грызть буду.
- Забирай! Я себе ещё нажарю!
- Только в следующий раз так не пережаривай! – посоветовал Пашка, сгребая с пенька в ладонь кучку псевдосемечек.
- Хорошо, Паш, я в следующий раз для тебя вообще жарить не буду. Сырыми угощу.
Я с улыбкой смотрел в след удаляющемуся парнишке, ловко закидывающему в рот жареных жуков-пожарников, и с иронией думал: «А может во мне гибнет повар?»
Свидетельство о публикации №225061800493