Глава 27 Расцвет криминальной жизни России очень к
Я создала эту главу не потому, что участвовала в криминальной жизни 90-х, а чтобы было понятно в какой атмосфере приходилось жить, работать воспитывать детей.
Криминал существовал с незапамятных времен, этому посвящены многочисленные исследования российских и зарубежных ученых.
Среди основных преступлений древнерусского кодекса права — Русской Правды — названы убийства, разбои и кражи. Именно с воровством связаны упоминания первых известных признаков организованной преступности в XI веке. Статьи Русской Правды говорят о том, что воры (или, как их называли в ту эпоху, тати) часто действовали вместе, похищая вещи, зерно или скот. Краденые вещи перепродавались по многу (более трех) раз, что предполагает существование скупщиков краденого, которые сбывали вещи на торгу (то есть на рынке).
Каждый из пойманных преступников выплачивал фиксированный, довольно большой штраф. Хотя такое наказание и не кажется жестоким, ремесло татя было крайне опасно, поскольку заставший его на месте преступления мог по праву убить злодея «во пса место» (то есть «как собаку»). Но если пойманного вора связали или не лишили жизни сразу же, то расправа с преступником, которого теперь следовало отвести на суд князя, расценивалась как самосуд.
Русская Правда устанавливала суровые наказания для конокрадов: им грозило изгнание из общины, а одна из самых суровых кар ждала того, кто убьет человека без всякой на то причины. Убийца изгонялся уже вместе с семьей, а их имущество конфисковывалось.
https://arzamas.academy/materials/1749
Преступность в Древней Руси в это время пока очень слабо организована, поэтому неудивительно, что еще не было специального аппарата для борьбы с ней. Община и те, кто пострадал от рук преступников, доискивались правды сами; князь и его люди судили уже пойманных воров и убийц и назначали им наказание.
Такое положение дел будет сохраняться приблизительно до конца XV века, когда с рождением нового единого государства Русская Правда и другие старые правовые практики (в частности, изгнание) во многом потеряют свое значение.
В Киево-Печерском патерике — сборнике рассказов о жизни подвижников монастыря, формирование которого началось в первой трети XIII века, — содержатся сведения о трех воровских шайках, действовавших на сопредельной территории, и сфере их преступных интересов: так, например, особую ценность для них представляли книги, при этом такой специфический товар нужно было уметь сбывать, что позволяет делать выводы о существовании связей с книготорговцами и других связях, которые сегодня можно было бы охарактеризовать как профессиональную преступность. В частности, патерик сообщает, как тати несколько раз хотели ограбить благочестивого инока Григория, не имевшего другого имущества, кроме книг и овощей с собственного огорода. Воры были пойманы, но «затужил Григорий, что из-за него осуждены они», и отдал городским властителям часть книг, чтобы спасти воров от наказания. Таким образом, мы узнаем о практике преследования преступников, а также о том, что от наказания можно было откупиться.
У истоков организованной преступности во всем мире стояли разбой¬ники и пираты. В Древней Руси такими разбойниками были ушкуйники — жители Великого Новгорода и прилегавших к нему земель, которые ходили по рекам Вятке, Каме и Волге грабить соседние территории на небольших судах-ушкуях. Случалось, что походы ушкуйников завершались большим успехом. Так было в 1360 году, когда они взяли город Жукотин и вырезали находившихся в нем татар. В 1391 году они повторили свой поход и снова разорили Жукотин, а затем даже Казань.
Ушкуйничество как явление пошло на спад в XV веке и окончательно прекратило существование после присоединения Новгорода к Москве в 1478 году.
Ужесточение наказаний продолжалось и в дальнейшем. Так, в 1663 году Алексей Михайлович повелел отрубать у преступников-рецидивистов обе ноги и левую руку и те «ноги и руки на больших дорогах прибивать к деревьям», а рядом с отсеченными конечностями приклеивались листы, на которых были выписаны совершенные ими преступления. Все это делалось для того, чтобы люди знали о том, как безжалостно государство в отношении нарушителей закона. Подобные практики, судя по всему, воспринимались как чрезмерно жестокие, поскольку уже в 1666 году от них отказались.
Основной формой организованной преступной деятельности вплоть до 1930-х годов в России был политический бандитизм, представленный в XVII—XVIII веках крестьянскими бандами под предводительством разбойничьих атаманов (Стенька Разин, Емельян Пугачев), а в XIX—начале XX века — группами, преследовавшими революционные цели.
Современные коммунисты любят твердить, что, мол, в СССР организованной преступности не было, а все рассказы о мощных криминальных группировках брежневской эпохи – происки врагов, желающих очернить светлое прошлое. Отчасти можно согласиться с тем, что криминал в Стране Советов не был так развит, как в России 90-х, даже сравнивать это глупо, однако: бандиты на пустом месте не берутся; везде, где есть чем поживиться, есть люди, которые предпочтут украсть или отобрать, чем честно заработать; советская милиция хоть и была эффективной, но сил ей для полного искоренения преступных группировок не хватало.
Совокупность этих факторов привела к тому, что в 70-х годах (организованная преступность и раньше была, но не в таких масштабах) в стране начали зарождаться группировки, жестокие по своему времени, сравнительно многочисленные, по-своему влиятельные.
Чего стоит, например, банда Монгола из Москвы, в которой начал свою криминальную карьеру легендарный вор в законе Вячеслав Иваньков, он же Япончик. Другой пример – многочисленные казанские молодежные объединения. Эти вообще разговор отдельный – отморозки полные, жестокости в них было столько, что даже видавшие виды следователи в ужас приходили. Понятно, что до 90-х гг. дотянули далеко не все бандиты «образца» 70-х – 80-х, но те, кто сохранили жизнь и здоровье до этого времени, стали «братками», фактически парализовавшими экономику страны.
Кровавых разборок и заказных убийств в те годы было очень много
Известный бандит Япончик — Вячеслав Иваньков — к тому времени уже сидел в американской тюрьме и оттуда всем управлял. Позже он вернулся в Росссию, и его здесь убили. Один из его подручных, Слива, заправлял делами в Германии.
Был небезызвестный Дед Хасан, который очень много на себя взял и в итоге тоже погиб. Потому что между грузинскими ворами и его кланом постоянно возникали споры и не прекращалась война.
Еще одна история — это корпорации киллеров, о которых и сегодня предпочитают не говорить. А они существовали, и состояли в основном из бывших спецназовцев со своими базами в регионах, где они заранее готовились к заказам и отрабатывали возможные ситуации во время исполнения. Там были свои диспетчеры, свои ставки и система поручительства. Но и сегодня мы можем только догадываться, как была выстроена эта система и кто за ней стоял, не говоря уже о количестве выполненных заказов.
А еще были пирамиды, про которые тоже не стоит забывать: «Хопер», «МММ» и многие другие. Были баркашовцы и другие националисты, которые, случалось, помогали бандитам. В 1990-е процветали, кажется, все формы спекуляции, обмана и насилия.
К нулевым активная стрельба закончилась. Самых ярых либо убили, либо посадили. Но нельзя сказать, что та эпоха действительно осталась в прошлом.
Разумеется, организованная преступность процветала и до распада Советского Союза, но все-таки она не была такой массовой, как в новой России. С наступлением 90-х люди столкнулись с профессиональной невостребованностью; безденежьем, в некоторых случаях выливающимся в натуральный голод; отсутствие привычных перспектив.
Последнее едва ли не самый важное. Да, в бандиты молодые люди шли и ради элементарных средств к существованию, бесспорно, но нужно понимать, как изменились ценности в то время. Если раньше беспрекословными авторитетами и уважаемыми гражданами были ученые, инженеры, врачи и прочие, то теперь в этот «ранг» были возведены люди богатые и влиятельные, а чем именно они занимались, никого особо не интересовало.
В результате в расплодившиеся как грибы после дождя группировки хлынули спортсмены, кстати, показывавшие неплохие успехи в советское время, военные, бывшие сотрудники правоохранительных органов. Туда же отправились талантливые экономисты и бухгалтера, работники торговли и всех тех сфер, где крутились большие деньги. Собственно, условия жизни в новой стране породили социальную составляющую организованной преступности – бойцы (пехота, «быки», можно называть как угодно) и так называемые интеллектуалы, которые планировали преступления, разрабатывали криминальные схемы и пр.
Нельзя сказать, что милиция первой половины 90-х была совсем уж беспомощной. Напротив, стражи порядка отлавливали бандитов, предотвращали серьезные преступления, целые группировки отправлялись в небытие благодаря активной деятельности правоохранителей. Но вот проблема – братки располагали деньгами, причем очень большими, посему дать взятку какому-нибудь высокому чину в обмен на спокойствие могли легко и непринужденно, а коррупционеры, к сожалению, находились в серьезных количествах.
В итоге получалось так, что во многих населенных пунктах (ходили слухи в народе) между милицией и местными группировками возникала договоренность о том, что бандиты не лезут в некоторые сферы экономики; не совершают некоторых преступлений; периодически дают милиции посадить кого-нибудь из своих; правоохранители их особо не трогают.
Нельзя сказать, что это было повсеместно такого, но хватало взяточников, которые тормозили борьбу МВД с организованной преступностью.
Курга;нская ОПГ — одна из самых жестоких и кровавых преступных группировок Москвы 1990-х годов, известна как основной работодатель знаменитого киллера Александра Солоника. Возникла в 1990 году в городе Кургане, в её состав входили бывшие спортсмены. Достаточно долго существовало подмосковное крыло «курганских» — Банда Леснякова, последних участников этой ОПГ осудили в 2015 году.
Во главе ОПГ стояли три человека: Андрей Колигов, Олег Нелюбин и Виталий Игнатов. Все они были бывшими спортсменами. Из характеристик на лидеров ОПГ:
Андрей Колигов, 1964 года рождения, окончил высшее военное училище, лейтенант запаса, бывший комсомольский активист.
Олег Нелюбин, 1965 года рождения, окончил Институт Физкультуры, мастер спорта СССР по вольной борьбе, служил в армии в должности снайпера, позже работал учителем физкультуры в школе.
Виталий Игнатов, 1962 года рождения, окончил Институт Физкультуры, по местам предыдущей работы имеет превосходные характеристики...
Все трое были ранее не судимыми. В конце 1980-х годов они подрабатывали могильщиками на городском кладбище Кургана. Вместе с ними могильщиком работал недоучившийся курсант Высшей Школы МВД Александр Солоник. Между ними возникли дружеские отношения.
Свою деятельность ОПГ начала ещё в своём родном городе. Там её называли «смитовской», «комсомольской». В ней состояли абсолютно чистые перед законом комсомольские деятели и спортсмены. ОПГ в 1990 году практически в полном составе переехала в Москву. Лейтенант запаса Колигов, известный также как «Андрей Курганский», был мозговым центром группы и основным разработчиком операций. Бывший учитель физкультуры Олег Нелюбин («Нелюба») проводил занятия с членами ОПГ по рукопашному бою. Виталий Игнатов («Длинный») занимался вопросами финансирования группировки и руководил всеми силовыми акциями и бандитскими разборками.
Порядки в ОПГ были строгими. За малейшие прегрешения её членов штрафовали, лишали зарплаты. Не справлявшихся с заданиями или намеревавшихся уйти из бригады ждала неминуемая смерть. Нелюбин говорил: «Все, кто нас окружают, — это пушечное мясо». Неблагонадёжными в ОПГ считались те, кто никого ещё не убил. Так, чтобы спасти свою жизнь, член ОПГ Куропаткин убил своего лучшего друга. Получали члены ОПГ весьма скромное жалование, которого едва хватало на квартиру, еду и одежду.
Жестокость группировки странным образом сочеталась с сентиментальностью. Перед серьёзным делом «курганцы», по старой воровской традиции, собирались на Ваганьковском кладбище у могилы (памятника) известной авантюристки и мошенницы Соньки Золотой Ручки. Здесь, у знаменитой «Железной пальмы», они поминали королеву воровского мира.
Вскоре «курганских» взял под свою опеку лидер так называемой Ореховской ОПГ Сергей Тимофеев, известный также как «Сильвестр». Он определил основные задачи курганцев — устранение конкурентов. Однако, скоро курганцы повели свою игру — они решили столкнуть друг с другом московские ОПГ и самим выбиться на вершину криминальной пирамиды Москвы.
Значительным шагом в усилении борьбы с преступностью было создание в УВД Курганской области 6-ого отдела был в августе 1989 года. Первоначальный его штат состоял всего из 5 человек. В 1991 году, согласно приказу МВД СССР №10, в структуре УВД было создано оперативно-розыскное бюро, штат которого составил 25 человек. В Шадринске были раскрыты массовые заказные убийства. Оперативная группа под руководством Шахова раскрыла четыре заказных убийства и два покушения на убийство за шесть месяцев, а также обезвредила две преступные группировки, среди которых была банда Станислава Черепахи.
Сотрудники Шестого отдела не только занимались расследованиями, но и выполняли задачи по задержанию особо опасных преступников, их сопровождению и охране. Спецназ вывозил преступников для проведения следственных действий в различные города. Он также обеспечивал безопасность свидетелей и сотрудников следственного отдела, прокуратуры. Важной частью работы было проведение специальных тренировок, включая освобождение заложников и противодействие терроризму.
Работа Шестого отдела УВД Курганской области значительно повысила уровень безопасности в регионе. Особенно это касалось криминальных районов Кургана, таких как Заозерный, Восточный и Рябково — здесь проводилось постоянное патрулирование. Сотрудники отдела регулярно проходили обучение, что позволяло им эффективно справляться с тяжелой работой в условиях высокой криминальной активности. Об отделе ходили слухи и легенды. Внимания сотрудников Шестого отдела старались избегать все представители криминальных структур региона.
Я хорошо была знакома с начальником 6-ой отдела УВД Курганской области Шаховым Владимиром Павловичем, не раз предлагала ему своих специалистов в качестве экспертов по проверке чьей либо документов по бухгалтерии.
Шахов В.П., начальник Главного управления по борьбе с наиболее опасными преступлениями, организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом, умер в больнице при странных обстоятельствах, не приходя в сознание (был обнаружен в бессознательном состоянии и со следами ушибов/ударов на собственной даче после приезда тюменских сослуживцев - "пограничников").
17 мая 2001 года в городе Кургане пропал без вести редактор областной общественно-политической газеты "Курганские вести" Владимир Васильевич Кирсанов. После его исчезновения в городе активно распространялась информация о якобы его добровольном отъезде по личным и экономическим мотивам. При досмотре же места происшествия была обнаружена кровь...
Кирсанов часто писал критические статьи на актуальные темы, в которых критиковал действующего губернатора Олега Богомолова, и даже написал рукопись книги «Просто Олег!», которую не успел опубликовать.
https://ura.news/news/1052848014
Вскоре Ф.Д. Кирсанова, мать Владимира, погибла, а брат, Э.В.Кирсанов, пропал в другой стране, куда переехал, спасаясь от странной слежки.
Депутат областной думы А.С. Антошкин был расстрелян в собственном офисе. Я была знакома с Антошкиным и иногда виделась с ним у общего знакомого Нестерова В.С. Антошкин познакомился со мной очень для тех времен необычно. Однажды мы с директором Дворца культуры машиностроителей Журавлевой Ольгой в ресторане Сокол. По тем временам у первых предпринимателей 90-х вошло в моду там обедать. Вдруг официант приносит нам на столик бутылку шампанского и указывает на приславшего: из-за соседнего столика встает крупный красивый мужчина и раскланивается – это и был Антошкин. Антошкин был крупный предприниматель, владелец банка «КУРГАН-РЕСУРС». Придерживался коммунистических взглядов и в открытую выступал против политики губернатора
https://shestoy-otdel.ru/regions/ural/kurgan
В мае 1998 года – в странную автокатастрофу попал Александр Малахов. Это именно он осенью 97-го возглавлял комиссию, в результате работы которой Дума вскрыла чудовищные нарушения в деятельности АКБ «ЗБ» и потребовала лишить лицензии банк «Зауральский бизнес». Это он разработал целый ряд законопроектов для села, в том числе закон «О земле», вокруг которого было много шума (по поводу частной собственности на землю). В день, когда случилась эта трагедия, Александр Борисович ехал на своей «восьмерке» на дачу, абсолютно трезвый, пристегнутый ремнем безопасности, ехал по правилам – все это потом докажет следствие. И вдруг – навстречу ему выехал «Жигуль», лобового столкновения с которым Малахов не успел избежать. Когда на место происшествия приехали гаишники и врачи, Малахов был жив, в полном сознании он даже давал показания. Его доставили в кетовскую больницу, туда же отвезли и пьяного водителя взбесившегося «Жигуля» – уголовника со стажем. Через несколько дней Малахов – здоровый сорокалетний мужик, казалось, пошел на поправку. Его уже навещали близкие и коллеги из Думы. Но на третью или четвертую ночь он неожиданно скончался, и что примечательно, той же ночью из соседней палаты бежал преступник, так или иначе виновный в гибели депутата. Если верить медицинским документам, последний был доставлен в больницу с тяжелыми переломами таза. Тем не менее, милиции не удалось за ним угнаться, и он благополучно скрылся. У Малахова, погибшего в расцвете сил, остались жена и трое детей." (В.Кирсанов "Просто Олег")
Свидетельство о публикации №225061800699