Имя для аэропорта Нарьян-Мара

Уважаемые земляки, прочитал ВКонтакте пост ВРИО губернатора НАО  Ирины Гехт:
«Присвоение имен героев и государственных деятелей аэропортам – дань памяти и слава региона на всю страну. Именно поэтому выступила с инициативой дополнить название воздушной гавани Нарьян-Мара. Ирина Альфредовна заявила: Хочу заверить всех жителей, что решение о названии аэропорта Нарьян-Мара будет приниматься только по итогам всеобщего и открытого голосования. К нему мы внимательно подготовимся, чтобы учесть все мнения. Поделитесь в комментариях, память кого из жителей округа необходимо отметить. Для меня это важно – услышать каждого.»

Если Ирине Альфредовне «важно – услышать каждого», то предложите ей «услышать» президента РФ В.В. Путина и автора книги Игоря Чупрова «О чем не позволили рассказать жителям НАО», главу из которой в сокращенном варианте прилагаю:

В.В. Путин о забвении нашего прошлого
2 февраля 2023 года Владимир Владимирович заявил следующее: "Народ без памяти не имеет будущего, не зная прошлого, будущего никогда не будет. Мы будем всё утрачивать, всё то, чем мы дорожим и на основе чего мы развиваемся и идём вперёд...Прошлым жить нельзя, нужно жить сегодняшним днём и смотреть в будущее. Но не бывает будущего без знания прошлого, без понимания того, на какой земле мы живём и благодаря кому мы живём… ".
А живем мы благодаря героям труда (назову их - созидателями мирного и благополучного обитания граждан России и НАО). В начале 20-го века таким созидателем в масштабах России был её премьер-министр П.А. Столыпин. а в масштабах Печорского уезда - молодой ученый А.В. Журавский.
По данным Интернета, созидателем ННО (Ненецкого Национального Округа) в первую очередь следует назвать Ивана Кузьмича Швецова, которому в 1959 году совершенно неожиданно для него предложили возглавить партийную организацию Ненецкого национального округа. Так в 36 лет он получил в управление огромный регион площадью как несколько европейских государств (Португалия, Голландия, Дания и Люксембург вместе взятые) – причём совершенно не имевший дорог!
Население (около 37 тыс. чел.) занималось, в основном, оленеводством и рыболовством. Проблем в ННО было множество.
Грунтовый аэропорт, построенный горожанами в годы войны, был способен принимать только небольшие пассажирские самолеты типа Ли-2, Ил-14 или Ан-24. Кроме того, ежегодно в период половодья, его подтапливало, и воздушное сообщение «с материком» на некоторое время прерывалось. Требовалось строительство нового аэродрома, способного принимать большие грузопассажирские самолёты.
В начале 60-х шло активное военное обострение с США, и Иван Кузьмич присутствовал на совещании генералов ПВО, которые обсуждали вопросы базирования – значительного разрыва между Архангельском и Амдермой. Швецов с присущей ему прямотой заявил о том, что новый аэродром надо строить именно в Нарьян-Маре. И нашёл поддержку маршала авиации Евгения Савицкого, дважды Героя Советского Союза. А вот с главкомом ПВО маршалом Советского Союза Павлом Батицким вышел настоящий конфликт – аж искры полетели! И бывший фронтовой разведчик не дрогнул перед хамоватым маршалом. Здесь базировались истребители ПВО, а принимал он тяжёлые самолёты – транспортные Ан-12 и пассажирские Ту-134. Позднее к новому аэродрому построили дорогу (её называли в народе «солдатской») из бракованных железобетонных плит авиаполосы.
«В округе остро стоял вопрос о капитальном строительстве. Как вести строительство жилья, производственных, культурных объектов, если нет строительной организации?» – обозначил в своих воспоминаниях Швецов одну из самых острых проблем. Город до начала 60-х являлся исключительно деревянным. Но построили бетонно-растворный узел, подготовили в ГПТУ №24 каменщиков и штукатуров и пошло дело: построили из кирпича школу №3 (1963), Дом культуры (1964), баню №1, зоовет техникум (1969). В конце 60-х начали возводить двухэтажные кирпичные дома. В 1975 году отгрохали уже высоченное, невиданное в Нарьян-Маре, в пять этажей административное здание Ненецкого окружкома партии – облицованное красным кирпичом оно обиходно называлось Красный чум. В это же время в Ненецком национальном округе разворачивались масштабные геологоразведочные работы. В начале 70-х годов экспедиция №5 пробурила на Лаявожской площади глубокую скважину №1 (4539 метров), которая вскрыла песчаники нижнего девона. Геологи нацеливались на новые, очень перспективные структуры – вал Сорокина, Харьягинскую, Кумжинскую и Удачную площади.
Короче говоря, я предлагаю присвоить аэропорту Нарьян-Мара имя государственного деятеля и созидателя ННО Ивана Кузьмича Швецова, который явился инициатором строительства не только современного аэропорта, но и современного города Нарьяр-Мара и добычи нефти и газа в округе.


Рецензии