Повесть Приезжая 11
Кирпичные и каменные дома завораживали Раю. Они появились в городе в двадцатом веке. Внешне они были простоваты, но построены на совесть. Это были дома купцов, которые умели считать деньги.
В городе оказались и совсем простые деревянные дома. Они были похожи на небогатые дома, которые она видела в деревне. Но стоили они дорого. Вернее их цену определяла земля, на которой они были построены. Земли были у дома немного, часто не было благ цивилизации, но один их вид радовал душу. Первое время она часто ходила около этих домиков, неухоженных, небогатых, но таких дорогих её сердцу.
Институт располагался в центре, в особняке какого-то богатого чиновника, который после революции тихо исчез. Человек испарился, а его дом остался. Педагогический институт – это много факультетов, да еще общежития. Фактически весь город был этот институт.
Здание, в котором ей предстояло учиться, а она в этом и не сомневалась, тоже было очень старое. Тут раньше жил купец. Об этом она прочитала на табличке, которая была на доме. Наверное, этот купец был умным, отдал новой власти свой дом, переехал в другой дом, или комнатушку, работал на благо народа.
Вот как история учит нас. Об этом не говорят на уроках, а история кричит из каждого кирпича, каждый дом пропитан историей. Люди уходят, а дома стоят, всё видят, только люди их не слышат или не хотят слышать.
На экзамен она пришла пораньше. Первым был экзамен «История». Она почему-то совсем не волновалась. В аудитории сидела комиссия. Молодая девушка и два пожилых мужчины. Перед ними были таблички: проф. Иванов и проф. Сидоров.
«Ну, что, голубушка, бери билет! Из какого района ты приехала»? Раиса сказала, но чётко решила поменять что-то в себе, чтобы не бросалось в глаза то, что она не городская.
Район был далёкий, оба профессора, в молодости, были там на раскопках. Они понимали, что юная особа не обладает фундаментальными знаниями, поэтому её не сыпали. Рая, как назло, немного знала по вопросам билета, но пошла на хитрость. Говорила медленно, чтобы её ответ был длинным. Кое - что в ответе было совсем из другой темы. Что-то было реальным домыслом. Профессора её не перебивали, потому что хорошо помнили свою бывшую студентку, учившую детей в деревенской школе. Они даже хвалили Раю. Да, и кто кроме этих двоих понимал, о чём идёт речь. «Шикарная четвёрка» украсила листок, с которым придется посетить все экзамены.
Раюша ликовала. Она была уверена в себе. Вечером в общаге она рассказывала девчонкам, как было на экзамене. Кого-то срезали, кто-то уже завтра покидал общагу, планируя пойти учиться в колледж. Может там возьмут без экзаменов. Ведь есть же у них похвальные грамоты по предметам, которые с удовольствием примут, зачтут за экзамен, в сельхозтехникуме, например.
Никто из этих уверенных девушек не хотел идти на штукатура, маляра или продавца. Кто-то из них вспомнил, что хорошо знал предметы, которые можно сдать в медучилище или в педучилище. В принципе, если хорошо подумать, всё решалось.
Кто-то плакал, потому что им казалось, что они гордость школы. Все эти похвалы превратились в тыкву. Но молодость и обстановка большого города (хоть и областного) решала все проблемы быстро. Будет день, вот завтра и подумаю.
А Раечка собиралась на второй экзамен, который был «Иностранный язык». Что могла сказать Рая по-английски? Она достала свою общую тетрадь, в которой записывала топики. Сейчас ей предстояло взять и переписать все это на маленькие шпаргалки. Проблема заключалась в том, что в тетради широко был написан текст: по-английски, а над ним по-русски. Вот она и думала, как переписать: также или только по-русски? Шпаргалка была маленькая, пришлось писать только по-русски.
На экзамене Рае достался устный пересказ по теме, на которую у неё была шпаргалка. Его она переписала. А ещё был текст, который надо было перевести с английского на русский. Экзаменаторши – две молодые девушки – слушали, не перебивая Раю. Они прекрасно понимали, что её знания близки к незнанию, но девочка – труженица, написала много. Она села к ним с исписанным листом бумаги.
Девушки были молодые, незлобные, влюбленные. Они думали о диссертации, о скором замужестве. Их совсем не волновала эта девочка. Фактически на автомате одна из них поставила в листочке «хор» и быстро расписалась. Вторая даже не заметила оценку. Она вспоминала вечер накануне. Её жизнь вот-вот изменится. Зачем отыгрываться на этих юных, пугливых девахах? Они сами лет семь назад были такими же.
Предстоял еще экзамен «Обществоведение». Об этом экзамене ходили нехорошие слухи. Принимали его тетки бальзаковского возраста. Докапывались, стыдили и совсем не понимали, чему учат этих абитуриентов в этих школах.
Но к Раечке экзаменаторы не придирались. Они прекрасно видели испуг девушки. А она, чтобы не показать страх, рассматривала преподавательниц.
Молодящиеся дамы, с красными губами, с чуть покрашенными зубами, с крупными камнями в ушах. Они были в костюмах. Но костюм в представлении Раи – это что-то строгое. А тут материал лёгкий, тонкий, ажурный. Они оделись как на праздник. Ну, а какой праздник, если тут витает настроение страха. Чуть-чуть и потекут слёзы. До Раечки экзаменаторши поставили уже достаточно «уд». Надо было ставить кому-то и более высокие оценки.
Рая им показалась умной девочкой, весь период школьного обучения, проведшая у доски. И они, посмотрев друг на дружку, перемигнулись, и одна из них написала «отлично». Таких счастливчиков, обычно было немного. Но кто-то должен был вытянуть счастливый билет.
Последним было сочинение. Предстояло написать о героях или по произведениям Маяковского и Чехова. Тут Рая решила писать сочинение на свободную тему. Она любила читать о людях, которые проживают свою жизнь правильно. Герои войны, герои труда. Герои, которые есть среди нас. Тут можно много чего написать. Рая и написала.
Свидетельство о публикации №225061900106