Мученик. он же свидетель
ШАГАДА (с ударением на первое А) «быть свидетелем, видеть собственными глазами»
ШАГИД (с ударением на А) «свидетель»
ШАГИД (с ударением на И) «мученик».
Та же самая история и со словами со значением «мученик» во многих европейских языках. Они происходят от древнегреческого (дорийского) martyr «мученик». Например, английское
martyr «мученик». Русская православная церковь также приравнивает значение слова МУЧЕНИК «отдавший жизнь за веру» к значению слова СВИДЕТЕЛЬ. А почему?
Общее между мучеником и свидетелем их особый общественный статус, их выделенность из толпы обычных людей. Мученики, отдавшие свою жизнь за веру, становятся святыми.
Свидетель также не такой как все. Он видел то, чего не видели другие. Его мнение, его слова особые. Это свидетельства очевидца. К его словам доверия больше, чем к словам прочих лиц.
Кстати о доверии. Спустившись на более низкий уровень, чем деяния святых и даже показания свидетелей, мы обнаружим людей также наделённых особым доверием. Среди них целовальник, то есть тот, кто крест ЦЕЛОВАЛ, присягая не воровать при продаже такого доходного товара, как спиртное. Присяжный становится уже не просто рядовым гражданином, поскольку он ПРИСЯГНУЛ судить по закону и по совести.
Возвращаясь к дорийскому (из языка спартанцев) слову МАРТИР, позволю себе отметить сходство его формы с такими словами, как ПАСТЫРЬ, БОГАТЫРЬ, НЕМТЫРЬ и им подобным. Первая часть в исходном слове МАРТЫРЬ, а именно МАР , возможно, восходит к тому же корню, что и у слов МАРКА или МЕРКА. От понятия МЕРА берут начало названия валют, мер объёма, веса, длины и прочего. На доверии к этим мерам стоимости и прочего основана справедливая торговля. Это отражено в слове КОММЕРЦИЯ. Буквально: «общее изМЕРение».
Английское МАРКЕТ «рынок», французское
БОН МАРШЕ bon march; «дешёвый», а буквально : «ходкий, хорошо расходящийся (товар)» всё того же происхождения от понятия «мера». Как и слово МАРШИРОВАТЬ. Это когда все в строю идут по одной мерке, «нога в ногу», в одном темпе и направлении. Как единое целое, в полном согласии друг с другом. Во всём есть мера, а взаимное уважение и соблюдение общих мер и мерок – путь к миру, согласию и взаимопониманию.
Мартырь, скорее всего, был человеком, отвечавшим за эталонные меры. Вроде землеМЕРа. Ему доверяли больше, чем другим. А мученик за правое дело, за веру приобретает гораздо большее доверие, поскольку своим поведением свидетельствует о справедливости этого дела или об истинности избранного им вероучения потому, что он подтверждает свою убеждённость не просто словами, а принятыми муками и даже ценой собственной жизни.
Свидетельство о публикации №225061901433