Мелкие духи у Западных Славян

Введение: за порубежьем реальности

Тени за зеркалом

Представьте мир, где за скрипом половиц в старом доме кроется не просто ветер, а внимательный  Хозяин–
Скрзат, Сотек или Кобук прячущий в тени свои дары для тех, кто не забывает оставить ему миску молока. 

Где шелестеть листьями или ломать кусты  в глубине леса может не только  дикий зверь, но и сам  Лесной дух или  Леший, наблюдающий за человеком , что зашел в лес  сквозь хвою, взвешивающий, достоин ли путник его защиты… или же станет добычей для  Боровицы, древней сосны, что путает дороги неосторожных. 

Где отражение в тихой заводи может принадлежать не вам, а зеленобородому Воднику или Hastrmanovi, что прячет под водой мешок с душами утопленников, а его смех – лишь пузыри на поверхности. 

Где в знойный полдень на поле лучше не задерживаться, чтобы не встретить строгую Полудницу, а ночью – плотнее закрывать окно, дабы не впустить коварную  Мору, что крадёт дыхание спящих. 

Во все времена люди верили, что между миром людей и потусторонним миром открыты  врата и на этой границе  добро и зло, щедрость и жадность, ненависть и любовь переплетаются, как корни древнего дуба.




Вселенная западных славян: мир, где духи живут рядом

Добро пожаловать в невидимую, но неотъемлемую вселенную верований западных славян – поляков, чехов, словаков и лужицких сербов. Это не просто собрание колоритных сказочных персонажей. Это – живая система древнего мировоззрения, где каждый дух, демон или хозяин стихии играл свою роль в сложном балансе между человеком и природой, между жизнью и смертью, между страхом и надеждой. 



 Мир, где всё имеет душу
Для западных славян природа никогда не была безмолвной.Лес шептал через уста  Лешего, вода смеялась голосом Водника(Водяного), а дом дышал  вместе с Домовым Эти существа не были ни добрыми, ни злыми – они просто  были, как сама земля, как ветер, как огонь в очаге. 

Лес охранял Леший – бородатый дух, который мог как вывести путника к тропе, так и завести его в чащу навсегда. 
-Вода  подчинялась Воднику  – зеленобородому старику, который собирал души утопленников в глиняные горшки. 
Дом хранил  Сотек у чехов или Скрзат   У поляков– маленький дух-проказник, который мог как спрятать вещи, так и принести удачу. 

Эти духи были неотъемлемой частью жизни, и с ними нужно было уметь жить. 



Попытка объяснить необъяснимое
Западные славяне не просто "придумали" духам ( или необъяснимым явлениям имена )– они  наполнили ими свой  мир, чтобы сделать его понятнее. 

Почему ребенок заболел? Возможно, его напугала  Mora (Мора) – ночная душительница. 
Почему пропало молоко у коровы?  Наверное, Borovice (Боровица, дух сосны) обиделась, что ей не оставили жертву. 
Почему в доме скрипят половицы? Это Kobuk ( Кобук) шутит – нужно оставить ему хлеба, и он успокоится. 

Это была не просто мифология – это была наука выживания.


Мир, где можно договориться.
Самое важное в этих верованиях – прагматизм. Духов не нужно было "побеждать" – с ними можно было договориться.

Полуднице (Po;udnica) оставляли на поле горшок каши, чтобы она не "забрала" работника в зной. 
Водяному бросали в реку монетку, чтобы он не тянул купальщиков на дно. 
Домовому ставили миску молока, чтобы он не пугал скотину. 

Это не было слепым поклонением – это был обмен: ты мне помогаешь, я тебя уважаю. 


Тени предков и неупокоенные души
Но не все духи были "природными". Некоторые были когда-то людьми – умершими без покаяния,  не понял, что умер ( внезапно погиб) погибшими насильственной смертью, самоубийцами.
Mora (Мора) – дух женщины, умершей в родах, которая по ночам давит на грудь спящим. 
Up;r ( Упырь) – оживший мертвец, пьющий кровь скота (а иногда и людей). 
Bludi;ky ( Блудички) – огоньки над болотами, ведущие путников к гибели. 

С ними нельзя было договориться – от них нужно было защищаться. Чесночные гирлянды на дверях, железные иглы под порогом, кресты на могилах – всё это было не суеверием, а оружием против тьмы.

Почему это важно сегодня?
Эти верования – не просто "старые сказки". Это  ключ к пониманию мышления наших предков.

Предки видели мир одушевлённым, а не безжизненным. 
Они верили, что можно договориться даже с самой смертью.
Древние  знали, что страх можно обуздать, если знать правила игры. 

И, возможно, в этом была своя мудрость. 

Мир, который мы потеряли
Сегодня мы называем этих существ "мифологией", но для западных славян они были  такой же реальностью, как дождь или снег.
Может быть, мы стали умнее. 
Но, может быть, мы просто  разучились видеть духов  в шелесте листьев, в скрипе половиц, в отражении воды. 

А они, возможно, всё ещё здесь. 
Просто ждут, когда мы снова начнём замечать их присутствие.
(P.S. Если ночью услышите смех из угла комнаты – не пугайтесь. Возможно, это просто  ;otek шутит. Или нет.)



Почему Западные Славяне? Почему «Мелкие Духи»?

Славянская мифология часто ассоциируется в первую очередь с могущественными богами вроде Перуна, Велеса или Сварога, или с яркими персонажами восточнославянского фольклора – Бабой Ягой, Лешим, Водяным. Однако подлинная магия и глубина древних верований кроются не только в пантеоне «высших» божеств, реконструируемого с трудом и оговорками, но и в густонаселенном мире так называемой «низшей мифологии». Именно духи-хозяева мест (genius loci)духи природы, демоны болезней и судьбы, «заложные» покойники составляли живую ткань народной веры, напрямую влияя на повседневные ритуалы, обереги, запреты и приметы. Они были ближе, понятнее и актуальнее для простого человека, чем далекие боги.

Западные славяне (обитатели современных Польши, Чехии, Словакии и небольших лужицких анклавов в Германии) представляют особый пласт этой традиции. Их история – это история пограничья, мощного влияния западноевропейской (германской) культуры, раннего и глубокого проникновения католицизма, урбанизации и сложных процессов национального возрождения. Все это наложило неизгладимый отпечаток на их мифологическое наследие:

Специфика Образа: Здесь мы встретим и уникальных духов, почти не известных у восточных или южных славян – своенравного горного владыку  Liczyrzepу (R;bezahl) из Судет, огненного Raroga. проказливого Hejkala, пугающего путников в лесу эхом, или подземного хранителя шахтерских сокровищ Skarbnika.
Интенсивная Христианизация: Католическая церковь вела здесь активную и часто успешную борьбу с языческими пережитками. Многие древние духи были демонизированы, отождествлены с бесами (как Mora либо их культ был вытеснен или сильно трансформирован. Реконструкция изначальных верований требует особой осторожности.
Сильное Влияние Соседей: Контакты (часто конфликтные) с германскими народами привели к взаимному проникновению фольклорных мотивов (ср. немецких кобольдов и цвергов с  Skrzatami или  Skarbnikiem
Богатство Позднего Фольклора: Несмотря на раннее крещение, народная память сохранила удивительное богатство образов и сюжетов. Благодаря подвижничеству этнографов XIX-XX веков (Оскар Кольберг в Польше, Карел Яромир Эрбен в Чехии, Павел Добшинский в Словакии, лужицкие исследователи) этот пласт был зафиксирован и донесен до нас.

Источники: Ловцы Теней Прошлого

Погружение в мир западнославянских духов – это всегда работа с отголосками, с осколками древней картины мира. Прямых языческих текстов нет. Наши проводники:

Средневековые Хроники и Поучения: Церковные авторы (Козьма Пражский, Ян Длугош) и светские летописцы (Галл Аноним) часто упоминают языческие обряды и верования (особенно у балтийских славян – поморян, лютичей), хотя и с осуждением. Их свидетельства фрагментарны и тенденциозны.
Судебные Протоколы (XVI-XVIII вв.): Протоколы процессов над «ведьмами» – бесценный, хотя и мрачный источник. Обвинения в насылании Mory, сношениях с духами, порче скота через  Skrzata или Gumiennika проливают свет на реальность этих верований в народной среде даже в раннее Новое время.
Записи Фольклора (XIX-XX вв.): Золотой фонд! Сказки, легенды, былички (рассказы «о былом» – о встречах с нечистью), заговоры, песни, собранные упомянутыми этнографами и их последователями. Здесь духи предстают во всей своей жизненной полноте – капризные, опасные, смешные, иногда жалкие.
Топонимика (Названия Мест): Лес Leszowy, холм Hejkal;w, омут Topielcowy Staw, деревня  Skrzaty– названия хранят память о местах, связанных с духами.
Археология: Находки идолов (редко), амулетов-оберегов (часто), следы святилищ, специфические «антивампирские» или «антидемонические» захоронения.
Лингвистика и Сравнительная Мифология: Анализ имен духов, их функций, сходств и различий у разных славянских групп и соседних народов помогает реконструировать древние корни.

О Чем Эта Книга?

Эта книга – путешествие по лабиринтам народного воображения и исторической памяти западных славян. Мы пройдем путь:

От Дома в Глубины Леса и Воды: Исследуем духов домашнего очага (Skrzat, ;otek, K;obuk)хозяйственных построек (Gumiennik,;a;nik)опасной ночной нечисти (Mora,No;nica )затем отправимся к хозяевам леса (Le;ny Duch, Leszy, Hejkal) вод (Vodn;k, Hastrman, Topielec) и болот, и далее – к духам полей (Po;udnica) и таинственных гор (Liczyrzepa/Karkonosz, Skarbnik, Rar;g)
От Заботы к Страху: Встретим духов судьбы и рождения (Sudice/Sudi;ky) несущих как надежду, так и рок, и погрузимся в мрачный мир демонов болезней (Mora)персонифицированного Зла (Licho)и неупокоенных мертвецов (Upi;r, Wampir)а также детских страшилищ (Bebok, Bub;k)
От Язычества к Современности: Проследим, как древние духи пережили столкновение с христианством – были ли они демонизированы, адаптированы, забыты? Увидим их вторую жизнь в народных сказках, балладах, а затем и в литературе романтиков (Мицкевич, Эрбен, Маха), и, наконец, в современной массовой культуре – от книг Анджея Сапковского до туристических сувениров Праги или Карконошей.
Интересно набоюдать как вера в этих «невидимых соседей» формировала правила поведения, обряды (задабривание, изгнание), систему запретов и предзнаменований, отражала представления о душе, смерти, справедливости и месте человека в мире.

 мир духов  не  похож на музейный экспонат. Это живое, хотя и призрачное, наследие, отголоски которого мы можем уловить в старых поговорках («Не буди лиха!»), в детских страшилках, в ощущении особой атмосферы древнего леса или полуразрушенной мельницы, в бессознательном стуке по дереву «чтоб не сглазить». Это часть культурного кода западных славянских народов.

Приготовьтесь ступить за порог привычной реальности. Откройте эту книгу – и дайте слово тем, кто шепчет из тени веков, из глубины леса, из-за печной заслонки. Они ждут своего часа, чтобы рассказать свои истории.
Глава 1: Под Печью и За Дверью: Домовой и Его Свита
Представьте себе темный  угол в сенях старой польской хаты. Скрип половиц. Слышно, как кто-то невидимый возится у печи, бормочет себе под нос, а потом – тихое цоканье, будто грызут сухарик...
Это скорее всего Скшит
Скшит (Skrzat), Шотек (;otek), Клобук (K;obuk) – Тот, Кого Не Видно, Но Кто Всегда Тут

Представьте себе самого древнего, самого первого жителя вашего дома. Того, кто пришел сюда раньше вас, кто знает каждый стык бревен, каждый скрип половицы, каждую мышиную норку. Он невидим, но его присутствие ощущается в тепле печи, в порядке (или беспорядке) на полках, в странных звуках по ночам. Он – Хозяин. Он – Домовой. У западных славян у него много имен и обличий, но суть одна: это дух-покровитель конкретного дома, семьи и всего хозяйства, незримый страж очага.

Образ: Маленький Старичок, Кот или Тень

Как же выглядит этот таинственный сосед? Фольклорные описания рисуют его по-разному, но общие черты есть:

Антропоморфный (чаще всего): Маленький, сморщенный старичок (ростом с ребенка или даже меньше), часто бородатый, иногда покрытый легкой шерсткой. Одет в старинную, поношенную, но чистую одежду – рубаху, жилет, штаны, иногда красный колпак (особенно у K;obuk). Может быть похож на хозяина дома. Его лицо редко видят ясно – оно мелькает в полумраке, прячется в углу.
Зооморфный: Часто принимает облик кота (особенно черного или пестрого), но также может явиться мышью, лягушкой или даже змеей, живущей под порогом или печью. В Чехии верили, что ;otek может превращаться в черного  петуха.
Аморфный или Невидимый: Чаще всего он просто присутствует – как шорох, скрип, ощущение взгляда из темноты, тень, мелькнувшая краем глаза. Его сила – в незримости.

Функции: Помощник, Хранитель, Капризный Хозяин

Домовой – не абстрактное существо. Его роль в повседневной жизни крестьянской семьи была конкретна и многогранна:

Главный Хранитель Дома и Семьи: Он оберегает жилище от пожара, воров, злой магии и прочей нечисти. Считалось, что без его "дозволения" злой дух или колдун не сможет войти в дом.
Покровитель Скота (Особенно Лошадей!): Он следит за здоровьем животных, особенно любит лошадей. Может незаметно ухаживать за ними (расчесывать гривы), предупреждать о болезни (стучит в стену хлева, беспокойно шумит) или даже наказывать нерадивого конюха. Увидеть домового в конюшне верхом на любимой лошади – хорошая примета!
Защитник Порядка и Благополучия: Он поддерживает чистоту (иногда сам подметает ночью!), следит, чтобы вещи лежали на своих местах. Помогает в хозяйственных делах – невидимо подталкивает руку хозяйки, когда та месит тесто, подсказывает, где искать потерянную иголку. Может "воровать" у соседей мелкие вещи или зерно и приносить в свой дом (особенно Skrzat в Польше).
Вестник и Предсказатель: Его поведение – ключ к будущему. Если он стучит ночью, воет, плачет – к беде (болезнь, смерть в доме, пожар). Если он весел, мурлычет как кот, греется на печи – к добру, достатку. Появление в облике змеи под порогом сулило богатство. Капризный и Требовательный Хозяин: Он не терпит беспорядка, лени, ссор в семье, сквернословия. Может наказать: пугать по ночам, щипать, душить (как Mора, но локально), прятать вещи, мучить скотину, насылать болезни. Требует  уважения и внимания.

Историко-Культурологические Корни: От Предков до Демонов.

Происхождение образа домового – предмет дискуссий ученых. Наиболее убедительные гипотезы:

Культ Предков: Самый распространенный взгляд. Домовой – это дух основателя рода, первого хозяина дома, или просто доброго, трудолюбивого предка, который после смерти не ушел, а остался охранять потомков и их жилище. Его связь с очагом (местом сакральным для предков) и могилами под порогом/в углу хаты (архаичный обычай) подтверждает эту связь. Он – воплощение памяти и связи поколений  в пределах своего дома*.
Дух Места (Genius Loci): Персонификация самой "души" дома, хозяйства, построенного на определенном участке земли. Он олицетворяет силу и характер этого конкретного места.
Христианизация и Демонизация: Католическая церковь активно боролась с верой в домового, отождествляя его с бесом-искусителем, мелким демоном (инкубом, суккубом), или духом умершего без покаяния. В проповедях и поучениях (напр., "Summa de penitentia" монаха Павла из Здункова, XV в.) ;otek/Skrzat фигурирует как опасный дух, которого нужно изгонять молитвой и святой водой. Однако народная вера оказалась сильнее: домовой устоял, хотя его образ мог приобрести и более мрачные черты под влиянием церковной пропаганды.

Региональные Особенности: От Добряка до Проказника.

Несмотря на общую суть, домовой дух у западных славян имел свои региональные "акценты":

Польша: Skrzat (Скшит) / Skrzatek (Скшитек) / Gospodarz (Господаж):
    Чаще всего добродушный, работящий помощник. Любит порядок, помогает по хозяйству (особенно ночью), присматривает за детьми. Может быть немного ворчлив. Часто ассоциируется с достатком – "ворует" зерно у соседей для своих хозяев. Описан во множестве сказок и легенд, записанных Оскаром Кольбергом. В Силезии его могли называть  Ubo;e или Latawiec (последнее имя могло относиться и к опасным духам воздуха).
   
Чехия, Моравия: ;otek (Шотек) / Sk;;tek (Скржитек) / Hospod;;;;ek (Господаржичек):
    Более  проказливый и капризный, чем польский собрат. Любит пошуметь (гремит посудой, топает, свистит), пугать людей (щипает, душит во сне), сбивает с пути ночью, прячет вещи. Может приносить пользу, но требует большего внимания и задабривания. Часто принимает облик кота или черного петуха. Его образ хорошо сохранился в чешских сказках, собранных Карелом Яромиром Эрбеном.
    Источник: К.Я. Эрбен, ";esk; poh;dky" (Чешские сказки), "P;sn; n;rodn; v ;ech;ch" (Народные песни в Чехии); Ч. Зибрт, "Seznam pov;r a zvyklost; pohansk;ch..." (Список языческих суеверий и обычаев).
Лужица (Серболужичане): K;obuk (Клобук) / Klabuk / H;zdnik:
    Самый неоднозначный образ. С одной стороны, это классический домовой дух, хранитель очага. С другой, K;obuk часто связывался с богатством и магией. Он мог приносить в дом деньги и зерно (иногда зерно «снятое»с чужих полей и деньги из кладов), но требовал за это особой платы (молоко, первая ложка каши) и верности. Потерять K;obuka значило лишиться удачи. Его красный колпак (k;obuk)был символом магической силы. Верили, что он может превращаться в утку или курицу с золотыми яйцами. Эта двойственность (хранитель/магический помощник) отражает сложную историю лужичан на стыке славянской и германской культур.
   Источник: Записи лужицких этнографов (Я. Мечник, М. Андрицкий, Я. Лоренц-Залеский);Лужицкая хрестоматия
Задабривание, Переезд и "Беседы": Как Жили Рядом

С домовым нужно было уметь обходиться. Существовал целый свод правил и обрядов:

Задабривание: Ему регулярно оставляли угощение: на ночь у печи или под печью ставили миску с молоком, кашей, хлебом с солью, кусочек сала или пирога. Особенно важно было "кормить" его в  канун больших праздников (Рождество, Пасха) и в его "именины" (даты варьировались по регионам). Первую ложку еды или глоток молока могли бросать в огонь – для "дедушки". Кричать или ругаться в доме было нельзя – он обижался.
Переезд: При переезде в новый дом домового обязательно «звали» с собой .Делали это по-разному: ставили горшок с горячими углями из старой печи, заманивали в лапоть или мешок с хлебом, звали словами: "Дедушка Хозяин, иди к нам на новое место, там тебе будет хорошо!". Считалось страшной бедой оставить его одного в старом, брошенном доме.
Беседы :С домовым можно было "разговаривать" – тихо обращаться к нему с просьбой (найти потерянное, присмотреть за скотиной), благодарить за помощь. Верили, что он понимает человеческую речь и откликается на уважительное отношение. Однако вызывать его нарочно или пытаться увидеть считалось опасным.
Наказание: Если домовой "буянил", его старались умилостивить усиленным угощением. Если не помогало – могли  поругать (но осторожно!), окурить дом освященными травами, прочитать молитву. Крайней мерой было  изгнание священником, но к этому прибегали редко – боялись лишиться защиты.

Отголоски: От Страшилок до Сувениров

Вера в домового духа не исчезла полностью:

Фольклор и Страшилки: Он остается популярным персонажем сказок (часто добрым помощником героя) и детских страшилок ("Если не будешь спать, ;otek придет и утащит!").
Поговорки и Приметы: «Не свисти в доме – денег не будет»(;otek не любит свист); "Хлеб на полу валяется – домовой сердится"; "Кот у печи греется – дед доволен".
Поп-культура: Sk;;tci (гномы) и ;otci – частые герои чешских и польских мультфильмов и детских книг, часто в смягченном, комическом образе. Фигурки домовых (особенно K;obuk с мешком денег или ;otek-кот) – популярные сувениры, особенно в туристических местах Польши и Чехии.
Подсознательные Привычки: Многие люди, сами того не осознавая, следуют "домовым" запретам: стараются не свистеть в доме, не оставлять нож острием вверх, ставят первую ложку еды "для духа" (теперь чаще "чтобы не сглазить").

Заключение Главы:

Skrzat, ;otek, K;obuk – это не просто сказочные персонажи. Это архетипический образ хранителя домашнего очага, глубоко укорененный в менталитете западных славян. Он воплощал связь семьи с домом, с предками, с самой землей, на которой стояла хата. Вера в него структурировала повседневную жизнь, диктовала правила поведения, давала чувство защищенности в неспокойном мире. Он был самым близким, самым "своим" из всех духов – капризным, иногда страшноватым, но необходимым членом семьи. Даже когда официальная вера угасла, его тень осталась жить в скрипе половиц, в тепле печи и в бессознательном стуке по дереву – на удачу и чтобы "дедушка" не обиделся. В следующей главе мы спустимся с печи и выйдем во двор, где нас ждут не менее своенравные и опасные обитатели – духи хозяйственных построек и ночная нечисть.

Глава 2: Тени Двора и Шепот Ночи: Ночная Нечисть и Духи Хозпостроек

Тишина спустилась на деревню. Луна, словно бледное око, глядит сквозь щели в ставнях. В хлеву беспокойно мычит корова. Где-то на сеновале глухо шуршит солома. А под кроватью спящего ребенка будто слышится тихий смешок... и легкий шелест, будто кто-то невидимый тянет из груди воздух...

Если Домовой (Skrzat, ;otek, K;obuk) был душой жилого пространства, часто капризным, но в целом "своим", то за порогом избы и с наступлением темноты власть переходила к иным, куда более опасным и непредсказуемым силам. Двор, хлев, овин, баня – эти места, жизненно важные для крестьянского хозяйства, считались зоной повышенного риска. А ночь была временем, когда активизировалась нечисть всех мастей, способная проникнуть даже под защиту Домового. Здесь мы встречаем духов, олицетворяющих страхи перед болезнями, несчастными случаями, "нечистой" смертью и темными углами собственного подсознания.

Царица Ночи: Мора/Мара (Mora/Mara) – Душительница и Пьявка

Самым грозным и распространенным ночным демоном у западных славян была Мора (Польша), Мора или  Морана Чехия, Словакия), Маура (Лужица). Это не дух места, а персонифицированная опасность, приходящая извне или рождающаяся изнутри.
Чаще всего Мора не имеет конкретного облика. Она – это ощущается как внезапная тяжесть на груди, удушье, паралич во сне (сонный ступор), чувство, что кто-то высасывает силы или давит. Ее приход сопровождается тревожными снами, беспокойством животных.
Антропоморфные Проявления: Иногда Мора являлась как очень худая, высокая женщина в белом или черном, с распущенными волосами, длинными ногтями, иногда – с выпученными глазами или дырой вместо рта. Могла принимать облик животного (кошка, лягушка, летучая мышь) или  насекомого и (бабочка-ночница, мотылек), способного пролезть в щель. В Чехии верили, что Мора – это душа спящего человека (особенно женщины), которая в таком облике выходит и вредит другим.
Предметные Воплощения: Морой мог стать  комок спутанных ниток или волос нечаянно проглоченный, или  неправильно положенный веник в бане. Эти предметы становились "телом" духа.

Функции и Опасность: Мора – это воплощение кошмара, удушья, ночного страха и истощения. Ее основная "работа":

«Давить» (Dusi;/Mo;it): Садится на грудь спящему, вызывая удушье, паралич, ощущение ужаса. Могла "высасывать" жизненные силы, приводя к болезням, истощению, а в крайних случаях – к смерти (особенно детей и ослабленных людей). Отсюда названия: польск.  dusio;ek (душитель), чеш. mu;idlo (мучитель).

Ночные визиты Моры связывали с последующей лихорадкой, чахоткой, детским плачем, потерей аппетита, общим невезением.
Сильнейший страх – что Мору может наслать ( прислать) ведьма или  злой человек через сглаз, заговор или подброшенный "морок" (волосы, нитки).

Историко-Культурологические Корни:

Древние Истоки: Имя Мора/Мара восходит к общеславянскому корню, связанному со смертью (mor - мор, эпидемия), удушьем, тьмой. Возможно, связано с древней богиней смерти и зимы Мораной (Марой), чей образ деградировал до уровня злого духа.
Церковь охотно отождествляла Мору с инкубами/суккубами (демонами, совращающими и душащими спящих) или просто с бесами. Вера в Мору была одной из самых стойких и часто фигурировала в протоколах ведьмовских процессов (XVI-XVIII вв.). Обвиняемых женщин ("мор") допрашивали, признавались ли они им в том, что наслали мору на соседа или скот.
Мору часто считали душой человека, умершего "не своей смертью" (самоубийцы, некрещеного младенца, колдуна), или результатом сильного сглаза/порчи.

Региональные Особенности:

Польша: Mora / Zmora Широко распространенный страх. Zmora могла быть душой живого человека (особенно с двойным рядом зубов или сросшимися бровями), которая "мучит" по ночам. Защищались оберегами (нож под подушку, веник у порога), молитвами. Источник: О. Кольберг записи о процессах ведьм.
Чехия/Моравия/Словакия: Mora / Mu;idlo / Morana: Очень сильный образ. Часто – душа спящего человека (особенно женщины), выходящая в виде бабочки/мотылька. Считалось, что если разбудить "мору", она может умереть. Защищались, рисуя кресты на дверях, ставя миску с водой у кровати (чтобы утонула). Источник: К.Я. Эрбен (сказки, баллады); Ч. Зибрт; П. Добшинский (Словакия); протоколы процессов.
Лужица: Mawra / Mora / ;;edra Ma;: Страх перед Маврой был очень силен. Ее связывали с потерей молока у коров, детскими болезнями. Защищались сложными оберегами (особые узлы на нитках, железные предметы в колыбели). Источник: Записи лужицких этнографов (Я. Мечник, М. Андрицкий).

IХозяева Пограничных Мест: Банник (;a;nik / Laze;n;k) и Овинник (Gumiennik / Humen;k)

Если дом был "чистым" пространством, то баня и овин (гумно) считались местами пограничными. нечистыми, связанными со стихиями (огонь/вода, огонь/воздух) и ритуалами очищения/перехода (мытье перед праздником, сушка и обмолот зерна – переход от урожая к пище). Здесь обитали свои строгие хозяева.

Банник (Польск. ;a;nik, Чеш. Laze;n;k): Дух Парного Царства
    Образ: Чаще невидим, но мог явиться как мохнатый старик(иногда без головы), черный человек, животное,кот, собака) или просто как пар, шелест веников. Жил под полком, за печкой или на чердаке бани.
   Функции и Опасность: Полновластный хозяин бани. Требовал соблюдения строгих правил:
        Запрет Мыться Ночью (Особенно Одному/После Полуночи):Считалось, что тогда баня "принадлежит" баннику и нечисти. Нарушителя могли  запарить до смерти, швырнуть камнем из каменки, напугать, содрать кожу.
        Запрет Мыться в Праздники: Осквернение святого дня.
        Уважение к Месту: Нельзя шуметь, ругаться, оставлять грязь. После себя следовало оставить ведро чистой воды, кусочек мыла и хороший веник – "для хозяина".
       Иногда банник мог помочь в гаданиях или лечении, если его уважали.
    Происхождение: Связан с культом огня и воды, с представлениями о бане как месте ритуального очищения (и одновременно – опасности, смывающей защиту), возможно, с душами утонувших или задохнувшихся в бане.
    Региональные Особенности: Образ очень схож у всех западных славян. В Польше особенно подчеркивали опасность ночного мытья. В Чехии банник (Laze;n;k) мог ассоциироваться с водяным духом. Источник: Повсеместные записи в фольклорных сборниках (Кольберг, Эрбен, Добшинский), этнографические описания банных обрядов.

Овинник / Гуменник (Польск. Gumiennik, Чеш. Humen;k): Дух Огня и Зерна
   Образ: Грозный дух, живущий в овине (сушилке для снопов) или на гумне (место для молотьбы). Часто представлялся как огромный черный пес, медведь, бородатый мужик или  столб пламени. Мог быть невидим.
    Функции и Опасность: Самый строгий и опасный из "хозяйственных" духов. Следил за порядком в овине/на току. Не терпел:
        Работы в Праздники и Ночью:Это была смертельная дерзость. Нарушителей мог  задавить ,сжечь заживо вместе с овином.
    Ярый противник сквернословия, пьянства и лени. Может испортить зерно, устроить пожар.
     Очень не любит посторонних. Особенно не жалует женщин во время "критических дней" и даже хозяйке дома и девушкам живущим в доме  лучше было  даже рядом с овином не ходить
    Происхождение: Связан с культом огня (опасность пожара в овине была огромна) и зерна – основы жизни. Возможно, отголосок древних аграрных культов. Его грозность отражала жизненную важность сохранения урожая.
    Региональные Особенности: Особенно сильный страх перед Гуменником был в Польше и Силезии. В Чехии образ Humen;k был менее выражен, сливался с общими представлениями о нечисти на гумне.

Дневные Тени: Полудница (Po;udnica / P;ezpo;ednice) – Жнеца Полдня

Хотя Полудница активна днем, ее логично включить сюда как опасного духа, связанного с хозяйственной деятельностью вне дома, контрастирующего с ночной Марой.

Образ: Высокая, худая, бледная  женщина в белом, иногда с косой или серпом. Появляется  в знойный полдень на полях, у дорог, реже – в садах.
Функции и Опасность: Наказывает тех, кто работает в поле в самый разгар полдня (12-14 часов) – время священного отдыха. Могла:
   «Скрутить» (Skr;ci; / Zkroutit): Вызвать солнечный удар, головокружение, судороги, болезнь.
    Защекотать до Смерти.
   Увести в Поле/Заблудить: Особенно детей.
   Отрезать Голову Косой/Серпом (в более поздних, устрашающих вариантах).
Происхождение:
Олицетворение опасности солнечного удара и галлюцинаций от зноя. Стражи запрета работать в самое жаркое (и считавшееся "нечистым") время дня. Возможно, отголосок древних полевых духов или божеств.
Региональные Особенности: Очень распространена в Польше (Po;udnica) Чехии (P;ezpo;ednice) Словакии (Polednica)В лужицком фольклоре известна как  P;ipo;dnica. Источник: Многочисленные записи в фольклорных сборниках; часто встречается в балладах (напр., у Эрбена).

Детские Пугала: Бебоки и Бубаки (Bebok / Bub;k / Bubak) – Тени под Кроватью

Для защиты детей от реальных опасностей (не выходить ночью, не лазить в колодцы) и просто для устрашения использовались аморфные страшилища.

Образ: Не имел четкого облика. Это абстрактное воплощение страха: "Bebok przyjdzie!" (Польша), "Bub;k t; odnese!" (Чехия). Мог представляться как нечто темное, мохнатое, с мешком (чтобы утащить ребенка), живущее под кроватью, на чердаке, в темном углу. Часто сливался с образами Моры или просто "черта".
Функция: Чисто запугивающая Инструмент родительского контроля: "Не ходи туда – там Бубак!", "Не плачь – а то Бубак услышит!". Служил для объяснения непонятных шумов и теней ночью.
Повсеместно  встречались у западных славян. Польский  Bebok/Bobo чешский/словацкий  Bub;k лужицкий  Bubak. Источник: Детский фольклор, страшилки, воспоминания.

Поговорки: «Nie id; tam, bo cie bebok we;mie!»(Польша); "Ned;lej to, nebo t; p;ezpolednice skrout;!" (Чехия); "Не работать в банях ночью" – устойчивое суеверие.
Литература и Искусство: Мора и Полудница – частые гости в славянском фэнтези (Сапковский и др.). Образ Полудницы вдохновлял художников (А. Муха). Банные страшилки – популярный жанр.
Детские Страхи: «Буки»и «Бабайки» в современном родительском лексиконе – прямые потомки Бебока и Бубака.
Осторожность: Подсознательное избегание работы в опасные часы (полдень) или рискованных мест (темный сарай, старая баня) даже у современных людей.

Заключение Главы:

Двор, хозпостройки и ночь открывали доступ в мир гораздо более мрачный, чем пространство под опекой Домового. Мора, Банник, Овинник, Полудница, Бебоки – эти духи олицетворяли страх перед невидимыми угрозами; болезнью, несчастным случаем, огнем, зноем, "нечистым" временем и просто темнотой. Они были порождены суровой реальностью крестьянской жизни и попыткой объяснить ее опасности. Вера в них диктовала строгие правила поведения, создавала систему запретов и оберегов, призванных защитить хрупкий порядок человеческого мира от хаоса невидимых сил. Но даже в этих страшных образах была своя логика и своя "справедливость": нарушишь запрет – будешь наказан. В следующей главе мы окончательно покинем ограду дома и отправимся в царство самого могущественного из духов-хозяев – Лесного Владыку, где правила диктует уже не человек, а сама дикая природа.

Глава 3: Владения Лесного Владыки: Духи дикой природы

Войди, если осмелишься
Темный лес всегда был для славян границей между мирами. За порогом деревни начиналось царство, где человек — не хозяин, а гость, и не всегда желанный. Здесь, среди вековых стволов, в шорохе листвы и треске веток, живет  Le;ny Duch ( Лесной Дух), Leszy Леший), Hejkal (Гейкал) — хозяин чащи, повелитель зверей и хранитель древних законов природы. 

Он не злой и не добрый — он иной. Он может завести путника в глушь, чтобы тот никогда не вышел, или неожиданно вывести к тропинке, если проявит уважение. Он смеется эхом, пугает внезапным свистом, а иногда — если ему понравится человек — оставляет на пнях грибы и ягоды. 

Но тот, кто войдет в его владения без спроса, кто срубит дерево без разрешения или убьет зверя сверх меры, узнает, каким беспощадным может быть Лесной Хозяин. 

Leszy / Le;ny Duch – Властелин Чащи.

Образ: Кто скрывается за деревьями?
Лешего редко видят полностью. Чаще — мельком, краем глаза: 

Антропоморфный облик: Высокий старик, покрытый мхом и корой, с длинной зеленой бородой. Иногда у него оленьи рога или  волчьи клыки. Глаза горят, как угли. 
Звериный лик: Может являться в виде медведя, волка или  огромного филина.
Стихийный дух: Шум ветра в кронах, внезапный холодок за спиной, шепот в листве — это тоже он. 

Характер: Капризный, но справедливый
Защитник леса: Наказывает тех, кто рубит деревья без нужды, разоряет гнезда, убивает животных ради забавы. 
Проводник и обманщик: Может запутать следы. заставить плутать кругами, а может — если путник вежлив — вывести к дороге. 
Любит подарки: В старину ему оставляли на опушке хлеб, соль или горсть зерна.

Региональные вариации:
Польша:  Лесной Дух или Borowy (Боровой). Чаще нейтрален, но опасен, если разозлить. 
Чехия: Лесной человечек или  Гейкал крикун, пугающий путников). 
Лужица: L;sny duch— более миролюбив, но все равно требует уважения. 


Хейкал Гейкал– Лесной Эхо-Демон

Кто пугает путников в глуши?
Если в лесу раздается внезапный крик, словно кто-то повторяет твои слова, но с жутким искажением — это  Гейкал). 

Образ: Безликий дух, живущий в оврагах и глухих чащах. 
Тактика: Кричит в ответ, пугает, заставляет заблудиться. 
Как защититься?Не откликаться на его голос! Иначе можно навлечь беду. 



Водник, Хастрман – Хозяин Вод

Кто прячется в темной воде?
Если на закате увидишь у реки  зеленобородого старика в мокром сюртуке — беги. Это Водеик (Водяной), и у него в мешке на дне — души утопленников. 

Образ:
  - Человек с  зеленой кожей и перепонками между пальцев. 
  Иногда в облике огромной рыбы или утопленника с пузырями во рту.
Чем опасен?
  - Заманивает в омут, топит купающихся после заката. 
  Ворует некрещеных младенцев, превращая их в своих слуг. 
Как задобрить? Бросать в воду  хлеб, табак или  первую пойманную рыбу.



Жница Полдня( Полуденница)

Кто ходит по полям в зной?
В самый разгар летнего дня, когда солнце стоит в зените, на меже может появиться  высокая женщина в белом.

Образ:
  Бледная, с  косой или  серпом.
  Глаза  пустые, как у куклы. 
Чем опасна?
  Защекочет до смерти того, кто работает в поле в полдень. 
  - Может  украсть ребенка, оставленного без присмотра. 
Как избежать? Не работать с 12 до 14 часов— это время принадлежит ей. 



Заключение: Мир, где природа правит

Лес, реки и поля у западных славян — не просто пейзаж. Это живое пространство, где у каждого камня, дерева и омута есть свой Хозяин. 

Они не злые — они хранят баланс.
Они не добрые — но могут помочь, если проявить уважение. 
Они напоминают: человек здесь — гость, а не владыка. 

В следующей главе мы спустимся еще глубже — в мир мертвых, где обитают
упыри, блуждающие души и  демоны болезней

Глава 4. В царстве Нави: тени, шепчущие в темноте

У западных славян мир мертвых — Навь — был не просто обителью теней, а иным измерением, где время текло вспять, а законы Яви теряли силу. Входы в него скрывались в глухих болотах, под корнями старых дубов, в покиневших от времени курганах. Особенно страшными считались ночи, когда "врата Нави" приоткрывались — на Купалу, в Дзяды, когда мертвые приходили к живым. Но были и те, кто охранял границу между мирами…

Упыри: те, кто не нашел покоя

Туман здесь был гуще, чем где-либо еще. Он обволакивал, как саван, цеплялся за кожу влажными пальцами. И они выходили из него — медленно, словно нехотя, будто сама тьма сгущалась в человеческие формы. 

Глаза — две угольные ямы. Рты — без губ, лишь черные прорези, из которых сочился тихий свист.  Упыри.

Мифологическая справка: В западнославянских землях верили, что упырь — это не просто мертвец, а душа, проклятая богами. Она помнит свою жизнь, но ненавидит её. В польских селах до сих пор рассказывают о "wupiorkach" — бледных тенях, которые стучат в окна, повторяя имена тех, кто скоро умрет. Чтобы защититься, над дверью вешали серп — чтобы упырь, войдя, порезал себе грудь.)

Иногда их не отличишь от живых людей. Что бы проверить попроси его повернуть голову
Упырь повернет ее неестественно, будто кости в шее давно сломаны.  А голос его обычно скрипуч как тележное колесо, что ж почти все упыри удавленники и висельники
Блуждающие души: неприкаянные и вечно голодные

Между деревьев мелькали огоньки — синие, холодные. Заложные покойники. Те, кого не приняла земля, те кому не уйти на. небо. 
На пустынной дороге стояло двое детей
Одна из них — девочка в рваном платьице — протянула руку. 

— Помоги...
Ее пальцы были прозрачными, как лед.  крестьянин не помнил как пришел домой, пролежал неделю пластом. Через неделю поднялся. Да только через месяц слег совсем и вскоре помер.Его жена, что уже была в тягости через пару  месяцев родила мертвую тройню.

Культурологическая справка: В Силезии и Лужице верили, что души детей, умерших без крещения, становятся "летавицами" — невидимыми духами, которые плачут по ночам в лесах. Их нельзя было хоронить на кладбище, поэтому тела закапывали у ограды, а на могилу клали игрушку ( тряпичную глиняную или деревянную куклу— чтобы душа не злилась.)
Беременной и домочадцам нельзя ходить  по ночным дорогам. Считалось, что могут принести на себе летавиц, а они заберут к себе нерожденных детей, что б играть веселее
Демоны болезней: шепчущая смерть

Там, где воздух становился сладковато-гнилым, они ждали.  И обычно дожидались свою жертву
Это были три сестры — одна худее, страшнее и опаснее  другой. Первая держала в руках  горящий уголек, вторая — кусок льда, третья — пучок колючей травы

— Хочешь... попробовать?— шептала больному та, что с угольком, и ее улыбка растягивалась до ушей. 

Исторический контекст: В чешских заговорах XVII века лихорадок называют "сестрами Ирода" — они пришли из тьмы, чтобы мучить людей. Их имена — Трясея, Огнея, Ледея — сохранились в древних рукописях. Чтобы отогнать их, больному под подушку клали нож, обернутый в волчью шерсть

Здухачи: те, кто стоит на границе
Были в Нави и те духи которые всегда были на стороне людей
Здухачи  иногда описывались как высокие мужчины в плаще из вороньих перьев
Глаза их были как два серебряных месяца.Прекрасный рыцарь, это доблестный воин погибший в честном бою и теперь защищающий людей, а в особенности детей и девушек от происков злых духов

Мифологическая справка: Здухачи (у сербов и хорватов — "здух") — духи-защитники, воины, которые после смерти стали хранителями границы между мирами. Они могли принимать облик орлов, волков или людей в доспехах. В польских преданиях их называли "летающими рыцарями" — они вступали в бой с демонами, защищая живых.


Глава 5. "Шепот против тьмы: польские заговоры от нечистой силы"

Когда слова становились щитом

В старинных польских деревнях верили: нечисть боится не только креста, но и особых слов. Заговоры zamawiania передавались из уст в уста, становясь оружием против духов, болезней и порчи. Некоторые из них сохранились до наших дней — в записях этнографов, в памяти бабушек, а кое-где — и в повседневной практике. 


Заговоры для домового (skrzat)

Если  ночью скреблось за печкой, а молоко в крынке прокисало слишком быстро, хозяйка шептала: 


Домовой, домовой, 
не пакости в избе, 
иди в лес, 
там твоё место!"

Как усиливали заговор: Бросали за печку щепотку соли или три уголька из печи. 


Против русалок (mora, majka)

Чтобы русалки и другие водяные девы (моры и майки) не утащили купальщика, перед входом в реку говорили: 
Вода, вода, 
я тебе не преграда, 
но меня не трогай и рук моих не хватай!"

Важно: Произносить шёпотом стоя лицом к востоку. 


От ночного удушья (poroniec)

Если  ночью давило на грудь (сонный паралич), сразу после пробуждения следовало сказать: 

Уйди прочь, дух нечистый, 
ты не мой, не родной! 
Богородица, приди мне на помощь, 
прогони его силой своей!"

Действие: Нужно было  перекрестить подушку и трижды плюнуть через левое плечо. 


Чтобы леший (leszy) не сбил с пути

Перед входом в лес произносили: 

Gospodarzu le;ny, 
daj przej;; spokojnie, 
ja tw;j go;; niezwyczajny, 
ale nie wojenny!"
«Хозяин лесной, 
дай пройти спокойно, 
я твой гость необычный, 
но не враг тебе!"

Подношение: Оставляли на пне кусочек хлеба или горсть зерна

Самый действенный заговор — против "зова смерти"

Если человеку мерещилось, что кто-то зовёт его по имени в темноте считалось, что это смерть пытается обмануть, следовало ответить: 

Не моё имя, не моя душа, 
иди к тому, кто тебя слышит! 
Крестом стою, огнём горю, 
не поймаешь меня в эту сторону!"

Важно: Ни в коем случае  не оборачиваться на зов. 


Почему это работало? Взгляд науки

Эффект плацебо— вера в силу слов давала ощущение контроля. 
Дыхательные практики — шёпот регулировал дыхание, успокаивая панику. 
Психологическая защита — ритуалы структурировали страх перед неизвестным. 

Любопытно: Некоторые заговоры содержат  древние балто-славянские корни, не понятные даже самим носителям языка XIX века! 

Как эти заговоры дошли до нас?
XVI век: Первые записи в травниках и "чёрных книгах". 
Этнографы (Оскар Кольберг) собрали тысячи примеров. 
XXI век: В деревнях Подлясья и Силезии  до сих пор шепчут заговоры от сглаза. 

Хотите попробовать?Прошепчите перед сном заговор от домового — вдруг скрип половиц действительно прекратится?.. 

В следующей главе — демоны болезней и как их "выливали" воском!)

Источники:
1. Kolberg O. «Lud. Jego zwyczaje, spos;b ;ycia» (1857–1890) 
2. Biegeleisen H. «Lecznictwo ludu polskiego» (1929)


Глава 6. "Воск и шепот: как выливали порчу

Выливание

В деревнях Западной Польши и Силезии вплоть до XX века сохранялся удивительный обряд — выливание воском" (pol. «wylewanie woskiem»)Его применяли против: 
Против детского переляку испуга и против сглаза

«Тоски» депрессии, которую считали кознями духов) 

Как это работало?Больного сажали на порог дома (на границе  миров) 
Над его головой держали миску с холодной водой 
Расплавленный воск лили в воду, читая заговор 
По форме застывших фигур определяли «виновника» порчи

Текст заговора (запись 1897 г., деревня Подкарпатья)

Wylewam ci;, chorobo,  z bia;ej g;owy,  z jasnych oczu,  z czerwonej krwi!  Id; gdzie pieprz ro;nie, 
gdzie ci; nikt nie sprosi, 
gdzie kogut nie pieje, 
a s;o;ce nie grzeje!"

Перевод: 
"Выливаю тебя, болезнь, 
из белой головы, 
из светлых глаз, 
из алой крови! 
Иди, где перец растёт, 
где тебя никто не позовёт, 
где петух не поёт, 
а солнце не греет!"

Что "видели" в воске?

Формы трактовали как знаки духов:
Собака-то, что передалось от предков
Змея — порча от завистника 
Крыло— нападение духа воздуха
Крест — болезнь уйдёт но бывает так, что вместе с больным

Воск после обряда  закапывали на перекрёстке или топили в реке — чтобы "унесло". 
Жгуты в воске привязки ( последствия приворота)
Почему это работает?
Эффект плацебо? возможно, что вера в обряд активировала иммунитет  и снижала тревожность

Многие люди проходившие обряд «отливания»рассказывают, что после "отливки» у них исчезали ночные кошмары и плохие сны
Прекращались психосоматические боли .

Зафиксировано доктором Ю. Ростафиньским в 1912 г. в Малопольше


Ритуал в XXI веке

Сегодня этот обряд оживает:
Среди неоязычников  .
Отливка воском популярна у народных целителей.

Смешной случай: В 2018 году одна польская блогерша "выливала" воском мигрень — и получила фигуру, похожую на Wi-Fi роутер. Оказалось, она спала рядом с ним! После отключения прибора головные боли прошли. 


В следующей главе — «Заклятые клады» как духи охраняют сокровища и можно ли их  обмануть?
Источники:
1. Rokoszna J. "Lecznictwo ludowe w Polsce" (1937) 
2. Praca zbiorowa "Etnografia Polski. Przemiany kultury ludowej" (1976) 
3. Современные интервью с знахарками Мазовии (2020–2023)
Глава 7. "Заклятые клады: как духи охраняют сокровища" Тайны польских подземелий между мифом и реальностью

Огненный змей" и другие хранители

В польском фольклоре клады никогда не лежат просто так — их стерегут:  Smok ognisty (Огненный змей) — летающий дух сребролюбивых шляхтичей 
Bia;a dama (Белая дама) — призрак женщины, замурованной с драгоценностями 
Zakl;ty wojak (Заколдованный воин) — скелет в доспехах с мечом 

Как узнать заклятый клад?
Над ним странно ведут себя животные (собаки воют, кошки шипят) 
Ночью  мерцает бледный огонёк (но если подойти — исчезает) 
В радиусе 3 шагов
не растёт трава

(По записям этнографа Людвика Гомулке, 1892 г.)


Обряд "odkl;cie" (расклятие)

Чтобы добыть клад, нужно было: 
Найти в ночь на Ивана Купалу  цветок папоротника когда "земля открывает уста")  папоротник цветет только над кладом
Только когда за вами погоняться духи
Взять освящённый нож  и начертите и не глядите по сторонам  только зеркало и сказать:
Не золото меня держит, 
не серебро меня связывает, 
а человеческая жадность
отпусти меня к свету!"
После чего оставляйте клад в круге и идите домой глядя в зеркало вас никто не тронет. Через девять дней только при свете дня возвращайтесь. Если будет лежать в круге, что ж он ваш

Последствия ошибки:
В Познани в 1923 г. двое мужчин нашли сундук, но  никаких заговоров они не говорили и ритуалы не соблюдали наутро их нашли мёртвыми с ртами набитыми золотыми монетами .
Когда земля шепчет

В глухих уголках Мазовии и Подкарпатья до сих пор рассказывают: есть особые места, где земля дышит. В сумерках, если приложить ухо к сырой почве, можно услышать: 

Глухие удары— будто кто-то стучит по железу . А иногда не стучит, а шепчет  что- то на забытом  но кажется таком знакомом языке — слова, от которых мурашки бегут по спине . И кажется, что раньше ты на нем говорил, в потом забыл почему-то
Слышно тоненький такой звон. Словно тысячи монет пересыпают в медном котле 

Старики говорят: это заклятые клады зовут"Но не каждого... 

Записано со слов лесника Станислава В., деревня Курпик, 1998 г.

Самые известные "проклятые клады" Польши

Сокровища замка в Недзице
Что ищут: Золото венгерской королевы Боны 
Кто охраняет:Дух чернокнижника Инготуса. ( ходит с горящей книгой) 
Современный случай:В 2001 г. турист с металлоискателем  ослеп на сутки после того, как копал у восточной стены 




Научные объяснения. Как бы это объяснить?
Огненные змеии, это вероятно Болотные газы (метан)
Проклятиями могут стать Выбросы радона в подземельях
«Невидимые преграды» Остатки древних защитных составов (ртуть + сера) |

Но! Пятьдесят процентов случаев  не поддаются рациональному объяснению... 


Советы для кладоискателей (от моей польской прабабушки) автор книги нашел клад в детстве и знает о чем говорит

Берите с собой:
   Горсть  мака (это отвлекает духов)  считается, что духи будут считать зернышки которые вы в них бросили. Кажется сомнительным , а тем не менее во многих источниках, это считается лучшей защитой, что ж остальные могут быть еще хуже
   Серебряную иглу (она ломается перед опасностью) 

Никогда  так не делайте:
   - Не копайте в полнолуние ( духи особенно сильны) 
   - Не берите  больше 3 предметов( остальное оставьте как плату духам)

Если стало страшно:
   
 Крест земли, крест неба, пусть меня никакой гнев не схватит!"

Что в следующей главе?
«Могильные цветы»— растения, которые растут только там, где "гуляют" духи... 




Глава 8. Цветы духов

Не стоит приносить домой цветы из лесу, из заброшенных мест и погостов.

Если вам покажут дикое место с невиданными цветами — не спешите рвать их для гербария или украшения комнаты. Вполне возможно, это могильные цветы — те самые, что растут только там, где землю топчут духи. Даже когда могилы уже совсем не видно и память про усопшего давно растворилась. А цветы растут. Так бывает, что совершенно удивительные цветы растут в местах, где их кто-то замечает лишь случайно, и не всякий ботаник сразу скажет, что это и откуда это взялось именно здесь — ведь этого вида в этой местности быть не могло.

Как их узнать?
Во-первых, они никогда не цветут возле жилых домов, а в заброшенных — пожалуйста. Вместо аккуратных клумб — буйные заросли на заброшенных погостах, в оврагах за околицей или прямо посреди тропы, которой уже сто лет никто не ходит. Во-вторых, их лепестки всегда чуть влажные, будто от росы, даже в самый зной. А в-третьих, если принюхаться, пахнут они не цветами, а… пеплом и ржавой водой.

Кто их сажает?
Никто. Они вырастают сами — но только там, где часто гуляют духи и редко бывают люди. Одни говорят, что это духи украшают свои тропы, другие — что так мертвые метят места, где можно выйти в наш мир. Третьи шепчут, будто это растения-свидетели: они, дивные цветы, прорастают только там, где когда-то был закопан убитый лихим человеком, некрещеный младенец, самоубийца или колдун, отказавшийся от исповеди.

Что с ними делать?
Не рвать. Сорванный могильный цветок увядает за несколько минут, а вот тот, кто его сорвал, может начать увядать следом.
Не нюхать. Аромат притягивает духов — сначала во сне, потом и наяву.
Не выкапывать и не сажать у дома. Даже если очень красивые. Иначе ночью к вам станут стучаться те, кто ходит по их полянам.
А зачем их все же рвут?
Бывает, знахари используют могильные цветы в обрядах — например, для поиска пропавших без вести. Но для этого нужно положить лепесток под язык и прошептать имя того, кого ищешь. Если во рту завьется холодок — значит, духи услышали. Если же язык онемеет — лучше больше не спрашивать.

Моя прабабушка  в молодости знала человека, который пробовал этот способ, чтобы найти пропавшую без вести жену… А наутро нашел у себя в кармане горсть могильной земли. Через неделю он слег — и заснул. Просыпался, чтобы уйти на работу, поесть, отработать и снова спать. Говорил, во сне он вместе с женой ходит по цветущим полянам. Сейчас бы это состояние наверняка назвали депрессией и прописали хорошие медикаменты, увы, тогда ничего такого не было…


Горные духи, пожалуй, Каркноша и Чугайстра если Каркнош борец за справедливость а Чугайстр бесхитростный пастух достаточно суровы и

объединяет нелюбовь к женщинам. В горы лишний раз старались не ходить и не тревожить но куда уж деваться.Хотя знающие люди говорили, что это людей надо бояться, в духов нужно уважать.Пожалуй самое сложное в изучении легенд и фольклора, это понимание того, что ни один из духов не является злым и не один не является добрым. Тот же Каркнош по легенде может забросать камнями людей в горах потому, что они ему не понравились, а может показать уютную пещеру и накормить привести к пещере заблудившуюся козу




Горные духи. Одни из самых опасных духов.

Как выжить при встрече с ними
Никогда не спрашивать его имени. Те имена которые мы приводим, это человеческие обозначения тех кто обитает в горах.
Если предлагает еду - брать только левой рукой
Уходя, не оглядываться, даже если зовут знакомым голосом
Оставить что-то свое - носовой платок, пуговицу, прядь волос

Духи Каркнош ( Карконоша, Кркнош)репоглазый репоголовый.
Прячет в горах бедняков, защищает обиженных. В некоторых историях возводиться фактически к национальному герою



Кто такой Чугайстер? Встречается в легендах и сказаниях у восточных и у западных слав
Чугайстер (укр. Чугайстер) польск. Czuhajster) — загадочный лесной дух, обитающий в Карпатах, особенно в районах Гуцульщины и Буковины. В отличие от других духов, он не злой и не добрый — он странный

Внешность:
- Высокий, худой старик в  белой свитке (иногда в лохмотьях) 
- Длинные седые волосы и борода, спутанные, как корни деревьев 
- Глаза светятся  в темноте, как у совы 
- Иногда появляется без лица— только силуэт 
Любит посидеть у человеческого костраи пожарить нявку ( горный женский дух) которых он любит исключительно в кулинарном смысле
Характер:
Добрые поступки:
- Выводит заблудившихся пастухов к селу 
- Предупреждает о лавинах и бурях 
- Лечит больных овец 

Злые шутки:
- Путает тропы — идешь час, а возвращаешься на то же место 
- Крадет еду у пастухов и у туристов (особенно любит сало и сыр)  но может и накормить голодного. Так неожиданно можно найти еду в горах
- Наводит морок — человек видит то, чего нет.
Шутки у них весьма своеобразные и порой кому-то стоят жизни
Эти духи самы древние они помнят времена, когда горы были моложе, а люди - мудрее. И может быть, именно поэтому появляются все реже, прячась в самых глухих урочищах, где еще не ступала нога с фотоаппаратом и GPS-навигат


Рецензии