Посещение Керкинитиды и судьба артефактов

           Дорогой мой читатель! 
Я хочу тебе снова рассказать о древнем историческом городе у моря!

          Евпатория — древний город, остатки греческой Керкинитиды, основанной выходцами из средиземноморского Милета где-то в VI веке до нашей эры.

          Там часто находят при новом строительстве остатки городских стен, амфоры и пифосы (пифос — большой древнегреческий кувшин, сосуд для хранения продуктов: зерна, вина, оливкового масла, солёной рыбы) и захоронения городских жителей.

            Против городского краеведческого музея в огромной стеклянной пирамиде сохраняются эти артефакты.

            В здании краеведческого музея хранится барельеф «Пирующий Геракл» с остатками раскраски. 

            Не все знают, что греки все свои скульптуры, даже мраморные, покрывали краской, т. е. раскрашивали.
            Но такие произведения сохранились только в единичных экземплярах и очень ценятся в среде археологов.

            Да, честно говоря, лишь при очень внимательном осмотре я смог найти остатки минеральных красок на этом барельефе. 
            Нашли его в греческой сельскохозяйственной и торговой усадьбе «Чайка» близ Керкинитиды (Керкинитида — древнегреческий город, существовавший с начала V века до н. э. по конец II века до н. э. на западе Крымского полуострова на месте нынешней Евпатории).
            Уникальную раритетную находку с незакрепленным красочным слоем забрали в Эрмитаж, а потом сразу послали на выставку в Амстердам. 

            Я бы на месте директора музея никогда бы не сделал этого!
            Это просто непонимание специфики музейного дела — отдавать на выставку барельеф в таком виде!
            Домой он вернулся в описанном виде.

           
            Городище «Чайка», недалеко от современного города, произвело на меня и мою жену Татьяну незабываемое впечатление.
            Первый раз мы там побывали около 1982 года, и с тех пор почти каждый год ее посещаем.
            Остатки стен греческого периода в руиновизированном виде, сложенных из квадров (квадр (итал. quadro — четырёхугольник) — крупный, правильно отёсанный и приготовленный для кладки каменный блок в форме прямоугольного параллелепипеда или призмы), расположены в форме огромного прямоугольника.

            С башнями по углам и в середине, и всё это засыпано горами мусора. 

            На разрезе этих мусорных курганов четко видны десятки (!) прослоек древесного угля от пожаров внутри усадьбы.

            Да, нелегко, видно, жилось греческим колонистам, их усадьба как магнит притягивала к себе степняков-кочевников, преимущественно скифов, которые многократно разрушали поселение и, в конце концов, захватили его.

            Ну и тем спокойной жизни не было, новые завоеватели разрушили и их постройку на пепелище.

            Мы долго бродили по руинам усадьбы. Там мы встретились с тогдашним сотрудником краеведческого музея Вадимом Кутайсовым. Он провел нас по всей усадьбе, рассказал нам о ее трагической истории.

            И показал свою коллекцию античных монет Крыма. Две из них мы приобрели.

        Одна из них (Киркинитиды) до сих храниться в нашей семье.
 На ней изображен воин в доспехах, со щитом и копьем.
        В своем НИИ я сделал в ней отверстие, в него вдел колечко из серебряной проволоки, через нее пропустил тончайшую серебряную мамину цепочку.

        В дальнейшем (1992 год) Вадим написал известную книгу «Керкинитида», которая неоднократно переиздавалась.
        Впоследствии он защитил кандидатскую и докторскую диссертацию по археологии Крыма.

        Рядом с Гераклом на витрине музея находится, увы, муляж небольшой бронзовой, вполне сохранившейся статуэтки амазонки, произведение античной школы Лесиппа, оригинал которой находится в Эрмитаже. 

        Такая мелкая пластика (мелкая пластика — это область скульптуры малых форм. Это изделия из обожжённой глины, резьба по дереву, кости, камню, наделённые качествами декоративности и миниатюрности), или антики, как их еще называют собиратели, очень редки и ценятся чрезвычайно.

        До нас дошли единичные крупные статуи из металла, как, например, конная бронзовая статуя римского императора Марка Аврелия (II век н. э.), которую великий Микеланджело поставил у стен римского Капитолия. 

        Когда я стоял рядом с ней в далеком 1996 году, посетив Италию, я еще не знал, что это (подумайте только!) ЕДИНСТВЕННАЯ бронзовая конная статуя, уцелевшая с тех времен.

        И это понятно, другие бронзовые статуи, золотые или сделанные из электрона, сплава золота с серебром, или, как установленная в храме Зевса Фидиевская статуя Зевса из золота и драгоценной слоновой кости, сразу подверглись переплавке при непрерывных тогдашних войнах.

          В этом особо преуспел византийский император Феодосий, один из первых христианских императоров Восточно-Римской империи, который разрушил «языческие» Дельфы, Олимпию и т. д. 

          Что уж тогда апеллировать к другим варварам, которые разбирали в Малой Азии покинутые греческие храмы, а бесценные мраморные статуи… пережигали на известь.

          Те сохранившиеся слепки Пергамского алтаря — битвы богов с титанами и кентаврами из Пушкинского музея (оригиналы в Берлине) как раз из этой серии, их нашли заложенными в стены средневековой крепости. 

          Можно сказать, что одна из нелепых и страшных сторон исторического развития — это разрушение памятников культуры.

          
          А что ты думаешь по поводу всего написанного, дорогой мой читатель?


          Фото автора. На фото — барельеф с Гераклом.


Рецензии
Спасибо за интересный рассказ.
Только бота своего запрограммируйте прилично:)
про "квинтэссенцию" получила море бессмысленных рецензий

Мост Будущее   24.06.2025 19:14     Заявить о нарушении
Пожалуйста.
Спасибо за отзыв.
У меня нет бота, это форма моего ответа с недавних пор.
Вот у Вас нет квинтэссенции.

Федоров Александр Георгиевич   24.06.2025 20:08   Заявить о нарушении
Рассказ произвёл сильное впечатление.
Печальная судьба изделий мастеров...
У Эрмитажа, к сожалению, неоднозначная репутация. Обидно

Мост Будущее   25.06.2025 14:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.