опус 03. 01 нога
Тёмная лошадка из верхнего палеолита:
1) автор статьи «Крепкий Зумом» = анонимное имя
2) статья опубликована на Яндекс.Дзен
3) статья публикована 27 июл 2020 года
4) с сентября 2022 года платформа «Дзен» принадлежит компании VK
5) ссылка на статью: https://dzen.ru/a/Xx7Leazv8kOHoc3l
Автор статьи в своей системе календарирования времени (показана ниже) опирается на научный отсчет, дающий календарный текст на "сунгирской лошадке" (количество точек на правой стороне задней ноги) в варианте ее состояния, в котором коррозия кости или дефект сборки, принимается за точку/лунку/знак. То есть, на правой стороне задней ноги не 50, а 49 точек/лунок/знаков, одна из которых сквозное отверстие.
Уникальная находка
= = = = = = = = = = =
Для археологов, специализирующихся на верхнем палеолите, стойбище близ ручья Сунгирь на восточной окраине Владимира примерно, то же самое, что для христиан пещера с гробом господним в Иерусалиме. Сунгирское стойбище прославилось благодаря своему захоронению, в котором найдено огромное количество предметов древних людей. Сама стоянка находится под охраной ЮНЕСКО, а символом стойбища стала сунгирская лошадка. Именно о ней и пойдёт речь в этой статье. Для начала небольшой фрагмент сухого научного отчёта, посвящённый описанию этого предмета, с акцентом на задней ноге правого бока «лошадки».
1. Амулет сделан из кости мамонта в виде схематичной фигурки лошади/сайги. Фигурка украшена орнаментом из точек, покрыта красной охрой, поверхность заполирована.
2. Орнамент из точек на левой стороне фигурки выполнен менее аккуратно, чем на правой стороне фигурки.
3. Заключение научного эксперта о менее качественном выполнении орнамента на левом боку лошадки основано на том факте, что с правой стороны горизонтальные линии выполнены из одинакового количества углублений || по 20 штук каждая линия. А на левом боку тот же самый горизонтальный орнамент содержит 17 углублений сверху и 19 углублений снизу. В связи с этим, было сделано предположение, что неизвестный ваятель проявил нетерпение, и сделал орнамент с левой стороны лошадки не так тщательно как с правой стороны.
4. Кроме этого, некоторые эксперты отмечают, что количество лунок с обеих сторон кратно «5». На левой стороне лошадки они насчитали 45 лунок, а на правой стороне лошадки они насчитали 50 лунок. При этом, к лункам добавлено сквозное отверстие для продевания шнурка, что, при строгом научном подходе, можно считать натяжкой или фальсификацией. Но, скорее всего, у этих исследователей не было, ни каких тайных мыслей на этот счёт и они просто хотели подчеркнуть тот факт, что сунгирские кроманьонцы уже в те далёкие времена умели считать до 5 (пяти) и оперировать числами кратными 5 (пяти).
5. В целом научное сообщество определяет назначение сунгирской лошадки как амулет или оберег. А, учитывая поспешность, с которой была выполнена левая сторона лошадки, появилось предположение, что она (лошадка) скорее всего, чисто погребальный атрибут. Т.е. её изготовили специально для захоронения знатного кроманьонца. Кстати, если вас интересуют хорошие детективы, познакомьтесь с полным отчётом об исследовании сунгирского захоронения. Там с помощью современных научных методов была расследована целая детективная история с убийством нескольких человек, включая детей. Установлены орудия убийства, определены родственные связи между всеми захороненными. Здесь не даются ссылки на источники, потому что интернет переполнен информацией о сунгирском стойбище и любой поисковик выдаст вам исчерпывающий объём информации по этой теме.
Вернёмся к автору лошадки
= = = = = = = = = = = = = = =
1. Попробуйте поставить себя на место древнего сунгирца = автора амулета.
2. Представьте, что из орудий труда в вашем распоряжении только осколки острых камней и булыжники. Стали бы вы такими инструментами высверливать лунки одинакового диаметра и глубины на костяной фигуре толщиной примерно 2,7-3 см для того чтобы изобразить две красивые волнистые линии? Согласен, я бы тоже не стал. Тем более, что в распоряжении «художника» имеется охра, которая тот же самый замысел позволяет реализовать гораздо быстрее и технологичнее.
3. Это простое соображение натолкнуло на мысль, что углубления на боках лошадки были сделаны не для красоты, а имели какое-то функциональное назначение. Косвенно это соображение подтверждается наличием в отдельных углублениях некоего наполнителя, напоминающего косточки от какой-то ягоды.
4. Т.е. в углубления вставляли бусинки или косточки. В этом случае становится понятной необходимость соблюдения одинакового диаметра и глубины для всех лунок. Подбирать и обтачивать бусинки для каждой лунки отдельно неудобно, если эту бусинку необходимо переставлять из одной лунки в другую. Но для чего могло потребоваться первобытным охотникам и собирателям переставлять бусинки из одной лунки в другую? Может быть, это был инструмент для подсчёта трофеев или какая-то древняя игра = прародительница нард? Не буду томить и мучить всевозможными догадками, которые были отвергнуты мною в результате многочисленных, но интересных размышлений.
5. В конечном итоге я пришёл к однозначному выводу = это календарь, причём не примитивный календарь как у Робинзона Крузо с засечками на дереве, а очень даже продуманный и, весьма, точный календарь. Этот календарь основан на фазах Луны и Солнца и позволяет считать дни, недели, месяцы, сезонные изменения в любом году, а также предсказывать движение Луны и Солнца по небу. Это универсальный солнечно-лунный календарь, по точности превосходящий наш современный григорианский календарь. После того как главная тайна сунгирской лошадки раскрыта, можно более детально познакомиться с тем, как устроен и работает этот календарь. Начнём с правого бока лошадки.
Интерпретация календаря эрального
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Я пробовал по аналогии с месячным календарём начинать с «входа» лошадки, если можно так выразиться, т.е. с её морды. Не получалось. Разворачивал её на 180 градусов – результат опять отрицательный. Пытался начать от передней и задней ноги – безрезультатно. В конце концов, я сообразил, что в представлении сунгирцев год круглый – то есть без начала и конца. И всё что требуется – это строго следовать за движением Солнца по небу. Высшая точка Солнца на небосклоне приходится на день летнего солнцестояния. Высшая точка на боковой линии лошадки в этом случае должна соответствовать летнему солнцестоянию. Дальше всё стало просто и понятно. Отсчитали 90 дней (4,5 месяца) по ходу Солнца и получили день осеннего равноденствия, следующие 90 дней – зимнее солнцестояние, ещё 90 дней – весеннее равноденствие, ещё 90 дней и … круг не замкнулся. В нашем календаре не хватает 5 дней. Вот теперь настало время поговорить про неделю. Недостающие 5 дней это та самая первоначальная в исходном своём смысле неделя. Я перерыл гору информации, что бы разобраться с этимологией слова неделя. Не буду повторять миф о старославянском происхождении этого слова от ничего не делать и не буду его критиковать, хотя мне этот миф совсем не нравится. Приведу свои соображения о другом возможном значении этого слова. Во-первых, неделя фонетически почти идентична с нетеля. Если кому-то не знакомо значение этого слова, напомню, так до сих пор в деревнях называют молодых коров ещё не рожавших телят. Далее для маленьких телят иногда используют уменьшительно-ласкательное – теля. Неделя очень созвучна с ними и в этом случае логично поискать корни этого слова где-то рядом, в этой же смысловой последовательности. Опираясь на эту логику, рискну предположить, что неделя на старославянском это маленький жеребёнок (не старше 5 дней от роду). Этот жеребёнок на самом деле ничего ещё не умеет. Даже стоит на ногах с трудом. Поэтому его называли неделя – в смысле не умеет ничего делать. Вот те самые 5 «лишних» дней, не вместившиеся в сунгирскую лошадку-календарь, и назвали по аналогии с таким жеребёнком неделя. Это маленький, по сравнению с остальным годом, промежуток времени. И как из маленького жеребёнка (недели) впоследствии вырастает большой и красивый конь, так и из маленькой недели вырастает целый год. За каждым годом, как жеребёнок за своей кобылой, обязательно следует одна маленькая пятидневка - неделя. Поэтому каждый следующий год начинался в понедельник, в первый день после недели. Наверное изначально понедельником называли только один день в году – первый день года. Однако в дальнейшем, скорее всего по причине унификации названий, понедельник распространили на все недели. И сегодня, не зная истинного значения слова неделя, мы регулярно пользуемся им в новом иносказательном смысле. Вот теперь наше исследование можно считать законченным. А вас уважаемые читатели хочу поздравить с действительно сенсационным открытием. Если рассуждения о назначении орнамента сунгирской лошадки, представленные выше, верны, то мы с вами только что серьёзно увеличили возраст первого календаря, придуманного человеком. Официально признаваемый первый календарь человеческой цивилизации, обнаруженный в Ачинском поселении, датируется 22-28 тыс/лет назад. Возраст сунгирской лошадки значительно солидней. Это примерно 30-35 тыс/лет назад. Более того, спиральные орнаменты на Ачинском жезле, который многие исследователи склонны считать одним из первых календарей, так толком и не удалось расшифровать и привести к единой стройной системе отсчёта времени. Наша сунгирская лошадка позволяет просто и однозначно связать орнамент на её боках с классическим солнечно-лунным календарём, известным многим последующим цивилизациям человечества в Африке, Азии и Америке.
Интерпретация календаря годового
= = = = = = = = = = = = = = = = = = =
17 (семнадцать) лунок верхней линии и девятнадцать нижней в сумме дают число 36. Не трудно посчитать, что при 20-ти суточном месяце каждый год должен состоять из 18 таких месяцев и 5-ти «лишних» дней. Таким образом, число 36 легко трансформируется в 18 месяцев путём деления пополам. Эти месяцы обозначены разноцветными стрелками. Каждый цвет соответствует своему времени года. Красный – лето, жёлтый – осень, белый – зима, зелёный весна. Из представленной картинки также прекрасно видно, что каждое время года (лето, осень, зима, весна) разделены на две одинаковые половины. Деление каждого из четырёх времён года происходит по одному из положений солнца на небосклоне. Лето разделено на две части летним солнцестоянием. Зима – зимним. Осень – осенним равноденствием. Весна – весенним равноденствием. Таким образом, сунгирский календарь фиксирует всего 8 (восемь) времён года, которые условно можно назвать – начало лета и конец лета, начало осени и конец осени, начало зимы и конец зимы, начало весны и конец весны. Этот факт отображён в виде четырёх лунок на передней ноге лошадки и таких же четырёх лунок на задней. Лунки подкрашены соответствующим цветом, что бы было лучше видно какая лунка соответствует какому времени года.
Как уже отмечалось выше, каждая лунка на левом боку лошадки означает 10 дней. Расположение семнадцати лунок сверху и девятнадцати лунок снизу не случайно, скорее всего, такое расположение символизирует соотношение тёплых и холодных дней в году. Т.е. холодных дней было больше примерно на 20. Поэтому нижняя линия орнамента содержит на один месяц больше чем верхняя. Но это ещё не все закономерности сунгирского календаря. Если мы сложим три раза по десять, то получим 30 суточный лунный цикл. Каждая третья десятидневка выделена мною оранжевым цветом. Это указывает на начало нового лунного цикла в этот период. Так как полный лунный цикл составляет 29,53 средних земных суток, а также из-за наличия 5 «лишних» дней в 360 дневном сунгирском календаре, лунный цикл должен смещаться относительно такого календаря, и вполне возможно, реальное новолуние или полнолуние может выходить за пределы выделенной десятидневки. Однако предложенный календарь в целом согласован с фазами Луны более гармонично, чем наш Григорианский с 30 и 31 суточными месяцами. Судя по всему, лунки на левом боку лошадки подкрашивались охрой именно по этому принципу, но конечно, с учётом реального положения Луны на небосклоне в конкретном земном году.
Интерпретация календаря месячного
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Итак, Сунгирский месяц состоит из четырёх недель. В каждой неделе пять дней и ночей. Следовательно, в одном месяце ровно 20 суток. Я выделил дневные лунки оранжевым цветом, а ночные синим для того, что бы усилить замысел разработчиков этого календаря. Линия дня проходит сверху и символизирует собой Солнце в зените. Линия ночи проходит снизу и соответствует тёмному времени суток, когда Солнце спряталось за горизонт. Начинается каждый месяц в понедельник днём – с восходом солнца. Заканчивается каждый месяц ночью в пятницу. Т.е. первые и последние сутки каждого месяца разорваны и соединяются с соответствующей половинкой другого месяца. Серыми стрелками я обозначил нить времени, которая в представлении сунгирцев была неразрывной и соединяла месяц за месяцем как бусы на нитке. Как видим ни одной лишней или случайной лунки на этом боку Сунгирской лошадки нет. Такой месячный календарь абсолютно универсален и пригоден для подсчёта дней любого месяца года. В том числе и любого месяца 2020 года. Кстати, пятидневный календарь сунгирцев идеально объясняет этимологию русских названий дней недели. Понедельник – первый день после последней недели года. Вы, конечно не забыли, что каждый сунгирский месяц начинается в понедельник, следовательно, и каждый год по этому календарю тоже всегда начинается в понедельник. Вторник – второй день недели. Среда – середина недели. Четверг – четвёртый. Пятница – пятый. Никаких седьмиц, осьмиц, девятиц в сунгирском календаре не предусмотрено. Что такое, а точнее кто такой неделя мы обсудим чуть позже. На левом боку Сунгирской лошадки изображён годовой календарь.
Интерпретация календаря суточного
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Имеющиеся фотографии сунгирской лошадки позволяют по остаткам «бусинок» в лунках точно определить время и дату, зафиксированные на этом календаре. По сунгирскому календарю это 17 (семнадцатая) ночь со вторника на среду последней недели 4 (четвёртого) месяца после осеннего равноденствия. По григорианскому календарю это ночь с 08 на 09 декабря. Номер года на сунгирской лошадке не зафиксирован.
Интерпретация календаря часового
= = = = = = = = = = = = = = = = = = =
В сунгирском захоронении вместе с лошадкой была найдена человеческая берцовая кость без эпифизов, заполненная охрой. Назначение этой находки исследователи захоронения определили как ёмкость для охры. Такое предположение представляется весьма спорным. Так как довольно трудно представить, как можно пользоваться такой ёмкостью = объём небольшой, наполнять неудобно, извлекать трудно, при транспортировке всё будет высыпаться наружу. По мнению некоторых археологов, эта кость представляла собой некий ритуальный атрибут, помогавший умершим в загробном царстве. Вполне может быть. Но мне кажется, что этот артефакт имеет более утилитарное назначение. Скорее всего, это деталь аналога песочных часов. Через калиброванное отверстие в берцовой кости за фиксированный интервал времени высыпалось строго определённое количество сыпучего материала/охры. Такое «устройство» позволяло сунгирским кроманьонцам считать время не только в днях и ночах, но и в часах и минутах. 8-дольный диск из этого захоронения не что иное, как циферблат суточных часов. А «жезл начальника» - это стрелка от этих часов.
Свидетельство о публикации №225061900200