Образ, первообраз и эго
Никто не мог видеть Бога Отца, но многие видели Сына, Который сказал: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9). Для того Христос был послан в мир, чтобы люди увидели Отца, образом Которого является Сын. Почитая иконы Спасителя, мы поклоняемся не Его изображению или образу, а живому Сыну Божьему, Который есть Первообраз изображенного на иконе лика, также как при жизни Иисус Христос был образом Отца, Который для Него выступал как Первообраз. Таким же происходит и познание истины, сокрытой в природе вещей. Способность за ликом Спаса увидеть Бога, а за словами Писания – Дух Истины, является инструментом богопознания. Эта свойство характерно тем, что его основу составляют не органы чувств, посредством котором передается впечатление о вещах, а деятельность разума, просвещенного божественным светом. Иногда он проявляется в людях в виде особого чувства, называемого «интуицией». Сама по себе интуиция – лишь краткая вспышка в сознании, раскрывающая суть вещей. Она не дает постоянного и твердого знания, а лишь свидетельствует о Духе истины, Которым только и возможно верное познание. У каждой вещи или явления есть образ, как форма или вид, и первообраз – их содержание, смысл, идея. Все видимое и внешнее – это иллюзия, искажающая сущность объекта познания. Преподобный Максим Исповедник учит, что все вещи заранее имеют свое начало в Боге как идеи или логосы. И каждая из них получает свое бытие или форму доступную познанием чувствами. Главное в этом учении заключается в том, что вещи исчезают, как подверженные времени, а значит тлению и разрушению, а их логосы или содержание – вечны, как всегда пребывающие в Боге. Именно поэтому христианство свидетельствует о бессмертии души и всеобщем воскресении, потому что в основе их бытия лежит идея или первообраз личности, по которому они и восстанут из мертвых. Образно говоря, негатив каждого человека хранится в Боге, чтобы в день Второго пришествия по нему напечатать новую фотографию, то есть призвать человека в его теле на Суд. У Бога ничего не исчезает и не пропадает, потому что, однажды приведенное в бытие Творцом, – вечно, по определению, а человек тем более. Тоже касается и познания вещей; и способность увидеть их суть за формой или невидимое в видимом, – признак познания Духом. Истина является истиной не потому, что ее так называют философы и богословы, а потому, что ее суть не искажена чувствами, а сама она исходит от Бога. Поэтому нам предстоит выяснить как разглядеть за образом вещи [явления, события, человека] ее первообраз или истинную суть, и, прежде всего, в людях.
Православие уникально тем, что является ключом или светом, при помощи которых, умеющий ими пользоваться, раскрывает суть и природу вещей недоступных остальным. Применительно к ближнему, некоторые приемы познания даются Самим Христом: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые; по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы» (Мф.7:18;7:16). О чем идет речь? В отличии от Бога и ангелов, человек представляет собой одно, а проявляет себя совершенно по-другому. Причина кроется в его падшей природе, подверженной лукавству и лжи. Каждый желает преподнести себя в более лучшем свете, чем он есть на самом деле, с одной стороны, а с другой – его собственная и истинная природа от него сокрыта многочисленными грехами и страстями. Поэтому у человека отсутствует достоверное знание о себе, от чего он часто совершает противоречивые поступки: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим.7:15), – сетует апостол Павел. Подлинное состояние души и сердца каждого известны только Богу. Но нет ничего тайного, что не стало бы явным. Как сорт яблони раскрывается в яблоке, так и истинная природа человека познается через его действия, по заповеди Христа: «По плодам их узнаете их» (Мф.7:22). Что собой представляет человек в окружающем мире? Это образ его первообраза, то есть внутренней природы. Другими словами, каков человек на самом деле, то есть каков его первообраз, таким он проявляется и в поступках или в своем образе. Однако, в следствие грехопадения, истинный первообраз, который представлял собой безгрешную человеческую природу, исказился, и присутствует в нас только в виде нереализованной возможности – мы не такие, какими должны быть, а какими стали. Поэтому первообраз всякого живущего – это суть его греховной природы, которая у каждого проявляется по-разному. Процесс отображения образом первообраза находится вне власти разума и воли падшего существа. Как бы искусно, кто не пытался скрыть свое истинное намерение и сущность, рано или поздно они проявятся и станут достоянием окружающих. Однако, далеко не каждый может увидеть в малом великое, а в форме – сущность. Христос говорит: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31). Но, что значит «истина» и как она может сделать свободным? Истина – это особая благодать Духа, которая неизреченным светом или божественными энергиями открывает познающему природу вещей в их истинном виде. Это знание делает человека свободным в том смысле, что раскрывает причинно-следственные связи происходящего, а значит узы страха и неуверенности, что есть признак рабства, с боголюбивой души спадают.
Сам человек божественный свет стяжать не в состоянии, потому что – это дар свыше, а дар зависит от Дающего, а не от принимающего. Поступая тем или иным образом, каждый раскрывает свои духовно-нравственные качества, которые формируют в нем отношение к миру и окружающим. Это называется «внутренним Я» или эго. Эго – гораздо более сложная конструкция психики человека, чем просто самосознание. В зависимости от интеллектуального и главное, – религиозного уровня развития, эго либо главенствует над разумом, либо подчиняется ему. К сожалению, грехопадение все в людях исказило и перевернуло с ног на голову. Эго, управляемое своершенным разумом Адама, было призвано наслаждаться райским блаженством и общением с Богом, восхищаясь Творцом, Который: «Вся Премудростью сотворил еси» (Пс.103:24). С падением, все смешалось. Эго, водимое гордыней, взяло верх над разумом и низвергло человечество в пропасть погибели. Лукавство, обман, подозрительность, корыстолюбие, ненависть к собрату, маловерие, стали непреходящими качествами падшей человеческой природы, наследуемыми из поколения в поколение. Пораженное грехом естество Адама, породило эгоизм и его крайнюю форму – эгоцентризм, когда центр мира – это Я, и все, что вращается и происходит должно происходить вокруг меня и для меня. Евангелие, с его учением о любви, призвано разрушить это уродливую конструкцию дьявола и привести человека к познанию самого себя в том виде, в каком он был создан Творцом. Обладающий светом истины, сначала познает себя, а затем окружающий мир и ближнего. Для того, чтобы познать другого, раскрыть его истинные намерения и ориентироваться в событиях, происходящих вокруг, необходимо сначала самому привести свое эго в подчинение разуму и воле. Без благодати и помощи Святого Духа этого достичь невозможно, а для того, чтобы их обрести нужно молить Господа словами апостолов: «Господи, умножь в нас веру» (Лук.17:5). Но для того, чтобы Господь откликнулся на мольбу, нужно приложить немало усилий, крови, пота, трудов, претерпеть неисчислимые искушения, скорби, разочарования, боли потерь и предательств. Помощью в этой брани служат заповеди Господни, которые преподобный Максим Исповедник называет «естественными свойствами души». Это означает, что все они отражают те качества, каковыми обладала в раю безгрешная природа Адама. Другими словами, учение Христа раскрывает суть первозданной природы человека, которой он был наделен до грехопадения. А сами поучения Спасителя призваны напомнить людям об этом и вернуть в состояние любви, чистоты и стремления к Богу. Поэтому ничего нового, чего ранее не было дано человеку или превышало его силы Господь не дает. Он лишь указывает в заповедях на потенциал, который заложен в каждом от создания. Для следования Евангельским путем нужна всеукрепляющая благодать Духа, которая, сама по себе, без стремления свободной воли не приходит.
Поэтому святитель Иоанн Златоуст и говорит: «Если хочешь, чтобы Бог услышал тебе в молитве, послушай Его в заповедях», то есть начни с уклонения от зла, без чего невозможно приступить к богопознанию, вместе с которым приходит и просвещение в истине. Поскольку этот путь не имеет ничего общего с довлеющим эго, связан с лишениями и скорбями, внутренней бескомпромиссной борьбой, то идти по нему могут немногие, а значит только единицам дается свет правды, раскрывающий тайны бытия. Евангелие дает ответ на любой вопрос в жизни, но для этого нужно его читать не буквой, которая убивает, а Духом, Который животворит (2Кор.3:6). Поэтому приступить к тайнам Божиим возможно только через веру, поскольку: "Верою познаем" (Евр.11:3). Как это происходит я говорил в беседе «О вере». Суть вышесказанного сводится к тому, что познание истины, а значит себя и мира, начинается с веры, посредством которой всякий любящий правду, сподобляется просвещения Божественным светом. Свободное произволение человека лежит в основе и обожения, и падения. Тоже касается и познания истины: хочешь быть мудрым – будь им! Хочешь познать веру, любовь, надежду – познавай! Выбор есть у каждого. А вот согласится ли эго добровольно отказаться от власти над человеком, подчинившись ярму разума и правды – большой вопрос! Плод истины давно созрел и ждет, когда его сорвут: «Придите ко Мне все нуждающиеся и обремененные и Аз упокою вы» (Мф.11:28), – говорит Христос. Познавший истину обретает бессмертие еще на земле, ибо он уже умер для похотей мира по своей воле, и живет для истины, и истина живет в нем, а умереть дважды невозможно. Поэтому и бессмертие доступно здесь и сейчас, всякому, грядущему ко Христу.
Все вышесказанное касается познания человека в его действиях. А как происходит раскрытие сути предметов неодушевленных. Я уже говорил, что всякая вещь – это проявление идеи Бога во множестве ее образах или способах осуществления. И каждая вещь или явление приведены в бытие, чтобы раскрывать Бога в себе. Как пример, можно привести историю святителя Спиридона Тримифунтского. В споре с арианами на I Вселенском Соборе, он, как пример единосущия Святой Троицы, сотворил чудо с глиняным кирпичом, при сжатии которого из руки святителя вышли огонь, вода и осталась только глина. То есть кирпич, явил собой Троичное единство Бога, в котором огонь – это Отец, вода – Дух, и глина – Сын. В этом была скрытая суть, идея, казалось бы, простого на вид кирпича, которую смог узреть только, водимый Духом святитель Спиридон. Один видит в пчеле насекомое, а другой пример добродетели в поисках и собирании духовных благ. Один в горе увидит просто возвышенность, а другой – пример восхождения человека к Богу и нисхождения Бога к человеку. Гора – это образ, а суждение о ней как о пути богопознания – ее прообраз. И таких примеров можно привести множество. Все, что нас окружает несет в себе информацию о Творце вселенной, и, просвещенный Духом, ее может созерцать и постигать. Однако, без веры стяжание истины невозможно. Все чем занимается светская наука, это тщетные попытки объяснить природу вещей ограниченным и лжеименным человеческим разумом, и эти попытки заранее обречены на неудачу, поскольку ограниченное пытается постичь безграничное против воли последнего, и каждое новое открытие ставит новые вопросы. Маги и философы, звездочеты и колдуны, алхимики и волхвы много веков бились в тщетных попытках найти так называемый «философский камень». И не столько ради превращения железа или камня в золото, сколько из-за неуемного желания постичь природу вещей, ибо постигший ее может эту природу менять, а значит превращать, образно говоря, не только камень в золото, но и огурец брильянт, а слона – в мышь, чего Господь, конечно, допустить не может. Изменяя природу твари, Бог сотворил из посоха Моисея змею и посохом извлек воду из скалы в пустыне. Но такое возможно только Господу, но никак не человеку, ибо только Тот сможет изменить природу, Кто ее создал, то есть Бог. Поиск золота с помощью философского камня – всего лишь предлог. Понимание сути вещей – была истиной причиной его поисков. Ради этого тратились века и впустую обращались усилия человечества. Познающий мир и себя Духом во всем этом не нуждается. Ему достаточно видеть Бога в каждом творении, чтобы созерцать Его в самом себе незримо, духовными очами, а это и есть единственный путь к Создателю, и к своему блаженному первообразу, который есть «частичка Бога», как его называет преподобный Максим Исповедник.
Свидетельство о публикации №225061900322