Поэзия миннезингеров 12-15вв
(Отрывки цитируются по книге «Хрестоматия по зарубежной литературе средних веков». М., 1953, стр. 354-427).
Поэзия этого направления складывалась с середины 12 веке под влиянием французской лирики – провансальских трубадуров. Ученые отмечают, что миннезингеры почти всегда сами сочиняли музыку к своим стихам; в распространении их произведений главная роль принадлежала странствующим актерам (Шпильманам). Слово «Миннезингер» переводится, как «певец любви»». Эти певцы представляли в своей лирике утонченную любовь к прекрасной даме, много заимствуя от трубадуров. Иногда эти поэты в своих стихах поднимают религиозные темы. Ученые замечают, что на Юге-Востоке Германской империи было «народное» направление – эта лирика близка к народным любовным песням и к героическому эпосу (Кюренбергер, Дитмар фон Айст).
Кюренбергер
«Я сокола кормила год и много дней.
Когда его взрастила я по прихоти моей
И перья чистым золотом увила я,
Он взмыл высоко в небо, умчался в дальние края.
Затем я увидала: летел он снова;
Висел, к ноге привязан, шнурок шелковый;
И перья красным золотом горели ярко вновь.
Соедини, о господи, тех, кто в душе хранит любовь!»
В 12-13 вв. основной формой куртуазной лирики этого направления является строфическая песня, которая может состоять из одной или из ряда одинаковых строф. По тематическим направлениям они подразделяются:
1. Плясовые песни – похожи на пасторелу, они изображают веселье, споры крестьян и столкновение с ними рыцаря-поэта;
2. Утренняя песня – она похожа на провансальскую альбу;
Дитмар фон Айст
«Спишь ли, мой друг Ясноокий?
Ах, будит нас жестоко
Птичка-певунья злая,
Среди веток липы порхая…»
3. Крестовая песня – призывает к участию в крестовых походах и связанные с ним и психологические моменты.
Миннезингеры пользовались и жанром «нестрофического шпруха» (изречение), который был от шпильманов; применялся в политической и сатирической поэзии. Познакомимся с некоторыми отрывками из песен Генриха фон Фельдека:
«…Не в том моя беда,
Что голова седа.
Мне в даме суетность горька;
На медь она падка,
Коль тускнет злата цвет…»
Нередко поэты применяли «лейх» - сложное объединение различных по строению строф (связан с латинским гимном).
Предлагаю отрывки из песни (13 в.), в которой использован более ранний материал.
«Словно роза – алый рот,
Дай забвенье от забот.
Дай забвенье от забот.
Словно роза - алый рот!»
Гартман фон дер Ауэ
«Друзья мне часто говорят
(Я слушать их не очень рад):
«Пойдем-ка, Гартман, с нами
Под окна к знатной даме!»
Раз навсегда ответ им дан:
«Друзья, не по дороге нам».
Что видел я от знатных дам?
Служил им лишь себе на срам.
…Нет, женщин, мне приятных,
Ищу я средь незнатных.»
Вальтер фон Фогельвейде (1160-1230) – самый значимый поэт из миннезингеров. Свое литературное творчество начинал с воспевания рыцарской любви, постепенно сблизился с народной песенной лирикой. Для поэта любовь – это «блаженство двух сердец»; простая девушка в его стихах заменила важную строптивую госпожу. Ученые считают Вальтера выдающимся политическим поэтом – он резко критиковал папский Рим, обличая его корыстолюбие. Познакомимся с образцами его стихов.
«Под липой свежей,
У дубравы,
Где мы лежали с ним вдвоем,
Найдете вы те же
Цветы и травы:
Лежат примятые, ничком.
Подле опушки соловей –
Тантарадей! –
Заливался все нежней…»
«Благословляю день знакомства с тою,
Что душу мне покорила и тело;
Она мое сердце своей добротою
Приворожить к себе сумела…»
Корона старше чем король Филипп годами,
Но посмотрите все, не чудо ль перед нами?
Кузнец сковал ее как будто для него!
Она пришлася так к его главе державной.
Что мысль их разлучить считаю я бесправной,
Никто из них величья своего
Не потерял. Ее камней сиянье
Ее камней сиянье
Сливается с его чудесной красотой…»
«Как набожно, небось, смеется папа в Риме,
Своим монахам говоря: «Я все устроил с ними».
Что так он вправе утверждать, позор для нас!
«Двух алеманов, - говорит он, - я венчал зараз
С тем, чтоб помочь немецким землям разоряться,
Казне же нашей быстро наполняться…»
Вольфрам фон Эшенбах – один из авторов «утренних песен» (альбы) – как и французы прославляли любовь.
«Прорвав когтями
Густое покрывало тучи,
Взбирается на небосвод
Там за холмами
Своею поступью могучей
Рассвет, который не дает
Длить радости любви тому
Кого я сам сюда впустил.
Я должен весть подать ему!
Он преданность и дружбу заслужил».
Нидгарт фон Рювенталь (1180-1250) – его произведения считаются образцами плясовых песен. Ученые его считают крупнейшим представителем «сельского миннезанга».
«Май, окруженный славой,
Привел с собой дубравы,
И в них листвою новой
Покрыты все деревья вновь;
Конец зиме суровой!»
«Как я лужайкам рада!..
Весенняя отрада
Томит меня все боле! –
Скорей, скорее в поле! –
Сказала девушка-краса…»
Готфрид фон Нифен – представитель «Сельского миннезанга». Большое внимание уделял в поэзии бытовым мотивам.
«Все-то лето напролет
Быть мне при ребенке, -
Няня, это ль не беда?
Там под липой хоровод,
А меня пеленки
Не пускают никуда.
До рассвета я пою:
Баюшки-баю,
Спи, любовь, не плачь!
Тоску укачаю я твою…»
Штрикер (13 в.) – автор сборника насмешливых шванков «Поп Амис», о ловком, смышленом попе; автор отобразил различные стороны европейской жизни того времени. Произведения относя к литературе городского сословия. Я знакомлю читателя с этой поэзией, чтобы он мог видеть различие и сходство ранее представленных и новых стихотворений (вся поэзия датируется 12-13 вв.)
«Как только поп разбогател,
В своих мечтах в своих мечтах безмерно смел,
Он возымел стремленье
Без устали, без лени
Богатства большего добиться.
И к Каролингам быстро мчится
На скакуне наш поп Амис.
Огни Парижа вдруг зажглись
Пред ним. Вошел он в тронный зал
И прямо королю сказал:
«Коль помощь вам нужна моя,
Помочь вам буду счастлив я».
Король изрек: «Мы знать должны,
В каком искусстве вы сильны»…
Упадок миннезанга отмечается учеными со второй половины 13 в.; причиной считают – постепенное исчезновение рыцарской культуры. В лирической поэзии этого времени заметны три направления:
1. Эпигонство куртуазного стиля – повторение приемов классиков миннезанга приводит к деградации развития поэтического стиля; ученые приводят пример - книга «Служение даме» (1250), Ульрих фон Лихтенштейн; книга представляет собой стихотворный роман автобиографического характера.
2. Продолжатели «народных жанров» с их рафинированностью и слащавостью (Тангейзер, танцевальные песни).
3. Морально-дидактическое направление – оно развивалось в среде бюргеров, для их искусства характерно включение богословской учености в стихи, где элементы спора между поэтами имеют определенное значение (состязание певцов в замке графа Германа Тюрингенского (13 в.) – «Война певцов»).
Литература:
1. История зарубежной литературы. М., 1978г.
2. Поэзия миннезингеров. М., 1974г.
3. Хрестоматия по мировой художественной культуре. М., 2000г.
4. Хрестоматия по зарубежной литературе средних веков. М., 1953г.
Свидетельство о публикации №225061900498