Поэзия миннезингеров 12-15вв

Поэзия  миннезингеров (12-15вв.)

(Отрывки цитируются по книге «Хрестоматия по зарубежной литературе средних веков». М., 1953, стр. 354-427).
Поэзия этого направления складывалась с середины 12 веке под влиянием французской лирики – провансальских трубадуров. Ученые отмечают, что миннезингеры почти всегда сами  сочиняли музыку к своим стихам; в распространении их произведений главная роль принадлежала странствующим актерам (Шпильманам). Слово «Миннезингер» переводится, как «певец любви»». Эти певцы представляли в своей лирике утонченную любовь к прекрасной даме, много заимствуя от трубадуров. Иногда эти поэты в своих стихах поднимают религиозные темы. Ученые замечают, что на Юге-Востоке Германской империи было «народное» направление – эта лирика близка к народным любовным песням и к героическому эпосу (Кюренбергер, Дитмар  фон  Айст).
Кюренбергер
«Я сокола кормила год и много дней.
Когда его взрастила я по прихоти моей
И перья чистым золотом увила я,
Он взмыл высоко в небо, умчался в дальние края.
Затем я увидала: летел он снова;
Висел, к ноге привязан, шнурок шелковый;
И перья красным золотом горели ярко вновь.
Соедини, о господи, тех, кто в душе хранит любовь!»
В 12-13 вв. основной формой куртуазной лирики этого направления является строфическая песня, которая может состоять из одной или из ряда одинаковых строф. По тематическим направлениям они подразделяются:
1. Плясовые песни – похожи на пасторелу, они изображают веселье, споры крестьян и столкновение с ними рыцаря-поэта;
2. Утренняя песня – она похожа на провансальскую  альбу;
Дитмар фон Айст
«Спишь ли, мой друг Ясноокий?
Ах, будит нас жестоко
Птичка-певунья злая,
Среди веток липы порхая…»
3. Крестовая песня – призывает к участию в крестовых походах и связанные с ним и психологические моменты.
Миннезингеры пользовались и жанром «нестрофического шпруха» (изречение), который был от шпильманов; применялся в политической и сатирической поэзии. Познакомимся с некоторыми отрывками из песен Генриха фон Фельдека:
«…Не в том моя беда,
Что голова седа.
Мне в даме суетность горька;
На медь она падка,
Коль тускнет злата  цвет…»
Нередко поэты применяли «лейх» - сложное объединение различных  по строению строф (связан с латинским гимном).
Предлагаю отрывки из песни (13 в.), в которой использован более ранний материал.
«Словно роза – алый рот,
Дай забвенье от забот.
Дай забвенье от забот.
Словно роза -  алый рот!»
Гартман фон дер Ауэ
«Друзья мне часто говорят
(Я слушать их не очень рад):
«Пойдем-ка, Гартман, с нами
Под окна к знатной даме!»
Раз навсегда  ответ им дан:
«Друзья, не по дороге нам».
Что видел я от знатных дам?
Служил им лишь себе на срам.
…Нет, женщин, мне приятных,
Ищу я средь незнатных.»
Вальтер фон Фогельвейде (1160-1230) – самый значимый поэт из миннезингеров. Свое литературное творчество начинал с воспевания рыцарской любви, постепенно сблизился с народной песенной лирикой. Для поэта любовь – это «блаженство двух сердец»; простая девушка в его стихах заменила важную строптивую госпожу. Ученые считают Вальтера выдающимся политическим поэтом – он резко критиковал папский Рим, обличая его корыстолюбие. Познакомимся с образцами его стихов.
«Под липой свежей,
У дубравы,
Где мы лежали с ним вдвоем,
Найдете вы те же
Цветы и травы:
Лежат примятые, ничком.
Подле опушки соловей –
Тантарадей! –
Заливался все нежней…»
«Благословляю день знакомства с тою,
Что душу мне покорила и тело;
Она мое сердце своей добротою
Приворожить к себе сумела…»
Корона старше чем король Филипп годами,
Но посмотрите все, не чудо ль перед нами?
Кузнец сковал ее как будто для него!
Она пришлася так к его главе державной.
Что мысль их разлучить считаю я бесправной,
Никто из них величья своего
Не потерял. Ее камней сиянье
Ее камней сиянье
Сливается с его чудесной красотой…»
«Как набожно, небось, смеется папа в Риме,
Своим монахам говоря: «Я все устроил с ними».
Что так он вправе утверждать, позор для нас!
«Двух  алеманов, - говорит он, - я венчал зараз
С тем, чтоб помочь немецким землям разоряться,
Казне же нашей быстро наполняться…»
Вольфрам фон Эшенбах – один из авторов «утренних песен»  (альбы) – как  и французы прославляли любовь.
«Прорвав когтями
Густое покрывало тучи,
Взбирается на небосвод
Там  за холмами
Своею поступью могучей
Рассвет, который не дает
Длить радости любви тому
Кого я сам сюда впустил.
Я должен весть подать ему!
Он преданность и дружбу заслужил».
Нидгарт фон Рювенталь (1180-1250) – его произведения считаются образцами плясовых песен. Ученые его считают крупнейшим представителем  «сельского миннезанга».
«Май, окруженный славой,
Привел с собой дубравы,
И в них листвою новой
Покрыты все деревья вновь;
Конец зиме суровой!»
«Как я лужайкам рада!..
Весенняя отрада
Томит меня все боле! –
Скорей, скорее в поле! –
Сказала девушка-краса…»
Готфрид  фон Нифен – представитель «Сельского миннезанга». Большое внимание уделял в поэзии бытовым мотивам.
«Все-то лето напролет
Быть мне при ребенке, -
Няня, это ль не беда?
Там под липой хоровод,
А меня пеленки
Не пускают никуда.
До рассвета я пою:
Баюшки-баю,
Спи, любовь, не плачь!
Тоску укачаю я твою…»
Штрикер (13 в.) – автор сборника насмешливых шванков «Поп Амис», о ловком, смышленом попе; автор отобразил различные стороны европейской жизни того времени. Произведения относя к литературе городского сословия. Я знакомлю читателя с этой поэзией, чтобы он мог видеть различие и сходство ранее представленных и новых стихотворений (вся поэзия датируется 12-13 вв.)
«Как только поп разбогател,
В своих мечтах в своих мечтах безмерно смел,
Он возымел стремленье
Без устали, без лени
Богатства большего добиться.
И к Каролингам быстро мчится
На скакуне наш поп Амис.
Огни Парижа вдруг зажглись
Пред ним. Вошел он в тронный зал
И прямо королю сказал:
«Коль помощь вам нужна моя,
Помочь вам буду счастлив я».
Король изрек: «Мы знать должны,
В каком искусстве вы сильны»…
Упадок  миннезанга отмечается учеными со второй половины 13 в.; причиной считают – постепенное исчезновение рыцарской культуры. В лирической поэзии этого времени заметны три направления:
1. Эпигонство куртуазного стиля – повторение приемов классиков миннезанга приводит к деградации развития поэтического стиля; ученые приводят пример -  книга «Служение даме» (1250), Ульрих фон Лихтенштейн; книга представляет собой стихотворный роман автобиографического характера.
2. Продолжатели «народных жанров» с их рафинированностью и слащавостью (Тангейзер, танцевальные песни).
3. Морально-дидактическое направление – оно развивалось в среде бюргеров, для их искусства характерно включение богословской учености в стихи, где элементы спора между поэтами имеют определенное значение (состязание певцов в замке графа Германа Тюрингенского (13 в.) – «Война певцов»).

Литература:
1. История зарубежной литературы. М., 1978г.
2. Поэзия миннезингеров. М., 1974г.
3. Хрестоматия по мировой художественной культуре. М., 2000г.
4. Хрестоматия по зарубежной литературе средних веков. М., 1953г.


Рецензии
Очень познавательно

Юрий Николаевич Горбачев 2   07.11.2025 14:01     Заявить о нарушении