К ТФО. Две догмы эмпиризма
Сопроводительные материалы
Две догмы эмпиризма: критический анализ Уилларда Куайна
ВВОДНАЯ
"Две догмы эмпиризма" (1951) Уилларда Куайна — фундаментальная работа в аналитической философии, совершившая переворот в понимании природы научного знания. В этой статье Куайн подвергает радикальной критике основные положения логического позитивизма, предлагая вместо них целостную прагматическую концепцию знания.
Актуальность работы сохраняется и сегодня, так как она затрагивает ключевые эпистемологические вопросы:
- природу аналитического знания,
- соотношение теории и опыта,
- проблему верификации и границы научного познания.
ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ
Философский контекст
Работа Куайна появилась в период расцвета логического позитивизма Венского кружка, когда доминировали идеи:
- жёсткого разделения аналитических и синтетических истин;
- верификационной теории значения;
- редукционистской программы эмпиризма.
Основные этапы формирования концепции
1930-е — Куайн учится у Альфреда Уайтхеда и знакомится с работами Карнапа.
1940-е — формирование критического отношения к догмам эмпиризма.
1951 — публикация "Двух догм" в "Philosophical Review".
1960-е — развитие идей в работах "Слово и объект", "Онтологическая относительность".
Влияние на философию
Куайновская критика:
- подорвала основания логического позитивизма;
- способствовала "прагматическому повороту" в аналитической философии;
- предвосхитила концепцию научных парадигм Куна;
- повлияла на развитие холизма в эпистемологии.
ПОНЯТИЙНЫЙ КОНТЕКСТ
Аналитические истины — в традиционном понимании (до Куайна) — утверждения, истинные в силу своего значения (например, "все холостяки неженаты"). Куайн показал, что понятие аналитичности само требует объяснения и не может служить основанием эпистемологии.
Синтетические истины — утверждения, истинность которых зависит от соответствия фактам (например, "снег бел"). Куайн оспаривал возможность чёткого разделения с аналитическими истинами.
Редукционизм — философская позиция, согласно которой любое осмысленное утверждение может быть сведено к утверждениям о непосредственном чувственном опыте. Куайн показал несостоятельность этой программы.
Холизм (концепция Куайна) — представление о том, что наши знания представляют собой взаимосвязанную сеть убеждений, которая сталкивается с опытом как целое, а не по частям.
Подтверждение — у Куайна процесс, при котором опыт воздействует на всю систему наших убеждений, вызывая её пересмотр, но не диктуя однозначно, какие именно элементы системы должны быть изменены.
Онтологическая относительность — вытекающая из критики Куайна идея, что наши представления о существующем зависят от концептуальной схемы и не могут быть абсолютными.
Коннекционизм — один из подходов в области искусственного интеллекта, когнитивной науки (когнитивистики), нейробиологии, психологии и философии сознания. Коннекционизм моделирует мыслительные или поведенческие явления процессами становления в сетях из связанных между собой простых элементов. Существует много различных форм коннекционизма, но наиболее общие используют нейросетевые модели. В рамках этого течения предпринимаются попытки объяснить умственные способности человека, используя искусственные нейронные сети.
Коннекционистский подход — может обеспечить альтернативу теории разума и распространённой в рамках этой теории идеи, согласно которой механизмы работы разума имеют сходство с обработкой знакового языка цифровой вычислительной машиной. Как именно/в какой степени парадигма коннекционизма представляет альтернативу классическим представлениям о природе разума, является предметом споров, последнего времени.
Эпистемологический анархизм («анархистская теория познания») — релятивистская концепция, созданная философом науки Полом Фейерабендом и раскрытая в его работах (в частности «Против метода»), которая провозглашает отсутствие универсальных критериев истинности знания, а навязывание таких критериев государством или обществом рассматривает как препятствие для свободного развития науки.
Круг определений — Куайн считал, что аналитичность, синонимия и значение, которые используются при рассуждении о языке, поддерживают и определяют друг друга, и рассуждение вращается как будто бы в круге.
Куайн утверждал, что дать определение синонимии можно только, сделав логический круг к понятию аналитичности, и на этом основании говорил о неопределённости обоих понятий и неудовлетворительности определения Фреге.
Оппоненты Куайна, оксфордские философы Питер Стросон и Пол Грайс, считали, что требования Куайна к философским понятиям излишне строги и неоправданны. Они указывали на то, что понятие аналитичности (и ряд тесно связанных с ним понятий), несмотря на недостаточную определённость, используются не только философами, но и имеют широкое хождение в обыденном языке.
КРИТИКА ДОГМ ЭМПИРИЗМА
Первая догма: разделение аналитического и синтетического
Куайн показывает, что:
- понятие аналитичности невозможно определить без круга в определениях;
- все попытки объяснить аналитичность через синонимию сами требуют объяснения;
- в реальной научной практике нет чёткой границы между аналитическими и синтетическими утверждениями.
Вторая догма: редукционизм
Аргументы Куайна:
- опыт не подтверждает отдельные утверждения, а только их комплексы;
- невозможность сведения теоретических терминов к наблюдениям;
- теория взаимодействует с опытом как целое ("сеть убеждений").
ЦИТАТЫ
- "Наши высказывания (statements) о внешнем мире (external world) сталкиваются с трибуналом чувственного опыта (sense experience) не поодиночке, но исключительно в виде связного целого (corporate body)".
- "Ни одно высказывание не гарантировано от переосмысления (no statement is immune to revision)".
- "Миф о физических объектах эпистемологически превосходит большинство других мифов в том отношении, что он оказался более эффективным, чем другие мифы, в качестве устройства для выработки поддающейся управлению структуры потока (flux) опыта".
- "Наука — это продолжение здравого смысла (Science is a continuation of common sense)".
- "Граница между энергией и материей является устаревшей (obsolete)".
ПОСЛЕДСТВИЯ КРИТИКИ
Эпистемологические следствия:
- отказ от фундаментализма в теории познания;
- признание конвенционального характера научных истин;
- прагматический подход к оценке теорий.
Методологические изменения:
- переход от верификационизма к холизму;
- признание роли контекста в определении значения;
- акцент на взаимосвязи различных областей знания.
СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ
Значение в:
- философии науки — идеи Куайна подготовили почву для исторического подхода Куна и методологического анархизма Фейерабенда;
- лингвистике — повлияли на развитие когнитивной лингвистики и исследований концептуальных схем;
- когнитивных науках — способствовали развитию коннекционистских моделей познания;
- искусственном интеллекте — идея "сети убеждений" нашла отражение в нейросетевых архитектурах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Критика Куайном двух догм эмпиризма изменила представления в современной философии, показав:
- условность традиционных эпистемологических категорий;
- целостный характер человеческого знания;
- прагматическую природу научного познания.
Эти идеи сохраняют свою актуальность в эпоху междисциплинарных исследований, когда границы между различными формами знания становятся всё более проницаемыми.
Куайновский холизм предлагает плодотворный подход к осмыслению сложных систем знания в современной науке и философии.
По материалам Википедия.
Свидетельство о публикации №225061900052