Первое посещение Онапу. ч. 1
Раньше во внутрь не было прохода к священному дереву, мешали железные ворота. Теперь свободный доступ к дереву. Кто верит чимарийской вере, можно помолиться, повесить ленточки и оставить дар.
До сих пор жители деревни Шоруньжа приходят в Петров день(12 июля) в священную рощу. Главный карт в национальной марийской одежде и головном уборе теркупше читает молитву , приходящие молятся на коленях, затем по очереди подходят к нему с полотенцами. Затем помощник карта с полотенцами поднимается к Онапу липе, завязывают веревками и вешают на толстый сучок дерева. Дары никто не трогает и не забирает домой. Они висят на сучке дерева и в дождь, и в знойную жару, и в холодную зиму, и в весенние дни прожигаются солнечными лучами. С годами полотенца тлеют и превращаются в труху.
Вновь наступает Петров день. Жители приносят дары в священной роще дереву Онапу липе полотенца, молятся, просят здоровье и счастья в семье, просят, чтоб в хозяйстве живность хорошо росла, не болела...
Я несколько раз посещала священную рощу в деревне В давние времена мои предки по маминой линии жили в этой местности.В округе жили чимарийцы. И мой дед Илья, которого никогда не видела, верил чимарийское вере,посещал священную рощу. Жаль, фото деда не сохранилась,но по разговорам деревенских жителей узнала, что мой дед напоминал мою маму Анну и старшего брата Максима.
14 апреля мне удалось в Йошкар-Оле обнять Онапу березу. Дерево плакало. Вокруг него слезы текли. На березу посмотрела, и у самой слезы появились.Кто-то обломал ветки священного дерева.На землю сочится березовый сок из каждой обломанной веточки. И вся земля вокруг Онапу березы в живительной влаге.
4.04.2025
Свидетельство о публикации №225061900557