хлеб, вино и жулики Часть 2-я
На следующий день – мы «вышли в люди». Начали с того места, откуда, по всем расчетам, нам придется получать зерно – а именно –с областного объединения «Донхлебопродукт». Руководство объединения приняло нас не с распростертыми объятиями, а как обычных « бедных родственников».
Да, они в курсе дела, что намечаются какие-то обменные операции по зерну, между Ростовской областью и Приднестровьем, но никакие детали им не известны, сами они ничего не решают, поэтому – рекомендовали - вначале обратиться к главе областного Совета (был такой орган управления в то время), он, наверное, тоже в курсе дела, и только после этого, будет разговор о каком-то обмене, если на это будет дано соответствующее разрешение….
Поняв, что без разрешения высшего областного руководства, с нами никто не будет иметь дело, на следующий день, я, уже один, отправился на прием к главе области.
Интересное было время – те самые «девяностые годы». Когда что-то кипит, а в то время «кипело» все постсоветское пространство и, в первую очередь –Россия, обязательно появляется «накипь», которую обычно выбрасывают, за ненадобностью. Но в то время, этот появляющийся «шум» или «накипь», просто не было кому выбрасывать, потому, что основные усилия многих людей, в том числе и из той «накипи», были направлены на сам процесс «бурлящего кипячения», а не на приготовление какого-то готового продукта для большинства населения.
Вся эта «накипь», на разных уровнях, не растворялась в кипящей массе, а всплывала, где-то объединялась и укреплялась, особенно там, где кто-то на « чем-то сидел»….Кого, где застало это время. Кого –на нефти, кого -на газе, кого -на алмазах, кого – на зерне, а кого – и -на…власти, то есть- на возможности….
Все те, кто на чем-то «сидел», в тот начальный период, еще где-то по инерции, «блюли» Уголовный кодекс, понимая, что они не хозяева (пока) того, на чем «сидят», но имеют доступ (право) распоряжения –кому, зачем, куда и почем. На первый случай это право их вполне устраивало. Не надо воровать или присваивать, –достаточно - разрешать, но тому, кто хорошо попросит….
Вот к одному из таких «хозяев», я и отправился на встречу. Зарегистрировался по очереди в большой приемной. Попал я к нему на прием только на третий день. Не потому, что он меня не принимал, а потому, что было слишком много желающих…
Только на третий день, придя к приемной за полтора часа до начала работы, я был записан и успел-таки встретиться с главой области. В то время (и еще не один год после), командовал там человек, с «козырной» фамилией –«Туз». Принял он меня, вначале, неплохо, расспросил, как ситуация у нас в Приднестровье, ну а потом , прямо спросил, что я от него хочу….
Я сказал, что мне известно, о возможном обмене нашей алкогольной продукции, в первую очередь, ароматизированного фирменного вина «Букет Молдавии», на зерно из вашей области. Потом можно будет расширить ассортимент обмена, различной коньячной продукцией, она у нас тоже имеется и достойного качества.
Раскрыл свой портфель-дипломат, показал образцы нашей продукции. В портфеле у меня вмещалось 11 бутылок коньяков разных сроков выдержки, от трех –до 30 лет и одна бутылка вина «Букет Молдавии». Я выложил все эти образцы, на стол. Хозяин осмотрел их, поднялся и пригласил меня в соседнюю с его кабинетом комнату, поменьше.
Там, во всю стену, на специальных полках, стояли бутылки, с разной алкогольной продукцией, в том числе –разные коньяки – французские, итальянские, албанские и разные другие и сказал -: «Видишь?». Не знаю –думал ли он поразить меня своей коллекцией или просто показать, что у него есть, но на меня, человека из Тирасполя, весь этот набор не произвел особого впечатления.
Дело в том, что именно в тот период, коньячное производство, в Тирасполе, на нашем заводе «КВИНТ», достигло наивысшего качественного уровня. Наши коньячные напитки, были несравнимо выше по качеству, аналогичной продукции, из любого региона, не только бывшего СССР, но и большинства других стран.
Не зря, именно в тот период, любимым напитком первого российского Президента, был не самый высокий по достоинству – наш коньяк трехлетней выдержки –«Белый Аист».
Показав мне свою коллекцию, хозяин кабинета, принял от меня к ней добавку, а потом, прямо спросил: «Слушай! Зачем (он сказал другое слово), мне твое питье?. Зачем мне морочить голову с его реализацией, когда ты сам видел, сколько у меня людей бывает в приемной каждый день и они, предлагают за зерно живые деньги, в том числе - валюту!».
Я его по - человечески попросил дать разрешение на обмен хотя бы нескольких вагонов ароматизированного вина, которого больше нигде в бывшем Союзе, нет и вряд ли - будет, и добавил, что у нас сегодня, с полночи очереди в хлебных магазинах.
На что хозяин сразу заявил, что это не к нему, он не благотворительная организация, а областной СОБЕЗ, находится в этом же здании, но с противоположного входа, так что для голодных- это –туда.
С тем же областным руководителем, я встречался еще пару раз и с одинаковым успехом. Дошло до того, что он приказал своей секретарше –не пускать меня в приемную, иначе ей придется перейти на другую работу….И все-таки, в один из дней, остановив его утром в коридоре, по пути в кабинет, мне удалось добиться у него согласия: «Ладно, давай попробуем. Везите несколько вагонов того вина….Мы тоже люди».
Возможно, это было сказано, чтобы я отцепился от него, но –было сказано!.
Глава четвертая.
Примерно в 60 километрах от столицы ПМР, Тирасполя, на левом берегу Днестра, напротив места впадения в Днестр, его правого притока, Реута, расположен город Дубоссары. Нас, в данной повести, он интересует лишь, как потенциальный поставщик ароматизированного вина, для обмена его на зерно в Ростовской области.
После получения в Ростове, принципиального согласия, на такой обмен, пока пробной партии, было принято решение –оперативно отправить в Ростов –четыре вагона вина.
В связи с тем, что к Дубоссарам, нет железной дороги, определись с местом погрузки этих вагонов на территории Рыбницкого хлебоприемного пункта, который имеет выход на железнодорожную станцию - Рыбница, что в 60 километрах от Дубоссар.
Вино в ящиках, было переправлено из Дубоссар в Рыбницу, четыре вагона были загружены вином и один двухосный вагон, был выделен для размещения сопровождающего экспедитора и охраны.
Так как отправителем вина и потенциальным получателем зерна, выступал Рыбницкий хлебоприемный пункт, то экспедитором –сопровождающим вина -был выделен представитель этого ХПП, а, для охраны груза, из местного районного отдела Внутренних дел, было выделено четверо вооруженных автоматами , милиционеров.
До ближайшей узловой станции Слободка, что в Одесской области –всего 40 километров, но это уже другое государство, Украина, со всеми вытекающими последствиями, начиная с пересечения границы и таможенного контроля….
Маневровый тепловоз, по договоренности между станциями, доставил эти пять вагонов из Рыбницы в Слободку, в течении часа. Оставил где-то на запасных путях, а сам занялся текущей станционной работой.
И –тогда оно началось…В первые постсоветские годы, все бывшие транспортные связи, в том числе железнодорожные, как-то еще сохранялись, хотя было много путаницы и неразберихи, но все-таки, можно было о чем-то договориться на нижнем, рабочем , уровне. С течением времени, буквально все в этом направлении – только ухудшалось, рассыпалось, распадалось, искажалось….Особенно после введения таможенных процедур, на всем (бывшем внутрисоюзном), уже –межгосударственном пространстве.
Когда вагоны с вином, были отправлены в один из тупиков станции Слободка, а сопровождающий их экспедитор, отправился на станцию, выяснять возможность дальнейшего следования, четверо милиционеров, охранявших этот груз, вышли из вагона на воздух, покурить. Проходящий мимо осмотрщик вагонов , увидев незнакомых людей в форме и лежащие на столе, в вагоне, автоматы, доложил об этом не дежурному по станции или её начальнику, а тому, кто был ему по пути ближе –начальнику узлового отдела милиции.
Тот, уточнив, где находятся те, чужие люди, взяв с собой личное оружие, отправился на «разведку». Стараясь не обнаруживать себя, подкрался поближе, убедился, что люди в милицейской форме, действительно чужие, четырех увидел, а сколько их в вагонах- неизвестно и вернулся в отдел. По дороге ему пришла в голову мысль, что возможно – это какая-то диверсионная группа, возможно из Приднестровья, намеревается или – захватить станцию, или ограбить какие-то хранилища, или просто устроить какую-то диверсию на железной дороге по Одесскому направлению….
Собрав всех, кого можно было собрать из его подчиненных, он повел их на «ликвидацию» неизвестно откуда появившейся вооруженной группы. В итоге –все четверо приезжих милиционеров были арестованы, оружие у низ –изъято, а их самих -отправили под временный арест, предъявив в качестве первичного обвинения- незаконное хранение оружия….
Глава пятая.
Как раз в это время, начальник станции Рыбница, позвонил начальнику станции Слободка, чтобы узнать, как доехали вагоны с вином , где они сейчас и какова будет их дальнейшая судьба. Дело в том, что эти вагоны ,пояснил он, на специальном контроле у руководства Приднестровья, поэтому- весь их путь следования до Ростова-на Дону, будет теперь постоянно уточняться.
Начальники станций Рыбница и Слободка, были знакомы много лет, были сокурсниками по техникуму и вдобавок – земляками, раньше, до развала Союза –часто встречались в Управлении Дороги, то есть были близкими друзьями.
Отвечая на вопрос о судьбе «винных вагонов», начальник из Слободки, сказал, что поставил те вагоны «на срочную очередь», никто их не тронет и он постарается побыстрее отправить их дальше, но не просто отправить, а отправить в нужное направление и с «нужным» сопровождением, так что пусть коллега не переживает –все должно быть нормально….Пусть так и доложит своему начальству….
Глянув в этот момент в окно, начальник (Слободский), увидел странную картину –по перрону, в сторону вокзала, группа милиционеров, с автоматами в руках, сопровождает другую группу, тоже милиционеров, но безоружных…Причем среди тех, безоружных, начальник узнал своего двоюродного брата, который работал в милиции на станции Рыбница.
Начальник станции –быстро прошел в пристанционный отдел милиции, где начальник того отдела, сидел за столом и было видно, что пытался куда-то звонить.
«Оставь тот телефон! –зло сказал начальник станции, -ты куда звонишь?» «В Одессу, -нервно ответил милиционер. «Ну я так и думал! –засмеялся начальник станции, -и чего ты туда звонишь?!». «А вы видите, кого мы сейчас задержали?. Чужие вооруженные люди, возможно, готовились захватить нашу станцию, но не успели!».
«Слушай, капитан!- перестал улыбаться начальник станции, - ты откуда к нам прибыл?». «З Ивано-Франкивськои области! –ответил тот. «Ну –тогда понятно!- проговорил начальник станции, - Теперь слушай сюда – Благодарю тебя и твою группу захвата, за бдительность и оперативность, но…сейчас –позови сюда всех тех арестованных, я хочу поговорить с ними. Может они мне что-нибудь интересное расскажут. И- побыстрее»
Когда привели «арестованных», начальник станции и старший группы, тех, арестованных «чужих» милиционеров, молодой старший сержант, по - братски обнялись, перекинулись несколькими словами, а потом начальник станции, громко сказал: «Садитесь, уважаемые соседи и родственники, простите нас за такую «встречу», но служба есть служба и бдительность в таких делах никогда не мешает. Сейчас вам вернут оружие и мы постараемся, чтобы вы поехали дальше и, чтобы было меньше подобных инцидентов.
Когда милиционеры получили оружие и отправились к своему вагону, начальник станции, побеседовал с экспедитором, рассказал, как будет стараться облегчить им путь следования, но вежливо предложил, в порядке морального ущерба станционной милиции, подарить им ящик…вина.
Так и было сделано, и стороны с обоюдной благодарностью –разошлись…
Начальник станции Слободка –сдержал слово. Он нашел способ прицепить наши пять вагонов, к составу, груженному металлоломом, направляющемуся на переплавку в город Жданов. Направить эти вагоны напрямую в Ростов-на Дону, не было возможности, так как надо было выходить на Российские дороги, поэтому вариант двигаться в сторону Жданова, был наиболее приемлемый и менее «затратный».
До Жданова, нашим вагонам с вином, ехать было не надо, да и не было смысла, потому что между Ждановом и Ростовом нет прямой железнодорожной связи. Пришлось отцепляться от идущего на Юг состава, в Донецке. А уже в Донецке, за два ящика вина, наши вагоны, «попутно» дотянули до узловой станции Матвеев Курган, а потом –еще за ящик вина, доставили в город –Таганрог. Дальше было Азовское море и надо было каким-то образом, преодолеть оставшиеся 80 километров –до Ростова….
И здесь помогла «живая валюта» - вино. Всего за один ящик (12 бутылок!) вина «Букет Молдавии», из Ростова (специально!), пришел тепловоз и доставил наши вагоны в Ростов. Доставил не на станцию, (иначе бы мы вина не увидели, да и ребят наших- охранников потеряли), а затянул те вагоны на левый берег Дона, в район Ростовского элеватора и там, в степи, оставил…..
Все это произошло, пока мы, с представителями нашего элеватора, обивали пороги разных местных властных структур в Ростове.
Свидетельство о публикации №225061900662