хлеб, вино и жулики Часть 2-я

Глава  третья.
На  следующий  день – мы «вышли  в  люди». Начали  с  того  места, откуда, по  всем  расчетам, нам  придется  получать  зерно – а  именно –с  областного  объединения «Донхлебопродукт». Руководство  объединения  приняло  нас  не  с  распростертыми  объятиями, а  как  обычных « бедных  родственников».
Да, они  в  курсе  дела, что  намечаются  какие-то  обменные  операции  по зерну, между Ростовской областью  и  Приднестровьем, но  никакие  детали  им  не  известны, сами  они  ничего  не  решают, поэтому – рекомендовали -    вначале  обратиться  к  главе  областного  Совета (был  такой  орган управления  в  то  время), он, наверное, тоже  в  курсе  дела,   и  только  после  этого,   будет  разговор  о  каком-то  обмене, если  на  это  будет  дано  соответствующее  разрешение….
Поняв, что  без  разрешения  высшего  областного  руководства, с  нами  никто  не  будет  иметь  дело, на  следующий  день, я, уже  один, отправился  на  прием  к  главе  области.
Интересное  было  время – те  самые  «девяностые  годы». Когда  что-то  кипит, а  в  то  время «кипело»  все  постсоветское  пространство  и, в  первую  очередь –Россия, обязательно  появляется  «накипь», которую  обычно  выбрасывают, за  ненадобностью. Но в   то  время, этот  появляющийся «шум» или  «накипь»,  просто  не  было  кому  выбрасывать, потому, что  основные  усилия  многих  людей, в  том  числе  и  из  той «накипи», были  направлены  на  сам  процесс «бурлящего  кипячения», а  не  на  приготовление  какого-то  готового  продукта  для  большинства  населения.
Вся  эта  «накипь», на  разных  уровнях, не  растворялась  в  кипящей  массе, а  всплывала, где-то  объединялась  и  укреплялась, особенно  там, где  кто-то  на « чем-то  сидел»….Кого,  где  застало  это  время. Кого –на  нефти, кого -на  газе, кого -на  алмазах, кого – на  зерне, а  кого – и  -на…власти, то  есть-  на  возможности….
Все  те, кто  на  чем-то  «сидел», в  тот  начальный  период, еще  где-то  по  инерции, «блюли»  Уголовный  кодекс, понимая, что  они  не  хозяева (пока)  того, на  чем  «сидят», но  имеют  доступ (право) распоряжения –кому, зачем, куда  и  почем. На  первый  случай  это  право  их  вполне  устраивало. Не  надо  воровать  или  присваивать, –достаточно  - разрешать, но  тому, кто  хорошо попросит….
Вот  к  одному  из  таких «хозяев», я  и  отправился  на  встречу. Зарегистрировался  по  очереди  в  большой  приемной. Попал  я  к  нему  на  прием  только  на  третий  день. Не  потому, что  он  меня  не  принимал, а  потому, что  было  слишком  много  желающих…
Только  на  третий  день, придя  к  приемной  за  полтора  часа  до  начала  работы, я  был  записан  и  успел-таки  встретиться  с  главой  области. В  то  время (и  еще  не  один  год после), командовал  там  человек, с  «козырной»  фамилией –«Туз». Принял  он  меня, вначале, неплохо, расспросил, как  ситуация  у  нас в Приднестровье, ну  а  потом , прямо  спросил, что  я  от  него  хочу….
Я  сказал, что  мне  известно, о  возможном  обмене  нашей  алкогольной  продукции, в  первую  очередь, ароматизированного  фирменного  вина «Букет Молдавии», на  зерно  из  вашей  области. Потом  можно  будет  расширить  ассортимент  обмена, различной  коньячной  продукцией, она  у  нас  тоже  имеется  и  достойного  качества.
Раскрыл  свой  портфель-дипломат, показал  образцы  нашей  продукции. В  портфеле  у  меня  вмещалось 11  бутылок  коньяков  разных  сроков  выдержки, от  трех –до 30  лет  и  одна  бутылка  вина «Букет  Молдавии». Я  выложил  все  эти  образцы, на  стол. Хозяин  осмотрел  их, поднялся  и пригласил  меня  в  соседнюю  с  его  кабинетом  комнату, поменьше.
Там, во  всю  стену, на  специальных  полках, стояли  бутылки, с  разной  алкогольной  продукцией, в  том  числе –разные  коньяки – французские, итальянские, албанские  и  разные  другие и  сказал -:  «Видишь?». Не  знаю –думал  ли  он  поразить  меня  своей  коллекцией  или  просто  показать, что  у  него  есть, но  на  меня, человека  из Тирасполя, весь  этот  набор  не  произвел  особого  впечатления.
Дело  в  том, что  именно  в  тот  период, коньячное  производство, в Тирасполе, на  нашем  заводе «КВИНТ», достигло  наивысшего  качественного  уровня. Наши  коньячные  напитки, были  несравнимо  выше  по  качеству, аналогичной  продукции, из  любого  региона, не  только  бывшего  СССР, но и  большинства  других  стран.
Не  зря, именно  в  тот  период, любимым  напитком  первого  российского Президента, был  не  самый  высокий  по  достоинству – наш коньяк трехлетней  выдержки –«Белый  Аист».
Показав  мне  свою  коллекцию, хозяин  кабинета, принял  от  меня  к  ней  добавку, а  потом, прямо  спросил: «Слушай! Зачем (он  сказал  другое  слово), мне  твое  питье?. Зачем  мне  морочить  голову  с  его  реализацией, когда   ты  сам  видел, сколько  у  меня  людей  бывает  в  приемной  каждый  день и  они, предлагают  за  зерно  живые  деньги, в  том  числе - валюту!».
Я  его  по - человечески  попросил  дать  разрешение  на  обмен  хотя  бы  нескольких  вагонов  ароматизированного  вина, которого  больше  нигде в  бывшем  Союзе, нет  и  вряд  ли  -  будет, и  добавил, что  у  нас  сегодня, с  полночи  очереди  в  хлебных  магазинах.
На  что  хозяин  сразу  заявил, что  это  не  к  нему, он  не  благотворительная  организация, а  областной  СОБЕЗ, находится  в  этом  же  здании, но с  противоположного  входа, так  что  для  голодных- это –туда.
С  тем  же  областным  руководителем, я  встречался  еще  пару  раз и  с  одинаковым  успехом. Дошло  до  того, что  он  приказал  своей  секретарше –не  пускать  меня  в  приемную, иначе  ей  придется  перейти  на  другую  работу….И  все-таки, в  один  из  дней, остановив  его утром  в  коридоре, по  пути  в  кабинет, мне  удалось  добиться  у  него  согласия: «Ладно, давай  попробуем. Везите  несколько  вагонов  того  вина….Мы  тоже  люди».
Возможно, это  было  сказано, чтобы  я  отцепился  от  него, но –было  сказано!.

                Глава  четвертая.
Примерно  в  60  километрах  от  столицы  ПМР, Тирасполя, на  левом  берегу  Днестра, напротив  места  впадения  в  Днестр, его  правого  притока, Реута, расположен  город  Дубоссары. Нас, в  данной  повести, он  интересует  лишь, как  потенциальный  поставщик  ароматизированного  вина, для  обмена  его  на  зерно  в  Ростовской  области.
После  получения в Ростове, принципиального  согласия, на  такой  обмен, пока  пробной  партии, было  принято  решение –оперативно  отправить  в Ростов –четыре  вагона  вина.
В  связи  с  тем, что  к Дубоссарам, нет  железной  дороги, определись  с  местом  погрузки  этих  вагонов  на  территории Рыбницкого  хлебоприемного  пункта, который  имеет  выход   на  железнодорожную   станцию - Рыбница, что  в 60  километрах  от  Дубоссар.
Вино  в  ящиках, было  переправлено  из Дубоссар  в  Рыбницу, четыре  вагона  были  загружены  вином  и  один двухосный  вагон, был  выделен  для  размещения  сопровождающего  экспедитора  и  охраны.
Так  как  отправителем  вина  и  потенциальным  получателем  зерна,  выступал  Рыбницкий  хлебоприемный  пункт, то  экспедитором –сопровождающим  вина  -был  выделен  представитель   этого ХПП, а, для  охраны груза,  из  местного  районного  отдела Внутренних  дел, было  выделено четверо  вооруженных  автоматами , милиционеров.
До  ближайшей  узловой  станции Слободка, что  в  Одесской  области –всего 40  километров, но  это  уже  другое  государство, Украина, со  всеми  вытекающими  последствиями, начиная  с  пересечения  границы  и  таможенного  контроля….
Маневровый  тепловоз, по  договоренности  между  станциями, доставил эти  пять  вагонов  из Рыбницы  в Слободку, в  течении  часа. Оставил  где-то  на  запасных  путях, а  сам  занялся  текущей  станционной  работой.
И –тогда  оно  началось…В  первые  постсоветские  годы, все  бывшие  транспортные  связи, в  том  числе  железнодорожные, как-то  еще  сохранялись, хотя  было  много  путаницы  и  неразберихи, но  все-таки, можно  было  о  чем-то  договориться  на  нижнем, рабочем , уровне. С  течением  времени, буквально  все  в  этом  направлении – только  ухудшалось, рассыпалось,  распадалось, искажалось….Особенно  после  введения  таможенных  процедур, на  всем  (бывшем  внутрисоюзном), уже –межгосударственном  пространстве.
Когда  вагоны  с  вином, были  отправлены  в  один  из  тупиков станции Слободка,  а  сопровождающий  их  экспедитор, отправился  на  станцию, выяснять  возможность дальнейшего  следования, четверо  милиционеров, охранявших  этот  груз, вышли  из  вагона на  воздух, покурить.  Проходящий  мимо  осмотрщик  вагонов , увидев  незнакомых  людей  в  форме  и  лежащие  на  столе,  в  вагоне, автоматы, доложил  об  этом  не  дежурному  по  станции  или  её  начальнику, а  тому, кто  был  ему  по  пути ближе –начальнику  узлового  отдела  милиции.
Тот, уточнив, где  находятся  те, чужие  люди, взяв  с  собой  личное оружие, отправился  на «разведку». Стараясь  не  обнаруживать  себя, подкрался  поближе, убедился, что  люди  в  милицейской  форме, действительно  чужие, четырех  увидел, а  сколько  их  в  вагонах- неизвестно и  вернулся  в  отдел. По  дороге  ему  пришла  в  голову  мысль, что  возможно – это  какая-то  диверсионная  группа, возможно  из Приднестровья, намеревается  или – захватить  станцию,  или  ограбить  какие-то  хранилища, или  просто  устроить  какую-то  диверсию  на  железной  дороге  по  Одесскому  направлению….
Собрав  всех, кого  можно  было  собрать  из  его  подчиненных, он  повел  их  на «ликвидацию»  неизвестно  откуда  появившейся вооруженной  группы. В  итоге –все  четверо  приезжих  милиционеров были  арестованы, оружие  у  низ –изъято, а  их  самих  -отправили  под  временный  арест, предъявив в  качестве  первичного  обвинения- незаконное  хранение  оружия….

                Глава  пятая.

Как  раз  в  это  время, начальник  станции  Рыбница, позвонил  начальнику  станции  Слободка, чтобы  узнать, как  доехали  вагоны  с  вином , где  они  сейчас  и  какова  будет  их  дальнейшая  судьба. Дело  в  том, что  эти  вагоны ,пояснил  он, на  специальном  контроле у руководства Приднестровья, поэтому- весь  их  путь  следования  до  Ростова-на Дону, будет  теперь   постоянно   уточняться.
Начальники  станций  Рыбница  и Слободка, были  знакомы  много  лет, были  сокурсниками  по  техникуму  и  вдобавок – земляками, раньше, до  развала  Союза –часто  встречались в Управлении Дороги, то  есть  были  близкими  друзьями.
Отвечая  на  вопрос  о  судьбе «винных  вагонов», начальник  из Слободки, сказал, что  поставил  те  вагоны «на  срочную очередь», никто  их  не  тронет  и  он  постарается  побыстрее  отправить  их  дальше, но  не  просто  отправить, а  отправить  в  нужное  направление  и  с «нужным»  сопровождением, так  что  пусть  коллега  не  переживает –все  должно  быть  нормально….Пусть  так  и  доложит  своему  начальству….
Глянув  в  этот  момент  в  окно, начальник (Слободский), увидел  странную  картину –по  перрону, в  сторону  вокзала, группа  милиционеров, с  автоматами  в  руках, сопровождает  другую  группу, тоже  милиционеров, но  безоружных…Причем  среди  тех, безоружных, начальник  узнал  своего  двоюродного  брата, который  работал  в милиции  на  станции Рыбница.
Начальник станции –быстро  прошел  в  пристанционный  отдел  милиции, где начальник того отдела, сидел  за  столом  и  было  видно, что  пытался  куда-то  звонить.
«Оставь  тот  телефон! –зло  сказал  начальник  станции, -ты  куда  звонишь?» «В  Одессу, -нервно  ответил  милиционер. «Ну  я  так  и  думал! –засмеялся  начальник  станции, -и  чего  ты  туда  звонишь?!». «А  вы  видите, кого  мы  сейчас  задержали?. Чужие  вооруженные  люди, возможно,  готовились  захватить  нашу  станцию, но  не  успели!».
«Слушай, капитан!- перестал  улыбаться  начальник  станции,  - ты  откуда  к  нам  прибыл?». «З Ивано-Франкивськои  области! –ответил  тот. «Ну –тогда  понятно!- проговорил  начальник  станции, - Теперь  слушай  сюда – Благодарю  тебя  и  твою  группу  захвата, за  бдительность  и  оперативность, но…сейчас –позови  сюда  всех  тех  арестованных, я  хочу  поговорить  с  ними. Может  они  мне  что-нибудь  интересное  расскажут. И- побыстрее»
Когда  привели «арестованных», начальник  станции  и  старший  группы, тех, арестованных   «чужих» милиционеров, молодой  старший  сержант, по - братски  обнялись, перекинулись  несколькими  словами, а  потом  начальник  станции, громко  сказал: «Садитесь, уважаемые  соседи  и  родственники, простите  нас  за  такую  «встречу», но  служба  есть  служба  и  бдительность  в  таких  делах  никогда  не  мешает. Сейчас  вам  вернут  оружие  и  мы  постараемся, чтобы  вы  поехали  дальше  и, чтобы  было  меньше  подобных  инцидентов.
Когда  милиционеры  получили  оружие  и  отправились  к  своему  вагону, начальник  станции, побеседовал  с  экспедитором, рассказал, как  будет  стараться  облегчить  им  путь  следования, но  вежливо  предложил, в  порядке  морального  ущерба   станционной  милиции, подарить  им   ящик…вина.
Так  и  было  сделано,  и  стороны  с   обоюдной   благодарностью –разошлись…
Начальник  станции  Слободка –сдержал  слово. Он  нашел  способ  прицепить  наши  пять  вагонов, к  составу, груженному  металлоломом, направляющемуся  на  переплавку в  город  Жданов. Направить  эти  вагоны  напрямую  в Ростов-на Дону, не  было  возможности, так  как  надо  было  выходить  на  Российские  дороги, поэтому  вариант  двигаться  в  сторону Жданова, был  наиболее  приемлемый  и  менее  «затратный».
До  Жданова,   нашим  вагонам  с  вином, ехать  было  не  надо, да  и  не  было  смысла, потому  что  между Ждановом  и Ростовом  нет  прямой  железнодорожной  связи. Пришлось  отцепляться  от  идущего  на Юг  состава, в Донецке. А  уже  в  Донецке, за  два  ящика  вина, наши  вагоны, «попутно»  дотянули  до  узловой  станции  Матвеев Курган, а  потом –еще  за  ящик  вина, доставили  в  город –Таганрог. Дальше  было  Азовское  море  и  надо  было  каким-то  образом, преодолеть  оставшиеся  80  километров –до Ростова….
И  здесь  помогла  «живая валюта» - вино. Всего  за  один  ящик (12  бутылок!)  вина  «Букет Молдавии», из  Ростова (специально!), пришел  тепловоз  и  доставил  наши  вагоны  в  Ростов. Доставил  не  на  станцию, (иначе  бы  мы вина  не  увидели, да  и  ребят  наших- охранников  потеряли), а  затянул  те  вагоны на  левый  берег  Дона, в  район  Ростовского  элеватора  и  там, в  степи, оставил…..
Все  это  произошло, пока  мы, с  представителями  нашего  элеватора, обивали  пороги  разных  местных  властных  структур в Ростове.


Рецензии