Окинский караул - серебряный Грааль?

Тайна Окинского караула у истоков Оки-Сибирской оказалась многогранной. Она сокрыта в борьбе с контрабандой, по отрезку «закупоренного» Петром Первым Великого шёлкового пути - от монгольской границы, к Московскому тракту. Это раз. Комплекс казачьих караулов, от истоков Оки до Окинского караула, блокировал путь китайской армии (в случае войны, или провокации) и стремился не допустить отрезание китайцами Якутска, Иркутска и Нерчинских серебрянных копей, что лишало управления ими представителей Российского императорского двора. Это могло привести к финансовой катастрофе. Это два. И третья тайна – это охрана золотых приисков ниже по течению Оки. Чтобы сделать эти выводы, я изучил множество исторических карт и на нескольких из них встретил вместо обозначения казачьих караулов значком «крепость» подобием киргизской тамги «божественного эля». В эру господства Интернета, ни один источник не давал ответа - почему караулы Окинский, Киняйский и Таёжный стали рогатыми. Мало того, имеется «Карта Иркутской губернии», на которой, в 1876 году,  высокопрофессиональные картографы частной картографической компании генерал-лейтенанта Ильина А.А., отметили таким значком не только Окинский караул, но и правый берег Оки, напротив устья притока Тиссы. А это место расположения современного центра Окинского района Бурятии – посёлка Орлик! Там и караула то никогда не было. А, может быть, он был секретным? А какие были на это основания? Ну, Иркутский губернский землемер, титулярный советник Фёдоров, выручай, дорогой! Не зря, он, в 1797 году, начертал земельные планы на всю Иркутскую губернию от Енисея, до самых, до окраин - северных, южных и восточных. Вот, гляньте на фрагмент карты из плана Фёдорова, размещённый мной на заставке, перед этим текстом. Что там интересного мы можем наблюдать? В нижней части фрагмента написано, что там функционировал в 1797 году почтовый станец Усть-Вилюйский зимний. Станец Усть-Вилюйский летний, в кадр не вошел. Хотя, он  рядом. То есть – местные почтальоны, кочевали, в зависимости от сезона, с зимников на летники. Но свою работу они не бросали – просто, станционный смотритель, переезжал с персоналом почты и домашней скотиной с места зимовки на летние пастбища. Похоже, что этот смотритель был «большим шишкой» среди местных жителей, раз мог себе позволить  строительство двух почтовых станций для себя одного. Это почти сенсация, но настоящая сенсация в верхней части фрагмента плана товарища Фёдорова. А там, в левом верхнем углу, начертан значок, коим и обозначались необычные окинские караулы. Но никакого казачьего караула, в 1797 году, там уже не было! О чём и гласит красноречивая фраза Фёдорова, венчающая объект: «Бывшей сребреной рудникъ». А это значит, что казаки Окинского караула охраняли не только путь от границы к Московско-Сибирскому тракту, но и места лишения свободы каторжников, добывавших серебро на местных рудниках. Ведь, не сами же они, копали серебро в местной шахте. Однако, когда в 1865 году, офицер по особым поручениям при Иркутском генерал-губернаторе – князь Кропоткин, проезжал от Окинского караула, через Саяны, к селу Зиминскому на Московском тракте, то казаки уже не осуществляли патрульных разъездов к соседним караулам. Тогда, караул представлял собой развалины, с обвалившимся палисадом. Кропоткин ссылался на то, что вблизи границы, по обе стороны, была уже разрешена свободная торговля, контрабандизм стал неактуален, скота за границу не перебегало, и казаки слонялись без дела. И всё-таки, до 1917 года, Окинский караул, хоть и в «усечённом» составе, нёс свою службу… Ну, таки, удалось благодаря Иркутскому губернскому землемеру установить смысл тайных знаков на окинских караулах. А как быть с тамгой енисейских киргизов? Что она значит? Сами представители этого народа, далёкие от науки, трактуют символ «божественного эля», как примитивное изображение крупно-рогатого скота. Ну, то есть – это бык. А теперь подумайте – где бык, и где «божественный эль»? А тут ещё оказалось, что окинские караулы отсвечивают серебром. Не так проста тамга сибирских киргизов, как кажется на первый взгляд. И, если, разговор идёт о «божественном эле», то их тамга – это не бык, а серебряный Грааль…


Рецензии