Ненастоящее настоящее
Более время не безразличная к человеку линия (прошлого-настоящего-будущего), и даже не цикл, взаимодействующий с ним на более глубоком уровне, чем личное "хочу"; под светом софитов "века информации" оно неожиданно открылось как нечто иное (гибкое, вязкое даже). Теперь время – это буквально лента, услужливые поисковые алгоритмы которой вступив в союз с неожиданно открывшейся, практически магической возможностью превращать происходящее в "контент" почти интимно приблизили человека к желаемому образу, окончательно отдалив его тем самым от жизни как таковой (чье линейное движение и циклы теперь отвращают, взывая к борьбе и сопротивлению). Утратившие свое естественное право на откровение, календарные даты боле не надзирают. Сама линейность перестала быть аргументом неспособная даже на призыв (к изменению, к коррекции, к единению и самой жизни). Несмотря на то, что в «ленте» есть лишь этот момент, - он не настоящее, фактически он в прямом смысле "ненастоящее", а потому не привязан ни к прошлому, ни к будущему, как к закономерной перспективе.
И единственное, что страшит этот новый вид времени - это повторение, банальность. Иллюзия бесконечности требует новизны, вынуждая ускоряться, снова и снова выбрасываясь из привычной размеренности. Возвращение, обращение к прошлому в таких условиях становится бессмысленным как никогда; ошибка менее банальна, чем правильное действие, основанное на былом; провал ценнее повторенного успеха. В ленте прошлое не просто перестает быть прошлым, оно уничтожается за ненадобностью, признаваясь разве что в качестве материала для произвольного конструирования нового момента. Вшитое в саму структуру нового измерения требование новизны, помноженное на практически бесконечную скорость обмена, буквально взывает к радикальности; внимание требует жертвы в виде непохожести даже на себя, всеобщее стремление к которой само становится банальным, радикализируя все больше.
Бесконечный поток «обзоров», «стримов», «мемов» создает уродливый перекос от «жить» к «видеть» (причем опосредовано, даже не наяву). Мир ленты все больше обнажается как сферическое пространство зеркал, где все сводится к смотреть и показывать. Даже фундаментальные некогда смыслы (смерти, любви, свободы) превращаются в способ привлечь внимание, стать эпизодом. Иллюзии причастности (контакта), иллюзии наличия оказалось достаточно для отказа от традиционного времени, которое объявлено банальным и безынтересным. Но принуждение к сокрытию (настоящего, себя, правды) изматывает; под коркой бесконечной смены картин всеобщего гиперинтереса коренится усталость, находящая выход в болезненном сжатии собственной экзистенции до размера фрагмента ленты. Происходит шокирующая метаморфоза: все, что не вмещается в кадр оказывается лишним, являясь при этом самым настоящим. Подлинно реальным оказывается именно все то, что остается вне «формата», будучи неотредактированным и неразбавленным (то есть скука, обыденность, старая система банальности); аутентичное как бы скатывается все ниже, вынужденное проигрывать в сравнении с лентой, покорно принимая навязанный ей ярлык какого-то ужасного и потому обреченного на отторжение саморазлагающегося процесса.
Свидетельство о публикации №225061900876
Основные проблемы
1. Изменение восприятия времени — трансформация времени из последовательности в гетерогенную информационную ленту.
🔗 Связана с потерей связи с реальной жизнью и усталостью.
2. Потеря связи с реальной жизнью — замещение опыта просмотром контента и отказ от непосредственного участия в событиях.
🔗 Связана с изменением восприятия времени и проблемой новизны.
3. Проблема новизны и оригинальности — постоянная необходимость создавать уникальный контент вызывает стресс и усиливает ощущение нехватки смысла.
🔗 Связана с изменениями в восприятии времени и отчуждением от традиционных ценностей.
4. Отчуждение от традиционных смыслов — утрата значения базовых человеческих понятий, таких как любовь, свобода и смерть, снижает эмоциональную связь между людьми.
🔗 Связана с проблемой новизны и усталостью.
5. Усталость и разочарование — постоянное напряжение и перегрузка информацией приводят к чувству опустошённости и разобщённости.
🔗 Связана с переменами в восприятии времени, потерей контакта с действительностью и снижением чувства удовлетворения.
Таким образом, автор описывает замкнутый круг, где одно нарушение порождает другое, усиливая общий кризис современной цивилизации.
Владимир Юрьевич Колмаков 21.06.2025 09:20 Заявить о нарушении