Можно ли юридически осудить черта?

Такая процедура, как суд над человеком, преступившим закон, для нас вполне обыденна. Однако, как быть с нечистой силой и ее пособниками? Как в древние времена, так даже и сегодня, не оставляются попытки притащить на скамью подсудимых чертей, дьявола и прочую нечисть.
Все началось в позднее Средневековье. Действительно, тогдашние суды, во главе которых, как правило, стояло католическое духовенство, иногда замахивались и на нечистую силу. Один из первых таких процессов, нашедший отражение в исторических хрониках, относится еще к XI-му веку. Причиной для его возбуждения стало нашествие на окрестности Лозанны майских жуков, червей, жаб, саранчи и прочих вредителей, начисто опустошавших поля и сады. Это, кстати, факт говорящий в пользу более теплого климата в Западной Европе, чем нынешний.
Лозаннский епископ признал всю эту нечисть порождением дьявола и вызвал ее на суд – лично или через представителя. Оглашение о предании суду трижды делалось в торжественной форме с епископской кафедры при звоне колоколов. Селяне тем временем читали молитвы об избавлении от напасти. Суд состоялся в городе Вифлисбурге и был организован в соответствии со всеми процессуальными нормами того времени.
«Ответчикам» предоставили даже защитника, и через адвокатов саранча и жабы умудрились даже возбудить против епископа встречное дело. Однако церковный иерарх выиграл процесс, вредителей прокляли и приговорили к изгнанию. Правда, хроники умалчивают, каким образом приговор приводился в исполнение. Вполне возможно, что он так и остался на бумаге.
В более поздние времена судьи стали более практичны и тащили на суд и расправу уже ведьм и колдунов, а не малодоступных демонов. Иными словами, вполне реальных людей - пособников сатаны.
Нечто похожее происходило и в России. Так, в 1722 году Тайная Канцелярия расследовала «Дело о кикиморе». Эта, так называемая кикимора своими действиями весьма напоминала то, что сегодня именуют полтергейстом. Она, преимущественно по ночам, безобразничала в соборном храме Животворящей Троицы в Санкт-Петербурге.
Невидимое существо производило «великий стук», перебрасывало с места на место разные вещи, и ломала утварь. Свидетелями по делу проходили караульные солдаты и церковные служители, слышавшие буйства нечистой силы и наблюдавшие результаты ее ночных художеств.
Тайная Канцелярия оказалась в довольно щекотливом положении. С одной стороны, при петровских методах насаждения просвещения, верить в подобный вздор не полагалось. С другой стороны, и оставлять дело без последствий тоже было никак нельзя. Вдруг за кознями нечистого скрывался злой умысел противников государевых реформ, пытающихся такими методами посеять панику и возмущение в среде темного народа.
Судьи приняли соломоново решение. Они нашли крайнего - псаломщика Дмитрия Матвеева, которого и отправили в Сибирь. Разумеется, не за «связь» с кикиморой, а за то, что через чур много болтал о ней. А, кроме того, имел неосторожность толковать проявление «барабашки» в качестве дурного предзнаменования для новой столицы.
Между тем и в наши дни нет, да и притянут в районный суд какую-нибудь современную ведьмочку. Не за связь с дьяволом разумеется, а за банальное мошенничество и обман доверчивых граждан. Такой вот рецидив «инквизиции» в XXI-м веке.
Евгений ИВАНОВ


Рецензии