050 П. А. Герцен 1871-1947 гг
Одновременно с практической работой в клинике он занимался и наукой и уже в 1897 году защитил докторскую диссертацию на тему «О причинах смерти после двусторонней ваготомии в их связи с условиями выживания».
А вот потом жизнь Петра Александровича резко меняется. Он, во исполнение завещания своего деда, переезжает в Россию (русского языка он тогда еще не знал). Очень быстро учит русский и поступает сразу на 5-й курс медицинского факультета Московского университета. Через год сдает экзамены за весь курс обучения и получает диплом лекаря с отличием. И тут же начинает работать в Старо-Екатерининской больнице, сначала — врачом-экстерном, а затем ординатором клиники в отделении хирургии. Для своей специализации молодой врач выбрал хирургию и своему выбору остался верен вплоть до своей кончины. Эта больница была отрыта на окраине Москвы еще по указу Екатерины II в связи с эпидемией чумы, унесшей жизни половины горожан.
Ко времени прихода П.А. Герцена в 1898 году это была самая крупная больница в Москве – 15 тысяч больных стационарно и 30 тысяч амбулаторно лечились в год. Сюда везли людей с любыми заболеваниями, в том числе - различными травмами, и хирургия была одной из самых востребованных специальностей.
Петр Александрович проработает в Старо-Екатерининской больнице более 20 лет, сначала врачом-экстерном, затем – ординатором и ассистентом под руководством знаменитого московского хирурга И.Д. Сарычева – ученика Н.В. Склифосовского. Во время Русско-японской и Первой мировой войн Петр Герцен работал хирургом в действующей армии. В 1909 году второй раз, уже в России, получил степень доктора наук, вторая диссертация называлась «Экспериментальное исследование о действии на почки веществ, возникающих в крови при иммунизации животных почечной тканью или при повреждении одной почки». В 1910 году стал приват-доцентом в хирургической клинике Московского университета.
Получив огромный опыт в своей профессии, в 1911 году в стенах Старо-Екатерининской больницы Петр Александрович провел первое успешное тотальное удаление пищевода с пластикой тонкой кишкой, получившее в мировой литературе название «операция Ру-Герцена». Здесь же он защитил вторую докторскую диссертацию, в 1910 году стал приват-доцентом хирургической клиники Московского университета, в 1917 году – профессором кафедры оперативной хирургии, а в 1919 избран на должность ее руководителя.
После Октябрьской революции его жена эмигрировала, уехала в Италию и увезла с собой детей. Петр Александрович же, несмотря на все тяготы послереволюционной жизни, остался в Советской России, получил диплом профессора медицины, работал завкафедры на медицинском факультете Московского университета (тогда были 1-й и 2-й университеты — он преподавал в обоих). Огромная практика в различных областях хирургии дала ему колоссальный опыт, который он изложил в более чем 100 печатных работах и 5 монографиях.
В 1921 году Петр Александрович возглавил кафедру общей хирургии, которая была переведена на базу Морозовского института лечения опухолей, и ставшего л колыбелью нового направления в хирургии – онкологии. В 1922 году профессор Герцен возглавил и сам институт, оставаясь его директором до 1934 года. П.А. Герцен кардинально изменил характер онкологической помощи – от паллиативного к радикальному лечению. Он стал идеологом радикальной хирургии, учения о метастазировании, изучения предраковых заболеваний, заложил основы современной организации онкологической службы. В этом институте он создал крупное радиорентгеновское и гематологическое отделения, экспериментальную, клиническую и патологоанатомическую лаборатории.
Он был не только блестящим ученым и организатором здравоохранения, но и ювелирным хирургом. По воспоминаниям его учеников, таких как Б.В. Петровский (министр здравоохранения СССР в 1965-1980 гг.) и академик А.И. Савицкий (директор МНИОИ с 1944 по 1953 год), Петр Александрович любил оперировать по ночам. Особенно – в экстренных случаях, и студенты медфакультета, жившие в общежитии напротив знаменитого стеклянного купола над операционной на Малой Царицынской, как только видели зажженный свет, бежали смотреть работу великого мастера. Он был виртуозом, не боялся сложных случаев, работал обеими руками в равной степени и оперировал очень быстро. Сказывались навыки военно-полевой хирургии. Однажды в институт привезли женщину с огромной опухолью, прораставшей из селезенки на всю брюшину, и дежурная бригада сомневалась в возможности операции из-за угрозы сильного кровотечения. Вызвали Герцена. Он мастерски удалил опухоль, зажав наощупь другой рукой проблемный сосуд, и спас больную. Выходя из операционной, он бросил фразу, ставшую афоризм: «Не хирург должен бояться крови, а кровь – хирурга». За годы его директорского служения число онкологических операций увеличилось в 3 раза, а летальность снизилась с 45 до 10%.
Во время войны Герцен остался в Москве, оказывая хирургическую помощь раненым и больным, за что получил второй орден Трудового Красного Знамени и медали «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
В 1947 году, после смерти П.А. Герцена, его имя было присвоено Московскому научно-исследовательскому онкологическому институту. Похоронен Петр Александрович на Новодевичьем кладбище, на алее, где покоятся такие-же великие врачи нашего времени: Бакулев, Бурденко, Вишневский, Кащенко, Петровский, Спасокукоцкий.
Свидетельство о публикации №225062001156