Слово с загадкой
— Привет, Мишка! Куда идёшь?
Миша остановился и важно произнёс:
— Привет, Ленка! Вот, решил сходить на пруд. Порыбачить.
Сказал он это с таким невозмутимым видом, как будто ходил на рыбалку каждый день. А затем добавил:
— Хочу помочь семье с этим самым… — Миша задумался на секунду: — с про-до-воль-стви-ем. А то получается нечестно. Я у родителей всегда что-то выпрашиваю. А взамен что?
— Что? — переспросила Лена.
— В том-то и дело, что ничего. Неправильно это. Взрослые так не делают.
— А как делают? — заинтересовалась Лена, убирая непокорную прядь волос за ухо.
— А так. Если один взрослый дал что-то другому, то тот другой обязательно даёт первому что-то взамен. Вот и я так хочу. Чтобы всё было по-взрослому.
— Ух ты. Здорово придумал! Только где ты возьмёшь… это самое… — Лена наморщила лоб, вспоминая слово: — про-воль-ствие? Не на рыбалке же? Там только рыба.
— Не «про-воль-ствие», а «про-до-воль-ствие», — с видом знатока уточнил Миша. И добавил: — Пока точно сам не знаю. Из телевизора только кое-что услышал.
Затем Миша, припоминая слова ведущего, произнёс каким-то чужим голосом:
— «С ростом населения земли, люди столкнутся с проблемой нехватки продовольствия. Уже сейчас многие страны испытывают её». Вот я и спросил у бабушки, есть ли в нашей семье такая проблема? И знаешь, что она мне ответила?
— Что? — Ленка даже встала со скамейки.
— А вот что. — И Миша заговорил тонким голосом, цитируя бабушку: — «Продовольствия, Мишутка, никогда много не бывает! А в послевоенные годы, когда я была совсем молодая, так его вообще было очень мало. И все от этого сильно страдали». Я ей на это: «А где же добыть это самое продовольствие»? А она мне в ответ: — «Да вот возьми хотя бы удочку, да и сходи на пруд карасей налови. Всё равно ничем не занят». Ну я и пошёл на рыбалку. Решил, что для начала наловлю рыбы, а уж потом потихоньку уточню у кого-нибудь, что же такое «продовольствие» и можно ли обменять рыбу на него. Спросить у бабушки постеснялся – подумает ещё, что я маленький, раз не знаю такого.
Лена помолчала, думая о чём-то, а затем и говорит:
— Мне кажется, я знаю, что значит это слово.
— И что же? — Мишины брови взлетели в немом вопросе.
Лена загадочно улыбнулась и ответила:
— Знаешь, что нам говорила наша учительница, Лидия Степановна?
— Нет, конечно. Ну говори скорее! — Миша в нетерпении переминался с ноги на ногу.
— Она говорила, что нужно всегда обращать внимание на то, из каких маленьких кусочков состоит полное слово — по ним можно догадаться, что это слово означает. Например, «босоножка», — и Лена посмотрела вниз себе под ноги. — Ведь ясно же, что это слово состоит из двух маленьких словечек: «бос» и «ножка». Значит, это обувь, которую надевают на босую ногу. — И Лена указала пальцем на ступни своих ног, на которых красовались ярко-розовые босоножки. И сделала это с таким видом, как будто у неё на ногах была не обычная обувь, а, как минимум, роликовые коньки. — Вот только правильно разбивать слова на кусочки мы будем уже во втором классе, — печально продолжила Лена. — Лидия Степановна пока только этот маленький секретик нам раскрыла.
— Да и так всё ясно, — ответил Миша, разглядывая Ленкины босоножки. — Ты очень здорово всё объяснила. Вот только из каких кусочков состоит «продовольствие»? Мне на ум ничего не приходит… — и Миша в задумчивости почесал за ухом.
— А мне приходит! — и Ленка скорчила Мише смешную рожицу.
— Вот только давай без кривляний, — как-то по-взрослому отреагировал Миша. — Знаешь — так говори!
Лена тут же посерьёзнела.
— В слове «продовольствие» можно найти слово «удовольствие», если вставить букву «у» перед «д». Наверное, когда-то давно это слово произносили как «про-удовольствие». Но так говорить было трудно, поэтому со временем буква «у» выпала из слова.
Миша попробовал произнести про себя это новое Ленкино удлинённое слово и признал, что буква «у» в нём явно мешалась.
— Интересненько. Если всё так, как ты говоришь, то что могло обозначать такое слово? — вновь обратился он к Ленке.
— А я думала, ты догадаешься, — разочарованно ответила та. — Всё ж просто — оно означает любые удовольствия, которые можно получить.
— Это как? Прямо совсем любые? — удивился Мишка.
— Ага. Например, кататься на карусели, есть мороженое, или конфеты, играть на компьютере, ходить в кино, надевать красивые вещи и другое.
Миша задумался.
— Точно! Бабушка говорила, что в послевоенные годы «продовольствия» было очень мало. Всё сходится! Хотя… Зачем тогда она отправила меня ловить рыбу?
Ленка нахмурила лоб, а затем её глаза вдруг просияли от радости:
— Так она тебя не за рыбой отправила. Она отправляла тебя на рыбалку. А это же тоже удовольствие! Да ещё какое!
Мишка хлопнул себя по лбу.
— Ну ты, Ленка, голова! И как я сам не догадался? Ладно, тогда я пошёл добывать удовольствие!
И Миша отправился на пруд. Два часа пролетели как один миг.
Когда Миша вернулся домой, бабушка уже заканчивала готовить обед.
— Ну как, Мишутка, удачной была рыбалка? — спросила она у внука.
— Да, бабушка. Ещё какой удачной! — и мальчик довольно заулыбался. — Клёв был отличный, на небе — ни облачка, вокруг летали стрекозы и бабочки, а в пруду квакали лягушки. Получил целое море продовольствия!
Бабушка посмотрела на Мишу и на пустой садок в его руке. В её взгляде мелькнула озадаченность.
— А где же рыба?
— Рыба? Как где? В пруду. Я её отпустил обратно. Жалко было рыбок — они же такие красивые! Но продовольствия от ловли я получил очень много!
На лице бабушки отразилось понимание.
— Ты думаешь, что продовольствие — это что-то вроде удовольствия? Ведь так?
— Да, бабушка. Ленка помогла мне разгадать значение этого слова! — заулыбался Мишка. — Я уже успел отблагодарить её — вручил ей большущую ромашку. — Ой…. Погоди-ка! Я и тебе тоже принёс продовольствие! — И Миша достал из кармана ветровки белоснежную лилию и вручил её бабушке. — А это маме — на стол легла ещё одна очаровательная лилия, только на этот раз розовая. А вот это папе — и он вытащил из другого кармана кусочек зелёного бутылочного стекла, превращённый водой в полупрозрачный зелёный камень.
— Как думаешь, бабушка, нам теперь надолго хватит продовольствия?
— Надолго, внучок. Надолго, — ответила пожилая женщина, гладя Мишу по голове. Её губы растянулись в улыбку, а в глазах стояли слёзы.
Свидетельство о публикации №225062001330