И щегол в поле воин

                Светлой памяти АЛЕКСАНДРА ЗАХАРЧЕНКО,
                Главы Донецкой Народной Республики,
                посвящается


                (рассказ-фэнтези)


   Я – птица, щегол. Моё отличие от прочих собратьев в том, что у меня абсолютно белый хвост, за что меня прозвали «Белохвостик». Но я не простой щегол, а военный разведчик, награждённый медалью.
   А дело было так.
   Родился я в воздухе, между небом и землёй. Идёт война, дымная, чёрная, между людьми - красными и коричневыми.  Коричневые уничтожают всё живое вокруг, несут смерть и разрушение. Красные мешают им, защищают нас. Между ними – полоса земли, линия фронта. Коричневые ведут себя нечестно: они стреляют по красным из тяжёлых пушек и миномётов. Красные же имеют только стрелковое оружие.
   Была весна. Ярко и весело светило солнце. Везде цвели душистые акации и раскидистые каштаны, наполняя воздух своими ароматами. Разрывы снарядов становились особенно сильны.
   В один из моментов в наше дерево ударил большой огненный шар, и оно разлетелось на части. Гнездо, где я сидел, кувыркаясь в воздухе, упало на землю. Все мои братья и сёстры не успели вылупиться из скорлупы и погибли. Яйцо, в котором я находился, раскололось в воздухе. Я упал на что-то тёплое и мягкое и услышал голос: «Вот, гады! И птиц не жалеют».
   Я  вытянул шею, начал пищать и просить есть.
«Ладно, малыш, - сказал тот же голос, - вечером разберёмся».
   Руки моего спасителя пахли дымом, порохом, маслом и железом.
   Я трепетал от страха, думая: «Что же со мной будет?»
   Мысленно я назвал своего спасителя «Добрая Душа». Он снял с головы шапку, положил меня в неё и принёс в своё подземное жилище – блиндаж.
Покричав немного, я уснул.
   Вечером я услышал голоса людей. Глаза мои ещё были закрыты.  Вытянув шею, я потребовал еды. Вдруг свершилось чудо: в мой жёлтый рот этот человек вложил несколько комочков еды: букашек, гусениц, червячков.
   Я успокоился, понял, что жить буду.
   Так меня кормили утром и вечером три дня. На четвёртый день стали открываться глаза. Я увидел свою «маму».
   А у птиц так: кого первого увидел и кто кормит, тот и «мама».
Ею оказался боец-снайпер по имени Миша. Он увидел, что я открыл глаза, и воскликнул: «Вот хорошо! Будем дружить».

   В блиндаже, кроме меня и Миши, находились похожие друг на друга люди: в пятнистых костюмах, чёрных ботинках и с металлическими «палками» через плечо.
А ещё на старой куртке в углу лежал, свернувшись в калачик,  контуженый пёс по кличке «Букет», а под столом сидел рыжий кот «Огонёк», оба – прибившиеся от невзгод войны. Воины их пожалели, приютили и подкармливали, чем могли.
Я стал жить вместе с ними, в шапке, под опекой своего спасителя. Букет охранял блиндаж, а Огонёк наводил порядок среди мышей.
   Спустя несколько дней, я окреп и мог сидеть у Миши на плече, но ещё не летал.    У меня появилось красивое оперение, но хвост был совсем белый, отчего меня все стали звать «Белохвостик».
   Однажды я сорвался с его сильного плеча, но не упал на землю, а быстро замахал крыльями и – невероятно! – маленько пролетел.
   «Молодец!» – сказал Миша и выдал мне в награду большую жирную гусеницу.
   Миша стал меня брать на свои военные вылазки: я летел рядом с ним, а он выискивал и обустраивал позицию для стрельбы по врагам. Я садился рядом и наблюдал, что и как Миша делает. Миша, обычно, накидывал специальной сапёрной лопатой впереди себя холмик земли и говорил: «Это наш бруствер».
А ямку, в которой Миша находился, он называл «стрелковая ячейка».

   Как-то раз Миша показал рукой на прицел своей винтовки и сказал: «Лети, Белохвостик, к неприятелю и найди человека с таким же устройством, это – вражеский снайпер. Запомни его расположение. Вернёшься и укажешь мне это место».
   Это было моё первое боевое поручение. Я его выполнил.
   Когда я вернулся, Миша показал мне палочку с метками «100, 200… 500 метров».   Я клювом повернул палочку в направлении вражеского снайпера и правой лапкой постучал по метке «200 метров».
   «Умница», - сказал Миша и выдал мне очередную награду – два розовых длинных червяка. Я их с удовольствием склевал.
   Так я стал воевать в боевой группе мамы-Миши. Мы уничтожили вместе немало вражеских стрелков, а те никак не могли догадаться, как же мы их находим. Они предпринимали все ухищрения маскировки: надевали зелёные из листьев маскировочные халаты, красили свои винтовки под цвет зелёной травы, наносили боевой раскрас на лица…но я их выслеживал и сообщал места лёжки маме-Мише. Миша смотрел в прицел, брал врага на мушку и безупречно уничтожал. Вражинам и в голову не могло прийти, что даже птицы воюют против них. На войне, как на войне!

   Однажды я вернулся с противной стороны и увидел: О Боже! Мама-Миша неподвижно лежал на земле, уткнувшись лицом в бруствер. Руки его были раскинуты, винтовка лежала рядом, неподалёку были разбросаны патроны. Мама-Миша не мог до них дотянуться, так как был ранен.
Было видно, что враг обстрелял наши позиции из тяжёлых орудий.
   Я понял, что Мише надо помочь, и кроме меня, сделать это некому. Я лапками схватил жёлтый блестящий на солнце патрон и вложил маме-Мише в правую руку.    
   Миша очнулся, посмотрел на меня и тихо произнёс: «Спасибо, малыш».
Миша вставил патрон в винтовку, произвёл выстрел по врагу и уничтожил его.
   Я понял, что надо делать, и начал собирать разбросанные патроны и складывать
около мамы-Миши.
   Миша с моей посильной помощью сделал много-премного выстрелов и уничтожил вражеских снайперов. Дуэль мы выиграли.
   Вечером меня ждали слава и почёт, все меня гладили, хвалили: «Молодец, Белохвостик! Так держать!» И каждый угощал меня, чем мог.
   Я важно расхаживал между людьми. Букет прокатил меня на своей спине, а Огонёк лизнул шершавым языком по моей голове. Я предложил Букету и Огоньку отведать гусениц, но они не приняли угощение. Огонёк вежливо отодвинул мой подарок, а Букет весело махнул хвостом и убежал.
   Мама-Миша быстро поправился, и мы продолжили воевать. Успех боевого отряда мамы-Миши был таков, что враг вынужден был остановить наступление на этом участке фронта.

   В один из ярких солнечных дней Миша встал пораньше, начистил до блеска свои берцы, надел парадную форму с медалями, которые он заслужил в ходе своих боевых операций. Он сказал: «Белохвостик!  Сегодня у нас праздник, и ты увидишь нашего боевого генерала».
   Я, как обычно, уселся на левое плечо Миши, и мы пошли на плац. Там уже выстроились в карэ наши соратники по оружию.
   Миша встал в строй, и я увидел, как генерал с большими золотыми звёздами на погонах стал обходить бойцов, пожимать им руки и под дробь барабана вручать награды.
   Он  подошёл к нам и сказал: « Так вот ты какой, наш герой! Действительно, Белохвостик. Благодарю за службу!» - и погладил меня нежно по спинке своей большущей генеральской рукой.
   Моё щеглиное сердце переполнилось гордостью. Я, как положено, отдал ему честь правым крылом.
   Генерал протянул маме-Мише медаль – блестящую на солнце красную звезду. Я схватил награду в клюв и медленно два раза облетел строй. Многоголосое  УРА-А-А-а-а-а  сопровождало мой полёт.
   Миша сказал: «Это твоя и моя медаль, благодарность Родины за службу».
Я был счастлив, как только может быть счастлив Щегол, который на поле брани – тоже воин.

Новосибирск, Октябрь, 2018 год


                Послесловие

   В основу рассказа положено реальное событие – спасение не оперившегося  птенца воином ДНР. Он его выходил, выкормил и, убывая в короткий отпуск домой, взял с собой в Новосибирск, так как на войне птица могла погибнуть.  Когда настало время возвращаться на службу, солдат передал спасённую птицу под опеку Новосибирского Отделения Союза охраны птиц России.
   О чистом, добром поступке воина автору рассказала волонтёр Отделения и попросила: «Напишите об этом».
   Автора тронула эта коротенькая история, и на свет появилась фантазийная быль. Отныне читатели будут знать о благородном русском солдате, который, несмотря на ужасы войны, не огрубел сердцем и сохранил человечность, способность любить жизнь, спасать и защищать всё живое.
   Рассказ был опубликован в детском литературно-познавательном журнале                «Серебряные Паруса» №1 издательством «Реснота» в ноябре 2018 года. Иллюстрации созданы художником В.Л.Заозёрским (г.Екатеринбург) по заказу издательства.

Любое копирование и использование в коммерческих целях текста и иллюстраций без согласия автора и художника запрещено и охраняется законом Российской Федерации.


Рецензии
До слёз дошло. Прекрасное фэнтези. Спасибо. Зелёная.

Валентина Забайкальская   21.06.2025 11:46     Заявить о нарушении
и Вам спасибо на добром слове

Владислав Фалалеев   22.06.2025 07:07   Заявить о нарушении