Книга Любовь Ангела Глава двенадцатая
1968 год, КФЭИ, первый октябрь.
2 октября я впервые увидела Ильдара на первом семинаре нашей группы факультета «Бухгалтерский Учет». Сейчас не помню, как мы узнали, что он наш староста. Представился нам он, или нет.
Один за столом последнего ряда, в сером костюме и рубашке в чёрно-красную тонкую полоску сидел красивый брюнет, стройный, интеллигентный, собранный.
У нас в группе было 33 девушки и два молодых человека - Ильдар Аипов и Алексей Маскалев. Группа была относительно спокойная, кроме меня и Светы Ахметшиной, мы были очень веселые, с патологическим чувством юмора.
На переменах я смешила всех до слез и гомерического хохота, Света активно реагировала, тем самым «подливала масло в огонь». В итоге часть группы лежала на столах, содрогаясь от смеха, остальная, не уравновешенная часть группы, сползала под столы, заводилой которых как раз и была Света Ахметшина.
Наш староста чуть улыбался и два раза оказал помощь, пострадавшему от смеха Алексею Маскалеву, поставив челюсть на место. Ильдар не был разговорчивым без повода и без дела, тем более развязным.
Мы услышали и поняли, какой у него голос, когда Ильдар сделал первое объявление. Ильдар обладал сильным сочным голосом. Его интонации не были лишними, все было в меру. Красивый голос покорил меня и, как думаю, многих других девушек группы и нашего потока. Голос полностью подходил его внешности. Ильдар был аккуратный в одежде и в словах. Его голос соответствовал голосу руководителя высокого ранга, настоящий мужской голос.
Я узнала о том, что он прекрасно поет, в дальнейшем, по мере развития наших отношений.
В январе 1969 года, после того, как он меня проводил от института до ресторана «Парус», мы стали сидеть рядом в первых рядах в зале на групповых занятиях факультета, затем в аудитории с группой. Он хотел сидеть поближе, и чуть прикоснуться плечом к моему плечу, я не позволяла.
В свободное от занятий время мы много гуляли, разговаривали, смеялись. Однажды мы были в гостях у Алексея Маскалева на улице Восход, тогда он уже дружил со своей будущей женой. Первая песня, которую мы впервые услышали, была «Коханэ», её мелодия, запала в наши души с Ильдаром на всю жизнь. Вторая песня, которая прошла с нами по всей жизни и стала одной из самых любимых, песня 1966 года «Август» на слова поэта Инны Гоффе и музыкального композитора Яна Френкеля. Первыми исполнителями песни были Майя Кристалинская, Аида Ведищева, Иосиф Кобзон.
Именно у Алексея Маскалева в июне 1969 года мы впервые вместе пели песни нашей юности и молодости. Меня покорил бархатный баритон, приятный слуху и душе красивый голос Ильдара. И мы, как говорится, спелись на всю жизнь.
В юности я была запевалой в школьном хоре. В старших классах был организован музыкальный коллектив «Голубые гитары». В это время я ходила в театральный кружок, там играла роль свахи в пьесе Н.А. «Женитьба Бальзаминова и роль мамы главного героя Андрея в пьесе В.С. Розова « В добрый час». Через много лет, на встрече одноклассников, которые были регулярными, вначале раз в год, дальше – в три года, в пять лет, и так по сегодняшний день. Много пели, аккомпаниатором на фортепиано и гитаре был Шамиль Хусаинов. Он был удивлен моему голосу, и очень пожалел, что я не была вокалисткой в их музыкальном коллективе.
Во взрослой жизни, благодаря мужу, наша любовь к музыке и пению украсила всю нашу жизнь. У нас с Ильдаром было много любимых песен и романсов. Мы пели дома и в будни, и в праздники, в гостях, на праздничных мероприятиях на работе.
Летом 1969 года впервые услышали трогательную душевную эстрадную песню «Может быть» 1968 года автора и композитора Людмилы Ивановой в исполнении блистательной певицы Гелены Великановой. Эта песня - для любящих сердец: «Может быть, может быть, Я не современная. Может быть, может быть, Я и суеверная. Только мне всё кажется, Ну почему-то кажется, Что между мною и тобой Ниточка завяжется!».
После выхода на экран фильма 1966 года «Женщины», получила путевку в жизнь, и стала любимой миллионами, песня «Любовь-кольцо» (Яна Френкеля и Михаила Танича) в исполнении популярной эстрадной певицей Нины Бродской и лирические песни «Как тебя зовут», «Если ты словечко скажешь мне».
В фильме «Три дня в Москве» песня героини Наталии Варлей «Ты говоришь мне о любви» «Одна снежинка – ещё не снег, одна дождинка – еще не дождь»
(Э.Колмановский – Леонид Дербенев), в исполнении Нины Бродской, с первых строк трогает до слёз, до глубины души.
На протяжении всей жизни мы пели любимые песни наших родителей: «Огонёк» 1947 года («На позицию девушка провожала бойца») композитор неизвестный автор, слова Михаил Исаковский. Знали и пели песни на стихи Михаила Исаковского - «Катюша», «Каким ты был, таким остался», «Летят перелетные птицы», «Ой цветет калина».
В фильме 1973 года «В бой идут одни старики» звучит песня, «В землянке», написанная в 1941 году. Музыка Константина Листова, слова Алексея Суркова. Изначально поэт написал стихотворение в ноябре 1941 года, на фронте под Истрой, находясь в землянке, и адресовал его жене. Позже композитор Константин Листов написал музыку на его стихи. Песня быстро распространилась и стала среди солдат очень популярной, осталась жить и в послевоенное время, любима народом до сих пор.
В фильме «Они были первыми» 1956 года звучит песня «За фабричной заставой». Поэт Евгений Долматовский в 1953 году написал стихи. Позже Марк Фрадкин сочинил мелодию для произведения, которое было исполнено Владимиром Трошиным в картине «Они были первыми». Песня «За фабричной заставой» стала популярной, её часто просили исполнить по радио слушатели в своих письмах-заявках.
В фильме «Весна на заречной улице» 1956 года звучит популярная песня композитора Бориса Мокроусова на стихи Алексея Фатьянова, написанная в 1955 году «Когда весна придет, не знаю», в исполнении легендарного Николая Рыбникова. Эта песня вошла в золотую коллекцию лучших советских песен.
Один из самых любимых нами фильм «Дом, в котором я живу» премьера которого состоялась 23 декабря 1957 года, является лидером советского кинопроката (1957, девятое место) - 28, 9 миллионов зрителей. Его сопровождает полюбившаяся миллионами песня композитора Юрия Бирюкова на слова Алексея Фатьянова «Тишина за Рогожской заставою», в исполнении Николая Рыбникова.
Мы любили и пели популярную песню композитора Бориса Мокроусова на стихи поэта Евгения Долматовского 1949 года создания «Сормовская лирическая», так же встречается под названием «На Волге широкой» и «Под городом Горьким». Её с удовольствием, в разные годы исполняли известные, именитые певцы Иван Шмелёв, Владимир Нечаев, Георг Отс, Нина Пантелеева, Юрий Богатиков, Эдуард Хиль, Олег Погудин; Арт - группа «Хор Турецкого», и другие.
Отдельное место в нашей жизни занимала прекрасная песня "На побывку едет молодой моряк», которую сочинили в 1957 году поэт Виктор Боков и композитор Александр Аверкин. А исполнила будущий шлягер молодая певица Людмила Зыкина.
В 1970 – 1975 годы пели романсы «Гори, гори моя звезда», «Я встретил Вас» , «Отцвели уж давно хризантемы в саду», «Очи черные». «Утро туманное».
Песня «Загадай желание» («Смотри, какое небо звёздное, Смотри, звезда летит, летит звезда, Хочу, чтоб зимы стали вёснами, Хочу, чтоб было так, было всегда»…) на слова Роберта Рождественского и музыку композитора Арно Бабаджаняна. Первый исполнитель Муслим Магомаев в 1966 году, эта песня вошла в его цикл «С любовью к женщине». В 1967 году её исполнила Капитолина Лазаренко, в 1968 году её исполнил Вадим Мулерман.
Песня «Загадай желание» стала самой любимой песней Ильдара. Гимн любви стал главным, судьбоносным девизом всей нашей жизни…
Вошли в нашу жизнь и стали любимыми надежными спутниками лирические произведения: Песня «Как тебя зовут» («Ты скажи, дорогой человечек, если я тебя больше не встречу, ты скажи, хотя бы как тебя зовут…») 1967 года на стихи Михаила Танича и музыку композитора Вадима Гамалия в исполнении Нины Бродской. Пришлись по душе и песни с грустинкой «Тополя», «Ой ты рожь», «Несмеяна», «Журавленок», «Лунный камень» и «Я люблю тебя жизнь!» в исполнении выдающегося эстонского советского оперного и эстрадного певца Георгия Отса.
Судьба свела нас с композитором и музыкантом Рашидом Энверовичем Алимбеком. Наша теплая дружба и творческое сотрудничество на протяжении 25 лет дали нам возможность прикоснуться к высокому искусству, за что нашему наставнику огромная благодарность.
Все любимые песни и романсы мы с Ильдаром исполняли для себя, семьи и друзей. Записывали на кассеты для личного пользования.
Рашид старался приобщить Ильдара именно к советским эстрадным песням. В то время, как Ильдар знал и любил много романсов. Учитель считал, что, не смотря на поставленный голос и незаурядные способности, романсы – для профессионалов, а не для любителей. Не рекомендовал ходить и двигаться по сцене в период исполнения песен. Но судьба распорядилась так, что Ильдар вышел на большую сцену.
Как - то раз, на репетиции у Рашида, его голос услышала профессиональная певица, Заслуженная артистка Республики Татарстан Рамзия Зинатуллина. Певица была солисткой Государственного Ансамбля песни и танца Республики Татарстан, которой исполнилось 25 лет творческой деятельности. Она попросила Ильдара спеть одну песню на её юбилейном концерте в Татарской Государственной Филармонии. Ильдар согласился с условием, что будет петь на русском языке.
В итоге концерт состоялся, во второй части выступил Ильдар. Он поздравил Рамзию Зинатуллину с 25 летним Юбилеем творческой деятельности и подарил ей букет крупных желтых хризантем. Затем свободно исполнил песню «Московские окна». Зал очень эмоционально реагировал на исполнение и подпевал. После окончания выступления, зал громко хлопал с овациями и не хотел отпускать Ильдара. По регламенту концерт продолжился дальше. По окончании концерта, к Ильдару подошли зрители, 10-12 женщин разного возраста. Они выразили свое бесконечное восхищение и поблагодарили за выступление, спросили, где и когда будет следующий концерт с выступлением Ильдара. Сказали, что они обязательно придут с большим удовольствием, будут его зрителями и слушателями. Так у Ильдара появились первые фанаты его творчества.
Был ещё один случай.
На Юбилей Завода «Хитон» была приглашена Заслуженная известная певица, Заслуженная артистка Республики Татарстан певица Венера Ганеева. Во время выступления, в очередной раз она перешла к исполнению следующего романса, это был русский романс композитора Бориса Фомина на стихи Павла Германа «Только раз бывает в жизни встреча», написанный в 1924 году, у которого в коллекции русского романса свыше 17000 записей и первое место по количеству исполнителей около 130-ти. В конце третьего куплета романса Венера Ганеева предложила спеть припев: «Только раз бывает в жизни встреча, только раз судьбою рвется нить. Только раз в холодный зимний вечер мне так хочется любить». Подошла к столу руководства и по предложению главного инженера Якупова Альберта Гараевича передала микрофон Ильдару. Припев был спет так, что Венеру Ганееву буквально отбросило назад. Она была в шоке от того, что заводчанин спел романс на высоком профессиональном уровне. В дальнейшем узнав, что исполнитель не был певцом, она оценила его вокальные способности по достоинству. Все хлопали и были очень довольны.
На всех мероприятиях родного завода Ильдар, всегда пел благодарным слушателям и зрителям.
На свадьбах своих любимых дочерей Дании и Зульфии, совместно с тамадой вел их свадьбы. Кроме того, пел на своих и моих юбилеях, пел родным и близким, которые ценили его необыкновенный талант и природные данные.
По просьбе своих друзей Юрия Полыскалова и Альберта Мустафина вёл свадьбы их дочерей. Он не только вёл свадьбы красиво, интересно, и достойно пел, но и следил за порядком среди гостей. Когда к концу одной из свадеб Ильдару сообщили, что подвыпившие друзья жениха начали агрессивно себя вести, и дело шло к драке, он подошёл к ним и договорился за пять минут. После чего, разъяренные молодые люди угомонились и успокоились. Благодаря воспитанию, выдержке, армейскому опыту он смог вовремя предотвратить надвигающуюся беду, которая, не только бы испортила свадьбу, но и могла пролить немало крови.
Ильдар был достойным руководителем, его уважали и ценили как умного, мудрого, глубоко порядочного человека, и как профессионального специалиста. В праздники был в центре внимания, поддерживал добрый юмор и весёлое настроение. Его всегда просили спеть для души.
С ним было хорошо и комфортно на всех домашних мероприятиях, днях рождения, праздниках, Юбилеях и встречах Нового года. Благодаря именно ему – главе большого семейного клана, начиная с 2004 года, со дня рождения младшего внука Саида, началась наша семейная традиция – встреча Нового года у Бабам и Давани. На последней встрече Нового 2025 года, уже зная свой смертельный диагноз, Ильдар поздравил всех с Наступающим Новым годом и, как всегда, с благодарностью обратился ко всем с добрыми, светлыми пожеланиями и напутствиями.
По жизни, будучи человеком природной скромности, не хотел афишировать свой талант на большой сцене. Когда вышла в свет передача «В нашу гавань заходили корабли» организатора и режиссера программы писателя Эдуарда Успенского, она нам с Ильдаром очень нравилась. Я неоднократно предлагала принять участие, так как мы поющая счастливая возрастная семейная из Казани с разнообразным запасом редких дворовых песен и шлягеров, могла внести разнообразие и веселое настроение в программу. Для этого необходимо было отправить видео. Ильдар, то загорался этим предложением, то остывал. Позже программу закрыли, и люди много потеряли от того, что не познакомились с творчеством самородка с ярким, красивым, необыкновенным бархатным баритоном из Республики Татарстан.
Ильдар мог очаровать слушателей и зрителей любой песней из 45- летнего периода (на то время) нашей счастливой, творческой судьбы.
В самые первые годы супружеской жизни наше музыкальное наследие мы пополнили дворовыми песнями из далёкого детства и юности, что-то Ильдар, что-то я.
К примеру, в 1964 году у нас во дворе на лавочке под гитару до Армии пел Анатолий Меркулов. Нам повезло в том, что в жизни наше детство и юность одухотворил ещё один молодой человек. Из его богатого репертуара к нам с Ильдаром пришли песни «Костюмчик новый и корочки со скрипом», «Дом стоит и прохожих пугает», «Мальчишки ждут» о первой любви» с куплетом: «Никто тебя не любит, так как я, Никто не приголубит, так, как я, Никто не поцелует так, как я, Любимая хорошая моя!» и дальше: «Где же ты, любовь моя, Для кого твои глазки горят, Для кого твоё сердце стучит, С кем ты делишь печаль».
На эту мелодию была песня с такими словами: « Где нибудь в вагоне ресторана Вас ласкает кто нибудь другой, Но я люблю тебя, Аленка и хочу, чтоб ты была со мной».
Мы с Ильдаром выбрали первый вариант:
1. В подъездах тёмных, подпирая стены, Под окнами, у окон, у ворот мальчишки ждут девчонку непременно, Стоят и ждут, когда он пройдёт.
2. И каждый для неё готовит речи, Как много слов, что горячо губам, А может просто выйти к ней навстречу, И сердце положить к её ногам». Припев: «Никто тебя…
3. Она его поднимет, удивится, И на мальчишку взглянет, наконец, А сердце на ладони будет биться, Испугано, как пойманный птенец
4. Ну что же ты грустишь, что скоро осень, Что золотые листья на земле, Ну что же ты грустишь, что ровно в восемь, Я не приду, любимая к тебе. Припев: «Никто тебя…
5. Мальчишки ждут, а звёзды им мерцают, По-девичьи лукаво с высоты, Мальчишек не пугают ожиданья, Когда-нибудь их сбудутся мечты. Припев: «Никто тебя…
В настоящее время песню поют с припевом без этого продолжения: «Где же ты, любовь моя…
Сейчас эта мелодия стала душевной музыкальной заставкой передачи Малахова «От всей души» на телеканале 2.
Семь лет тому назад младшая дочь с мужем сделали нам музыкальный подарок – сборник дворовых песен 60-70 годов в количестве 150 произведений с полным текстом. Мы были счастливы и очень благодарны своим детям, этому подарку цены не было! Анатолий Меркулов пел ещё и старинный русский романс «Пара гнедых» музыка Я.Пригожего – слова A. Aпухтина. (вольный перевод из С. Донаурова 2(14)1838 – 10(22) 1897. Как ни странно, нас детвору этот романс задел за живое. Мы унесли этот трогательный романс во взрослые жизни. Ильдару романс тоже пришелся по душе, мы его пели вначале жизненного пути.
Русская народная песня «Меж высоких хлебов затерялося…» в исполнении Анатолия, так же запала в душу нам, юным слушателям, на всю жизнь. Повзрослев, я узнала об этой песне то, что она является народной переработкой стихотворения «Похороны» Николая Алексеевича Некрасова (1861г.). Текст песни – измененное и сильно сокращенное стихотворение автора. Исполняется неизменный авторский тест (5-6 куплетов), в оригинале18 куплетов. Собрание записей песен Рыбинского уезда Александра Никаноровича Розанова, конец 1890-х годов. Получила широкую известность, благодаря выступлениям таких артистов, как Вадим Козин и Иван Скобцев.
В нашей с Ильдаром семье песня прижилась на всю жизнь. Нам не нужны были слушатели, пели вдвоем без музыкального сопровождения. Солировал Ильдар, песня воспринималась в мужском исполнении с сильным красивым голосом. Я плакала…
Ильдар, будучи сыном родителей фронтовиков, боготворил и пел песни военных лет со слезами на глазах. С Рашидом были записаны для семьи две, дорогие сердцу, памятные кассеты.
У нас были задумки разучить и петь песни и романсы дореволюционного периода и послереволюционного периода. Мы любили популярные танго 30-х годов в исполнении Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Александра Вертинского, Александра Погудина, Георгия Виноградова. Своей харизмой, индивидуальностью и незабвенными танго и романсами очаровывала легендарная Алла Баянова,
В течение последних тридцати лет мы любили и пели старинный городской русский романс «Глаза зеленые» слова. К. Подревского и музыка. Б. Фомина.1925 года, Был посвящен цыганской певице Марии Масальской.
У нас с Ильдаром был Блюз, который мы пели дуэтом почти всю жизнь «Скажи, зачем и почему» со словами: «Скажи, зачем и почему тебя я нежно так люблю, И ненавижу я тебя, о радость горькая моя. Светла как день, темна как ночь, зовешь меня и гонишь прочь. А я тоскую и грущу, Скажи, зачем и почему». Теперь я поняла, почему этот Блюз переплетал наши судьбы воедино. Потому что у нас с Ильдаром настоящая необыкновенная любовь!!! Любовь, родившаяся на Земле в 1969 году, продолжается и после «ухода» любимого человека в мир иной, пока бьётся мое сердце.
На протяжении жизни мне поступали предложения на прослушивание в консерваторию в 1973 году. Татарский певец, Заслуженный артист Татарской АССР, Народный артист Татарской АССР, Заслуженный артист РСФСР Эмиль Усманович Заляльдинов на концерте сотрудников санатория «Казанский» и Объединения «Татарстанкурорт» в 1995 году, где мы вместе приняли участие, сказал мне, чтобы я ушла из бухгалтерии, и стала петь на сцене, потому что готовая певица. На встрече с архитектором города Казани, Виталий Павлович Логинов после моего небольшого сольного концерта, предложил показаться Ректору Консерватории.
Были и другие предложения, я от всех отказалась. Для меня было главным, чтобы на большой сцене запел Ильдар. У него была природная скромность и большой талант, он не мог растолкать кого-то локтями и пойти по головам. Он был готовый певец - красивый, стройный, с прекрасной фактурой, и настоящим бархатным баритоном, но был скромный и очень порядочный…
В своё время, высокообразованная, обаятельная, красивая ухоженная женщина певица и музыкант Наталия Павловна – мой аккомпаниатор и учитель по вокалу, предлагала Ильдару позаниматься с ней, чтобы в дальнейшем петь романсы. Но Рашид Энверович отговорил мужа от этого предложения. Мотивируя тем, что Ильдару подходят эстрадные песни, песни советских композиторов, песни военных лет. Ильдар согласился. В то время, как в арсенале Наталии Павловны все романсы старинные, редкие и забытые, как говориться не на слуху. Именно с ней была возможность дальнейшего развития и совершенствования голоса Ильдара. Некоторые из них я разучила и с удовольствием пела. Например: « Князь», «Уйди, уйди, оставь свои признанья…» , «Глаза зелёные», «Он говорил мне», «Не говорите мне о нём», Если бы Ильдар пел романсы для мужского исполнения, в придачу и «Поручик Голицын», «Берега, берега», Ильдар прожил бы дольше творчески, и возможно, у него улучшился бы слух. С молодости мы любили романсы в исполнении Бориса Штоколова, особенно «Гори гори, моя звезда», Сергея Захарова и Евгения Кунгурова; песни в исполнении Георгия Отса, Владимира Трошина, Анны Герман, Анне Вески, Эдиты Пьехи, Тамары Миансаровой, Людмилы Сенчиной, Людмилы Гурченко.
Ильдар был серьезным человеком, музыка, хорошие песни и романсы доставляли ему радость и хорошее настроение. Ему по душе были праздничные мероприятия, на них он был в центре внимания, пел, очаровывал своим красивым бархатным баритоном. Его кураж излучал свет, добро, и праздничное настроение.
В 2009 году 40-ти летие со дня свадьбы, мы отметили на теплоходе в туре Самара-Казань-Нижний Новгород-Казань – Самара. Для жителей Казани - тур Казань-Нижний Новгород-Казань. Я задерживалась на работе, Ильдар ждал до последнего, в итоге еле успели запрыгнуть на теплоход. Нам предложили двух ярусную каюту в середине палубы, напротив выхода, вместо выкупленной каюты с двухместной кроватью в конце палубы, мы согласились. Были уставшие, и нам было всё равно. Тур нам понравился, на остановках выходили, фотографировались и посещали все исторические места. Развлекательные программы на теплоходе не посещали. Мы не афишировали свой юбилей, решили отдохнуть только вдвоем, не привлекая лишнего внимания. В день прибытия в Казань, отдохнувшие, мы пошли в музыкальный салон. Там был бар, играла музыка, посетители сидели за столиками. Пришлось идиллию нарушить, Ильдар взял ситуацию в свои руки. В итоге пели, танцевали, старались в меру принимать аперитив, короче веселились от души. Познакомились, обменялись телефонам, все спрашивали: «Где же вы раньше были???». Дальше наш сплоченный, веселый коллектив дружно принимает решение: « В Казани не выходить, плыть до Самары!». Подплываем к Казани, всем всё равно, никто не шелохнулся в сторону кают за вещами. В салон пришёл помощник капитана. Узнав, кто старший, обратился к нам с Ильдаром и ко всем остальным любителям музыки со словами: « Вас всех ждут родственники, дети, друзья. Подумайте о них». Ильдар, обладая не только уникальным голосом, харизмой, но и организаторскими способностями понимал, что люди соскучились по хорошей, веселой компании взрослых людей, любителей хорошей музыки, песен и доброго общения, которые подружились за такой короткий период времени. Он добавил, что у нас при желании, еще будет повод встретиться и подружиться, а сейчас мы должны сказать спасибо экипажу за прекрасный тур, извиниться за доставленное беспокойство, и дружно покинуть теплоход в Казани. В итоге мы все сошли с теплохода, навстречу родным и близким. Нас с Ильдаром проводили музыканты из Самары, с которыми подружились во время экскурсий.
Встретила старшая дочь с мужем, как всегда, с букетом солнечных желтых тюльпанов. И мы поехали в деревню, праздновать юбилей. Там нас встретила младшая дочь с семьей, украшенная столовая, накрытый праздничный стол и подарки. Нам подарили большую красивую ключницу, оборудованную в морском стиле, в виде штурвала корабля. Нас сразу сфотографировали на память. На ней мы с Ильдаром веселые, молодые, держим в руках штурвал корабля счастливой семейной жизни.
В каждой дочери, внучке, внуках и правнуке – гены чистой, творческой, лирической души Ильдара! Он будет с нами, пока бьются наши сердца.
Свидетельство о публикации №225062001670