Вечерние новости, Детектив. Стокгольмский синдром

«Вечерние новости» (англ. The Evening News): роман-бестселлер 1990 года канадского писателя Артура Хейли. Роман повествует о работе американской телекомпании Си-би-эй — телестанции с узнаваемым для американского зрителя прототипом. По сути, это производственный роман, как и большинство произведений Хейли, которые стали бестселлерами.

Действие романа происходит в конце XX века в США и Южной Америке. Террористическая перуанская организация «Сендеро луминосо» проводит дерзкую акцию — похищение семьи телеведущего компании Си-би-эй Кроуфорда Слоуна. В обмен на жизни заложников террористы требуют показать в прямом эфире пять телепередач под общим названием «Мировая революция: Сендеро луминосо указывает путь». Руководство Си-би-эй решает сформировать группу для поиска заложников, её возглавляет один из лучших корреспондентов компании Гарри Партридж. Жена Слоуна Джессика — бывшая возлюбленная Партриджа.

Группе Партриджа удаётся представить образ действий похитителей, они находят укрытие террористов для временного содержания заложников, но к этому времени террористы вывозят своих пленников в Перу. Используя свои контакты, Партридж выясняет, что за похищением стоит «Сендеро луминосо». Он отправляется в Перу и находит женщину, с которой жил анестезиолог Баудельо, один из участников группы.

Католический епископ информирует Партриджа, что руководство «Сендеро луминосо» приказало священникам убираться из определённого района, поскольку там происходит некая акция. Сопоставив информацию, Партридж понимает, что заложники находятся в Нуэва-Эсперансе — небольшой деревеньке, затерянной в перуанской сельве.

Группа Партриджа решает провести операцию освобождения своими силами, поскольку перуанская армия устроит побоище с целью истребления повстанцев, в котором погибнут и заложники. Глубокой ночью люди Партриджа уничтожают охрану сендеристов, освобождают заложников и отправляются к посадочной полосе, где их должен подобрать самолёт. Террористы бросаются в погоню.

К несчастью, отказывает один из моторов лодки и группе приходится двигаться к полосе медленнее, чем предполагалось. Их проводник повреждает ногу и вскоре погибает. Террористы настигают беглецов. При посадке в самолёт на взлётной полосе в перуанской сельве пули террористов настигают Партриджа, и он погибает. Остальные спасаются.

Прежде чем написать роман, Хейли длительное время собирал информацию о партизанской войне в перуанских джунглях, что было весьма непросто, поскольку писателю было в то время почти 70 лет.

Издание Kirkus Reviews в своей рецензии назвало роман динамичным и кровавым, а также отметило отличие сюжета «Вечерних новостей» от сюжетов предыдущих книг Хейли.

Артур Хейли (англ. Arthur Hailey, 5 апреля 1920, Лутон, Англия — 24 ноября 2004, Нью-Провиденс, Багамские Острова) — канадский прозаик британского происхождения, создавший ряд бестселлеров в жанре производственного романа. За свою жизнь написал 11 книг.

Хейли проводил около года в работе над сюжетом, около шести месяцев делал заметки и черновики и, как результат, около полутора лет писал собственно книгу. Такая упорная работа — сбор информации о партизанской войне в перуанских джунглях в возрасте 67 лет для романа «Вечерние новости» (1990) или прочтение 27 книг о гостиничном бизнесе для «Отеля» — добавляет его произведениям видимый читателям реализм.

Критики часто упрекали Хейли в том, что его успех — это результат использования многочисленных литературных клише, что его стиль — это кризис среднего характера, вызванный беспокойством, скачками настроения, использованный в параллельных сюжетных линиях. Сам Хейли не считал себя серьёзным писателем, а просил называть его «сочинителем». Как бы то ни было, его книги были весьма популярны у читателей и неизменно становились бестселлерами.


«Детектив» (англ. Detective) — роман канадского писателя Артура Хейли. Написан в 1997 году и стал последним романом писателя. Роман повествует о работе отдела по расследованию убийств департамента полиции Майами.

В 2005 году по мотивам романа был снят телефильм, режиссёр Дэвид С. Грасс, роли сыграли: Том Беренджер (Малькольм Эйнсли), Сибилл Шеперд (Карен Эйнсли), Гиш, Аннабет (Синтия Эрнст), Rick Gomez (детектив Родригес), Фрэнк Уэйли (Брюмайстер), Wanda De Jesus (Санчес), J. Karen Thomas (Руби Боуи), Чарльз Дёрнинг (Макс Эрнст), Sean O'Bryan (Элрой Дойл), Rutanya Alda (судья Аганис).

Действие романа происходит в XX веке в США.

Сержант отдела убийств полиции Майами Малькольм Эйнсли получает вызов от священника тюрьмы Рэйфорд, его подопечный смертник Элрой Дойл просит Эйнсли приехать, чтобы дать показания перед казнью. Детективы Эйнсли и Родригес спешат в Рэйфорд. По дороге они вспоминают как раскрыли убийство германского туриста, застреленного двумя молодыми людьми Капрумом и Мэгги Торн. Молодому Родригесу удалось выбить признание из обоих до приезда адвоката. Эйнсли вспоминает события приведшие к поимке и осуждению Дойла. В Майами были совершены несколько зверских убийств пожилых супругов, судя по почерку работал один и тот же маньяк. В число жертв попали городской комиссар Эрнст и его супруга. Его дочь Синтия, бывшая напарница и любовница Эйнсли, оставила стремительную карьеру в полиции чтобы занять место отца.

В триллере «Вечерние новости» Хейли обращается к читателю и призывает опасаться так называемого Стокгольмского синдрома.

Стокгольмский синдром (англ. Stockholm syndrome) — термин, популярный в психологии, описывающий защитно-бессознательную травматическую связь, взаимную или одностороннюю симпатию, возникающую между жертвой и агрессором в процессе захвата, похищения и/или применения или угрозы насилия. Под воздействием сильного переживания заложники начинают сочувствовать своим захватчикам, оправдывать их действия и в конечном счёте отождествлять себя с ними, перенимая их идеи и считая свою жертву необходимой для достижения «общей» цели.

Вследствие видимой парадоксальности психологического феномена термин «стокгольмский синдром» стал широко популярен и приобрёл много синонимов: известны такие наименования, как «синдром идентификации заложника» (англ. Hostage identification syndrome), «синдром здравого смысла» (англ. Common sense syndrome)[3], «стокгольмский фактор» (англ. Stockholm factor), «синдром выживания заложника» (англ. Hostage survival syndrome) и др. Авторство термина «стокгольмский синдром» приписывают криминалисту Нильсу Бейероту, который ввёл его во время анализа ситуации, возникшей в Стокгольме во время захвата заложников в августе 1973 года. Заложники защищали своих похитителей после освобождения и не соглашались давать показания против них в суде.

Исследователи полагают, что стокгольмский синдром является не психологическим парадоксом, не расстройством или синдромом, а скорее нормальной реакцией человека на сильно травмирующее психику происшествие. Так, стокгольмский синдром не включён ни в одну классификацию психических расстройств.

Согласно данным ФБР о более чем 1200 случаях захвата заложников с баррикадированием захвативших в здании, стокгольмский синдром отмечен всего в 8 % случаев(150 из 1200).

23 августа 1973 года освобождённый из тюрьмы Ян-Эрик Олссон в одиночку захватил банк «Kreditbanken» (Стокгольм, Швеция), ранив одного полицейского и взяв в заложники четверых работников банка: трёх женщин (Биргитту Лундблад, Кристин Энмарк, Элисабет Ольдгрен) и мужчину (Свена Сефстрёма). По требованию Олссона полиция доставила в банк его сокамерника Кларка Улофссона. Заложники звонили премьер-министру Улофу Пальме и требовали выполнить все условия преступников.

26 августа полицейские просверлили отверстие в потолке и сфотографировали заложников и Улофссона, однако Олссон заметил приготовления, начал стрелять и пообещал убить заложников в случае газовой атаки. 28 августа газовая атака всё-таки состоялась. Через полчаса захватчики сдались, а заложников вывели целыми и невредимыми. Бывшие заложники заявили, что боялись не захватчиков, которые ничего плохого им не сделали, а полиции. По некоторым данным, они за свои деньги наняли адвокатов Олссону и Улофссону.

Психиатр Нильс Бейерут, который консультировал полицию во время инцидента и решения которого критиковались заложниками, для объяснения их поведения придумал термин Norrmalmstorgssyndromet (Норрмальмсторгский синдром), впоследствии трансформировавшийся в понятие «стокгольмский синдром».

В ходе судебного разбирательства Улофссону удалось доказать, что он не помогал Олссону, а, напротив, пытался спасти заложников. С него сняли все обвинения и отпустили. На свободе он встретился с Кристин Энмарк, и они стали дружить семьями. Олссон был приговорён к 10 годам тюремного заключения, где впоследствии получал много восхищённых писем от женщин.

Опасность стокгольмского синдрома заключается в действиях заложника против собственных интересов, как, например, воспрепятствование своему освобождению. Известны случаи, когда во время антитеррористической операции заложники предупреждали террористов о появлении спецназовца и даже заслоняли террориста своим телом. В других случаях террорист прятался среди заложников, и никто его не разоблачал. Как правило, стокгольмский синдром проходит после того, как террористы убивают первого заложника.

Зная, что террористы хорошо понимают, что до тех пор, пока живы заложники, живы и сами террористы, заложники занимают пассивную позицию, у них нет никаких средств самозащиты ни против террористов, ни в случае штурма. Единственной защитой для них может быть терпимое отношение со стороны террористов. В результате заложники психологически привязываются к террористам и начинают толковать их действия в свою пользу. Известны случаи, когда жертвы и захватчики месяцами находились вместе, ожидая выполнения требований террориста.

В случаях особо жестокого обращения заложники психологически дистанцируются от ситуации; убеждают себя, что это происходит не с ними, что с ними такое произойти не могло, и вытесняют из памяти травмирующее событие, занимаясь конкретной деятельностью.

Если никакого вреда жертве не причиняется, некоторые люди, будучи менее подвержены синдрому в процессе адаптации к данной ситуации и почувствовав потенциальную неспособность захватчиков причинить им вред, начинают их провоцировать.

После освобождения выжившие заложники могут активно поддерживать идеи захватчиков, ходатайствовать о смягчении приговора, посещать их в местах заключения и т. д.

Захват резиденции японского посла в Лиме 17 декабря 1996 года — это самый крупный за всю историю захват такого большого числа высокопоставленных заложников из разных стран мира, неприкосновенность которых установлена международными актами.

Террористы (члены перуанской экстремистской группировки «Революционное движение имени Тупака Амару»), появившиеся под видом официантов с подносами в руках, захватили резиденцию посла вместе с 500 гостями во время приёма по случаю дня рождения императора Японии Акихито и потребовали, чтобы власти освободили около 500 их сторонников, находящихся в тюрьмах.

Сразу после этого захвата заложников общественность стала обвинять президента Перу Альберто Фухимори в бездействии и в том, что он не обеспечил надёжной охраны посольства, лидеры западных стран, чьи граждане оказались в числе заложников, оказывали на него давление и требовали, чтобы безопасность заложников была приоритетной целью при их освобождении.


Видео в живом журнале https://shersherry.livejournal.com/80030.html


Рецензии