Деревенская мадонна
- Куда? Вылезай! Сама вылезай! Опять бутылку спрятала?
Грубый мужской голос, брань и грохот кулака по столу…
Этот сон повторяется уже много лет, но всё реже и реже… Она просыпается в холодном поту, боясь пошевелиться, ожидая, когда сон уйдет…Где теперь бывший муж и обидчик? Первая любовь, первый и последний в её жизни мужчина? Хотя, нет. Разве тот грубиян был мужчиной?
Татьяна приходилась мне дальней родственницей по отцу. Жила на соседней улице вместе с братьями и сёстрами. Их в семье было 8 человек. Отец, участник Великой Отечественной, в жизни был совсем не героем. Теперь мне кажется, что миролюбивее и безобиднее дяди Серёжи на селе никого не было. Переживший военное лихолетье, не раз раненый, он вернулся с войны, спрятал подальше ордена и медали. И нашел в колхозе самую мирную работу – стал конюхом. Любил лошадей. И очень любил своих детей. А вот жена его, Вера, отличалась бойкостью, громким голосом, крепкой от природы фигурой и необычайной активностью. Именно по её командам и распоряжениям жила вся семья. В общем, согласно рассказам отца, это Вера «женилась» - проявила инициативу, хотя муж был на 14 лет старше. И в этом браке родились сначала пять дочерей, а потом три сына. Дети гроздьями висели на папе. А он только улыбался, прощая им всё. Часто садил на телегу летом или на сани зимой, катал по улицам, подсаживая по дороге других ребятишек. Малограмотные родители не могли помочь детям в учёбе, не баловали дорогими подарками. Но все дочки-сыночки были любимы, сыты, обуты, научены заниматься домашними делами. Всех дочерей выдали замуж. Каждую мать оделила нехитрым приданым. Самая младшая дочь Татьяна, закончив школу, уехала в училище. За год была дома пару раз. А потом написала родителям, что вышла замуж. Я этого мужа один раз и видела – кудрявый, невысокий, коренастый, значительно старше молодой жены. На вокзале мы встретились – я с поезда, а пара как раз уезжать собралась. Тут же суетилась заботливая тёща, нагруженная узлом с очередным приданым.
Прошло лет пять. С маленькой дочкой мы приехали погостить к бабушке. Лето, отпуск, речка…
Идём с речки после купания. Вечерний рейс автобуса доставил пассажиров из райцентра. Из толпы вышла молодая женщина. Седая прядь волос начиналась справа ото лба и тянулась дальше – в тёмно-русую косу… белая прядь! Она бросалась в глаза как луч света в темноте. Таня! Это была она. Народ вокруг шумел, суетился, а Татьяна неторопливо, степенно подняла на руки кареглазого мальчика и также не спеша пошла вдоль дороги. Что могло случиться в её жизни такое, отчего совсем юная женщина стала седой? Я шла сзади за ней, но так и не решилась окликнуть. От мамы своей узнала, что Татьяна живёт в райцентре. Одна растит сына. Навещает пожилых родителей.
За городской суетой я почти не вспоминала о неожиданной встрече. Но вот в очередной отпуск встреча повторилась. Я первой подошла. Удивилась вслух тому, что Таня вообще не меняется! Статная фигура, спокойный взгляд, длинная тёмная коса с пронзительной седой прядью. Разговор наш был коротким – дочь спешила к матери, которая недавно похоронила мужа, дядю Сергея.
Вечером, сидя за нехитрым ужином, я наконец узнала от мамы, что случилось с Таней тогда, в первый год замужества. Тётя Вера, оставшись одна, часто приходила в наш двор за вниманием, за помощью. И однажды рассказала.
Зять Сергей, тот самый, кудрявый, был в гостях один только раз. Как судить о человеке, когда с ним едва знаком? Тётя Вера и дядя Сергей принимали всех мужчин, которых выбирали их дочери, как своих детей. Не вмешивались в их жизнь. Помогали при необходимости. Приглядывали летом за внуками, которые совершали набег из города на бабушку и дедушку. И новому зятю были рады от души. Лишь бы дочь была счастлива!
Молодая семья жила в шахтёрском посёлке. Полдня на поезде – и в деревне. Но Таня с мужем после первого посещения больше не приезжала ни разу. И письма были очень редкими и скупыми.
- Работа! Заботы! – размышляли родные и не беспокоили молодых. Писать письма в семье малограмотные родители не любили. Захотят приехать – всегда будем рады!
Однажды почтальонша тётя Феня принесла письмо от незнакомой женщины. С обратным адресом. А вот их адрес отсутствовал – только название села, фамилия и имя Веры. Сын Витя вслух прочитал короткое сообщение, от которого миролюбивый дядя Сергей просто заплакал, пряча лицо в мозолистых ладонях. Заплакал уже пожилой, немало повидавший в своей жизни…
«Пишет вам соседка Тани. Приезжайте скорее. Заберите свою дочку от этого чудовища, иначе он её убьёт когда – ни будь». Вот краткое содержание письма. Решительная громкоголосая мать не думала ни минуты! Денег не было, но оббегав соседей, тётя Вера нашла необходимую сумму и утром на следующий день бросилась спасать дочь.
В посёлке нашла женщину, от которой получила весточку. Пожилая соседка Нина рассказала, что Сергей пьет и постоянно гоняет жену. Это началось три месяца назад. Молодым дали квартиру. Татьяна, добрая душа, приветливая и заботливая часто помогала своей соседке. А вот Сергей казался нелюдимым и всегда недовольным. Когда мужчина сменил место работы, появились друзья. Сергей приходил домой пьяный, наутро требовал водки. Тихая Танюша никому не жаловалась. Всегда чистенькая, аккуратная, как и положено воспитателю детского сада. Только глаза, опухшие от слез, выдавали её переживания. Почти каждую ночь из квартиры неслась брань, грохот- Сергей бросал в стены стулья, кастрюли. А однажды раздался страшный крик! Кричала Таня. Громко, долго. Соседка выбежала на площадку. И тут дверь распахнулась. Таня упала за порог. Из квартиры потянуло запахом дыма. А Сергей, намотав косу жены на руку, силой втянул её обратно и захлопнул дверь. Еще немного пошумели и стало тихо. А утром Нина заметила…
- Иди, мать, и сама посмотри! – закончила рассказ соседка, - Потому я не выдержала, расспросила Таню и написала вам!
До вечера Вера ходила по двору, дожидаясь дочь с работы. Вот и Таня идет. Увидев мать, остановилась и тихо заплакала.
- Уезжай, мама! Уезжай! Я справлюсь...
Вера обняла дочку, прижала голову к своей груди. Сбила ненароком косынку с головы: длинная седая прядь змейкой уползала в такую родную темно-русую косу. Что это? А потом обратила взгляд на всю фигуру дочки.
- Собирайся, Таня! Уедем сегодня вместе! Уедем домой! Дома будешь рожать!
Таня прикрыла рот матери ладонью. Нетрезвый муж, покачиваясь на непослушных ногах, зашел в подъезд, не заметив женщин.
- Поздно, мама! Да он меня и не отпустит…
- А мы и спрашивать не будем! Хватит!
Вера оглядела двор. Потом подняла с земли толстую палку, решительно двинулась вперед. Конечно, Сергей кричал и пытался руку поднять уже и на тёщу. Сейчас! Ещё посмотрим кто кого! Тёщин громогласный голос на всю округу сообщил, какое ничтожество представляет из себя этот человек! Когда зять со стулом ринулся на Таню, то получил палкой решительный отпор, выбежал на балкон и стал звать милицию.
- Бери документы! Мы уходим!
Вера бросила палку, схватила дочь за руку и силой вытянула за порог.
Вот так и привезла мать свою младшенькую – в простеньком платьице, с маленькой сумкой в руках.
И тогда Таня заметила, как резко постарел уже давно немолодой отец. Как дрожат его губы и руки…
Всё оставила дочь, всё, что связывало её с Сергеем. Хотя, нет. Потому что родился мальчик, Саша, черноглазый и кудрявый. Таня однажды рассказала матери, что муж очень не хотел ребёнка. Когда скрывать беременность уже не имело смыла, то Сергей придумал, что это не его ребёнок, требовал избавиться от малыша. Ненавидел и его, еще не родившегося, и жену, которая пошла против воли мужа. Обезумевший от выпитого, он пытался поджечь платье на женщине, а потом с ножом в руках кинулся на её живот… Это маленькую жизнь защищала мать в ту ночь, закрывая обожжёнными руками. Жгучая боль пронзила тогда её сердце и навсегда осталась белой прядью в волосах.
- Почему он такой? Я не помню, чтобы вы с папой ругались! Сергей сам тоже из многодетной семьи, четвёртый из шести детей… И я ему поверила…А жизнь свою надо было устраивать. Не хотелось вас с отцом беспокоить. Вам еще мальчишек нужно поднять…
-Семьи тоже разные бывают…Мы с твоим отцом в войну горе мыкали. Он под пулями, в окопах, а я, совсем молодая, 13 годков всего, на заготовке и сплаве леса надрывалась… Как можно в мирные годы живых людей, невинное дитя, жизни лишать…Грех это великий! Живи для сына! Мы поможем.
И простая деревенская женщина, мать, растила сына. Она больше никогда не выходила замуж. Не искала даже встреч с мужчинами. Надо было видеть, какой спокойной, светлой материнской любовью светились её глаза. Одевалась Таня всегда просто. Не пользовалась ни косметикой, ни духами. Но как выглядела! Достоинство, самоуважение и постоянная забота о других сберегли её лицо от морщин, тело от дряблости, волосы от седины. Та же тяжелая коса, теперь уже в высокой прическе. И только седая прядь напоминала о прошлом. Но не пугала, а подчеркивала мудрость деревенской мадонны. Вот идёт она, крепкая, статная. Кивает головой прохожим. Улыбается добрыми карими глазами. Спешит к старенькой матери…
Татьяна и сейчас живет на соседней улице. Присматривает за больным братом. Каждое утро провожает на речку гусей, крепко сжимая в ладони ручку младшего кудрявого внука. Жизнь продолжается!
Свидетельство о публикации №225062000409
читается. Конечно, жаль, что Татьяна так и не обрела личного счастья, но хорошо и
то, что стала бабушкой. У каждого свой взгляд на личное счастье.
Иллюстрация замечательная - какой красоты не найти в интернете.
Всего наилучшего!
Людмила Каштанова 20.06.2025 11:26 Заявить о нарушении
Татьяна Филькова 21.06.2025 09:37 Заявить о нарушении