Психея
Лера (25 лет)
Уже закончила университет (возможно, искусствоведение или реставрацию), но еще не «устроилась» в жизни. Достаточно взрослая, чтобы осознавать свои страхи, но еще не готова их побороть.
- Профессия: Реставратор старых книг.
- Характер: Эмоциональная, романтичная, но боится доверять. Коллекционирует моменты, хранит их в стеклянных баночках. Не буквально, конечно. В детстве бабушка дала ей пустой сосуд из-под варенья:
— Клади туда все важное, а то забудешь.
Сначала туда летели билетики из кино, потом — окурки первой сигареты, смятая записка от одноклассника («Ты странная»). «Любовь — это когда ты отдаешь кому-то свои лучшие минуты, зная, что он может не вернуть их», — говорила бабушка. Лера тогда не поняла. Теперь боялась понять.
Марк (28 лет)
Уже состоявшийся архитектор, но с явными признаками выгорания - циничное отношение к проектам.” Дома должны прежде всего защищать, а не радовать”
Возраст, когда мужчины либо бегут от обязательств, либо начинают остро чувствовать одиночество.
Его травма — случилась, когда ему было 10-11 лет (идеальный возраст для формирования такого страха). Родители кричат на кухне. Он зажимает уши подушкой, но слышит:
— Ты разрушил мою жизнь! — голос матери.
Наутро ее чемодан скрипит по полу. Марк цепляется за рукав:
— Мам, я исправлюсь!
Она гладит его по голове:
— Это не твоя вина, дружочек. Просто любви не хватило.
С тех пор он верил: любовь — это то, чего всегда не хватает.
1: Знакомство.
В книжном магазине пахло старыми страницами и духами с нотками ванили. Лера потянулась за цветаевским сборником в котором было стихотворение «Психея», но кто-то опередил ее и за спиной услышала:
Не самозванка — я пришла домой,
И не служанка — мне не надо хлеба.
Я страсть твоя, воскресный отдых твой,
Твой день седьмой, твое седьмое небо.
Там, на земле, мне подавали грош
И жерновов навешали на шею.
Возлюбленный! Ужель не узнаешь?
Я ласточка твоя — Психея!
Это был приятный голос незнакомого ей молодого человека.
— Вам нравится Цветаева? — мужские пальцы протянули ей книгу.
Хотя, если честно, я не уверен, что готов к Цветаевой.
— Почему? — Лера взяла книгу, нарочно задела его пальцы и почувствовала теплоту его руки.
— Она... слишком честная. Как пощечина.
— Именно поэтому ее стоит читать, — улыбнулась Лера.
Парень был в черном свитере с дыркой на локте. Улыбка — кривая, будто он не привык ей пользоваться.
- Я Лера, кстати.
— Марк.
— Ты… — он запнулся, — похожа на ту, кто разрисовывает учебники на задней парте.
— А ты — на того, кто прогуливает пары, чтобы курить на крыше.
Он рассмеялся. За окном внезапно хлынул дождь.
— Черт! — Лера посмотрела на свои кеды. — Я без зонта.
— У меня есть, — Марк достал черный складной зонт со сломанной спицей. — Правда, он немного...
— С характером? — перебила Лера. — Мне нравится.
(А сама решила - теперь в банке будет лежать чек из книжного.)
2. Первые шаги.
Решили продолжить разговор в кафе «Улыбка». Лера заказала капучино с кардамоном, Марк — эспрессо без сахара.
- Итак, архитектор, — Лера размешивала капучино. — Почему именно эта профессия?
Марк покрутил чашку с эспрессо.
— Потому что в архитектуре все подчиняется законам. Если рассчитал правильно — ничего не рухнет.
— В жизни так не бывает.
— Именно поэтому я и выбрал архитектуру.
Лера наклонилась вперед:
— А если я скажу, что твои расчеты ошибочны?
— В каком смысле?
— В том, что люди — не здания. Их нельзя просчитать.
Марк усмехнулся:
— А ты часто разговариваешь с незнакомцами о философии?
— Только с теми, кто покупает мне книги.
Она замечает, как он напрягается при слове «любовь».
Тишина. Потом он неожиданно:
— Я не умею любить. Вернее, я разучился.
— Это как ездить на велосипеде?
— Нет. Это как плавать. Если перестать — утонешь.
Лера замечает его напряжение.Она не бросается к нему - ее жест осторожен, почти терапевтичен. Медленно кладет ложку на стол:
- Ты сейчас выглядишь так, будто я тебя спрашиваю пароль от твоего банковского счета.
Марк (напряженно улыбается):
Просто..не люблю разговоры про чувства.
Лера ( с легким юмором, но серьезно):
А я не люблю, когда врут. Ты же не про плавание.
Она слегка наклоняется через стол, но не вторгается в его пространство - просто указывает на его щеку:
-У тебя тут.. капелька кофе.
Ее пальцы едва касаются его кожи, как если бы поправляла очки у друга. Марк замирает - для него даже это неожиданная близость
Марк(тихо): Спасибо.
Лера (отодвигается назад, давая ему дистанцию):
-Вот видишь. Ты не утонул.
Пауза. Марк вдруг осознает, что впервые за годы кто-то заметил его барьеры и не стал ломать их.
Марк (неожиданно для себя):
— А если я... действительно не умею?
Лера (спокойно):
— Тогда скажи «стоп» — и я отступлю.
Она отпивает из чашки, оставляя выбор за ним. Ее поза открыта, но не навязчива.
3. Ее слабость (монолог).
Лера стояла перед зеркалом, повторяя:
— Не цепляйся. Не цепляйся. Не цепляйся.
Но пальцы сами потянулись к телефону. Один пропущенный звонок.
— Черт! — она швырнула телефон на кровать.
Бабушка говорила: «Ты любишь, как тонешь — хватаешься за всех подряд».
— Но как иначе? — шептала Лера.
4. Кульминация (ночной разговор)
— Почему ты убегаешь? — Лера вцепилась в его рубашку.
— Потому что я начинаю думать “навсегда"! — Марк отстранился. — А навсегда не существует.
— Зато существует "сейчас"!
Она прижала его ладонь к своему сердцу.
— Чувствуешь? Это не навсегда. Это просто минута. Одна из многих.
Марк закрыл глаза. Впервые за годы кто-то разрешил ему любить "пока".
Утром он исчез. На подушке — записка:
«Я вернусь. Если ты еще захочешь меня.»
Лера положила ее в банку к чеку из книжного. Она больше не боялась пустых банок.
4. Конфликт.
Марк получает предложение работы в Берлине.
— Я уезжаю, — говорит он, не глядя на Леру.
— Надолго?
— Навсегда.
Лера чувствует, как внутри все сжимается. Но вместо того чтобы плакать, она берет его блокнот с чертежами и рисует в углу маленькое сердце.
— Ты можешь уехать. Но ты не можешь стереть то, что между нами было.
5. Возвращение
Мастерская Леры, год спустя.
Дверь открылась с легким звонком.
— Закрыто, — не поднимая головы, сказала Лера.
— Даже для меня?
Она резко подняла глаза. Марк стоял на пороге, держа в руках ее старую стеклянную банку.
— Ты...
— Я построил дом. — Он поставил банку на стол. — С большими окнами. И библиотекой.
Лера медленно поднялась:
— Зачем?
— Потому что понял: даже самое прочное здание — просто камни без того, кто будет в нем жить.
Он сделал шаг вперед.
— Я ошибался. Людей нельзя рассчитать. Но можно любить. Если... если они позволят.
Лера посмотрела на банку. На дне лежал тот самый чек из книжного.
— Ты знаешь, что в этой банке теперь не хватает одного момента? — прошептала она.
— Какого?
— Того, где ты говоришь «я остаюсь».
Марк обнял её:
— Я остаюсь. Настолько долго, насколько ты захочешь.
Свидетельство о публикации №225062000521