Излишнее философствование уводит от Христа

 Апостол Павел, проницательный наблюдатель человеческой природы и толкователь Слова Божиего, предостерегал христиан от опасности, которая актуальна и сегодня: «Боюсь, как бы, подобно тому, как змей хитростью своей прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты Христовой» (2.Кор.11:3). Данное предостережение не следует понимать как полный отказ от интеллектуальной деятельности или изучения Богословия. Напротив, Павел был сам образованным человеком, чьи послания свидетельствуют о глубоком понимании Писания, знания философии и культуры своего времени. Его предупреждение касается направления мысли и цели философствования.

Суть предостережения Павла заключается в опасности излишнего, пустоплодного философствования, которое отвлекает от христианства и взаимосвязи с Духом Христовым. Как змей, используя хитрость и соблазн, отвлёк Еву от Божиего повеления, так и излишнее умствование может отвести нас от простой, но глубокой истины Евангелия. Мы можем запутаться в лабиринте теологических споров,  забывая о животворящей силе Духа Святого.

Что же подразумевается под «простотой во Христе»? Простота во Христе – не упрощение веры до примитивной схемы, а обращение внимания на жизненно важные аспекты христианства:

В первую очередь, – это искупительная жертва Иисуса Христа и греховность человечества. Христианство призывает людей к осознанию собственной греховности, к принятию дара спасения, предложенного через смерть и воскресение Иисуса Христа, к принятию Иисуса Христа как единого посредника между Богом и человечеством. Запутанные рассуждения могут затмить эту истину и увести ум ищущего человека к заблуждениям.

Во-вторых, христианство – не только набор догматов и правил, но и взаимодействие с Богом благодаря Духу Христову. Излишнее внимание к теологическим тонкостям может помешать развитию благодатной связи, заменив её на связь с  падшими духами, которая проявится манией величия и плодами высокоумия.

В-третьих, – послушание Евангелию.  Вера без дел мертва (Иаков 2:26).  Практическое следование за Христом, выражающееся в любви к ближним и служении Богу, является неотъемлемой частью христианской жизни. Философские дискуссии, не подкреплённые делами, лишены смысла.

В-четвёртых, – прощение и любовь.  Сердце Евангелия – это Божия безмерная Любовь и прощение,  предложенные каждому человеку. Непомерное самокопание, фанатичное сосредоточение на собственных недостатках и выискивание недостатков в других людях может затмить эту истину.

Итак, Павел, как и другие апостолы не призывает к невежеству, а призывает к вере в Иисуса Христа и здравому рассуждению. Поэтому необходимо изучать Писание, труды святых Церкви и всегда помнить о главном – живой связи с Иисусом Христом, основанной на вере, любви и послушании. Если наши интеллектуальные упражнения отводят нас от этой центральной точки, то мы должны вернуться к «простоте во Христе», оставив всё излишнее и сосредоточившись на главном. Иначе, рискуем, подобно Еве, соблазниться хитростью «змия» –  иллюзией знания,  которая уводит от истинной жизни в Боге.


Рецензии