Пять ответов на 5 вопросов краеведа Ч. 2
По некоторым причинам не смогла пройти мимо данной публикации. В итоге получилось небольшое реферативное, практически исследование. По принципу "не пропадать же труду даром", потому как читатели на него, в виду специфики содержания, вряд ли найдутся, просто оставлю его здесь. Дублируя собственный текст из группы в ВК.
*************************************
"Вопрос второй: так Владимир Андреевич был Храбрым или Донским, или Храбрым и Донским одновременно? В истории России многие государственные деятели и полководцы за особые отличия (в том числе отрицательные) имели почётные титулы или добавления к фамилиям: Петр Великий, Екатерина Великая, Николай Палкин, Александр Освободитель, Николай Кровавый, Александр Невский, Дмитрий Донской, Руманцев-Задунайский, Потёмкин-Таврический, Суворов-Рымникский, Кутузов-Смоленский. Обратите внимание, у всех почётные титулы и добавления выражены одним словом и только наш князь Владимир Храбрый-Донской своим двойным титулом всех опередил. А, может, за него это сделали некоторые (в том числе наши местные) историки? Впрочем, были и Всеволод Большое Гнездо и Тимур Великий Хромой, но у них добавки из двух слов означали единое понятие".
Ответ 2:
Все закрепившиеся за Рюриковичами и отечественными монархами прозвища имеют, на самом деле, вполне себе конкретные литературные первоисточники.
С прозвищем «Донской» князь Владимир Серпуховский упоминается в духовной грамоте Ивана Грозного (1572 г): «…А сын мой Иван держит на Москве болшаго своего наместника, по старине, как было при отце моем, при великом князе Василье Ивановиче всея России, и как было при мне, а другого наметсника держати на трети на княж Володимерской Андреевича Донскаго на Москве ж». (Черепнин, с.434). Т.е. это XVI век.
На захоронении князя в Архангельском соборе таблица с надписью: «Въ л;то 6918 Августа въ 12, преставись Благов;рный Князь Владимиръ Андреевичь Донской». Как упоминала выше, надпись на надгробии поздняя, не современная захоронению.
Прозвище князя Дмитрия Ивановича – «Донской» – впервые встречается в Никоновской летописи, составленной не ранее 20-х гг. XVI века. Однако там упоминание не о нем самом, а о его вдове Евдокии-Евфросинии: «Тое же весны велика княгини Евдокея Дмитрея Ивановича Доньского заложила на Москве церковь камену святаго Вознесениа внутрь града Москвы», «Того же лета месяца июня в 7 день преставися велика княгини Евдокея Дмитрея Ивановича Доньского во мнишеском чину...». Выходит, что пристает данное прозвище к князю Дмитрию так же в XVI в.
Потому можно заключить, что устоявшимся прозвищем «Донской» обзавелись сразу оба князя, и возможно, только к концу XV века. Хотя, вероятно, могли называться так и ранее, но это не фиксировалось в письменных источниках.
В отечественной историографической традиции известны два сочинения, в которых создана система прозвищ для исторической правящей элиты. Первое относится к началу XV в., второе написано в конце XVIII в.
Княжеские прозвища системно впервые отмечаются в записи в т.н. комиссионном списке Новгородской 1-й летописи младшего извода, - одной из старейших летописей. Статья в ней - «А се князи русстии», - это XV век. Летописец, чье имя не сохранилось, придумал никнеймы для князей Юрия Долгорукого, Всеволода Большое Гнездо, Александра Невского, Даниила Московского и Ивана Калиты. Очевидно, что они книжного происхождения. Безымянным средневековым русским историком князья именованы на основе его личного круга чтения и известных ему параллелей в современной тогдашней литературе. Данное обстоятельство может свидетельствовать, что прозвища те не были реальным отражением реальных черт характера или физических особенностей князей. И появились они не спонтанно, т.к. сочинялись книжником в соответствии с создаваемой им исторической концепцией!
Прозвища «Донской» или «Храбрый» в этой летописной статье XV в. нет. Потому можно полагать, что они появились позже.
Навешиванием прозвищ князьям и царям в XVIII в. занимался историк В. Татищев. Изобретение их было продолжено и после него. В конце того же столетия литератор Т. Мальгин составил пособие по русской истории - «Зерцало российских государей». В первом издании прозвищем он, например, осчастливил Василия Темного - назвал Темным (Слепым), а Ивана III поименовал Угрюмым (Важным). Во втором издании «Зерцала» авторскими прозвищами от Мальгина обзавелось подавляющее большинство известных нам князей и царей. Некоторые из мальгинских кличек в литературе не прижились, но некоторым очень даже свезло.
В лексиконе историков его прозвища прочно обосновались с первой половине XIX века. Способствовало тому издание Н. Карамзиным своей «Истории», который их использовал при ее написании. С того времени княжеские и царские никнеймы прочно вошли в историографию. Он придумал прозвища и князьям киевского периода истории Руси. Закрепление же в массовом сознании прозвищ российских правителей произошло к началу XX в., в период развития школьного образования, когда началось массовое издание учебников Ф. Платонова.
Не случайно отвлеклась на экскурс в историографию княжеских прозвищ. Только так увидела возможность ответа на ваш вопрос. Что имеем по факту? Где-то в XVI веке Владимир Андреевич стал «Донским». Причем есть основания полагать, что и князь Дмитрий получил это прозвище примерно в тот же период. Кто прикрепил к нему прозвище «Храбрый», лично мне выявить не удалось. Полагаю, что это точно не проявление «народной памяти», и осторожно предположу, что прозвище князь получил не так давно, в начале 90-х гг. ХХ века. Может быть, даже от современных церковных историков. С таким никнеймом в русской истории он, кстати, не единственный. Например, Александру Невскому прозвище «храбрый» летописец приставил еще в XV в.
Князей с прозвищами через дефис, или как вы выразились, «двойным титулом», достаточно. Нужно только хотя бы немного иметь представление об историографии вопроса. Таким образом, подытожим: прозвище «храбрый», и не только оно, а вообще все княжеские и царские прозвища – это результат сознательного творчества летописцев и писателей. И присваивались они не современниками князей, а людьми, жившими спустя столетия после смерти исторических персонажей.
Свидетельство о публикации №225062000936