Пять ответов на 5 вопросов краеведа Ч. 5

В декабре минувшего года в группе "Малоярославецкое краеведение" А.М. Исаченко разместил свою давнюю публикацию от 2011 г. из газеты "Маяк", - "Пять фактов из жизни и пять вопросов по биографии князя Владимира Андреевича Храброго".

По некоторым причинам не смогла пройти мимо данной публикации. В итоге получилось небольшое реферативное, практически исследование. По принципу "не пропадать же труду даром", потому как читатели на него, в виду специфики содержания, вряд ли найдутся, просто оставлю его здесь. Дублируя собственный текст из группы в ВК.

                *****************************

"Вопрос пятый: верно ли, что «Сказание о Мамаевом побоище» было написано в Серпуховском княжестве? И есть ли ещё какие-либо более древние описания Куликовской битвы?"    

Ответ 5:
 Первый рассказ о Куликовской битве содержится в Белорусской I Летописи, Симеоновской летописи, Рогожском летописце. Он самый краткий, но именно в нем наиболее достоверные сведения. В 1385 г. была создана летописная повесть «О побоище иже на Дону», дошедшая до нашего времени в составе Новгородской IV и Софийской I летописей. События битвы, изложенные в ней, к тому моменту уже обросли деталями.

В начале XV в. о Куликовской битве появился рассказ в Краткой повести Троицкой летописи и в созданной на её основе Пространной летописной повести. Во второй половине того же столетия написана поэма «Задонщина», позднее неумело сокращённая, а после 1475 г. еще и частично отредактированная. Только в первой четверти XVI в. создаётся «Сказание о Мамаевом побоище», которое наиболее детальное. Изначально это «исторический роман». В XVI-XIX вв. известно несколько его вариантов.

Исходный текст «Сказания» представлен основной редакцией. На базе одного из вариантов этой редакции в 1500-х гг. появилась т.н. летописная редакция. Предполагают, что ее составили дьяки пермского епископа Филофея в городке Усть-Выми или в Вологде. На материале другого варианта основной редакции митрополитом Даниилом или его клиром в 1530 х гг ( по Б.М. Клоссу) была создана Киприановская редакция «Сказания». На рубеже XVI - XVII века возникла распространенная редакция.

Чтобы определиться о месте написания «Сказания», необходимо снова обратиться к историографии темы.

Еще А.А. Шахматов в своё время полагал что т.н. «Слово о Мамаевом побоище», составлено после Куликовской битвы в окружении удельного князя Владимира Андреевича. Оно не сохранилось, но оказало влияние на известное «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщину». М.Н. Тихомиров тоже полагал, что этот литературный памятник появился в среде, близкой к серпуховскому князю, после 1382 года и, возможно, был сочинен самим митрополитом Киприаном. И.Б. Греков принял точку зрения М.Н. Тихомирова, но при этом уточнил, что «Сказание» относится к 90-м годам XIV века. Р.Г. Скрынников, основываясь на доводах А.А. Шахматова, так же связал возникновение «Сказания» с уделом Владимира Андреевича, куда входил и Троице-Сергиев монастырь. Он предположил, что именно там в 20-30-х гг. XV века был составлен первоначальный вид «Сказания», отредактированный затем в 1476-1490 гг.

А.А. Зимин отнес время создания произведения к концу XV века. Это мнение разделяет В.А. Кучкин. Историк доказывает, что ссылка автора на свидетельства «самовидца... от полку Владимира Андреевича» недостоверна: «самовидец» рассказал ему не о подробностях битвы, а то, что написано в житии Александра Невского. «Небо разверзлось», и оттуда на головы воинов-христиан опустились венцы славы».

В «Сказании» упоминаются «дети боярские» - термин, который вошел в употребление не ранее 30-х годов XV века. Отмеченные в тексте позднейшие топонимические названия и элементы лексики также свидетельствуют не в пользу версии писателя «самовидца». Ошибка его в имени жены князя (назвал Марией, а не Еленой) делает невозможным предположение, что текст создавался непосредственно людьми из окружения князя Владимира Андреевича.

На основании представленной аргументации историков можно согласиться с точкой зрения А.А. Зимина и В.А. Кучкина – о том, что «Сказание» составлено было только в 80-90-х годах XV века в церковной среде, возможно, в Троице-Сергиевом монастыре. Источником вдохновения о событиях вековой давности для его автора послужили сведения из Пространной летописной повести 1425 г., жития Сергия Радонежского, синодика погибших на Куликовом поле и из краткой редакции «Задонщины».

Серпуховское удельное княжество существовало до 1456 г., когда последний серпуховский князь Василий Ярославич, сосланный в Углич, лишился своего удела, присоединенного к Москве. Следовательно, и «Сказание о мамаевом побоище», если придерживаться датировки историков, хронологически написано было уже не в Серпуховском княжестве (уделе).


Рецензии