Река моей армейской юности - Гилюй

        В нашем селе Малиновка Запорожской области, где я жил с родителями до 1971 года действующей реки на тот момент не было. Она была до меня. Мама рассказывала, что ещё до революции через село протекала небольшая речка, но однажды пастухи гнали стадо овец. Перейти не могли. И нашли выход: поискали родник и закидали его камнями. Речка пересохла. Однако уже в начале 21 века тот самый родник нашли, расчистили, и речка свои воды снова несёт через моё некогда родное село. К сожалению, без меня.
      Рекой своего детства я считаю Днепр, хотя он и протекал в ста километров от села. Мы часто ездили в Запорожье к двоюродной сестре мамы  и в своё удовольствие  загорали  и купались в реке, которую прославили ещё Тарас Шевченко и Николай Гоголь в своих произведения: один на украинском языке, другой –  русском.
      Рекой на заре моей юности стала Великая русская река Волга, на берегах которой в городе Тольятти я проживаю до сих пор.
      А вот рекой моей армейской юности является Гилюй в Амурской области, куда меня в 1974 году на два года занесла служба в Железнодорожных войсках. О Гилюе и пойдёт разговор ниже.
      С Гилюем, покрытым толстым слоем льда, я впервые познакомился  в конце декабря 1974 года. Наша воинская часть располагалась в восемнадцати километрах от столицы БАМа Тынды. Питьевую воду брали прямо из неё в специально поставленном на льду «домике». Что интересно, воду  с этой таёжной реки я пил все два года, но никаких проблем со здоровьем не испытывал. Чего никогда не делал ни с Днепром, ни с Волгой, ибо отравиться можно было запросто: уж больно много промышленных предприятий находилось вдоль этих рек.
       Что касается Гилюя, окруженного на всем своем протяжении тайгой и сопками,
 вокруг никаких заводов, понятно, не наблюдалось. Что же это за такая «волшебная» река?! И что означает её название, явно, не русское. Ответ я нашёл в интернете:
             «Гилюй (от франц. gueule — рот, морда, рыло) — это термин, который в русском языке может использоваться в нескольких значениях: 1. В историческом контексте: маска, которую надевали на рот лошади, чтобы она не могла кусаться или есть. 2. В переносном смысле: наглый, бесцеремонный человек; человек с неприятным, отталкивающим поведением. В современном русском языке слово "гилюй" используется редко и в основном в литературе». Конец цитаты.
         Сначала подумал: Амурская область и французское слово – какая связь?. Но потом вспомнил, что в царские времена в Российской империи дворяне разговаривали по-французски, французский язык тогда был, по сути, неофициально вторым государственным языком после русского. К счастью, эти времена канули в Лету. Но проблемы остались. Не зря же депутаты нашей Госдумы нынче рассматривают законопроект «О защите русского языка». Давно пора.
          Река Гилюй – это приток реки Зея, несущей свои воды в Амур. На ней, как и на Волге, построена Зейская ГЭС. Своё начало река берёт на южном склоне Станового хребта. Длина 545 километров.
        В конце декабря 1974 года Гилюй, как я уже сказал, покрыт был льдом. Но мы поинтересовались и выяснили, что река покрывается льдом до середины ноября, а вскрывается по весне только в мае. В этом за два года службы я лично убедился.
       Что касается лета, а их у меня прошло на реке два, то должен сказать, от Днепра и Волги она отличается здорово. Это весьма суровая и опасная для человека река. Помнится, как нас по прибытию знакомили под роспись с запретом купаться. Потому, что течение такое, что из него не выбраться: унесёт в самую Зею, вернее её водохранилище. Да и купаться летом при температуре воды 9 градусов желания мало.
         Вдоль Гилюя прошла трасса БАМа. Я до сих пор помню название железнодорожной станции Джалингра,  которая появилась при нас в нескольких километрах восточнее от того места, где располагалась наша воинская часть (41-й километр от Тынды).
        Купаться в Гилюе нам запрещали, но вот по выходным и свободным от службы дням мы с удовольствием в теплые дни (весенние, летние и осенние) с удовольствием сидели на крутом берегу этой таёжной и на время ставшей для нас близкой и родной реки, сидели и смотрели, как она несла свои волны к Зее. Настроение у меня поднималось здорово, ибо я закрывал глаза, и представлял себя сидящем на берегу моей Волги. По которой сильно скучал. Но на время река Гилюй мою грусть уносила вдаль вместе с волнами. Были и другие радостные моменты.
      Однажды к нам подошли геологи. Беседа продолжалась долго, мы с моим другом Колей Беловым едва успели на ужин. От них мы узнали о полезных ископаемых, которые хранит тайга по обе стороны реки, о романтике профессии геолога. Один геолог, по-видимому, старший в экспедиции, советовал нам после Армии идти поступать в институт по геологии. В ходе беседы на магнитофоне геологов звучала песня «Геологи». Следующие её слова на меня подействовали, и я стал мечтать, как выучусь на геолога:
               
«А путь и далек и долог,
И нельзя повернуть назад...
Держись, геолог! Крепись, геолог!
Ты ветра и солнца брат!»

         Но после ухода геологов я передумал. В этом меня убедил сослуживец Коля. «Петя, - обратился он ко мне с улыбкой, -геологи – это, конечно, романтика, но … отрываться на месяцы, а то и годы от родных мест, отчего дома, менять домашний комфорт на палатки в тайге или голой степи..., лично меня такая романтика не устраивает». И он был прав. Мы с ним один раз в жизни, выполняя гражданский долг перед Отечеством, покинули на два года своих родителей, братьев, сестёр, и два года тосковали по отчему дому, а если в течение всей жизни вот так отрываться от дома часто и подолгу… Да, меня тоже такая романтика не устроила.
      Я вернулся с армии, поступил в госуниверситет и до пенсии работал ведущим кадровиком на АВТОВАЗе, пользуясь всеми плодами цивилизации. Но к геологам я отношусь с уважением, так как каждый человек выбирает себе тот жизненный путь, который ему нравится.

21.05.2025 г.

Фото из интернета


Рецензии